Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этюд 4. Позиции в межличностном общении




Современная психотехническая культура активно предлагает упражнения, рассчитанные на троих участников. Техники, рассчитанные на двоих участников, позволяют достигать открытости, доверительности, если хотите — интимности межличностных отношений между участниками группы, но для качественной отработки различных социально-психологических навыков предпочтительно делить группу на тройки.

Ниже описаны три разные по жанру и близкие по тематике техники для работы в тройках. Они направлены на осознание членами группы своих позиций в межличностных взаимодействиях. Их последовательная проработка в рамках одного тренинга (желательно — на разных занятиях) позволяет участникам увидеть себя с разных сторон, хорошо прочувствовать особенности и закономерности своего социального поведения.

Упражнение 1. «И тут вы ему говорите...»

Перед проведением упражнения необходимо провести специальную разминку, настраивающую группу на игровую работу. Очень хорошо зарекомендовала себя психодраматическая «мельница»: участники образуют два круга — один внутри другого — с равным числом участников, встают лицом друг к другу и разыгрывают в парах маленькие диалоги-ситуации, которые задает ведущий. После каждого диалога внешний круг делает несколько шагов, например по часовой стрелке, меняет партнера, и разыгрывается следующий эпизод.

468

Суть упражнения — в проживании участниками тренинга основных социальных позиций: «сверху», «снизу» и «на равных». Упражнение желательно предварять небольшим рассказом об этих позициях, психологическом содержании и поведенческих проявлениях каждой из них. Покажите на примерах, что одна и та же позиция может реализовываться с помощью разнообразных приемов. Так, позиция «сверху» бывает агрессивной, надменной, саркастической, авторитарной и др.

В каждой тройке участники делятся на игрока, подыгрывающего и наблюдателя.

Инструкция игроку: «Сейчас я опишу вам ситуацию, которую предстоит сыграть. Ситуация предполагает ваш диалог с другим персонажем. Его будет исполнять подыгрывающий. Предложенную ситуацию вы разыграете с ним три раза. Сначала вы будете вести свою партию с позиции «сверху». Давите, требуйте, грубите, угрожайте, насмехайтесь, будьте очень настойчивы. Как бы ни вел себя ваш партнер, пытайтесь все время лидировать в общении, чувствовать себя «над ним». Через 3—4 минуты остановите диалог, немного помолчите и еще раз проиграйте всю сцену с самого начала из позиции «снизу». Заигрывайте, просите, чувствуйте себя слабым и зависимым, уступайте, входите в положение другого... И так 3—4 минуты. Наконец, после небольшого молчания проиграйте ситуацию последний, третий раз — в позиции «на равных». Чувствуйте себя уверенно. Помните о том, что ваши цели важны и значимы лично для вас. Но отнеситесь уважительно к партнеру, его целям и проблемам. Найдите верный тон, нужную позу, доброжелательные и уверенные слова.

Проиграв ситуацию три раза, обсудите ее в тройке: как вы чувствовали себя, в какой роли вам было комфортно, из какой роли вам хотелось все время выскочить и т. д.»

Объясните игроку, что ни в коем случае не надо спешить и раньше чем через 3—4 минуты завершать эпизод. Самое главное в этом упражнении — почувствовать себя в заданной позиции, найти те поведенческие ходы, которые делают ее успешной и субъективно

469

привлекательной (владение всеми тремя позициями — важный залог гибкого, конструктивного поведения в общении).

Инструкция подыгрывающему: «В предложенной мною ситуации вы будете партнером игрока, вторым участником диалога. Но в отличие от игрока, вы не имеете каких-либо ограничений в поведении. Расслабьтесь, максимально включитесь в ситуацию, настройтесь на партнера, а после всего этого реагируйте на его слова так, как вам сейчас хочется. Если он вас разозлил — злитесь, обидел — обижайтесь; если его реакции растрогали вас — уступите своим добрым порывам. В общем, будьте максимально искренни. Желательно во время эпизода краешком своего сознания фиксировать, какие именно слова, жесты партнера создали тот или иной ваш настрой, почему поменялось отношение к партнеру и т. д.».

