Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

V. Гарантии прав в местах принудительного содержания




 

В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, Уполномоченным на основании соглашений о взаимодействии совместно с органами прокуратуры Удмуртской Республики, МВД по Удмуртской Республике, Общественной наблюдательной комиссией Удмуртской Республики (ОНК) на регулярной основе осуществлялось посещение: исправительных учреждений (ИУ), следственных изоляторов УФСИН России по Удмуртской Республике (СИЗО, УФСИН), изоляторов временного содержания МВД по Удмуртской Республике (ИВС, МВД).

В результате проводимых МВД мероприятий по ликвидации (оптимизации) ИВС количество их сократилось до 10. Данный процесс дает органам внутренних дел дополнительную возможность совершенствовать деятельность ИВС, направленную на обеспечение прав находящихся под стражей обвиняемых и подозреваемых (далее - обвиняемые).

Результаты проверок показывают, что условия их содержания в целом соответствуют требованиям законодательства.

Вместе с тем, по-прежнему имеются отдельные нарушения закона, прав обвиняемых, условий их содержания, а также недостатки, не являющиеся нарушениями, но негативно отражающиеся на обеспечении прав.

Соответствующая информация для устранения нарушений направлена Уполномоченным в МВД, прокурорами районов - руководителям территориальных органов внутренних дел.

По результатам их рассмотрения приняты меры:

к оборудованию камер соответствующими нормативным требованиям окнами, скамейками, бачками для питьевой воды; обеспечению обвиняемых в полном объеме постельными принадлежностями, индивидуальными средствами гигиены; соблюдению требований приватности санитарных узлов (Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский»);

завершению реконструкции крыши прогулочных дворов (Межмуниципальный отдел МВД России «Сарапульский»);

размещению необходимой дополнительной информации о правах и обязанностях обвиняемых, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб (межмуниципальные отделы МВД России «Глазовский», «Кезский»);

радиофикации камер (межмуниципальные отделы МВД России «Воткинский», «Кезский»);

обеспечению полноты фиксации в специальной документации сведений о результатах медицинских осмотров (освидетельствований) содержащихся под стражей лиц (межмуниципальные отделы МВД России «Воткинский», «Глазовский», «Кизнерский»);

соблюдению требований по обработке в дезинфекционной камере одежды и обуви вновь поступивших обвиняемых (межмуниципальные отделы МВД России «Воткинский», «Кизнерский», Отдел МВД России по Малопургинскому району).

В ежегодном докладе за 2016 год отмечались нарушения нормативных требований о дезинфекционной обработке одежды обвиняемых, принятые МВД меры к их устранению. Как показывает практика, данные нарушения сохраняются.

В целях изучения ситуации с соблюдением прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в 1-м квартале 2017 года в Удмуртской Республике провела свое выездное заседание Постоянная комиссия по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Постоянной комиссией совместно с Уполномоченным, представителями ОНК, МВД посещены ИВС межмуниципальных отделов МВД России «Сарапульский», «Увинский», Управления МВД России по
г. Ижевску, Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД по Удмуртской Республике, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Удмуртской Республике.

По итогам их посещения Постоянной комиссией даны рекомендации по улучшению условий содержания обвиняемых, которые рассмотрены МВД, прокурорами районов, осуществляющими надзор за исполнением законов в данных ИВС.

Как сообщило МВД, рекомендации приняты к сведению; материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение обвиняемых осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Прокурором г. Сарапула признаны обоснованными такие рекомендации, как утрата потребительских качеств отдельных подушек и матрасов, размещение в камерах информации о правах и обязанностях обвиняемых, обеспечение полноты фиксации в специальной документации сведений о выявленных у обвиняемых телесных повреждениях и оказанной медицинской помощи. Межмуниципальным отделом МВД России «Сарапульский» указанные рекомендации выполнены.

Некоторые рекомендации, хотя и не связаны с нарушением законодательства, но представляются разумными с точки зрения реализации прав человека и гражданина, в том числе оборудование душевых кабин полками для мыльных принадлежностей, помещения для проведения опознания - вентиляцией, следственного кабинета - столом для адвоката.

В связи с неоднозначной оценкой рекомендаций Постоянной комиссии со стороны контролирующих и надзорных органов, в целях их единообразного применения, целесообразно рассмотрение их прокуратурой Удмуртской Республики.

Значительное ежегодное поступление обращений осужденных вызывает необходимость проведения их личного приема.

Согласно Правилам внутреннего распорядка в исправительных учреждениях (ПВР ИУ), утвержденным приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, право проведения личного приема осужденных предоставлено администрации ИУ, руководству территориального органа уголовно-исполнительной системы (УИС), ФСИН России, а также органам прокуратуры, государственной власти, представителям общественных организаций, осуществляющим контроль за деятельностью ИУ и органов УИС.

Представляется, что отсутствие уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, как и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в перечне субъектов осуществления личного приема не соотносится с закрепленным законодательством полномочием уполномоченных по осуществлению контроля учреждений УИС.

Значение личного приема, как эффективной формы контроля мест принудительного содержания, подтвердило посещение Исправительной колонии № 6 (ИК-6), где обратились осужденные - граждане иностранных государств в связи с проблемой трудоустройства. Ссылаясь на мнение администрации, заявители полагали, что приему на работу препятствует принадлежность к гражданству другого государства.

По сообщению УФСИН, в учреждениях УИС Удмуртской Республики содержатся около 300 иностранных граждан и лиц без гражданства; большинство из них не имеют возможности возмещения причиненного преступлением ущерба по причине невозможности трудоустройства из-за отсутствия необходимых документов. Вопрос их трудоустройства находится на особом контроле, социальными службами ИУ работа по получению осужденными иностранцами документов проводится на постоянной основе.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что работа администрации ИК-6 по социально-правовому информированию осужденных иностранцев проводится в недостаточном объеме. 

В этой же исправительной колонии более трети обратившихся на личный прием осужденных жаловались на нарушение администрацией учреждения права на медицинскую помощь и охрану здоровья.

Убедительность доводов заявителей, острота конфликта потребовали незамедлительного обращения Уполномоченного к администрации ИК-6 с предложением о принятии дополнительных мер по оказанию осужденным медицинской помощи. Принятие таких мер позволило устранить возникший между сторонами конфликт.

Указанный факт дает основание для проведения в данном учреждении проверки деятельности администрации по обеспечению права осужденных на медицинскую помощь и охрану здоровья.

В 2017 году в Международный день защиты детей (1 июня) Уполномоченный посетил Ижевскую воспитательную колонию (ИВК), ознакомился с условиями содержания несовершеннолетних осужденных, организацией их быта, обучения, досуга. Им предоставлена возможность обратиться к Уполномоченному по любому интересующему их вопросу.

Отсутствие жалоб на условия отбывания наказания, удовлетворительное материально-бытовое обеспечение, благоприятная психологическая обстановка в ИВК давали основание для вывода о том, что в колонии созданы условия отбывания наказания, отвечающие требованиям закона.

Между тем 25.12.2017 девятерыми осужденными ИВК совершены акты аутоагрессии путем нанесения поверхностных резаных ран и царапин предплечий и передней брюшной стенки.

Как установлено следственным отделом по Индустриальному району
г. Ижевска следственного управления Следственного комитета РФ по Удмуртской Республике по результатам доследственной проверки, указанные повреждения вреда здоровью не причинили; осужденные не преследовали цели самоубийства, причинили телесные повреждения «в связи с эмоциональным состоянием»; противоправные действия в отношении их со стороны должностных лиц не совершались.

Уполномоченный совместно с Уполномоченным при Главе Удмуртской Республики по правам ребенка Ольгой Авдеевой посетили колонию, провели индивидуальные беседы с каждым из указанных осужденных, которые, как и на доследственной проверке, от объяснения причин совершения акта аутоагрессии отказались.

Обсуждение с администрацией сложившейся ситуации дало основание предполагать, что одной из причин мог стать запрет администрации ИВК на потребление осужденными табака (курение) на территории колонии. Данное обстоятельство дало повод для анализа возможной причины с точки зрения законодательства.

Согласно Федеральному закону от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (ФЗ №15) в перечень отдельных территорий, помещений и объектов, где запрещается курение табака, исправительные учреждения, в том числе воспитательные колонии, не входят. В то же время в законе содержится запрет вовлечения детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции; потребления табака несовершеннолетними.

Согласно УИК РФ осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях запрет на курение предусмотрен только в условиях дисциплинарного изолятора.

Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (ПВР ВК), утвержденные приказом Минюста России от 06.10.2006 № 311, не содержат норм о полном запрете потребления осужденными табака, лишь предусматривают запрет курения в не отведенных для этого местах; предоставляют право хранения осужденными табачных изделий в специально оборудованных администрацией учреждения местах.

Указанные положения УИК РФ, ПВР ВК не находятся в противоречии с ФЗ №15, поскольку данные воспитательные колонии предназначены для отбывания наказания не только несовершеннолетними, но и осужденными, оставленными в воспитательных колониях до достижения ими возраста
19 лет.

Вместе с тем, представляется целесообразным конкретизировать уголовно-исполнительное законодательство в контексте указанных и других положений ФЗ №15.

Личный прием осужденных совмещается с обходом жилых и иных помещений исправительных учреждений в целях контроля материально-бытовых и других условий отбывания наказаний.

Федеральное финансирование капитального ремонта объектов УФСИН по сравнению с 2015 г. сократилось на 43% и составило в 2017 г.
21387,5 тыс. рублей.

Аналогичные темпы снижения финансирования произошли в ИК-3.

Однако существуют вопросы, которые не являются основными критериями благополучного материально-технического состояния учреждений и не требуют значительных финансовых вложений, но характеризуют неоправданно несерьезное отношение к «мелочам», от которых, как сказано в афоризме, «бывают весьма важные последствия».

