Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предприятие – объект государственного регулирования




Государственное регулирование экономической деятельности предприятий –это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы функций, форм и методов создают условия для достижения поставленных целей и решения важнейших экономических и социальных задач по адаптации предприятий к соответствующему этапу развития экономики.

Главным в регулирующей роли государства является: во-первых, создание условий для стимулирования хозяйственной активности предприятий в целях полного использования экономического потенциала субъектов хозяйствования; во-вторых, воздействие на экономику в тех областях, где рыночные механизмы несостоятельны;               в-третьих, воздействие на рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

Объектами государственного регулирования экономической деятельности предприятийявляются:

• стимулирование спроса на товары и услуги, капиталовложений, инновационной деятельности и занятости;

• создание условий для развития конкуренции;

• структура экономики отраслей (соотношение отдельных подотраслей, воспроизводственная, технологическая, региональная структура);

• условия накопления капитала, которые соответствуют экономическим интересам субъектов хозяйствования;

• внешнеэкономическая деятельность предприятий;

• окружающая среда.

В условиях рыночных отношений в системе государственного регулирования производственной деятельности предприятий используются административно-распорядительные и экономические методы, взаимосвязанные между собой.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Они в основном носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений и постановлений. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций и других контролируемых государством ресурсов, субсидии и дотации, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта и контроль за импортом. К мерам принуждения относятся вырабо­танные государством правила и условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (например, требования в области охраны труда).

Среди мер прямого воздействия на функционирование пред­приятий важное значение имеет государственный заказ,позволяющий воздействовать на спрос, активно влиять на экономику предприятия, оживлять и расширять производство. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, национальной безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов. Госзаказ способствует обеспечению оптимальных пропорций между спросом и предложением, выполняет функции гаранта жизнеобеспечения всех социальных слоев населения, формирует страховые запасы и резервные фонды, прежде всего продуктов питания. Госзаказ осуществляется на основе государственного контракта и заключаемых в соответствии с ним договоров поставки.

Заказы на поставку товаров для государственных нужд раз­мещаются в основном на конкурсной основе.Исключение составляют предприятия-монополисты, которых государство обязывает заключать контракты на поставку товаров для государственных нужд.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться экономические методы: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами.

В особых случаях государство может оказывать финансовую помощь предприятиям, предоставляя им субсидии, субвенции или дотации. Субсидированиеосуществляется с определенными целями. Например, субсидии могут выдаваться на обновление техники или технологии, для реорганизации и реструктуризации предприятия. Дотация представляет собой финансовую помощь предприятию из госбюджета для покрытия убытков. В рыночной экономике такая форма фи­нансирования из госбюджета применяется крайне редко. Субсидии и дотации являются трансфертными платежами правительства, т. е. предполагается одностороннее движение денег, не связанное с оплатой товаров и услуг.

В системе государственного регулирования экономики в целях защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения экономических, санитарных и других норм и правил используется лицензирование. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законом и осуществляются только при наличии официального документа – лицензии,в которой разрешается указанный вид деятельности в течение установленного срока.

Важное место в системе государственного регулирования экономики предприятий занимает стандартизация,которая устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства.Стандартизация обеспечивает экономию ресурсов по производству продукции (работ, услуг), их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники.

Для подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям проводится сертификация,которая подтверждается выдачей сертификата. Например, на производство (ввоз) продукции, касающейся здоровья человека, требуется гигиенический сертификат.

Для различения производимых сходных товаров и услуг разных производителей используются товарные знаки.Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги.

К мерам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности относится квотирование – ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по отдельным странам или группам стран.

К экономическим методам воздействия государства на эко­номическую деятельность предприятий относятся методы, которые осуществляются в рамках:

1. Фискальной политики государства (методы льготного на­логообложения).Под фискальной политикой государства понимается регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления.

Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулиро­вания развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего произ­водства.Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска про­дукции и оказании всевозможных услуг.

2. Финансово-кредитной политики(методы государствен­ного регулирования ставки рефинансирования, операций на открытом рынке ценных бумаг).Под финансово-кредитной политикойпонимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами.

3. Научно-технической и инновационной политики (методы государственного регулирования и стимулирования комплексного развития науки и техники, внедрения их результатов в производство с целью активизации инновационной деятельности предприятий).Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства.

4. Инвестиционной политики.В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

5. Амортизационной политики.Особая роль как инструменту государственного регулирования производственной деятельности предприятия принадлежит амортизации. Через амортиза­цию переносится стоимость средств труда (по мере их физического и морального износа) на производимый продукт. В последующем эта часть стоимости используется для возмещения изношенных средств труда. Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных средств, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности.

Ускорение обновления основного капитала обеспечивает ускоренная амортизация.

6. Прогнозирования, планирования, программирования развития экономики.Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий: выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования эко­номики за предшествующий период, исходя из экономической по­литики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения.

В системе государственного регулирования усиливается роль прогнозирования, которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях их достижения. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, которое обусловлено закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправ­ленных факторов в прогнозируемом периоде.

Программированиекак форма государственного регулирования призвано обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения выделенной проблемы и достижения поставленной цели. Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, носить директивный или индикативный характер, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.

7. Ценообразования. Ценообразование– один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение товаров, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообра­зования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на боль­шинство товаров свободные, т. е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10–15 % общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и в Республике Беларусь, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.

8. Антимонопольного регулирования,основными направлениями которого являются: противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внеш­неэкономической политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики.

Таким образом, государственное регулирование экономики предприятийвключает систему взаимосвязанных экономических и административных форм, методов и инструментов, которые применяются с учетом специфики формирования в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики.

 

1.8.Коммерческий расчет как метод хозяйствования

Коммерческий расчет – это метод хозяйствования, при котором расширенное воспроизводство на предприятии осуществляется за счет собственных средств на основе реализации рыночных отношений, повышения эффективности использования всех производственных ресурсов и путем выгодной продажи произведенной продукции, что в совокупности обеспечивает получение предприятием достойной прибыли. Коммерческий расчет в полной мере реализуется только теми предприятиями (независимо от форм собственности), которые реализуют произведенные товары (услуги) по свободным ценам. Тем самым коммерческий расчет расширяет возможности предприятия в получении и росте прибыли, что создает условия для самофинансирования расширенного воспроизводства.

Предпосылками организации коммерческого расчета на предприятии являются:

• частная собственность и соблюдение субъектами хозяйствования принципов предпринимательства;

• правовая защита собственности и конкуренции;

• свободное перемещение труда и капитала;

• свободное ценообразование;

• оптимальное сочетание государственного и рыночного механизмов регулирования экономики предприятия;

• наличие и соблюдение норм и нормативов использования трудовых и материальных ресурсов в производстве;

• соблюдение принципов, форм и методов современной организации производства и труда;

• эффективная система мотивации и стимулирования труда в зависимости от конечного результата производства.

Основой коммерческого расчета является предпринимательская деятельность,которая представляет собой самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Среди основных ориентиров предпринимательской деятельности следует выделить производство конкурентоспособной продукции, полученную в конкурентной борьбе прибыль, рентабельность, которые выступают как показатели успешной предпринимательской деятельности. Сущность коммерческого расчета и организация предпринимательства взаимосвязаны.

Выделяют следующие принципы коммерческого расчета:наличие собственных средств и хозяйственная самостоятельность; самоокупаемость, самофинансирование и рентабельность; экономическая заинтересованность, экономическая ответственность и самоконтроль.

1. Принцип наличия у предприятия собственных средств и хо­зяйственной самостоятельностиозначает, что необходимые инвес-тиции для предприятия полностью или преимущественно (50 % и более) обеспечиваются собственными средствами.

При создании предприятия собственный капитал представляется уставным фондом, т. е. суммой средств, вложенных в предприятие его собственником. Порядок формирования уставного фонда регламентируется законодательством и зависит от организационно-правовой формы предприятия. Уставный фонд используется для формирования основных и оборотных средств, а поэтому наличие собственных средств создает материальную основу для хозяйственной самостоятельности предприятия. Величина же заемных средств, напротив, означает степень экономической зависимости предприятия от кредиторов.

Хозяйственная самостоятельность означает, что предприятие как юридическое лицо самостоятельно принимает любые решения, касающиеся его производственно-коммерческой деятельности. Данный принцип в отношении осуществления производственно-коммерческой деятельности в полной степени реализуется только на негосударственных предприятиях. Такое предприятие самостоятельно разрабатывает (с учетом спроса и предложения на рынке) и реализует стратегию своего развития, ценовую, сбытовую и внешнеэкономическую полити­ку, формирует и распределяет прибыль, сдает в аренду свободные площади, т. е. свободно реализует все права юридического лица, сообразуясь с условиями хозяйствования и требованиями рынка.

