Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование социально значимых качеств личности




«Мир ценностей, — отмечает И. Сушков, — превращается в особый объект активности человека, когда целью... становится приобретение человеком определенных ценностных признаков, даже если это иногда вредит удовлетворению непосредственно биологических потребностей, но способствует развитию сообщества. Это может проявляться как через овладение материальными ресурсами, имеющими ценность в сообществе, так и через формирование определенных психологических, духовных характеристик личности, придающих ей самодостаточную ценность в данном сообществе» (108, с. 178). Какие же существуют специфические социально-психологические характеристики личности? Можно выделить четыре группы социально значимых качеств личности.

Первая группа — социально-психологические способности, обеспечивающие как адаптацию, так и самореализацию личности в общении и социальном взаимодействии. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев относят к ним способности глубоко и правильно оценить сложившуюся ситуацию (социальное воображение), учитывать различные позиции других субъектов (социальный интелект), предвидеть возможные последствия своих действий для себя и других

403

(социально-перцептивные способности) (97). Социальное воображение — термин, введенный в отечественную психологию по аналогии с термином «социологическое воображение» (автор термина — Р. Миллс). Социальное воображение рассматривается как «способность человека понимать свой собственный опыт и определять свою судьбу, мысленно помещая («воображая») себя в реальные рамки данного периода развития общества, осознавая свои возможности и возможности других людей» (103, с. 46). Понятие это на сегодняшний день чисто описательное, умозрительное, но тем не менее практически важное. Если на уровне научного исследования мы пока не можем измерять уровень развития социального воображения у конкретного человека, то на уровне обыденного наблюдения и житейского анализа в большинстве случаев можем определить, наделен ли человек этой способностью. Она проявляется в его умении видеть себя в некотором реальном социальном контексте и строить свою жизнь в соотнесении с ним (в данном случае не важно — в согласии ли, в противостоянии, важно, что социальное поведение соотносится с контекстом социальных условий).

Социальный интеллект — это способность понимать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Связь социального интеллекта с тем психическим образованием, которое в психологии принято обозначать как интеллект, не столь элементарна, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, как и все другие социально-психологические способности, социальный интеллект вторичен по отношению к базовым психическим процессам и образованиям, поэтому он зависит от уровня развития интеллектуальных структур человека. А с другой стороны, высокий уровень общего интеллектуального развития вовсе не обязательно предполагает развитый социальный интеллект. Последний — специфическое, самостоятельное дарование. Примером развитого социального интеллекта могут служить люди, сведущие в сложных, многоходовых интригах, разрабатывающие многоступенчатые политические комбинации и

404

т. д. Социальный интеллект предполагает способность человека подняться над некоторой социальной ситуацией и увидеть ее как систему сложных отношений людей, которая поддается прогнозированию и направленному воздействию.

Социально-перцептивные способности заключаются в особой чувствительности человека к состояниям, настроениям партнеров по общению, в умении проникать сквозь фасад внешности в систему их социальных мотивов, представлений, прогнозировать их поведение. Это обеспечивает ему понимание других людей и дает в руки инструмент влияния, которым он может пользоваться как в диалогическом, так и в монологическом ключе.

Вторая группа социально значимых качеств личности — это качества, возникающие в процессе общения человека с другими людьми и обеспечивающие ему как адаптацию, так и дальнейшее самостоятельное развитие в социальной среде. С их помощью человек принимает и творчески перерабатывает нормы и ценности своих групп: конформность, доверие друг к другу, кооперативность и др. Третья группа — свойства более общего порядка, задающие некоторую общую социальную направленность личности: ведущий тип социальной мотивации, активность, социальная ответственность. Эти качества определяют позицию человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Наконец, четвертая группа — это индивидуальные свойства человека, накладывающие отпечаток на стиль его общения, особенности социальной позиции: склонность к доминированию или подчинению, направленность на окружающих или на свои внутренние состояния, догматичность или гибкость мышления и другие.

Совокупность социально значимых качеств личности создает неповторимый индивидуальный узор, который не может быть оценен в рамках дихотомии «норма — отклонение от нормы». Правильнее говорить, что каждый человек обладает некоторым социально-психологическим статусом, содержание которого составляют свойственные ему социальные способности и качества личности. По

405

отношению к статусу в целом могут быть применены некоторые специальные оценочные нормативы, например адекватность, адаптированность. О них мы поговорим ниже.

Этапы социального развития личности

Социальное развитие человека продолжается всю его жизнь. Однако, по мнению многих авторов, есть существенные различия в том, как оно протекает в детском и подростковом возрасте с одной стороны, и во взрослый период, с другой. Особенности социального развития в детском и подростковом возрасте изучены значительно лучше. К ним мы прежде всего и обратимся.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 652.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...