Инструкция наблюдателю: «У вас сложная двойная задача. С одной стороны, вы выполняете функцию внимательного, пытливого исследователя. Фиксируйте про себя, для того чтобы потом поделиться с партнерами, какие особенности в их поведении вы заметили, как развивался сюжет и какие тому были возможные причины. Ваш рассказ будет чрезвычайно полезен игрокам, которые увлекутся содержательной стороной происходящего и пропустят многие психологические моменты в себе и партнере. С другой стороны, вы должны следить за тем, насколько точно игрок выполняет ту или иную задачу. Если вы считаете, что он не удерживает позицию, уходит в другую социальную роль, останавливайте игру. Опишите игроку, что именно, с вашей точки зрения, произошло, помогите ему найти нужные поведенческие ходы для каждой из трех позиций».

Это упражнение желательно выполнять в достаточно большом и прохладном помещении. Тройки должны сидеть далеко друг от друга, чтобы не мешать громкими разговорами, смехом. Это упражнение часто проходит с большой экспрессией, резко повышает групповую энергетику и имеет побочный чисто физический эффект — участникам становится жарко.

470

После дополнительных индивидуальных разъяснений (не жалейте на них времени, иначе некоторые участники останутся не удовлетворены) дается первая игровая ситуация, и тройки начинают работать. Ведущий постоянно перемещается по комнате, подсаживается то к одной, то к другой тройке: слушает и копит собственные наблюдения, помогает отдельным участникам войти в ситуацию, следит за тем, чтобы смех или бурные реакции не мешали участникам проживать происходящее. Ведущий следит и за временем, мягко напоминая игрокам, что пора переходить к другой позиции, третьей, затем — к обсуждению. Очень важно, чтобы именно на обсуждение всех трех эпизодов, разыгранных одним игроком, у тройки было достаточно времени и они использовали его по назначению: для отреагирования чувств и содержательного обсуждения того, что происходило. Здесь также важна помощь ведущего: своими репликами он помогает каждой тройке организовать такое обсуждение.

Затем в тройках выбираются новые игроки, подыгрывающие и наблюдатели. Весь цикл повторяется для другого игрока, но ситуацию для проигрывания ведущий, естественно, предлагает новую. После обсуждения в тройках еще раз происходит смена ролей, и ведущий дает третью ситуацию для диалога. В конце тройки получают возможность обсудить все, что происходило в процессе выполнения упражнения, и группа садится в общий круг для коллективного обмена опытом. Общая длительность упражнения без учета общегруппового обсуждения — около 1 часа. Обычно после его завершения группа нуждается в перерыве.

Как подбирать ситуации для проигрывания? Общий ответ — творчески, но при этом постарайтесь учесть следующие моменты:

1. Лучше, если ситуации будут социально типическими, шаблонными. Это облегчит участникам вхождение в роль и выбор игровых ходов. Играя почти на автомате, они смогут действительно прожить роль, осознать свои чувства, перенести опыт игровых ситуаций на свою реальную жизнь.

471

2. Возраст персонажей, их социальный статус желательно приводить в соответствие с возрастом и статусом участников группы.

Например, для педагогов могут быть предложены такие ситуации:

«Ваш коллега попросил у вас на несколько дней ценные рабочие материалы — «посмотреть». Вернул только через неделю и в очень неприглядном, местами — не читабельном» виде. И тут вы ему говорите...»

«В магазине вы покупаете кусочек мяса. К собственноручно вами выбранному куску продавец добавляет неаппетитный довесок «для собачки». И тут вы ему говорите...»

«Вы — страстный селекционер, выращиваете на даче редкие сорта тюльпанов (купили луковицы за приличные деньги). У соседки, с которой у вас нормальные отношения, — спаниель. Однажды утром вы выходите во двор и видите, что грядка с тюльпанами изрыта наглыми собачьими лапами. И тут вы соседке говорите...»

Следующее упражнение позволяет участникам посмотреть на себя в различных позициях манипулятивного взаимодействия, построенного на распределении психологической власти между его участниками.