Хозяйственная самостоятельность предприятия в рыночной экономике является относительной. Решения предпринимателя зависят от внешней среды, и прежде всего от рынка, поставщиков, государства. Так, хозяйственная самостоятельность ограничивается системой государственного регулирования экономики предприятия (лицензирование отдельных видов производственно-коммерческой деятельности предприятия, регулирование цен на продукцию предприятий-монопо­листов, установление государством фиксированных цен на социально значимую продукцию и т. д.). При этом объем производства должен равняться сумме заключенных договоров, включая и государственный заказ, умноженной на коэффициент риска реализации продукции.

Хозяйственная самостоятельность предприятия во многом определяется правовыми отношениями собственности. Наибольшей хозяйственной самостоятельностью обладают частные предприятия. Любые решения, касающиеся производственно-коммерческой деятельности, владелец предприятия принимает единолично. Столь же высока степень хозяйственной самостоятельности на предприятиях с небольшим числом участников ООО, ОДО. В акционерных же обществах управление производственно-хозяйственной деятельностью отделено от управления капиталом. Здесь хозяйствующий субъект обладает широкой самостоятельностью в принятии оперативных решений по вопросам приобретения сырья и материалов, найма работников, повышения эффективности, совершенствования организации производства и труда. Однако самостоятельность хозяйствующего субъекта ограничена в вопросах стратегического значения: распределение чистой прибыли; направления использования инвестиций, решение по которым принимает собрание акционеров. 

Принцип наличия собственных средств и хозяйственной са­мостоятельности является исходным принципом коммерческого расчета, создающим основу для реализации принципов самоокупаемости, самофинансирования и рентабельности.

2. Принцип самофинансирования.Он предполагает финансирование расширенного воспроизводства на предприятии за счет собственных источников, а не за счет бюджета. Для этого изменен порядок распределения прибыли, которая за вычетом налогов остается в распоряжении предприятия. Коренная реконструкция, приобретение новой техники, внедрение высоких технологий, т. е. расширенное воспроизводство, может финансироваться не только за счет собственных средств, чистой прибыли – основного источника и амортизационных отчислений, но и за счет привлечения заемного капитала (банковского кредита, коммерческого кредита, размещения акций и облигаций, лизинга и аренды имущества других предприятий).

Простое же воспроизводство основных средств осуществляется за счет амортизационных отчислений, при расчете которых ускоренная амортизация имеет приоритетное значение. Оправданным является использование ускоренной амортизации, особенно при внедрении ресурсосберегающих, высоких наукоемких технологий, при освоении принципиально новых видов продукции, прежде всего импортозамещающих и экологически чистых, что создает финансовые условия для активизации инновационной деятельности на предприятии.

Самофинансирование за счет внутренних источников обеспечивает прирост собственного капитала, в результате чего повышается финансовая надежность и кредитоспособность предприятия.

3. Принципы самоокупаемости и рентабельности. Во взаимо-действии с принципом самофинансирования они предполагают безубыточность деятельности предприятия. При этом величина прибыли должна быть достаточной не только для самоокупаемости, но и для развития производства. Предприятия с учетом самоокупаемости и самофинансирования разрабатывают стратегию своего развития. Самоокупаемость обеспечивает возмещение текущих затрат, а самофинансирование – и текущих, и единовременных затрат – расширенное воспроизводство.

Таким образом, экономическая заинтересованность предприя-тий обеспечивается чистой прибылью, остающейся в их распоря-жении, которая зависит от эффективности производства, системы налогообложения и отчислений, выплачиваемых из чистой прибыли.

4. Принцип экономической заинтересованности в обязательном порядке предполагает экономическую ответственность, что в условиях взаимодействия предприятия с внешней средой и множеством субъектов хозяйствования определяется договор­ными обязательствами. Экономическая ответственность означает, что хозяйствующий субъект несет ответственность перед потребителями за количество и качество поставляемой продукции, своевременность ее поставки, а перед поставщиками, банками, государством – по принятым или установленным обязательствам. Различают текущую и имущественную ответственность. Первая наступает при нарушении предприятием договор­ных обязательств (по срокам поставки, качеству и т. п.) и реализуется путем выплаты штрафов, пени и неустоек. Имущественная ответственность наступает при нарушении субъектом хозяйствования финансовых обязательств, а также в случаях неплатежеспособности и банкротства и осуществляется путем передачи кредитору части имущества предприятия или его стоимостного эквивалента после продажи.

5.Самоконтролькак принцип коммерческого расчета предпола-гает соизмеримость затрат и результатов хозяйственной деятельности предприятия, что связывает этот принцип с экономической эффективностью производства.

Соблюдение всех принципов коммерческого расчета гарантирует не только получение прибыли предприятием, но и перспективу развития его производства, что в определяющей степени зависит от методов хозяйствования и деятельности структурных и функциональных подразделений предприятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...