Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этюд 5. «Администратор гостиницы» (ролевая игра)




Среди разнообразных видов игр, используемых в тренинговых психологических программах, есть особый вид, обладающий особой привлекательностью: это так называемые игры с подвохом (научное название — игры со скрытым мотивом). Общая особенность этих

480

игр состоит в следующем: у каждого участника есть игровая роль и представление о ситуации, в которой игра разворачивается. Информацию о роли и ситуации участники черпают из двух источников: из общей инструкции, которую ведущий сообщает всем присутствующим, и из индивидуальных инструкций, получаемых приватно в письменной или устной форме от того же ведущего. Из личной инструкции участник узнает о том, какую внутреннюю позицию в отношении игровой ситуации он занимает. Этой информацией он вправе распоряжаться по своему усмотрению. В ходе игры участники пытаются понять позиции друг друга и действуют, исходя из тех представлений, которые у них на этот счет возникли.

Игры со скрытым мотивом — хорошая проверка тех навыков, которые вырабатывались у участников в ходе тренинга: убеждения, активного слушания, эмпатии, решения конфликтов и др. Они могут быть достаточно простыми по сюжету и заявляемым позициям участников, а могут быть сложными, многоступенчатыми.

Игра «Администратор гостиницы», достаточно простая и незатейливая, с успехом и пользой может быть проведена после изучения темы «Позиции в общении». Общая инструкция: «Дело происходит в маленьком городке, в котором только одна гостиница. Обычно она пустует, но в данном случае переполнена по случаю съезда лучших ветеринаров района (естественно, что причина перенаселенности гостиницы может быть изменена ведущим по ситуации). За стойкой — администратор. Мест нет, но он (она) остается на своем посту. К нему время от времени подходят люди, желающие получить номер, и пытаются различным образом выстроить отношения с администратором с тем, чтобы добиться своей цели. Сейчас мы решим, кто из участников будет в роли администратора, а кто — в роли гостей городка. Посетители гостиницы, договорившись со мной, будут использовать разные поведенческие стратегии с тем, чтобы добиться своей цели — получить номер. Администратор будет вести себя в этой ситуации так, как сочтет нужным. В распоряжении каждой из групп посетителей 5 минут. По истечении их (если, конечно,

481

ситуация логически не завершится раньше) администратор сообщит нам, готов ли он идти навстречу посетителю».

Далее ведущий просит поднять руки тем, кто хотел бы попробовать себя в роли администратора. Оптимальное число — 4 человека. Остальные участники произвольно разбиваются на 4 группы. Администраторов просят на некоторое время выйти из комнаты. Ведущий предлагает каждой группе решить, из какой коммуникативной позиции она будет решать поставленную задачу: «сверху», «снизу» или «на равных». Три группы из четырех определяются с позицией, которой они будут придерживаться. Их задача — придумать некоторую «легенду», с которой они придут в гостиницу и которую будут отрабатывать в определенной коммуникативной позиции. То есть кто они, почему здесь оказались и т. д. Четвертая группа работает в свободном режиме: они тоже создают свою игровую легенду, но могут использовать любую коммуникативную позицию и имеют право менять ее в процессе игры. Кроме того, каждая группа вольна задействовать в игре любое количество участников. Если в группе 4 человека, они могут «приехать» в город все вместе, могут выдвинуть для игры 1—3 участников. У тех, кто не играет, всегда остается возможность повлиять на ход событий: во время действия у группы есть право взять тайм-аут для того, чтобы напутствовать игроков и даже заменить их другими.

Пока группы посетителей разрабатывают свои легенды, ведущий дает инструкцию администраторам. Им сообщается, что каждый будет работать с одной из групп посетителей и действовать по ситуации, но одно небольшое условие: мест у них действительно нет. Ни одного. Весь резерв исчерпан. Конечно, остается личная «каморка» дежурного администратора, остается диван в холле, в конце концов, личная жилая площадь самого администратора... Но это те резервы, которые администратор может задействовать, а может про них даже не вспоминать. Все зависит от тех отношений, которые у него сложатся с просителями.

482

Читатели уже поняли, в чем главный подвох этой игры: посетители не знают о том, что мест нет. Вернее, официально их об этом уведомит администратор, но вот поверят ли они ему? Каждый будет надеяться, что для него-то местечко найдется.

Администраторы готовят свое рабочее место, определяются с тем, будут ли стулья для посетителей, и если да, то где и сколько. Между собой договариваются об очередности и сообщают ее посетителям. Посетители между собой делят своих администраторов, то есть решают, кто с кем будет вести игровую партию. Во время разыгрывания конкретной ситуации все остальные участники группы являются зрителями, причем по возможности — молчаливыми. Хотя ведущему приходится быть снисходительным: как бы смех и реплики ни мешали игрокам, они практически неизбежны.

Игра часто проходит бурно и эмоционально, участники тренинга неожиданно раскрываются как блестящие актеры. У зрителей есть свои задачи. Они должны внимательно следить за развитием событий, отслеживать вербальные и невербальные реакции участников. Ведущий обязательно должен подчеркнуть важность такого наблюдения. Цель упражнения — посмотреть, как в поведении реализуются различные коммуникативные позиции, как позиция одного участника взаимодействия влияет на другого, его партнера, какова эффективность той или иной коммуникативной позиции, какие чувства она вызывает у самого исполнителя и окружающих его людей. Иногда для фиксации хода игры привлекается видеоаппаратура. Это не всегда целесообразно. Прежде всего потому, что в этом случае снижается собственная активность и ответственность участников. Они не учатся наблюдать социальные процессы, доверяя это технике. Какой же это коммуникативный тренинг! Кроме того, просмотр отснятых записей — это длительная процедура, имеющая для участников самостоятельную ценность. Она часто уводит группу в сторону от обсуждаемой проблемы, занимает массу времени и утомляет

483

участников. Если работа не организуется полностью по принципу видеотренинга, то и не стоит использовать записывающую технику.

Какие только легенды не придумываются участниками для достижения целей! Многодетные матери, бедные студенты и старушки (позиция «снизу»), «крутые» бизнесмены, политики и просто бандиты (позиция «сверху»), ловеласы, представители гостиничного бизнеса, то есть коллеги, журналисты (позиция «на равных»). Администраторы тоже идут на самые головокружительные варианты для того, чтобы без снижения самооценки выйти из этой сложной для них ситуации. Наибольший интерес представляет динамика их вербальных и невербальных реакций на действия посетителей. Время от времени игра разворачивается очень драматично, и к этому нужно быть готовым. Легенда может личностно затронуть участника, играющего администратора. В этом случае внешне невинная игра превращается в значимую и иногда невыносимо тяжелую для человека ситуацию. Естественно, что в этом случае ведущий не может продолжать действие в тренинговом режиме, и группа на необходимое время переходит в состояние психотерапевтической работы. Начинающим ведущим автор советует: если вы не уверены в том, что справитесь с психотерапевтической работой, лучше не рискуйте. Контролируйте те легенды, которые придумывают себе участники, следите за тем, чтобы они не были слишком экстремальными, эмоционально опасными. Так, в практике автора был случай, когда группа представилась администратору в качестве членов комитета матерей солдат, пропавших без вести в годы службы в армии. От личной квартиры администратора, которую та им предложила почти сразу, отказались. Пытались выпросить номер в гостинице. Можете представить себе состояние участника, игравшего администратора в этом эпизоде!

Ведущий внимательно следит за временем. Каждой группе просителей отводится ровно 5 минут. Обсуждение после каждой сценки проводить нецелесообразно. Важно только спросить у администратора

484

(если в ходе игры это не стало очевидным само собой), подействовали ли на него аргументы приезжих и если да, то что он готов для них сделать.

После завершения всех игровых эпизодов проводится общее обсуждение. Сначала — из ролей, затем — более отвлеченное обсуждение тех вербальных и невербальных реакций, которые удалось отследить у участников. Большое внимание нужно уделить чувствам, которые возникали и у администраторов, и у наблюдателей по ходу разыгрывания той или иной позиции и легенды. Очень часто у кого-нибудь из посетителей остается чувство обиды, неудовлетворенности по поводу подвоха игры. Это тоже хороший «материал» для обсуждения: отсутствие мест не скрывалось администратором, наоборот, неоднократно подчеркивалось. Другое дело, что у остальных участников игры это не вызывало доверия, они продолжали действовать так, как будто места на самом деле есть. Так где существовал подвох: в инструкции или субъективных ожиданиях участников?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 521.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...