Упражнение 2. «Треугольники власти»

Упражнение предваряется рассказом о трех манипулятивных позициях: выделяемых в транзактном анализе Э. Берном: тирана, спасителя и жертвы1. Полезно и в схематическом виде изобразить треугольник власти, дав краткие, емкие характеристики каждой позиции. К примеру:

472

Мучитель:

Спаситель:
«Делай это, потому что я так говорю» «Во всем виноваты вы сами» «Люди не ведают, что творят: они нуждаются в моей помощи»
  Жертва:  
  «Я не могу исправить положение и нуждаюсь в помощи»  

Упражнение выполняется в тройке. Перед началом объяснений ведущий просит каждого участника тройки выбрать себе определенную семейную роль: отца, матери или ребенка. Возраст и пол ребенка игрок определяет сам и сообщает партнерам. Так же на усмотрение тройки ведущий оставляет выбор темы будущего разговора: это должен быть некоторый естественный для жизни семьи эпизод, содержащий в себе определенный конфликт, напряжение, непонимание. Например, отец не выполнил какой-то просьбы жены или ребенка, мать отказывается обслуживать семью и требует поддержки, супруги обсуждают, как провести отпуск и как быть на это время с ребенком и т. д. Запас таких тем у участников группы практически неисчерпаем.

Далее ведущий сообщает, что роли, выбранные участниками, будут постоянны в ходе всего упражнения, но при этом участники примерят к своим ролям разные манипулятивные позиции: мучителя, спасителя, жертвы. Первая семейная сцена разыгрывается в течение 5 минут при следующем позиционном раскладе: мать — мучитель, отец — спаситель, ребенок — жертва. Затем следует обсуждение в тройках своих чувств и хода развития событий. Далее ведущий предлагает поменять позиции: мать — жертва, отец — мучитель, ребенок — спаситель. Разыгрываемый сюжет может быть сохранен или группа вправе взять другую семейную конфликтную ситуацию. После обсуждения, а для него должно быть выделено достаточно

473

времени, участники еще раз меняются позициями: мать — спаситель, отец — жертва, ребенок — гонитель. Происходит последнее обсуждение в тройке, и вся группа садится в общий круг.

Это упражнение всегда проходит очень бурно, эмоционально насыщенно, иногда со слезами или агрессией. Задача общего обсуждения — дать участникам возможность проанализировать свои чувства. При этом поощряются различные воспоминания, обращения к собственному прошлому опыту. Участники оценивают себя с точки зрения того, насколько они смогли реализовать в своем поведении ту или иную позицию, сравнивают игровой опыт с поведением в реальной жизни. Вот примерный набор вопросов для обсуждения в дискуссии1.

1. Разыгрывается ли одна из пьес вашего детства с ее неизбежными треугольниками власти в вашей взрослой жизни?

2. Кажется ли вам иногда, что вы имеете дело с безответственными, бездарными людьми, которые без вашего «чуткого руководства» сразу же наломали бы дров?

3. Есть ли кто-то в вашем окружении, на кого вы все время жалуетесь за глаза, рассказывая другим, какой он ужасный человек?

4. Кажется ли вам, что ваши права ущемлены, хотя вы ничего не делаете, чтобы исправить положение?

5. Следите за проявлением ролей тирана, спасителя и жертвы в вашем поведении и разберитесь в ваших установках, вызывающих их к жизни.

Если группа, в рамках которой проводится это упражнение, позволяет вести длительные полутеоретические разговоры, обсуждение может закончиться появлением на доске еще одного рисунка — треугольника самопознания. Предложите группе порассуждать на следующую тему: есть ли в каждой из трех манипулятивных позиций позитивные моменты? Есть ли нечто, имеющее ценность при построении не манипулятивных, а открытых партнерских отношений?

474

Конечно, есть. Тиран (в глубине души) — человек, готовый принимать и нести ответственность. Жертва — открыта изменению. Спаситель готов помогать другим. Для актуализации сильных сторон своей позиции каждому участнику треугольника нужно отказаться от одного — притязания на власть над другими людьми. Изменение внутреннего отношения к власти приводит не к исчезновению позиционного треугольника, а к преобразованию его манипулятивной сути. Относясь к власти как к инструменту влияния, а не управления, мучитель-тиран может учить, спаситель — посредничать, а жертва — извлекать уроки.

Учитель:

Посредник:
Я могу показать другим, как достичь результата, удовлетворяющего всех Я буду поощрять людей на разрешение разногласий своими силами
  Ученик:  
  Я могу даже самые трудные ситуации рассматривать как потенциальные уроки.  

Предложите каждому участнику группы примерить на себя три новые позиции треугольника самопознания. Какой позицией хотелось бы владеть лучше? Снова разбейте группу на тройки и предложите следующую процедуру: «Сейчас один из вас попытается отстоять свою позицию учителя, ученика или посредника (ту, которую он сам выбрал) при условии, что два оставшихся игрока продолжат разговор в прежних манипулятивных ролях. Так, если ваш игрок будет сейчас отрабатывать позицию посредника, подыграйте ему в ролях жертвы и тирана. Если он выбрал себе позицию учителя, возьмите себе роли жертвы и спасителя. Такая ситуация будет организована для каждого из вас». При обсуждении участники делятся своими

475

ощущениями из новой позиции, насколько ее удалось отстоять, как воспринимались остальные участники ситуации.

Общие характеристики позиций мучителя, спасителя и жертвы1.

Мучитель, он же тиран

Роль тирана понятна для многих по воспоминаниям их детства. Родители нередко пользуются своей властью для разрешения конфликтов. Установка тирана может быть отражена формулировкой, принятой в транзактном анализе: «Я в порядке, ты не в порядке». Для компенсации собственного чувства беспомощности, неуверенности и страха тираны требуют повиновения, полагаясь в основном на политику кнута и пряника и собственную власть.

Спаситель

Установка спасителя — другой вариант формулировки тирана «Я в порядке, ты не в порядке». Спаситель считает, что «люди нуждаются в моей помощи», а психологически сам спаситель нуждается в том, чтобы в нем нуждались. Спасители способны оказать значительную поддержку, но когда они чересчур стараются, то в конце концов приходят к выводу, что их недостаточно ценят. В случае, когда спаситель принимает сторону жертвы, он часто становится буфером между ней и тираном, тем самым еще больше увеличивая разрыв между ними. Некоторые спасители оказываются настолько вовлечены в конфликт, что буквально не могут жить без него. Они несут челночную службу между враждующими сторонами. Они предполагают, что та сторона, которую они поддерживают, будет наделять их своим особым предпочтением. Человек, для которого роль самозваного спасителя становится незаменимой для поддержания чувства собственного достоинства, легко попадается на удочку жертвы. Они блестяще подходят друг другу.

476

Жертва

Самовосприятие жертвы может быть передано установкой «Я не в порядке, ты в порядке». Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: а) жертва получает значительную поддержку со стороны; б) ей обильно сочувствуют; в) ей не нужно пытаться самой разрешить свои проблемы. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более «желанной и приятной», чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить положение.

Важно отличать ролевые жертвы от подлинных жертв. Подлинные жертвы, несомненно, нуждаются в нашей помощи и поддержке до тех пор, пока они снова не встанут на ноги. Если у них нет эмоциональной привязанности к позиции жертвы несправедливости, они живо среагируют на оказанную помощь и начнут перестраиваться на самоподдержку. В противоположность подлинным ролевые жертвы словно сами навлекают на себя удары судьбы, злоключения и болезни.

Жизнь можно строить. В жизнь можно встраиваться, раз уж другой не предвидится. К жизни можно подстраиваться: мимикрировать как бабочки-капустницы. За каждой из этих сентенций — конкретная личностная позиция, имеющая несомненное право на существование. На тренинге не принято обсуждать, какая позиция лучше, какая хуже. Предпочтение любой из них — внутреннее дело каждого. А вот помочь осознать свою позицию — задача вполне тренинговая, и решать ее, естественно, можно самыми различными путями. Например, устроить экзистенциальный диспут о смысле бытия. Тяжеловесно, скучновато, но для определенной публики вполне уместно. А можно подобраться к этим вопросам и ненавязчиво, шутя, используя парадоксальный психотехнический принцип:

477

чем серьезнее проблема, тем легче, мягче и тоньше надо с ней работать.

Для этой цели отлично подходит третье упражнение.

Упражнение 3. «Паровозики»

Для организации этого нехитрого действа потребуется достаточно обширное и свободное от мебели пространство: зал, холл, поляна и т. д. Группа делится на тройки и внимательно выслушивает следующую вашу инструкцию: «Положите свои руки на талию стоящего впереди человека. Первые в тройке — опустите руки вниз или согните их в локте (помните, в детстве: «чух-чух-чух...»). Первое важное условие — упражнение выполняется молча, все команды передаются через руки. Каждая тройка представляет собой самостоятельный, способный к движению и управлению организм, но устроен он таким образом, что только вы все вместе можете привести ее в такое управляемое движение. Первым в тройке стоит «паровоз». Он абсолютно пассивен и едет туда, куда его направят. Рекомендую «паровозам» закрыть глаза для того, чтобы полностью ощутить свою безответственность и пассивность. Команду о направлении движения и скорости вы будете получать от стоящего за вами. Второй участник, находящийся в середине каждой тройки, — «пассажир». Это простая роль — вы едете себе и глядите в окно, думаете о своем. Повлиять на движение не можете, но и опасность вам тоже никакая не грозит. В общем, отдыхайте, хотя это не всегда будет получаться, так как через ваши руки, через ваше тело будут проходить команды о направлении и скорости движения от «машиниста» к «паровозу». Стоящий последним именуется «машинистом». Он отвечает за все: за то, чтобы состав двигался, «паровоз» ни во что не врезался и не сталкивался с другими составами, «пассажиру» было комфортно путешествовать. Держа свои руки на талии «пассажира», «машинист» регулирует скорость и направление движения. На речевые команды «паровоз» не реагирует».

478

Ведущий расставляет тройки по всему помещению и дает команду «Начали!». Естественно, игра вызывает массу эмоций, и без криков, смеха и азарта не проходит как в детской, так и во взрослой аудитории. Смотрите на это сквозь пальцы. Пресекать необходимо только попытки специально сталкиваться с другими тройками, так как это опасно. Движение продолжается две-три минуты. Затем ведущий останавливает игру и просит тройки перестроиться: тот, кто был первым, уходит в конец и становится «машинистом», а «пассажир» — «паровозом»: В этот момент необходимо проследить за тем, чтобы перестроение произошло именно по такой схеме, а также повторить задачи каждого участника в тройке. После нескольких минут движения роли в тройках меняются еще раз, и на этом сама игра завершается. Обсуждение желательно провести сразу же, стоя в кругу. Содержательные вопросы этого обсуждения понятны:

1. Какая роль понравилась больше и почему?

2. В какой роли было неуютно и почему?

3. Что интересного вы заметили в поведении своих партнеров? Не спешите иронично улыбаться над предложенным «детским» упражнением. Попробуйте провести его со взрослыми людьми и обязательно поучаствуйте в нем сами, последовательно примерив на себя роли «машиниста», «пассажира» и «паровоза». Имея возможность наблюдать за самыми разными людьми, игравшими в невинные «Паровозики», неоднократно пройдя через игру, автор относится к этому опыту серьезно.

Помимо психологической глубины, у этого упражнения много психотехнических достоинств. Оно динамично, поэтому может быть использовано в середине встречи для эмоциональной и физической разгрузки. Оно экспрессивно и позволяет снимать различные напряжения, возникшие в отношениях участников в ходе различных дискуссий и обсуждений. Оно построено на физическом контакте, а следовательно, создает в группе новый уровень близости, несколько смягчая неизбежные в женско-мужской группе тайные психосексуальные

479

проблемы. С его помощью можно, в конце концов, просто согреться холодным зимним вечером.

Данная техника редко используется на первом занятии. Логически ее применение желательно связать с темой позиций в межличностном общении. Оно может быть использовано в связке с треугольником власти или какой-либо большой ролевой игрой, предполагающей принятие на себя определенной социально-личностной позиции. К вопросу о том, что это за игры, мы еще вернемся.

В «Паровозики», естественно, можно играть с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Собственно рефлексивная нагрузка в этом случае, конечно, уменьшается. Зато возрастает коррекционная и диагностическая роль упражнения. В практике работы с детьми оно используется и для коррекции актуального состояния (мобилизация сил, снятие напряжения), и для работы с личностными проблемами ребенка (избегание телесных контактов, страхи, неуверенность в себе и др.). Наблюдая за поведением детей в процессе игры, мы многое можем увидеть в ребенке. В конце могут быть заданы те же вопросы, но детям нужно помогать в описании своих чувств, учить их наблюдать за собой и другими.

«Паровозики» в детской группе проходят с ограничениями. Тройки двигаются по заданным траекториям, например по кругу или определенному маршруту. Прежде всего это необходимо для того, чтобы отдельные игроки не провоцировали столкновений с непредсказуемыми последствиями. Кроме того, введение ограничений на направление и скорость движения (шлагбаумы, светофоры, объезды) превращает игру в технику по развитию произвольности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 589.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...