Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Деятельность психолога-консультанта на подэтапе




«Коррекция поведения клиента»

 

На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычно­му поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента явля­ется наиболее подходящим. Ю.Е. Алешина (1993) уделяет осо­бое внимание тому, чтобы результатом работы на этом подэ­тапе был детально разработанный план позитивного реагиро­вания клиента.

Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близ­ких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Мы в свое время опубликовали материал, в котором излагали свой опыт использования анализа романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в психологи­ческом консультировании родителей для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов (Ели­заров, 1996). Психолог-консультант должен стремиться ктому, чтобы клиент нашел альтернативу своему поведе-

70

нию именно сам, чтобы это была именно его альтернатива, чтобы она органично вырастала из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы кли­енту.

Разработка плана конкретного позитивного реагирова­ния клиента предполагает, что в психологической консуль­тации психолог и клиент детально спланируют, где и ко­гда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуж­дены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.

 

 

Этап 4. Завершение консультативной беседы

 

Продолжительность этапа - 5-10 мин при средней продол­жительности консультативной беседы 45 мин - 1 ч 10 мин. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

1. Подведение итогов беседы(краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что повто­ренное в конце беседы запоминается лучше.

2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших от­ношений клиента с консультантом или другими необходи­мыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время их приема. Формулируется, какие задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Лучше предварительно договориться о следующей встрече, чем оставить этот вопрос неопределенным. Лучше, чтобы ме­сто и время приема были постоянными. Решается вопрос о переадресовке клиента другому консультанту, если есть ос­нования полагать, что он будет более компетентным в данной ситуации, или если психолог-консультант вынужден куда-то уезжать в ближайшее время. Обсуждается вопрос домашних заданий клиенту.

71

3. Прощание консультанта с клиентом.Клиента следу­ет проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть кли­ента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.

С.А. Капустин (1993) полагает, что после хорошей работы с психологом-консультантом клиент оказывается в ситуации неопределенности выбора - решать проблему или продолжать жить как раньше. И то и другое болезненно. Это связано с тем, что существуют серьезные обстоятельства, препятствующие желанию клиента решать свои проблемы:

1.Клиенту нужно отречься от всего, что давало ему ощуще­ние определенной осмысленности его существования, -прежней целевой направленности, прежних идеалов, об­раза жизни.

2. Начиная решать свои проблемы объективно, клиент вы-'  нужден признать свою вину за те, может быть, очень тра­гичные события и конфликты, которые произошли с ним и близкими ему людьми, лишиться прежнего самоуваже­ния.

3. Приступая к решению своих проблем, клиент берет на себя груз ответственности за их решение, вынужден тра­тить на это усилия, время.

Эта ситуация противоречивости, неопределенности выбо­ра длится от нескольких

секунд до нескольких дней и гово­рит о том, что удалось расширить представление клиента о себе и собственной ситуации, создать базу для изменений. Это состояние сильного душевного потрясения, что может выглядеть внешне как растерянность, вина, агрессия, рас­каяние, уязвленное самолюбие, отчаяние, надежда. Речь может стать сбивчивой. Это может быть и состояние задум­чивости, размышления над проблемой. Это также зачастую и состояние внутренней конфронтации с консультантом, проявлением чего могут быть попытки его дискредитиро­вать.

72

По мнению С.А. Капустина (1993) достижение состояния неопределенности выбора само по себе является показате­лем качества работы психолога-консультанта. Клиенту дан шанс. В консультации или дома он со временем может выра­ботать реалистичное, соответствующее его личностным ре­сурсам решение. Психолог здесь ограничен наличием или отсутствием встречной активности клиента. Исход консуль­тирования в конечном счете зависит от воли и желания кли­ента.

Следует отметить, что все-таки несмотря на весомость при­веденных выше аргументов, большинство психологов-кон­сультантов предпочитают, чтобы клиент уходил от них со светлым и радостным выражением лица. На это и направлена их активность на заключительном этапе консультативной бесе­ды.

 

 

Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог- клиент

 

Эту проблему рассматривали многие авторы. Н.Н. Обозов [1993]позволяет выделить 5 оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:

  • по характеру запроса на психологическую помощь;
  • по особенностям восприятия психических явлений;
  • по способу работы со своими проблемами;
  • в зависимости от пола клиента;
  • в зависимости от особенностей телосложения клиента/

Рассмотрим теперь эти основания более подробно.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...