Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные организационно-экономические объединения предприятий
Функционирование предприятий в условиях рынка предусматривает трансформацию организационно-экономических форм и структур основных хозяйственных звеньев в целях обеспечения адаптации их к рыночной среде и активизации инновационно-инвестиционной деятельности. Создание любого кооперативно-интеграционного формирования предполагает структурные преобразования и развитие отношений по управлению собственностью в различных ее формах; снижение издержек в технологической цепочке «производство – переработка – сбыт продукции»; удовлетворение потребностей в техническом, материальном обеспечении и обслуживании; проведение согласованной инвестиционной, маркетинговой и кредитной политики; обеспечение эффективности производства, конкурентоспособности производимой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Все это требует решения следующих задач: – разработка экономического механизма, обеспечивающего рыночные взаимоотношения субъектов на паритетных началах; – образование координационного органа управления интегрированным формированием с широкими правами и обязанностями. Процедуру объединения можно рассматривать по двум направлениям: с созданием юридического лица или без создания такового. Финансово-промышленная группа (ФПГ) – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора.Целью ФПГ является реализация инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на инновации, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Для формирования и становления ФПГ необходим крупный собственный капитал банка, его прочное финансовое положение, соответствующая материально-техническая база. Деятельность в составе группы открывает большие перспективы для развития и обеспечения финансовой устойчивости банка, поскольку в нем концентрируются средства, депозиты, ценные бумаги, другие активы предприятий – членов группы. В этой связи, а также в соответствии с тем, что участие юридического лица более чем в одной ФПГ не допускается, первоначальным условием создания группы является участие в ней банка, не состоящего в других группах. Конкретный состав каждой из ФПГ определяется ее целями, задачами и возможностями. В качестве связующего, управляющего центра ФПГ наиболее часто выступают крупные банковские структуры. Для координации хозяйственной деятельности и ведения дел учреждается центральная компания, являющаяся юридическим лицом, или определяется головное предприятие, наделенное соответствующими полномочиями. Механизм взаимоотношений предприятий ФПГ базируется на подходах, при которых взаиморасчеты производятся не по отдельным стадиям воспроизводственного процесса, а по конечному продукту в зависимости от индивидуального вклада каждого предприятия в полученный результат. Доходом ФПГ является консолидированная прибыль ее участников. При ведении группой сводного (консолидированного) баланса прибыль отражается в балансе Центральной компании (головного предприятия). По ее обязательствам, возникшим в результате участия в деятельности группы, участники несут солидарную ответственность. Сложность образования финансово-промышленной или агропромышленной финансовой группы на данном этапе состоит в том, что для ее создания необходим участник, выполняющий кредитно-финансовые функции, располагающий свободными денежными ресурсами. Среди участников ФПГ обязательно наличие как организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, так и банков, других кредитных организаций (инвестиционные и финансовые компании, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, лизинговые компании). Такое участие обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. Холдинг (от англ. – владение)– юридическое лицо любой организационно-правовой формы (как правило, акционерных обществ), в состав имущества которого входят и (или) в управлении которого находятся доли (акции) в имуществе иных юридических лиц, которые обеспечивают ему право принятия или отклонения решений, принимаемых их высшими органами управления. Холдинг может быть компанией, которая ставит перед собой задачу получить и сохранить участие в капитале предприятий с целью контролировать либо направлять их деятельность. При объединении юридических лиц данной формы они становятся зависимыми или дочерними обществами, теряя тем самым экономическую самостоятельность, но сохраняя статус юридического лица. В соответствии с базовыми принципами мирового корпоративного права в Гражданском кодексе Республики Беларусь определены нормы, согласно которым: - акционер (участник) не отвечает по обязательствам общества и несет риск убытков в пределах принадлежащих ему акций (долей); - общество не отвечает по обязательствам своих акционеров (участников); - дочернее общество не несет ответственности по долгам основного. Холдинг, сформированный по принципу участия, как нельзя лучше использует эти преимущества. Структура холдинговой компании включает: - основное (головное, материнское)общество, которое формирует цели развития холдинга, осуществляет выработку стратегии, координирует и обеспечивает коммуникационные связи между субъектами холдинговой системы, ведет инновационную деятельность, единое финансовое руководство в целях оптимального использования ресурсов и привлечения капитала; - дочерние общества, как правило, – акционерные общества, занятые производственно-коммерческой деятельностью непосредственно; - инфраструктуру холдинговой компании (банки, финансовые, инвестиционные, страховые, аудиторские компании, центры экономических исследований, учебные центры и др.). В формированиях подобного типа должно быть полное соответствие между процессом принятия решений, организационной структурой, с одной стороны, и структурой капитала – с другой, что и превращает группу из просто ассоциации разрозненных предприятий в единый организм. Холдинговая структура становится привлекательной для инвесторов, поскольку они могут идентифицировать центр контроля, а значит, и объект финансовых вложений. Участники объединения отношения между собой и предприятиями-интеграторами строят на договорных условиях. Главными отличиями холдингов с точки зрения преимуществ являются: снижение предпринимательских рисков; четкий консолидирующий центр; наличие юридического лица, способного привлечь инвестиции; гибкость и адаптация к новым условиям. Однако создание структуры подобного типа привело бы к коренным изменениям производственно-экономических отношений, связанных с возможной потерей участниками значительной доли самостоятельности, к чему они пока не готовы. Более того, их нестабильное экономическое состояние не способствует углубленной интеграции. Различают следующие типы холдингов. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют: имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора. В зависимости от видов работ и функций,которые выполняет головная компания, различают: чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции. Таким образом, чистые холдинги выполняют только функции по участию в капитале; смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям. Смешанные холдинги занимаются еще и предпринимательской деятельностью. С точки зренияпроизводственной взаимосвязи компанийвыделяют: интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции; конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек». Созданием холдинговых структур в Беларуси активно занимаются последние четыре года. В Беларуси холдинги начали действовать с 1 апреля 2010 года, когда вступил в силу Указ Президента от 28 декабря 2009 года № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь», который стал первым документом, регулирующим создание и деятельность холдингов в Республике Беларусь. Указ № 660 дал понятие холдинга, четко определил круг лиц, которые могут быть участниками холдинга, урегулировал процедуру регистрации создания холдинга и внесения изменений в список его участников. В соответствии с указом выделяются два вида холдингов. Первый вид холдинга – это объединение коммерческих организаций, в котором одна из них является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые дочерними компаниями холдинга. Такая возможность у управляющей компании возникает на основании владения 25 % и более акций либо долей в уставных фондах дочерних компаний холдинга – хозяйственных обществ или обладания статусом учредителя по отношению к дочерним компаниям холдинга – унитарным предприятиям. Второй вид холдинга представляет собой объединение коммерческих организаций, в котором управление дочерними компаниями либо участие в управлении дочерними компаниями осуществляет непосредственно собственник 25 % и более акций либо долей в уставных фондах этих компаний без образования управляющей компании холдинга. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями. Холдинг создается на основании решения управляющей компании холдинга или собственника. При этом указом не предусматривается необходимость получения согласия дочерних компаний на вхождение в холдинг. Управляющая компания холдинга выполняет управленческие решения: проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга, разрабатывает планы перспективного развития. Она обладает полномочиями выступать от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и его деятельностью, вести консолидированный учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности холдинга. Таким образом, отличительными признаками холдинга являются: – долевое участие в капитале и контроль (управление) над деятельностью дочерних компаний; – юридическая независимость субъектов холдинга; – единая экономическая политика. В целях совершенствования управления государственным имуществом, оптимизации управления государственными юридическими лицами и юридическими лицами с долей государства в уставном фонде и повышения их конкурентоспособности Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 414 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660». С изданием Указа на законодательном уровне закреплено понятие «холдинг с участием государства» – таковым признается холдинг, управляющей компанией которого выступает государственное унитарное предприятие или хозяйственное общество с долей государства в уставном фонде 50 % и более. В отношении холдингов с участием государства установлена необходимость разработки организационно-экономического обоснования создания такого холдинга и установлены в общем виде требования к его содержанию; для управляющих компаний холдингов с участием государства предусмотрена обязанность разрабатывать стратегию развития холдинга на пятилетний период. Государственные органы должны обеспечивать мониторинг реализации стратегии и анализ эффективности управления холдингом. Также установлены требования к составу и структуре совета директоров управляющей компании холдинга, являющейся ОАО; определены особенности передачи в доверительное управление управляющей компании акций, принадлежащих Республике Беларусь или административно-территориальным единицам. Холдинг не является юридическим лицом. Его участниками могут быть только хозяйственные общества и (или) унитарные предприятия и не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствует соглашение, предусматривающее обмен информацией по налоговым вопросам. На 5 января 2015 г. в государственном реестре холдингов числилась 91 такая структура. К АПК имеют отношение 17 холдингов. Наряду с горизонтально интегрированными (самая распространенная форма интеграции в холдингах с государственным участием) созданы и успешно функционируют вертикальные и диверсифицированные. Примеры успешно функционирующих холдингов в АПК – «Гомельская мясо-молочная компания», агрокомбинат «Скидельский», холдинг «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка», агрокомбинат «Мачулищи» и др. На сегодняшний день в АПК республики уже создано 78 кооперативно-интеграционных формирований, 26 из которых являются участниками продуктовых холдингов и объединений. Под ассоциацией понимается объединение по договору коммерческих организаций в целях координации их предприниматель-ской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.Выход из нее, равно как и вступление в другие договорные объединения, осуществляется без согласия с другими участниками. Ассоциации отводится роль органа, координирующего коммерческую и финансовую деятельность предприятий по производству, переработке и реализации готовой продукции. Основное ее назначение – выполнение функций хозяйственного органа самоуправления на основе сочетания интересов участников, совместной реализации общих программ и достижения сбалансированного развития. Данная форма объединения имеет преимущества перед другими в случае, если участники ассоциации располагают необходимыми материально-денежными ресурсами, а в рамках ассоциации решают общие вопросы по поиску новых рынков сбыта, о представительстве в других странах, об отстаивании интересов в исполнительных и законодательных органах и т. д. В то же время как форма объединения ассоциация имеет ряд негативных для рыночной экономики сторон: - она не должна быть коммерческой, т. е. не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью и извлекать прибыль; - ассоциация (союз) обязана преобразоваться в хозяйственное общество (АО, ООО, ОДО) или товарищество, если перед ней стоит задача осуществления предпринимательской деятельности; - доходы от предпринимательской деятельности не подлежат распределению между организациями, образовавшими ассоциацию (союз), а используются для нужд созданной ассоциации (союза). Решение таких актуальных задач, как привлечение в отрасль инвестиций, аккумулирование, вложение и контроль за использованием средств, направляемых на развитие организаций отрасли, а также иные вопросы коммерческого порядка не могут быть включены в компетенцию ассоциации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |