Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экономическая среда функционирования предприятия
В соответствии со спецификой влияния на функционирование субъектов хозяйствования выделяют факторы прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает такие внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия. Эти факторы формируются в результате взаимодействия предприятия с поставщиками ресурсов, деловыми партнерами, потребителями, конкурентами, органами государственного и местного управления, общественными организациями и звеньями рыночной инфраструктуры. Под средой косвенного воздействия понимают такие внешние факторы, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на экономику предприятия. Однако данные факторы создают необходимые условия, стимулы и предпосылки для предстоящих, в том числе и быстрых, изменений в функционировании предприятия, формировании конкурентных преимуществ. Они включают: уровень стабильности макроэкономических показателей, политической ситуации, динамику и потенциал развития макроэкономики: государственную политику по защите и регулированию конкуренции, поддержки товаропроизводителей, стимулирования спроса; уровень развития рынка капитала, инноваций и интеллектуальной собственности, нормативно-право-вые, демографические, географические, природно-климатические, социо-культурные факторы. Во внешней среде функционирования субъектов хозяйствования различают макроуровень (макросреда) и микроуровень (микросреда). В зависимости от состава субъектов экономической среды функционирования предприятия различаютмикро- и макросреду. Все субъекты хозяйствования функционируют в определенной макросреде,где между предприятиями и ее субъектами возникают вертикальные связи. Многообразие факторов и условий, во взаимосвязи и в комплексе определяющих внешнюю среду предприятия, включает следующие элементы внешней среды: • внешние экономические факторы(экономическая среда):общий уровень экономического развития страны, уровень развитости рыночных отношений, размер ВВП и его колебания, размеры инфляции, процентные банковские и налоговые ставки, валютный курс и его колебания, уровень производительности общественного труда и средней заработной платы. Так, инфляция сокращает покупательную способность потребителей, новые налоги могут изменить распределение доходов, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предприятия; • политические условия:государственное устройство и государственная социальная, научно-техническая, промышленная, кадровая, экономическая, в том числе налоговая, ценовая, кредитная и таможенная политики; • правовые составляющие(юридическая среда):степень правовой урегулированности рыночных отношений, состав и качество действующих законов и подзаконных актов, гарантии обеспеченности правовой безопасности предприятий и граждан, от которых зависит правомерность заключения и выполнения договоров и контрактов, разрешения споров и конфликтных ситуаций, связанных с деятельностью предприятий; • внешние научные и технические факторы(технологическая среда): научно-технологический потенциал страны, содержание и направления фундаментальных и прикладных исследований; наличие и уровень функционирования объектов научно-технической инфраструктуры, включающей технопарки, центры трансфера технологий, фирмы, занимающиеся венчурной деятельностью, лизингом; исследовательские фонды и программы. Наличие этих факторов способствует предприятиям в выпуске новой продукции, освоении новых и совершенствовании применяемых технологий, широком внедрении инноваций; • коммуникационные внешние условия:уровень развития транспортной сети, наличие железных дорог, автомобильных магистралей, воздушных, морских и речных путей сообщения, степень развитости сетей связи, информационного обмена и телекоммуникаций, что в совокупности предопределяет эффективность производственной деятельности предприятий; • природно-климатические факторы:наличие месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых, состояние экологии, площадь территории, среднегодовая температура и многое другое, что предопределяет деятельность предприятий в области разработки и применения ресурсосберегающих технологий, заменителей традиционного сырья и материалов, отдельных видов энергии и т. д. Субъектами макросреды являются государственные органы управления, местные органы власти и общественные организации. Органы государственного управленияопределяют и контролируют деятельность хозяйствующих субъектов посредством законодательства, амортизационной и налоговой политики, политики в области заработной платы, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности труда. Помимо республиканских органов управления местные органы властиформируют собственную юридическую среду для предприятий, действующих на их территории. Они регулируют возможные места расположения предприятия, время его работы, виды выпускаемой продукции. Органы государственного и местного управления, исходя из интересов государства, обеспечивают экономическое стимулирование производства отдельных видов продукции или развития отдельных предприятий. Значение государства как субъекта внешней среды трудно переоценить. Если изменение каких-либо параметров микросреды, например, снижение спроса потребителей на конкретный вид продукции, оказывает влияние на экономику только одного предприятия – производителя данных изделий, то изменение одного из параметров макросреды, например, введение нового налога, оказывает существенное влияние на все хозяйствующие субъекты независимо от того, являются они потребителями, поставщиками или конкурентами. На современном этапе экономического развития внешняя среда функционирования предприятий во многом определяется деятельностью общественных организаций и движений. Субъектами внешней микросреды, с которыми возникают горизонтальные связи на договорной основе, являются: производители, поставщики, потребители, деловые партнеры, конкуренты, звенья рыночной инфраструктуры. В зависимости от экономического назначения продукции различают предприятия-потребители и конечных потребителей. Предприятия-потребители приобретают оборудование, сырье, полуфабрикаты и другие товары и услуги для дальнейшего использования в производстве или для перепродажи другим потребителям. Конечные потребители обычно покупают готовые изделия для личного, семейного или домашнего использования. Потребители как субъекты внешней микросреды предъявляют требования и определяют номенклатуру, ассортимент и качество производимой продукции, а также формируют уровень цен. Под поставщиками в широком смысле этого слова понимают не только поставщиков сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, но и поставщиков научно-технической продукции (проекты, технологии, техника), учреждения и организации, оказывающие различного рода услуги (транспортные, складские, консалтинговые и др.), банки, которые осуществляют кредитование, и т. п. Поставщики оказывают влияние на уровень издержек предприятия через цены на сырье, материалы и оказываемые услуги, во многом определяют качество производимой продукции, которое зависит от уровня прогрессивности предлагаемых проектов, от совершенства технологии и техники, от качества поставляемых сырья и материалов. В меньшей мере влияют поставщики на номенклатуру и ассортимент производимой продукции. Взаимоотношения поставщиков и потребителей представляют собой горизонтальные хозяйственные связи, которые строятся на договорной основе. Горизонтальные связи обеспечивают непрерывность процессов производства и реализации продукции, отражают взаимоотношения производителей с поставщиками материальных ресурсов, покупателями продукции, деловыми партнерами и конкурентами. Вертикальные связи возникают с момента государственной регистрации, поскольку каждый субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. На микроуровне выделяют следующие факторы внешней среды: рыночная конъюнктура, форма и близость партнерских связей, отношения с поставщиками и потребителями, степень развития рыночной инфраструктуры. Внутренняя среда функционирования предприятия.Протекание экономических процессов на предприятии зависит не только от внешней экономической среды, но и от внутренней среды, от внутренней организации предприятия. Внутренняя среда предприятия – совокупность результатов деятельности, условий и системы взаимосвязей подразделений субъекта хозяйствования. Внутреннюю среду функционирования предприятия формируют следующие взаимосвязанные группы факторов: • экономические факторы,включающие движение капитала и денежных средств, уровень производительности труда, показатели эффективности использования основного и оборотного капитала и нематериальных активов, и прежде всего рентабельности ресурсов; • производственно-технические факторы,которые включают со-вокупность машин, оборудования, инструментов, материалов, сырья, полуфабрикатов, технологии производства продукции, что в совокупности предопределяет успех деятельности предприятия; • социальные условия и составляющие – комплекс социальных отношений, присущих работникам предприятия: их способности и отношение к труду, мотивация, организационная и производственная культура, профессиональная и деловая этика в процессе выполнения партнерами взаимных обязательств, взаимоотношения с властными структурами и коррупция; • информационная составляющая,которая представляет собой совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети предприятия соответствующей информацией для эффективных коммуникаций в управлении предприятием. С появлением и развитием информационных сетей, включая Интернет, успех предприятия все в большей степени определяется уровнем используемых им информационных технологий; • маркетинговый фактор – изучение рынка в целях обеспечения потребностей покупателей в товарах и услугах предприятия путем активного влияния предприятия на рыночный спрос и объемы реализации продукции; • деловые отношения и поведение сотрудников,способствующие установлению контакта с партнерами, правильной ориентации в сложившейся социально-экономической ситуации, эффективному влиянию на потребителей в нужном направлении [2,5,19]. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |