Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Диагностика групповых отношений в школьном классе
Приведенные ниже упражнения можно с большим эффектом использовать для диагностики сплоченности группы, ее ролевой структуры, лидерства. 1. «Рука» Все участники группы должны молча, глазами найти себе пару. Ведущий дает участникам группы примерно полминуты для выполнения этого задания, а затем громко произносит: «Рука!» Все участники должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько человек показывают на одного и того же участника или что на кого-то не показывает никто, опыт повторяется. Упражнение заканчивается, когда вся группа разбивается по команде ведущего на согласованные пары, однако в диагностических целях важно отследить не только и не столько результат и число проб в процессе его достижения. Важен сам процесс: реакции членов группы на «выпадение» одного или нескольких членов, которых никто не выбрал или которые никого не выбрали, реакции участников, которым показалось, что они нашли пару, а их предполагаемый партнер показал на другого члена группы и т. д. Модификации этого упражнения — «Пальцы» (по команде выбросить одинаковое количество пальцев). Упражнение выявляет лидерство, готовность к принятию групповых решений, уровень доверия и взаимопринятия. 2. «Рассаживание по признаку» Участникам группы предлагается рассесться так, чтобы на стуле, на котором сейчас сидит ведущий, оказался самый светловолосый человек, справа от него — немного более темноволосый и далее по кругу так, чтобы самый темноволосый оказался на стуле, который стоит слева от ведущего. Во время упражнения не разрешается разговаривать. Стиль взаимоотношений в группе 385 будет проявляться в том, как участники без слов советуются друг с другом, сотрудничают, пытаются оказывать давление и т. д. Другой вариант этого упражнения — «Построиться по...» (кругу, квадрату, треугольнику, причем за определенное число отсчитываемых ведущим секунд). Можно усложнить процедуру: предложить строиться в определенную фигуру с закрытыми глазами. Упражнение выявляет: ведущие способы взаимоотношений в группе, особенности принятого нормативного контроля, лидерские процессы. 3. «Выбор лидера» Участники должны молча договориться о том, кто будет лидером дискуссии. На это молчаливое обсуждение группе дается минута, после чего ведущий просит избранного лидера поднять руку. При неудаче игру можно повторить. В этой игре в миниатюре отражаются структура группы и ее история. 4. «Включенность в группу» Ведущий предлагает каждому участнику задуматься над тем, насколько он себя чувствует включенным в группу. Затем он предлагает всем молча встать и выстроиться в одну линию таким образом, чтобы у двери стоял человек, который ощущает себя максимально включенным в группу, а у противоположной стены тот, кто чувствует себя совершенно не включенным в группу. Все остальные должны расположиться на линии, соединяющей этих участников, причем не рядом, а друг за другом. То, как группа выполняет это упражнение и к какому результату приходит, говорит о многом. Вопросы для обсуждения: кто из участников чувствует себя наиболее слабо включенным в группу? Что мешает вам чувствовать себя более включенным? Что вы сами можете сделать для того, чтобы полнее включиться в группу? Каким образом вам могут помочь в этом другие участники? В какой мере результат обсуждения оказался неожиданным для вас? Упражнение выявляет уровень открытости внутригрупповых отношений, сплоченность. 386 5. «Групповой образ» Участникам предлагается представить себе, что их группа представляет собой автомобиль, а каждый человек — его определенная деталь. Далее группе надо решить, кто какой деталью в этом автомобиле является. При этом нет необходимости следовать за реальным устройством машины. У автомобиля, сконструированного из членов группы, может оказаться три мотора, пять колес и ни одного руля. Что ж, такова реальная групповая ситуация. После упражнения обсуждается, какие роли и групповое поведение стоит за той или иной деталью созданного автомобиля. Упражнение выявляет лидерство в группе, структуру эмоциональных отношений, открытость и доверительность. 6. «Найди свое место» Участникам группы предлагается молча походить по помещению, присмотреться к нему, а затем занять то место, которое кажется каждому наиболее комфортным: на полу, на стуле, на столе, лицом к центру, лицом к стене и т. д. Эта процедура проходит также без слов. Хорошо, если это упражнение удастся провести в темноте или полумраке. Затем ведущий предлагает осмотреться, соотнести свою позицию с размещением других людей и при желании поменять свое положение или обратиться к кому-то с просьбой переместиться в пространстве. Упражнение заканчивается, когда все заняли те места, которые им нравятся, и отказываются менять их по просьбе других участников. Затем обязательно следует обсуждение. Упражнение выявляет уровень сплоченности, открытости отношений, готовность членов группы к взаимоподдержке. 387 РАЗДЕЛ 4 Социальная психология личности Социально-психологическая характеристика личности |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 498. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |