Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Механизмы групповой динамики




Рассматривая различные стороны жизни малой группы, мы неоднократно подчеркивали, что она представляет собой целостный самостоятельный субъект активности, обладающий внутренними источниками активности. Эта групповая энергетика целенаправленно используется группой для достижения стоящих перед ней задач и для поддержания внутренней стабильности (то есть в инструментальной и экспрессивной сферах). Важно и другое: группа обладает собственными механизмами, обеспечивающими ей баланс между силами изменения — развития и стабилизации. Так или иначе все основные механизмы были нами обозначены. Еще раз перечислим их именно как две группы противоположно направленных, взаимозависимых механизмов групповой динамики.

Какие процессы и эффекты могут быть отнесены к механизмам развития? Несомненно, идиосинкразический кредит лидера. Напомним, что действующим в настоящий момент лидерам, а также тем членам группы, которые внесли большой позитивный вклад в ее жизнедеятельность, позволено в своем поведении отклоняться от

366

групповых норм. В определенном смысле экспериментировать с новыми возможностями. В случае, если эксперимент с целями, способами их достижения, новыми формами межличностных отношений рассматривается большинством группы как удачный, его результаты могут быть закреплены как новая групповая норма. Второй механизм развития — это нормативное влияние меньшинства, которое способствует росту познавательной активности членов группы, в ряде случаев ведет к изменению групповых целей или способов их достижения. Третий механизм — внутригрупповой конфликт во всем разнообразии причин его возникновения. Естественно, что конфликт — это потенциальная возможность развития, которая реализуется при конструктивном разрешении противоречия. Наконец, к механизмам развития можно отнести и эффекты, возникающие в процессе принятия группой совместных решений, — поляризации и сдвига к риску.

Каждый из этих механизмов имеет свою сферу действия, свою разрешающую способность. Все вместе они создают силы изменения, заставляющие группу либо меняться, либо искать рычаги давления на эту силу. В качестве таких рычагов выступают механизмы стабилизации группы.

К механизмам стабилизации относятся следующие процессы и эффекты: конформность, совместимость и сработанность, сплоченность. Конформность обеспечивает торжество норм, принятых большинством, подчинение им индивидуальных реакций и оценок. Совместимость и сработанность порождают устойчивые отношения, которые удовлетворяют включенных в них людей. Естественно, что они не будут склонны менять, переструктурировать такие отношения. Сплоченность способствует сходству мнений, ценностей, представлений о целях деятельности группы, что также стабилизирует группу.

Конкретные процессы, происходящие в группе, — результат взаимодействия сил стабилизации и развития, их уникального баланса в данный момент существования группы. В отдельные периоды

367

преобладают силы развития. В группе возникают и разрешаются конфликты, активно действуют разноплановые лидеры, принимаются и реализуются экстремальные решения. В другие периоды преобладают силы стабилизации. Отношения выходят на некоторое временное плато, участники, как никогда, ощущают единство и сплоченность своих рядов. До следующей бури... Неправомерно длительное затишье может приводить к застойным явлениям, в том числе тем, которые описаны Дженисом. Но если группу штормит весьма продолжительное время, — это тоже опасно и для дела и самочувствия участников.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: как разворачивается динамика в группе, достигшей очень высокого уровня развития? Литература не содержит прямого ответа на этот вопрос. Если суммировать разнообразные точки зрения, то можно предположить следующее: высокоразвитая группа подобна высокоразвитой личности. И той и другой свойственны конфликты, спады и подъемы, однако благодаря накопленному опыту и внутренней цельности эти проблемы продуктивно решаются, обогащая личность и внутригрупповые отношения.

Подведем некоторые итоги.

• Групповая динамика — это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе и знаменуют собой ее развитие. К этим процессам относятся: нормативное влияние, развитие и принятие групповых решений.

• Нормативное влияние на человека оказывает как групповое большинство, так и групповое меньшинство. Влияние большинства основано на информационной и нормативной зависимости человека от его группы.

• Конформность, демонстрируемая человеком в группе, является, по сути, не индивидуальным, а групповым феноменом. Уровень конформности определяется особенностями групповой жизни, а также множеством других факторов ситуационной и психологической природы.

368

• Конформность членов группы является фактором стабилизации группы и межличностных отношений в ней.

• Основные источники нормативного влияния меньшинства — уверенность, гибкость, последовательность позиции, уважительное отношение к оппонентам. Основные следствия — развитие группы, стимуляция познавательной активности членов группы.

• Самоопределение человека в отношении групповых норм приводит к тому, что данная группа становится либо референтной, либо группой членства. Референтной является идеальная или реальная группа, к которой человек себя субъективно причисляет, нормы и ценности которой он разделяет.

• Существует прямая зависимость между нормативностью поведения человека и его статусом в данной группе. Лидер группы обладает особым правом, именуемым идиосинкразический кредит.

• Развитие группы рассматривается в трех аспектах: как процесс образования, стадийного развития и сплочения. Образование — двухступенчатый процесс объявления группы и наполнения ее конкретными межличностными отношениями.

• Группа в своем развитии проходит различные стадии. На каждой из них она характеризуется определенными свойствами, соотношением инструментальной и экспрессивной деятельностей. Высшая стадия группового развития в отечественной социальной психологии традиционно именуется коллективом.

• Групповая сплоченность определяется и как свойство групповых отношений, и как процесс развития таких отношений. Сплоченность основана на эмоциональной, ценностной и мотивационной привлекательности группы для человека.

• Уровень сплоченности группы определяется целым рядом факторов, среди которых сходство и эмоциональная привлекательность, предпочитаемый способ группового взаимодействия, особенности целей, руководства и стиль принятия решений.

• Процесс принятия решений в реальных группах характеризуется такими феноменами, как групповая поляризация, сдвиг к

369

риску, огруппление мышления. Однако в целом групповые решения обладают рядом преимуществ по сравнению с индивидуальными, чем обусловлен высокий интерес к разработке технологий принятия группой эффективных решений. Традиционно к технологиям принятия эффективных групповых решений относят: групповое интервью, мозговой штурм и групповую дискуссию.

• К механизмам группового развития относятся: идиосинкразический кредит лидера, внутригрупповой конфликт, групповое влияние меньшинства, поляризация мнений и сдвиг к риску в процессе принятия групповых решений. К механизмам групповой стабилизации: конформность, совместимость и сработанность, сплоченность.

Завершая разговор о группе, мы решили обратиться к двум специфическим проблемам и рассмотреть, что с социально-психологической точки зрения представляют собой такие особенные человеческие объединения, как психокоррекционная группа и школьный класс. И те и другие являются предметом пристального внимания психологов-практиков, с ними работают как с малыми группами. Правомерно ли это и в какой степени? В кратких обзорах мы не ставим перед собой цель дать глубокий анализ проблем, связанных с групповой терапией или работой с детскими коллективами. Этому посвящено множество серьезных работ, написано немало книг и пособий. Наша цель — посмотреть на особенности протекания динамических процессов в человеческих объединениях, не вполне отвечающих классическому пониманию малой группы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 465.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...