Особенностью территорий ИК-3 и ИК-6 является повышенная влажность почвы, вследствие чего отдельные пешеходные проходы в весенне-осенний период находятся в неудовлетворительном состоянии, что подтвердило посещение 1 ноября ИК-3. Сплошная жидкая грязь при отсутствии необходимого количества временных деревянных мостков не только отрицательно характеризует состояние территории, но и влечет дополнительные затраты, связанные с загрязненностью.

Вызывает вопросы и наличие представляющих опасность для здоровья повреждений дощатого пола одного из жилых помещений ИК-3.

Недостаточное финансирование вряд ли может являться в данном случае причиной бездействия администрации.

Важную часть работы Уполномоченного по контролю мест принудительного содержания составляет деятельность по рассмотрению поступающих почтой обращений осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (спецконтингент).

Следует с удовлетворением отметить, что его численность ежегодно снижается, за последние 11 лет уменьшилась почти в 2 раза и в 2017 г. составила 7778 человек.

В 2017 году от указанной категории лиц поступило каждое
7-е обращение (202).

Наиболее распространенные из них связаны с вопросами осуществления деятельности администрации, режима (30%), предварительного расследования (24%), правосудия по уголовным делам (18%); жилищно-бытовым устройством после освобождения (10%).

Все они, за исключением обращений, связанных с уголовным судопроизводством, направляются для рассмотрения по подведомственности в вышестоящие в порядке подчиненности инстанции либо органы прокуратуры.

Полученная по итогам проверок информация Уполномоченным анализируется. Как правило, выявленные недостатки и нарушения устраняются.

Вместе с тем, допускаются отдельные факты, когда при очевидности нарушений УФСИН дается неверная оценка собранным обстоятельствам, рекомендации Уполномоченного по устранению нарушений к исполнению не принимаются. В таких случаях в органы прокуратуры направляются ходатайства о содействии в проведении надзорной проверки и принятии мер прокурорского реагирования.

Так, в рамках рассмотрения жалобы осужденного П. по протесту прокурора Удмуртской Республики отменен приказ УФСИН о порядке направления на переосвидетельствование находящихся в учреждениях УФСИН осужденных - инвалидов, отдельные положения которого установлены с превышением компетенции территориального органа УИС.

По жалобе осужденного Б. установлено, что осужденным ИК-7, отбывающим наказание в строгих условиях, администрацией учреждения и УФСИН отказано в реализации права на просмотр телепередач. Уполномоченный обратился в ФСИН России, но и там не встретил взаимопонимания. Лишь после обращения в прокуратуру республики администрации учреждения предложено принять меры к соблюдению права. Однако, как сообщила администрация, для этого потребуется дополнительное финансирование.

Осужденный М. жаловался на незаконный перевод из колонии - поселения в следственный изолятор для участия в судебном рассмотрении вопроса, связанного с исполнением приговора. Уполномоченный, усмотрев нарушение, обратился за содействием в прокуратуру Удмуртской Республики. Прокурорской проверкой выявлен ряд подобных фактов; данная судебная практика признана необоснованной. Предложения прокуратуры по устранению нарушений рассмотрены Верховным судом Удмуртской Республики и УФСИН с принятием мер, направленных на исключение фактов вынесения необоснованных судебных постановлений о переводе осужденных к лишению свободы в следственный изолятор; рассмотрение судом вопросов в порядке исполнения приговоров в отношении данной категории осужденных с использованием видеоконференц-связи либо по месту отбывания наказания.

По результатам взаимодействия с Удмуртской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и внесенных представлений об устранении нарушений администрацией ИК-8 приняты дополнительные меры к соблюдению предусмотренного законодательством права осужденных на ознакомление с материалами личного дела; улучшению банно-прачечного обеспечения.

Каждое 10-е из общего числа поступивших из мест принудительного содержания обращений касается реализации права на медицинскую помощь и охрану здоровья.

По каждому обращению проводится проверка полноты, качества диагностики, лечения; при наличии оснований принимаются необходимые меры. Иногда такие проверки имеют срочный характер.

К Уполномоченному обратилась ОНК в интересах осужденного А., нуждающегося по заключению врачей медицинской организации государственной системы здравоохранения в проведении экстренной операции.

По мнению ОНК, принимаемых с ее стороны мер для решения вопроса недостаточно.

После консультаций Уполномоченного с министром здравоохранения Удмуртской Республики, главным врачом 1-й Республиканской клинической больницы, обращения в МСЧ-18 с просьбой об оказании необходимой медицинской помощи больной госпитализирован в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения, где ему проведена операция, назначено соответствующее лечение.

Проверкой обращения осужденного И. выявлено временное отсутствие в исправительном учреждении необходимого медицинского препарата для лечения болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Данный факт нуждается в дополнительной проверке в целях выяснения причин недостатка медицинских препаратов для лечения социально значимого и представляющего опасность для окружающих заболевания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...