Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие социально-психологического тренинга




Ни сами специалисты, ни их работодатели сегодня не представляют себе практику психолога без различных видов групповой работы с детьми и взрослыми. При всем содержательном и методическом разнообразии очень часто она обозначается и теми и другими одним «волшебным» словом — тренинг («Умеете ли вы проводить тренинги?», «А проведите-ка с нами какой-нибудь тренинг!»). Факт этот, несомненно, огорчительный, так как в результате чрезмерно широкого толкования понятие теряет свое собственное значение. Психологический тренинг — это особая форма групповой работы, со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути он представляет форму обучения, приобретения новых навыков, освоения иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, делания. Из этого понимания мы и будем исходить, ведя разговор про социально-психологический тренинг (СПТ), описывая шаг за шагом его содержательные и организационные аспекты.

СПТ — форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки построения продуктивных социальных межличностных отношений, анализа социально-психологических ситуаций со своей точки зрения

450

и позиции партнера, а также развивать в себе способности познания себя и других в процессе общения.

Начало работы

В том, что выше было сказано, — огромные потенциальные возможности СПТ, в этом же — и его разумные ограничения. Эффективная работа СПТ-группы предполагает некоторый уровень личностной проработки, готовность включаться в тренинговые ситуации, овладевать навыками, кооперироваться с другими людьми. По сути дела, человек должен видеть мир свободно, как новую возможность, а не как отражение своей проблемы. Очень трудно вести работу по овладению социально-психологическими навыками, когда участники начинают становиться в позицию клиента и, по сути, запрашивать психотерапевтической помощи ведущего и группы даже на разминочных, проходных упражнениях; когда они не могут дать хорошую обратную связь другим участникам, потому что, по сути, видят не их, а отражение в их поведении своих личных, не отреагированных переживаний. Это важно помнить на этапе планирования работы, отбора участников. Самое лучшее — предварять работу СПТ-группы специальной клиентской группой, позволяющей участникам в той или иной форме проработать свои актуальные личностные проблемы. Такую группу можно заменить серией индивидуальных встреч с будущими участниками. Групповая работа, несомненно, предпочтительнее, так как дает человеку первичный опыт общения, построения отношений, взаимопонимания.

Принцип добровольности

Участие в тренинге может быть только добровольным. Если перенести этот тезис на работу в образовательном учреждении, это значит, что не может быть СПТ, стоящего в сетке учебных занятий подростков или являющегося обязательным методическим мероприятием для педагога. В расписании может быть урок по психологии с использованием элементов ролевой игры, отработки навыков. Учитель может быть принужден администрацией к посещению семинара по психологии (скажем, по теме «Эффективное общение»).

451

Но нельзя принуждать человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать в себе определенные навыки и способности. Это невозможно с этической точки зрения, это неэффективно и может быть опасно для его психического здоровья.

Люди, откликнувшиеся на приглашение психолога принять участие в тренинге, должны заранее получить всю необходимую информацию для того, чтобы принять решение осознанно. Хорошо провести с каждым предварительную беседу, рассказав о смысле и формах тренинговой работы, о необходимости занимать активную позицию, открывать другим участникам свой внутренний мир, переживания, мысли, меняться, присваивая новый опыт. Человек должен определить, нужно ли это ему? Готов ли он сейчас к этому?

Отдельного обсуждения заслуживает ситуация, не такая уж и редкая, когда решение о проведении тренинга в коллективе принимает руководитель, а рядовые сотрудники приглашаются на него в принудительном порядке. Необходимо сразу поставить в известность руководителя (еще до начала работы) и всю группу (уже в ходе знакомства), что они могут покинуть группу в любой момент. Однако предложите им повременить с решением и хотя бы в первый день включиться в работу полностью. Установка ведущего может не сработать в том случае, если подчиненные хорошо знают своего руководителя и возможные санкции, которые последуют вслед за их уходом. Совсем мало выбора остается у участников на выездных тренингах. В этом случае работа группы должна строиться особым образом: с очень длительным разогревом и периодом положительного подкрепления, преобладанием техник взаимоподдержки. Очень аккуратно должны строиться обсуждения, чтобы люди, не готовые к серьезной работе, чувствовали себя защищенными.

Принуждение (не путать с коррекционной, психотерапевтической группой!) подростков к участию в тренинге исключается.

Время и частота проведения

Оптимальный объем СПТ в академических часах — от 24 до 40. Автору больше по душе 40-часовые тренинги общения. Оптимальная

452

продолжительность рабочего дня — от 8 до 10 академических часов (6 — в самом крайнем случае). Понятно, что это может быть реализовано только тогда, когда занятия проходят в специально отведенные для этого дни, больше ничем для участников не занятые: каникулы, выходные, в дни, освобожденные от другой работы. Чтобы тренинг был эффективным, только в такие дни и стоит проводить тренинговые занятия, а не совмещать их с уроками или рабочими делами, тем более что занятие, длящееся менее 4 часов, вообще не имеет к тренингу никакого отношения. Активное обучение предполагает погружение в тренинговую реальность, проживание полноценного опыта, в который не войдешь за несколько минут и из которого не выскочишь на секундочку, чтобы позвонить или дать домашнее задание.

Вышесказанное не означает, что нельзя проводить небольшие практические семинары, занятия с элементами групповой работы, коротенькими играми, упражнениями. Конечно, можно. Но это не СПТ и его обучающими возможностями и резервами не обладает.

Как часто следует встречаться группе? Если занятия короткие — 4—5 часов, то желательно каждый день или несколько раз в неделю. Если занятия длинные, 9-часовые, можно встречаться раз в неделю, хотя первые два занятия желательно провести подряд. Дело в том, что если тренер отпускает группу на неделю, он обязан «закрыть» участников тренинга, отпустить их с общим позитивным чувством, чтобы они могли нормально работать и жить, вспоминая о тренинге только по желанию, а не из-за нерешенной там проблемы. Но это не всегда хорошо. Работая два дня подряд, тренер имеет возможность распустить вечером группу, «не закрыв» ее. Вряд ли ночь будет доброй для всех участников тренинга, но для роста, группового и личностного, это может быть чрезвычайно полезно.

Мы будем рассматривать работу полноценной СПТ-группы, работающей одним составом 40 часов с продолжительностью каждой встречи 8—10 академических часов.

453

Тренинговая программа

Что значит создать тренинговую программу? Что для этого нужно предпринять?

Тренинг — это не только упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника, но прежде всего это определенная концепция человеческих отношений, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим. У В. М. Розина есть такая нетривиальная классификация методов психологии, по которой они делятся на методы изучения, жизнеобнаружения и жизнезамышления. За жизнезамышляющими методами всегда стоит некоторая модель человеческой личности, отношения и самоотношения, которая транслируется психологом клиенту и которая преобразует его внутренний мир. В глобальном аспекте к таким методам относятся, например, психоанализ и гуманистическая психология (естественно, что их модели отношения и личности кардинально отличаются), относится к ним и СПТ. Почему тренер выбирает для отработки именно эти темы и использует именно эти упражнения? Конечно, в ряде случаев просто потому, что у него только одна методичка с двумя десятками упражнений. Но если тренер реализует профессиональный, грамотный подход, за всем, что он делает, стоит жизнезамышляющая концепция. Он передает участникам тренинга близкий ему взгляд на человеческие отношения, формирует у них определенный подход к их построению, оценке.

Мы рассмотрим структуру тренинга, построенного на общем гуманистическом взгляде на человеческие отношения. В таком тренинге раскрывается мир, построенный на способности к доверительному контакту, уважении чужой точки зрения, противостоянии различным формам манипулирования.

Итак, первый шаг — осознание участниками тренинга того взгляда на мир человеческих отношений, который тренер желает осуществить в своей работе. Второй шаг — выбор общей логики тренингового процесса. Предлагаемая схема основана на очень простой

454

логике, опирающейся на представление о фазах коммуникации: установление контакта, содержательный обмен (информацией, чувствами, смыслами), завершение контакта. В соответствии с ними и строится работа СПТ-группы.

Следующий шаг — подбор тем для отработки. Их достаточно много, но все они хорошо знакомы психологам:

1. Установление контакта с партнером на вербальном и невербальном уровнях, выход из контакта.

2. Взаимоподдержка и обратная связь.

3. Выражение и понимание чувств в процессе общения.

4. Межличностные позиции в общении.

5. Нормативное и ценностное развитие группы (групповая динамика).

6. Активное слушание и я-сообщение.

7. Совместное принятие решений, переговоры и конфликты.

8. Убеждающее поведение, навыки аргументирования своей позиции.

Соотнесем темы, которые нам кажутся обязательными для отработки на тренинге, с фазами контакта. Тем самым определим место каждой темы в ходе тренингового процесса.

Фаза коммуникации Тема для отработки

Фаза установления контакта

• Установление контакта
• Взаимопонимание и личностная поддержка
• Межличностные позиции в общении
• Обратная связь

Фаза содержательного обмена

• Активное слушание и я-сообщение
• Совместное принятие решений, переговоры и конфликты
• Убеждающее поведение, навыки аргументирования своей позиции

Фаза завершения контакта

• Взаимопонимание и личностная поддержка
• Обратная связь
• Выход из контакта

455

Мы видим, что есть темы, которые встречаются один раз, и темы, повторяющиеся по ходу тренинга. Подход к их отработке совершенно различен. Темы, встречающиеся по ходу тренинга один раз, отрабатываются как целостный законченный кусок по определенному сценарию. Темы второго типа — обратная связь, поддержка, взаимопонимание — проходят сквозь все фазы контакта, постепенно изменяясь и усложняясь. Их отработка существенно зависит от потребностей группы, уровня зрелости участников. Кроме того, есть еще одна особая тема — развитие самой тренинговой группы, поддержка и формирование групповой динамики. В тренинге общения она как особая задача не ставится, так как работа на групповую динамику не всегда совместима с отработкой навыков общения. В СПТ-группах тренер управляет динамикой развития группы, стимулируя те процессы, которые способствуют освоению навыков эффективной коммуникации (например, нормообразование), а в ряде случаев также регулируя и контролируя динамические процессы, которые уводят группу в сторону от основной цели. Этой сложной проблеме мы обязательно посвятим отдельный разговор.

Как отрабатывать темы, четко связанные с определенной фазой коммуникации (к таким относятся темы № 4, 6 и 8)? Для этого может быть использован предлагаемый ниже сценарий, который позволяет участникам воспринять тему как нечто целостное, эмоционально завершенное:

1. Разминка (лучше всего — тематическая).

2. Диагностика проблемы в ходе выполнения упражнения или небольшой игры.

3. Теория: введение понятий, правил, технологий.

4. Отработка навыков в серии упражнений.

5. Обобщение полученных навыков в большой ролевой игре.

6. Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего).

7. Межличностная поддержка, обратная связь.

456

Покажем, как работает этот сценарий на примере узкой темы «Позиции «сверху», «снизу» и «на равных» в общении».

Разминка: упражнение типа «Карусель», в ходе которого участники в парах разыгрывают небольшие сценки с заданными ролями: билетный контролер — «заяц», продавец — покупатель и т. д. Обмен чувствами в парах и общем кругу. Обсуждение понравившихся и не понравившихся ролей.

Диагностическое упражнение: «Уговорить на субботник». Участники пробуют по очереди уговорить «своего работника» выйти в выходной день на субботник. Разрешаются любые приемы влияния. Короткое обсуждение.

Теория: вводятся понятия трех типов пристроек; обсуждается вербальный и невербальный репертуары исполнения каждой из них, возможности и ограничения применения.

Отработка: упражнение в тройках, направленное на проживание каждым участником всех трех позиций. Обсуждение чувств в тройках, общий анализ. Длительность обсуждения — максимальная. Пассивные участники обязательно стимулируются вопросами.

Обобщение: игра «Администратор гостиницы». Один из участников играет администратора гостиницы, в которой нет мест, остальные пытаются получить в ней спальное место. Обсуждение итогов.

Рефлексия и межличностная поддержка: общий анализ всех прошедших упражнений. Стимулирование процессов обратной связи, самоанализа. Обмен чувствами. В завершение — упражнение на групповую сплоченность, снимающее трения и разногласия, которые возникли в ходе работы над навыками, например «Живые руки».

Такая работа, несомненно, требует много времени, но она очень эффективна благодаря своей целостности и завершенности, хорошо дисциплинирует участников, помогая им сосредоточиться на проживании определенного опыта, овладении конкретными навыками.

СПТ, помимо конкретных тем и работы над групповой динамикой,

457

содержит еще один элемент — психогимнастические упражнения. В тренингах общения они в большинстве случаев выполняют подчиненную роль, используется в качестве разминки, на этапах перехода от одной темы к другой, для поддержания групповой атмосферы. Активно применяется настроечная психогимнастика: стимулирующая, успокаивающая, развивающая чувствительность к собственным состояниям и состояниям другого человека. Надо очень ответственно относиться к выбору психогимнастических упражнений, так как многие из них очень энергоемкие или, наоборот, высвобождают огромное количество групповой энергии, которая затем может не позволить участникам тренинга переключиться на отработку навыков.

В большинстве пособий по вопросам тренинговой работы подробно описывается методика проведения первого дня (начального этапа) тренинговой группы, а все дальнейшее дается в более общем виде. Чем это объясняется? В социальной психологии давно известен тот факт, что человеческие отношения поначалу, на этапе знакомства, достаточно типичны, стереотипны, подчиняются некоторым закономерностям, а затем все более индивидуализируются, приобретая уникальные черты. Также и практическая работа, направленная на формирование этих отношений, в начале строится по типовым схемам, а затем приобретает свои индивидуальные черты, следуя за группой, ее возможностями и запросами.

Поговорим и мы о типичном в тренинге, о его начале.

Вступительное слово

Групповая работа предваряется организационным сообщением ведущего. Помимо информирования о целях, задачах и процедуре предстоящей работы, вступительное слово выполняет важную психологическую функцию. Участники привыкают к кругу, лицам друг друга, особенностям речи ведущего, настраиваются на работу. Важно сразу задать некоторый внутренний темп работы, который затем будет поддерживаться ведущим весь день. Этот темп должен

458

быть выбран с учетом особенностей группы, но очень важно, чтобы он был удобен, естественен для самого ведущего, иначе ему его не удержать.

Во многих пособиях предлагается уже на этом этапе вводить правила (нормы) работы группы. Автор согласен с этим лишь частично. Дело в том, что на этом этапе работы группы правила могут быть введены лишь авторитарно, самим ведущим, так как большинство участников пока не готовы к обсуждению, высказыванию своего мнения. При авторитарном введении и объяснении правил умозрительно (а многие участники пока очень смутно представляют себе, какие конкретные ситуации и модели поведения за ними стоят), их суть ускользает от участников. Целесообразным будет сразу ввести, как некоторую «установку сверху», те правила, которые носят организационный характер:

• Закон «Ноль — ноль», предусматривающий своевременное начало тренинга, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.

• Обращение друг к другу на «ты» (для работы с детьми эта норма может быть несколько изменена, но обращение к ведущему по имени, без отчества, весьма желательно).

• Работа «от и до»: человек, принявший решение об участии в тренинге, изыскивает возможность присутствовать на всех занятиях с начала до самого конца.

• Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.

Целесообразно также сразу ввести норму «здесь и сейчас», объяснив ее глубокий психологический смысл. Работа группы разворачивается только в пространстве актуальных переживаний и потребностей участников. Предметом обсуждения могут стать прошлые события и прошлые отношения между участниками, но только с позиций сегодняшней их оценки. А наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно

459

в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.

Другие нормы и правила, касающиеся непосредственно поведения, взаимодействия, следует вводить постепенно в течение первых часов работы, опираясь на тот опыт, который участники приобретают в упражнениях. Назовем эти правила.

• Все высказывания должны идти от своего имени: «Я считаю», «Я думаю», а не «Все сейчас думают», «Большинство из нас...» и т. д.

• Обращение к другому участнику или рассказ о нем «ты сказал», а не «Маша сейчас говорила». Это правило вызывает много затруднений у участников. Ведущий должен быть настойчив и постоянно поправлять участников, пока функцию поправляющего не возьмут на себя какие-то члены группы. Нередко можно встретиться с агрессией тех, кому никак не удается избавиться от привычки говорить о присутствующих «он» или «она». Относитесь к ней спокойно и будьте последовательны в своих требованиях.

• Высказывания в отношении других членов группы не должны содержать в себе оценки. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценки личности.

• Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но у участников тренинга есть и право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.

• Право говорить и обязанность слушать есть у каждого члена группы. Не допускается монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять участие в обсуждении. Любой участник может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.

460

Знакомство

Этот этап присутствует в работе СПТ-группы всегда, но он приобретает разные формы и имеет различную длительность. Выделим три типичные ситуации: участники не знакомы друг с другом; участники знакомы друг с другом, но тренер для них — новый человек; участники и тренер знакомы друг с другом. В первом случае этап знакомства будет достаточно продолжительным, так как необходимо решить несколько важных задач:

√ узнавание и запоминание участниками имен друг друга;

√ взаимоподдержка;

√ самопредъявление участников.

Для решения этих задач работа на этапе знакомства может быть построена следующим образом:

1. Первый круг, во время которого участники выступают по очереди, отвечая на следующие общие вопросы ведущего: Как твое имя? Чего ты ожидаешь от тренинга? Есть у тебя какие-то опасения, связанные с тренингом? После того как участник ответил на эти вопросы, ведущий разрешает ему прикрепить карточку с именем, а затем предлагает группе дать тематические ассоциации на этого участника: «Если бы Лена была драгоценным камнем, то каким именно?», «Если бы Алексей был сосудом, то каким?» Сравнивать можно с цветами, животными, птицами, временами года, погодой, мебелью, посудой, обувью, украшениями и т. д. Такая процедура повторяется для каждого участника, в том числе и для ведущего. Тему ассоциации для себя он предлагает придумать самой группе. В определенном смысле, это первое групповое действие участников.

2. Психогимнастические упражнения, предполагающие процедуру знакомства, обмена настроениями, передачи предметов и чувств по кругу. Первые психогимнастические этюды нужно подбирать очень тщательно, щадя чувства, опасения людей. Не следует использовать тактильные упражнения (кроме рукопожатий), делать энергоемких, очень подвижных процедур. Важно учитывать настрой,

461

состояние группы. Приведу пример. На этапе знакомства я применяю довольно «обкатанный» психогимнастический комплекс, элемент которого — передача предметов по кругу. Во взрослой группе, ведущей себя очень «правильно», скованно, я предлагаю сначала передавать по кругу цветок, затем арбуз, а затем — грязь, после чего мы «моем» руки в чистом горном ручье и «брызгаем» друг на друга хрустально-чистой водой. Это освобождает групповую энергию, позволяет участникам расслабиться. А в подростковой группе, особенно при наличии достаточно агрессивных ребят, я делаю несколько кругов другого содержания: передача цветка, котенка, очень маленькой бусинки. Психогимнастика завершается еще одним кругом с описанием своего актуального состояния, настроения.

3. Упражнение «Интервью». Его суть в следующем: предлагается представить, что каждый участник сейчас будет героем пресс-конференции. Все пишут на листочке 3—5 вопросов, на которые им хотелось бы ответить. Они должны касаться их жизненных, профессиональных взглядов, то есть носить не фактологический, а ценностный характер. Затем листочек отдается любому участнику по выбору автора. Далее проходят «пресс-конференции». Интервьюер, которому был отдан листочек, задает вопросы в любом порядке, автор отвечает. Интервьюер также имеет право задать один вопрос от себя. На него автор отвечать уже не обязан. Такое же право задать вопрос есть у группы. Затем вопросы задаются другому участнику. Если группа большая — 14 и более человек, целесообразно разбить ее на две подгруппы.

4. Упражнение «Образ группы». Тренер предлагает группе лист ватмана и цветные мелки. Каждый участник изображает на этом листе некий предмет, образ, символизирующий для него сейчас группу. За один раз разрешается нарисовать только один образ, но подходить к листу можно несколько раз. Вопросы задавать нецелесообразно. После завершения рисования можно только обменяться впечатлениями. На этом процедура знакомства может быть завершена.

462

В ситуации, когда все в группе знакомы друг с другом, задача узнавания и запоминания имен стоит только перед тренером. В этом случае не стоит прикреплять карточки с именами. Пусть тренер опирается на свою профессиональную память. В помощь себе во время первого круга можно использовать технологию снежного кома. А самое главное, нужно признаться участникам, что иногда чье-то имя может вылететь из головы и в этом случае вы собираетесь честно его переспросить. Остальная процедура знакомства может быть сохранена. В случае, когда все друг с другом знакомы, задачами этого этапа становятся самопредъявление и взаимоподдержка. Первый круг можно ограничить вопросами об ожиданиях, опасениях и актуальном состоянии. После психогимнастики провести упражнение на самопредъявление типа «Девиз на футболке», «Герб», в котором каждый участник обозначит себя в ситуации тренинга: «Вот я какой сейчас». Завершить процедуру можно упражнениями на групповое сплочение.

После цикла «Знакомство» логично и естественно вводятся оставшиеся правила работы группы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 408.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...