Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы социальной психологии




Этюд 1. Метод наблюдения

В представлении многих людей, в том числе и специалистов, понятие «психологическая диагностика» устойчиво ассоциируется с тестами и тестированием: диагностировать — значит тестировать. А между тем, откройте любой учебник по психологии, раздел «Методы...», и убедитесь: ни один из них не начинается методом тестирования. Анализ документов, эксперимент, опрос — этим методам уделяется значительно больше внимания, а открываются разделы, как правило, старым добрым наблюдением. Но психология как наука и как учебный предмет в вузах давно живет своей собственной жизнью, мало связанной с суетой практики. И у психологической практики отношения с методом наблюдения весьма непростые. Никто не ставит под сомнение наблюдательность практических психологов, их умение интуитивно понимать другого человека через его проявления, манеру поведения, особенности внешности. Речь идет о сложных отношениях с наблюдением как строгим научным методом, дающим достоверную и надежную информацию о тех или иных психологических особенностях человека, группы людей, социальной ситуации. Такое ощущение, что не доверяют ему психологи — больно он неказист и прост по сравнению с хитроумными тестами и поражающими своей масштабностью опросниками.

А метод-то совершенно замечательный. Его первое преимущество — естественность. Естественно поведение изучаемых людей, да и позиция наблюдателя значительно ближе природе человека, чем позиция тестирующего. А комфортно чувствующий себя психолог и выводы делает более адекватные.

446

Другое преимущество — непосредственность. Психолог в данном случае как настоящий акын: что видит — о том и поет. Психологические явления могут быть зафиксированы в момент их возникновения, в огранке событий предшествующих и последующих. Во многих ситуациях это очень важно.

И еще одно преимущество — экологичность. Далеко не все методы могут похвастаться так называемой высокой экологической валидностью, то есть соответствием данных исследования реальному поведению человека в той или иной ситуации. Наблюдаемое поведение реально.

Автору хотелось бы показать некоторые возможности этого метода на примере широко известной, но практически никем не применяемой схемы наблюдения Бейлза. Она украшает страницы большинства крупных изданий по социальной и практической психологии, но излагается она столь теоретически, что не воспринимается как технология практической работы, скорее как некоторый практический подход. Бейлз выделил параметры наблюдения, по которым можно понять, как отдельный человек или малая группа ведут себя в четырех важнейших сферах взаимодействия: позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки проблем и решения проблем. Всего он выделил 16 параметров, по 4 внутри каждой сферы.

А.

Сфера позитивных (и смешанных эмоций)

1. Демонстрирует дружелюбие.
2. Снимает напряжение.
3. Соглашается.

Б.

Сфера решения проблем

4. Выдвигает предположения.
5. Высказывает мнение.
6. Дает информацию.

В.

Сфера постановки проблем

7. Запрашивает информацию.
8. Просит высказать мнение.
9. Запрашивает предложения.

Г.

Сфера негативных (и смешанных) эмоций

10. Не соглашается.
11. Ведет себя напряженно.
12. Демонстрирует недружелюбие.

447

Шестнадцать параметров для наблюдения — это в общем-то предельный, а для кого-то и запредельный, объем. Нужен опыт, сноровка. Однако давайте посмотрим, как можно применить эту схему на практике. Первое, что необходимо сделать для превращения схемы теоретической в практическую — разработать эмпирические, то есть реально присутствующие в поведении показатели каждого параметра. Например, что в поведении наблюдаемых людей будет являться показателем дружелюбия? Нагнетания напряжения? Согласия? Как правило, выделяют несколько вербальных и невербальных показателей. Так, дружелюбие на вербальном уровне — положительные оценки и похвала, обращение по имени, позитивные реакции на шутки человека. На невербальном уровне — выслушивание до конца, взгляд в глаза (на лицо), угу-поддакивания и улыбка. Схема, как вы видите, становится еще объемнее, но теперь ее можно применять на практике. Каким образом? Вот несколько вариантов.

Вариант 1, самый простой. Наблюдение за одним человеком. Составьте схему для регистрации результатов наблюдения, состоящую из трех строк и 16 столбцов. Каждый столбец — параметр наблюдения по схеме Бейлза. На одной строке фиксируйте вербальные проявления, на другой — невербальные. Вы сможете понять, какими поведенческими средствами лучше владеет человек и где преимущественно располагаются его реакции — в сфере эмоций или в сфере деловой активности. Если наблюдаете человека, имеющего определенные проблемы в общении, у вас появится интересный материал для консультации.

Вариант 2. Наблюдение взаимодействия в паре. Вы можете регистрировать реакции человека на те или иные поведенческие шаги партнера. Составьте для этого большую регистрационную таблицу, в которой и по горизонтали и по вертикали будут располагаться параметры схемы Бейлза. Скажем, по горизонтали — действия первого партнера, а по вертикали — ответные реакции второго. Каждый раз вы будете ставить отметку (плюсик, галочку) на пересечении двух строк: скажем, первый партнер выразил доброжелательное отношение,

448

второй в ответ выразил несогласие, первый поставил проблему, второй в ответ дал информацию и т. д. Такая работа позволяет увидеть сильные и слабые стороны во взаимодействии, благодаря чему схема очень успешно может быть использована в конфликтологическом консультировании.

Вариант 3. Наблюдение взаимодействия в группе в ходе дискуссии, обсуждения, решения важных вопросов и т. д. Если группа маленькая, можно составить регистрационную таблицу, в которой по горизонтали — параметры схемы Бейлза, а по вертикали — список членов группы. Так вы сможете увидеть особенности поведения отдельных людей. Но если группа большая, можно регистрировать проявления всех ее членов в одной строке, без указания конкретного лица. В этом случае мы видим, в какой сфере в основном разворачивается деятельность группы — эмоциональной или деловой, что дается группе сложнее всего и, соответственно, чему ее надо учить: давать эмоциональную поддержку, ставить проблему, искать варианты решения, грамотно давать обратную связь и осуществлять критику и т. д. Если отдельно выделить строку с вербальными и строку с невербальными показателями, информации будет еще больше.

Вариант 4, аналогичный второму варианту. Наблюдение особенностей взаимодействия группы и руководителя. Скажем, класса и педагога. Вы сможете увидеть особенности реагирования детей на различные действия педагога в вербальной и невербальной форме, понять, в какой сфере взаимодействия в основном концентрируются как действия взрослого, так и реакции детей. Естественно, что схему можно и перевернуть: наблюдать реакции педагога на различные поведенческие проявления детей.

Вариант 5, специфический. Изменение со временем поведения отдельного человека или взаимодействия в группе. В этом случае по вертикали будут расположены параметры схемы, а по горизонтали — временные отрезки.

Во всех рассмотренных вариантах применение схемы Бейлза дает материал, который может быть с успехом применен в консультировании,

449

обучающей, развивающей работе как с конкретным человеком, так и с группой. Он дает информацию о некоторых закономерностях поведения человека или группы в сферах действительно принципиально важных. После естественного процесса приобретения опыта в использовании схемы такая информация во многом заменяет использование других громоздких и неестественных процедур, например, тестирования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 395.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...