Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этюд 3. Я и моя группа: техники осознания
Очень важный момент в работе любой группы, как бы жестко эта работа ни была структурирована ведущим, — осознание ею себя как целого, своих свойств и особенностей, места каждого участника в групповом пространстве. Иногда осознание группой самой себя затруднено, и тогда ведущий специально разрабатывает достаточно сложные приемы и техники, помогающие участникам понять группу и свое место в ней. В ряде случаев такая работа принципиально важна для достижения целей группы (скажем, если стоит задача создания сплоченной команды), и тогда ей могут быть посвящены часы и целые встречи. Однако в большинстве случаев достаточно небольших упражнений, проводимых из занятия в занятие. Ниже представлены упражнения, которые могут быть предложены группе и в 463 середине, и в конце занятия, а также на заключительной встрече. Они не требуют длительного времени для своего проведения и дают хороший эффект. «Наша группа как...» Ведущий предлагает участникам представить себе их группу в виде определенного предмета или процесса и затем определить, роль какой детали или составляющей процесса выполняет каждый член группы. Скажем, можно предложить представить группу в виде автомобиля, парохода. При этом на первом этапе ведущий не ограничивает желание участников стать той или иной деталью. У автомобиля может быть 5 колес, 3 клаксона с разным звучанием и ни одного руля или двигателя; у парохода — несколько труб, якорей, капитанских мостиков, но не быть перил, машинного отделения. Идеальный образ получившегося автомобиля желательно воплотить в реальности: предложить участникам сесть или встать так, чтобы получился тот самый автомобиль или пароход. На этом упражнение можно остановить и перейти к обсуждению получившегося образа группы, а можно провести еще одну процедуру. Ведущий ставит перед группой условие: ваша машина должна обрести возможность работать, то есть в ней должны появиться все необходимые для этого части (их ведущий задает, исходя из численности группы; частей может быть несколько больше, чем участников). Члены группы должны сами определить, кто из них возьмет на себя ту или иную необходимую роль, отказавшись, возможно, от выбранной сначала роли. Интересным это упражнение получается, когда группе предлагается представить себя в виде фантастического животного. Процесс его создания лучше никак не контролировать, так как в этом случае начнут разворачиваться лидерские процессы и группа сама решит организационную задачу. Получившееся животное затем может быть сыграно и изображено в цвете на листе ватмана (каждый рисует ту часть тела, которой являлся). Упражнение вызывает оживление и дает хороший материал для обсуждения. 464 «Я в пространстве группы» Ведущий кладет в центр круга или прикрепляет к стене лист ватмана, набор цветных мелков. «Это — пространство нашей группы», — объясняет он, показывая на чистый лист. Каждому участнику предлагается взять мелок и на листе очертить область любого размера и формы, которая для него обозначала бы его место в группе. Области могут перекрываться, это вполне допустимо. Место для своего островка каждый выбирает по желанию: в центре, ближе к краю, у самого края. Затем обсуждаются чувства, которые вызывает картина в целом; каждый вправе сказать, нравится ли ему, что его «островок» оказался перекрыт «островками» других (или наоборот, не перекрыт) и т. д. Упражнение может быть значительно усилено предложением ведущего изобразить получившееся групповое пространство. Как правило, такое действие сопровождается сильными чувствами. «Групповой портрет» Ведущий объявляет, что в помещении, в котором работает группа, открылась уникальная фотостудия. В ней можно сделать портрет группы в целом. Возможны два варианта дальнейшего проведения упражнения. Первый вариант: ведущий предлагает участникам создать групповой портрет, то есть расположиться так, чтобы все попали в «кадр» (пространство «кадра» условно обозначается) и чтобы всем в этом пространстве было комфортно. Участники создают некоторую композицию, после чего ведущий просит каждого проанализировать свое состояние: хорошо ли ему, уютно, не хочется ли расположиться ближе к кому-то или отодвинуться, нет ли желания попросить кого-то другого поменять свое расположение в пространстве и т. д. «Кадр получится красивым, четким только в том случае, если каждому будет в нем эмоционально уютно», — поясняет ведущий. После различных перемещений и трансформаций (кстати, все они совершаются 465 без комментариев и объяснений) ведущий просит участников подготовиться к съемке и «фотографирует» группу. Второй вариант: каждый член группы по очереди становится «фотографом»: он создает из участников портретную группу по своему представлению, тоже ничего особенно не объясняя. Участники в этом варианте должны подчиняться его желанию, а свои неудовольствия они могут высказать после, во время обсуждения. Это более длительный вариант, и в отличие от предыдущего, который имеет смысл проводить в середине работы группы, он хорош на завершающем этапе. Кстати, для него желательно иметь настоящий фотоаппарат, а фотографии затем раздавать участникам. «Потерявшийся» Ведущий предлагает участникам закрыть глаза, последить за своим дыханием и состоянием, а затем погрузиться в следующую ситуацию: «Представьте себе, что наша группа отправилась на чудесную летнюю прогулку в лес. Мы идем по тропинке, разговариваем, смеемся... С кем вы идете рядом? Как далеко разбрелась группа по лесу? Теперь представьте себе, что вы как-то случайно и незаметно отстали от группы. Может быть, свернули в сторону за цветком, ягодой, увидели муравейник... или что-то еще привлекло ваше внимание. И вот вы понимаете, что вокруг никого нет. Вы начинаете кричать, звать остальных, но никто не откликается. Как вы себя ощущаете? Вот вы нашли какое-то удобное место. Как оно выглядит, рассмотрите его внимательнее. Вы ждете, когда вас найдут. Что вы чувствуете? Как вы думаете, что в это время делают остальные? Как долго вы уже так сидите и ждете? И вот вы слышите голоса: вас нашли! Присмотритесь внимательнее: кто именно вас нашел? Что он (они) говорят? Куда теперь вы направляетесь? Через некоторое время ведущий предлагает участникам «вернуться» обратно в комнату, открыть глаза и поделиться тем, что они увидели и пережили. Как правило, это очень интересные и информативные рассказы. 466 «Символ группы» Ведущий предлагает лист ватмана и цветные мелки. «Каждый из нас, — говорит он, — пришел в группу со своими задачами и целями. Каждый каким-то образом представляет, что дает ему эта группа, чем она является для него. Сейчас мы попробуем понять, что такое наша группа в целом как сложное производное целей и представлений каждого из нас». Каждый участник по очереди, молча берет понравившийся ему мелок, подходит к ватману и рисует некоторый символ, который для него отражает его цели участия в группе, ценность группы для него. Когда все участники сделают по одному подходу, желающим предлагается нарисовать еще один символ. Количество подходов не ограничивается, каждый раз можно изобразить только один символ. Затем ведущий просит внимательно посмотреть на получившийся коллаж и поделиться своими чувствами. Читатели, наверное, заметили, что каждое из предложенных упражнений содержит в себе много разных возможностей. Они могут способствовать сплочению, прояснению групповых позиций и отношений, объективации скрытого внутригруппового конфликта. Могут вызывать сильные чувства у отдельных участников, так как пробудят в них какие-то значимые личные переживания. Каждое из представленных упражнений может помочь «закрыть» групповую встречу, снять эмоциональный накал, или напротив, оказаться катализатором серьезных групповых изменений. Это не должно пугать ведущего. Просто нужно быть готовым к любому развитию событий. 467 РАЗДЕЛ 2 Межличностная коммуникация |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 663. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |