Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Создание нового группового опыта




Создание нового группового опыта тесно связано с процессами индивидуального социального развития человека. Новый групповой опыт возникает благодаря способности человека и наличию у него возможностей встать над предлагаемыми ему моделями социального поведения, социальными представлениями и ценностями, творчески их переосмыслить и реализовать в некоторой групповой ситуации. То есть создание такого опыта предполагает определенный уровень собственно психического развития человека, а также наличие у него нужных степеней свободы в формировании собственных оценок и осуществлении личных поступков. В детском и подростковом возрасте полигоном для осуществления процессов социализации и создания нового группового опыта является игра во всех ее формах: ролевая, по правилам, соревновательная, иная. Игра — это «примерочная», «экспериментальная площадка» процессов индивидуализации, где в полной мере проявляется уникальная возможность, даваемая человеку детской субкультурой, которую В. В. Абраменкова охарактеризовала следующим образом: «Детская культура ...предоставляет ребенку веер потенций для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные

401

миры и пространства, ...готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях» (2, с. 119).

Индивидуализация, самостоятельное накопление социального опыта и выработка личного отношения к социальным нормам и ценностям может осуществляться как в процессе стихийной социальной активности человека (и в этом случае взрослые теряют возможность направлять процесс социального развития ребенка и подростка), так и в специально организованных для этого социально-педагогических условиях. Создание таких условий — важная психологическая и педагогическая задача. Трудность прежде всего заключается в том, что эти условия не должны регламентировать деятельность детей и подростков, подменять их свободное общение с миром еще одной разновидностью социально заданных форм социальной активности, но в то же время обязаны задавать некоторые рамки, оберегающие их от опыта, опасного для здоровья, непоправимо травмирующего, асоциального.

Определение социально ценных перспектив индивидуального развития человека

От природы человек наделен неисчислимым количеством черт, качеств, свойств и возможностей. Большинство из них, переплетясь уникальным образом, создают индивидуальность данного человека, некоторые придают ему изюминку, особенность и лишь немногие существенно влияют на его дальнейшую судьбу, определяют его место в сложной системе человеческих отношений. К последним, в частности, относятся те свойства, которые именуются в психологии способностями, а в свете рассматриваемой проблемы представляют собой социально ценные индивидуальные свойства человека. К таким свойствам относятся интеллект, специфическая приспособленность к освоению различных социально ценных видов деятельности (так называемые специальные способности). Таких людей называют талантливыми. Талант — это «социально оцениваемое качество человека,

402

и проявляется оно в достижении социально значимых целей, в создании социальных ценностей (103, с. 41).

В процессе социального развития обнаруживаются те или иные социально ценные качества человека. Само их обнаружение мало что означает. Важнее другое: окружающие люди, прежде всего родители, другие референтные взрослые, начинают активно воздействовать на развитие обнаруженных качеств, организовывать жизнь ребенка таким образом, что его самооценка и самоотношение оказываются во многом зависимыми от развития данного качества. В этом случае наличие тех или иных общих или специальных способностей, таланта начинает определять магистральную линию жизненного пути человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...