Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Постановка целей перед детскими группами




В практике целеполагания на самых разных уровнях мы часто сталкиваемся с одной общей проблемой: перед потенциальными исполнителями цель их деятельности то ставится в абстрактной, общей форме, то подменяется узкими задачами, по сути — средствами.

353

В образовательном процессе целеполагание также очень часто осуществляется некорректно. Перед школьниками ставятся либо абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, стать дружными и сплоченным и т. д.), либо цель подменяется средством, и тогда смыслом учебы становится достижение определенного оценочного результата, а смыслом внеучебной деятельности — участие в каком-либо мероприятии.

Цель деятельности, в том случае когда она действительно может служить источником активности школьников и фактором сплочения классного коллектива, должна отвечать следующим требованиям:

Во-первых, быть конечной, то есть иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во времени от момента принятия цели. Причем, чем младше дети, тем меньше должен быть этот разрыв.

Во-вторых, быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обязательно нужно проверить, действительно ли все учащиеся одинаково понимают смысл и цель происходящего.

В-третьих, быть технологичной, то есть содержать в себе доступные детям средства ее достижения. Хорошо, если эти средства были выработаны детьми на предыдущих этапах совместных действий. Например, дети научились шить простые изделия, а затем принимают участие в карнавальном конкурсе.

В-четвертых, быть личностно привлекательной для каждого школьника, а для этого содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные школьнику. Деятельность, организуемая в классе, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно развиты или которые он хотел бы в себе развить.

Пятый — характер руководства и предпочитаемого способа принятия решений. Коллегиальный, кооперативный стиль руководства и

354

возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения способствуют сплочению группы.

Можно назвать еще ряд факторов, влияющих на процессы сплочения группы, которые так или иначе нами уже рассматривались: величина группы, характер коммуникативных сетей, используемых в процессе достижения групповых целей, удовлетворенность участников групповым членством, успех группы в достижении значимых для нее результатов. Мы видим, что сплоченное состояние формируется под воздействием как индивидуальных, так и собственно групповых факторов, приводит к ряду следствий, ценных и для личности, и для ее сообщества.

Выше отмечалось, что сплоченность относится к числу тех групповых феноменов, по отношению к которым многими авторами применяется понятия меры, уровня, численного значения. Это означает, что сплоченность может быть большей или меньшей. Понимаемую таким образом, на методическом уровне ее часто измеряют с помощью социометрических процедур. Как показывает анализ различных подходов к пониманию этапов развития группы, величину сплоченности принято связывать с уровнем развития группы (чем он выше, тем больше сплоченность) и на уровне методики рассматривать как один из показателей уровня развития коллектива (51). В стратометрическом подходе сплоченность — ценностно-ориентационное единство — операционально рассматривается как мера сходства оценок и суждений членов группы по значимым вопросам. ЦОЕ измеряется с помощью специальных ранжирующих измерительных процедур (51).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 344.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...