Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие и сплочение малой группы




Развитие группы в широком значении — это и есть групповая динамика: «Групповая динамика, в отличие от статики группы, это... совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, то есть ее развитие» (9, с. 257—258). Рассмотрим три аспекта проблемы развития группы, которые наиболее часто обсуждаются в социально-психологической литературе: образование группы, этапы и закономерности развития, сплочение.

Вопросы образования группы очень по-разному рассматриваются в отечественной и зарубежной литературе. Для зарубежных авторов основной интерес заключается в психологических причинах вхождения человека в группу. В первый момент это представляется закономерным, коль уж речь идет о психологической науке. Однако в таком варианте проблема образования малой группы выглядит крайне однобоко, если не сказать нереально. Робер и Тильман считают, что основная причина, по которой человек стремится войти в группу, — это получение удовлетворения от взаимодействия с другими людьми. Они же приводят точку зрения по этому поводу Ж. Эллиота: «Одним из первичных элементов сплочения, связывающего индивиды в институциональные человеческие объединения, является защита от психологической тревоги. В этом смысле можно предположить,

340

что индивиды проецируют вовне влечения и внутренние объекты, которые в противном случае были бы источниками психотической тревоги, и связывают их с жизнью социальных институтов, членами которых они являются» (90, с. 121—122). Это психоаналитический взгляд на проблему группообразования. Однако и за рамками этой парадигмы широко распространена точка зрения, что группа возникает из необходимости для людей удовлетворить ряд своих личных потребностей. Вот определение Р. Кеттелла: «Наше определение группы — совокупность индивидов, в которой существование всех используется для удовлетворения каких-либо потребностей каждого» (35, с. 24). Трудно отрицать тот факт, что в группе (посредством ее, благодаря ей) каждый участник удовлетворяет свои потребности, связанные с признанием, поддержкой, самореализацией и другим. Однако в тех случаях, когда этот факт рассматривается сам по себе, вне контекста современной социальной жизни, процесс возникновения малых групп выглядит как-то странно. Очевидно, что большинство из них появляется не потому, что люди решили объединиться для удовлетворения своих личных нужд, а потому, что такого рода структура закономерно возникает в рамках тех или иных социальных институтов или организаций. Конечно, существуют иные ситуации возникновения малых групп. Скажем, иначе возникают группы по интересам, свободные творческие коллективы. Однако доля таких групп в современном социальном мире очень мала, и для них необходимо разрабатывать частную модель группообразования. В случае же с так называемыми организованными группами сначала возникает номинальная группа с вакансиями для потенциальных участников, а затем люди, занявшие эти вакансии, начинают выстраивать психологические отношения (в том числе удовлетворяющие их личные потребности). Именно так проблема группообразования рассматривается в отечественной литературе (9, 48). Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская считают, что возникновение организованной группы следует рассматривать как двухступенчатый процесс: сначала группа формально объявляется, а затем

341

она наполняется конкретными людьми. На второй ступени личные побуждения людей играют значительную роль. В большинстве случаев человек сам решает, стать ли ему членом данной группы, сообразуясь со своими ожиданиями, ценностями и амбициями, самооценкой и другим.

Образование группы — это процесс ее формального возникновения и комплектования конкретными людьми, которые привносят в группу свои живые личностные устремления, свой жизненный опыт и представления о том, как должна быть организована групповая жизнь.

Члены группы начинают строить взаимоотношения, благодаря чему группа в целом развивается, изменяя от стадии к стадии свои характеристики, приобретая новые свойства и возможности.

Существует несколько подходов к выделению этапов развития малой группы. Первый — теоретические модели развития группы от номинальной стадии (стадии формального образования) до высшей точки группового развития. Такого рода модели создаются в рамках и отечественной, и зарубежных социально-психологических традиций. В качестве примера рассмотрим модель Л. И. Уманского. Второй подход — эмпирические модели развития групп, полученные не в ходе теоретических построений, а в процессе лонгитюдных исследований жизни определенных социальных групп. Скажем, этапы развития групп, существующих в условиях изоляции (48). Такого рода модель (Стенфорда и Роарка) будет подробно рассмотрена в разделе, посвященном школьному классу как особому виду малой группы. Наконец, третий подход: рассмотрение стадий развития групп, ограниченных в своем существовании во времени. Жизнь таких групп можно просмотреть от начала до конца. К ним относятся, в частности, разнообразные психокоррекционные группы. В данном случае мы используем этот термин в значении, предложенном

342

К. Рудестамом, относя к ним и обучающие группы, и группы психотерапевтической направленности. К опыту создания модели развития такой группы (У. Бенниса и Г. Шепарда) обратимся позже, при рассмотрении особенностей динамики психотерапевтической группы.

Ниже представлено графическое изображение модели Л. И. Уманского. В ее основе ряд параметров, важных с точки зрения автора для достижения группой высшей ступени развития (ценностная направленность группы, организационное и социально-психологическое единство группы, компетентность ее членов в достижении групповых целей). Этапы характеризуют уровень развития группы с точки зрения данных параметров (35).

Точка, с которой начинается групповое развитие, находится в середине отрезка и называется конгломерат. Конгломерат — это совокупность незнакомых друг с другом людей. Далее развитие группы может происходить в обоих направлениях. Направление задает общая ценностная направленность группы. В случае просоциальной ориентации группа начинает развиваться вверх, через ряд стадий к

343

высшей точке, коллективу; при асоциальной ориентации — к антиколлективу. Сразу отметим, что вопрос о том, через какие стадии проходит такого рода асоциальная группа, в широкодоступной литературе не обсуждался.

Путь к высшей точке лежит через стадии кооперации и автономизации. Кроме того, перед стадией кооперации в развитии группы в ряде случаев можно выделять также промежуточные стадии: номинальной группы и группы-ассоциации. Общая характеристика каждой стадии такова:

Номинальная группа: формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов.

Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды деятельности приняты членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция.

Группа-кооперация: стадия, на которой группа функционирует в основном в инструментальной плоскости. Хорошо развита структура деловых отношений; члены группы ориентированы на сотрудничество в решении целевых вопросов.

Группа-автономия: ориентирована на экспрессивную сферу. Формируется чувство «мы», групповые эталоны и нормы. Группа ориентирована на себя, свои внутренние отношения. Возможно гипертрофированное развитие черт автономии, что приводит к своеобразному «закукливанию» группы, ее переориентации с общественно значимых целей на собственно групповые. Это препятствует ее дальнейшему развитию.

Группа-коллектив: высшая стадия развития группы. Широкая кооперация с другими социальными группами; внутренняя сплоченность, кооперативность в инструментальной сфере. Л. И. Уманский определял коллектив как реальную контактную группу, отличающуюся «интегративным единством коммунистической направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности» (111, с. 22).

344

На этом процесс развития группы заканчивается. К сожалению, ни в модели самого Уманского, ни в модификациях его последователей не содержится ясного ответа на вопрос: а что же происходит с группой дальше? Либо она проходит высшую точку развития... и куда она двигается потом? Либо она остается на занятом уровне, но каковы тогда механизмы, обеспечивающие ей поддержание этого уровня отношений? Этот вопрос глубоко проработан в другой отечественной концепции развития группы — стратометрической теории коллектива А. В. Петровского. В качестве механизмов, обеспечивающих группе функционирование на высшем уровне развития, в этой теории выступают ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) и групповая действенная эмоциональная идентификация (ГДЭИ) (79, 80).

Многие зарубежные теоретические модели основываются на уже хорошо известной читателям идее разделения двух сфер внутригрупповой активности: инструментальной и экспрессивной. Б. Такмен предложил рассматривать две линии группового развития, которые хотя и влияют друг на друга, но все же обладают своими внутренними закономерностями: в сферах межличностной и деловой активности. Внутри каждой линии существуют 4 свои стадии, которые последовательно сменяют друг друга. Первая стадия связана с ориентировкой во взаимоотношениях (деловых и эмоциональных); вторая — этап проживания конфликта — с необходимостью привести в соответствие взаимоожидания членов группы, групповые и индивидуальные цели и др., далее следует стадия продуктивных взаимоотношений в каждой из сфер. Четвертая стадия развития межличностных отношений — формирование ролевой структуры группы, деловых отношений — принятие решений в области достижения целей группы (48). Подход Такмена лежит в основе многих других частных моделей развития отдельных групповых структур (Н. Обера, Е. Мабри, Л. Хоффмана).

Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская в своем обзоре отечественных и зарубежных моделей группообразования обращают внимание

345

на важный момент: несмотря на значительные различия в подходах и принципах построения моделей, в них существует достаточно много пересечений и общих моментов. Один из основных — наличие некоторой закономерности в формировании и развитии экспрессивной и эмоциональной сфер в малой группе. Их развитие на каждом этапе происходит неравномерно, преобладает то одна, то другая форма активности. В те моменты жизнедеятельности, когда в группе наиболее активно развиваются процессы и структуры, связанные с достижением основных целей существования группы, несколько «уплощается» эмоциональная сфера. И напротив, в периоды, насыщенные эмоциональными конфликтами или нормотворчеством, формированием групповой общности, организационные процессы в группе интенсивно не развиваются.

Идея неравномерности развития различных сфер жизнедеятельности субъекта (будь то отдельный человек или социальная группа) и существования ведущей формы активности на той или иной стадии развития характерна не только для социальной психологии. Достаточно вспомнить учение о ведущей деятельности и этапах развития в детском возрасте (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). В соответствии с теорией Эльконина, в конкретный период детства, ребенок в большей степени ориентирован либо на построение отношений, либо на овладение предметной стороной деятельности. Это проявляется в особенностях его интересов, игр, увлечений. Естественно, что целесообразно строить общение с ребенком, его обучение и воспитание с учетом особенностей возраста. Это же можно сказать о группе. В своем развитии она то больше ориентирована на дело, то погружается в самое себя — межличностные отношения своих участников. Несомненно, что и руководителю, и психологу, работающему с группой, важно владеть информацией о том, на какой стадии развития сегодня она находится, чтобы более грамотно строить взаимодействие. К сожалению, строгих диагностических процедур нет, однако всегда остаются возможности наблюдения. Необходимо анализировать содержание конфликтов, происходящих в группе в данный

346

момент, направленность управляющих ею лидеров, динамику продуктивности деятельности. Можно использовать самоотчеты членов группы для того, чтобы понять, какого рода внутригрупповые проблемы сегодня представляют для них наибольший интерес. У руководителя (тренера), чутко прислушивающегося к своей группе, есть возможность не только понимать, на какой стадии развития находится группа, но и управлять ее развитием. Не стоит считать прохождение стадий в определенной последовательности чем-то фатальным и неизбежным (даже по отношению к детскому развитию). Варьируя условия жизнедеятельности, характер решаемых задач, степень взаимозависимости членов группы в достижении общих целей, можно стимулировать ее активность в той или иной сфере.

Еще одна общая точка во взглядах различных авторов — представление о движущих силах развития группы, механизмах, «толкающих» ее к переходу с одного уровня на другой. Любопытно, что здесь пересекаются представления отечественные (70—80-е гг.) и психоаналитические. Уманский выделял три источника противоречий, лежащих в основе поступательного развития группы:

1. Между потенциальными возможностями группы и ее реальной деятельностью в настоящий момент;

2. Между растущей интеграцией членов группы и потребностью каждого участника личностно реализоваться в ней;

3. Между усиливающейся ориентацией группы на свое общее «мы» и осознанием места и роли группы в более широкой социальной общности. (35).

В психоаналитической парадигме ситуация нахождения человека в группе трактуется как изначально конфликтная (зависимость от других — потребность сохранить свободу) и, как это ни парадоксально, ведущая к усилению группового влияния на личность, развитие групповых структур и отношений. Группа, создавая нормы, общие правила, структуры устоявшихся отношений, защищает своих членов от тревоги, порождаемой изначальной конфликтностью (90).

Еще один аспект проблемы развития группы в современной социальной психологии — изучение групповой сплоченности. Сплоченность

347

различными авторами рассматривается в двух аспектах: как процесс (в этом случае целесообразнее говорить о сплочении) и как особое состояние отношений в группе (это состояние может иметь различную степень выраженности — уровень сплоченности). Оба этих аспекта отражены в определении, предложенном Г. М. Андреевой:

Сплоченность — это «процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность» (9, с. 267).

Это определение задает сплоченность через ее цель — результат. Существуют и другие, весьма многочисленные определения сплоченности, авторы которых в большей степени акцентируют внимание на тех первопричинах, благодаря которым такой результат может быть достигнут. Так, одно из первых определений предложено в рамках когнитивного подхода Л. Фестингером: сплоченность — это «результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней» (35, с. 39). Развивая такой подход к пониманию сути сплоченности, Д. Картрайт разрабатывает теоретическую модель сплоченности. Согласно этой модели, существует 4 основных детерминанты сплоченности:

□ в какой мере участники рассматривают данную группу как возможность удовлетворения своих потребностей и целей;

□ в какой мере сама группа — ее цели, перспективы, положение в организации, престижность членства в ней и другое — обладает свойствами, побуждающими людей участвовать в ее деятельности;

□ как каждый отдельный член группы оценивает последствия своего членства в данной группе (позитивно, негативно и в какой мере);

□ как люди оценивают свое членство в данной группе в сравнении с опытом участия в деятельности других групп (48).

348

При внешнем сходстве с традицией изучения динамических процессов, созданной К. Левином, когнитивистский взгляд иной по своей сути. Для Левина любой динамический процесс в человеческом сообществе — это прежде всего проявление жизнедеятельности группы как целого, собственно групповое явление. Для Л. Фестингера и Д. Картрайта сплоченность — явление не социально-психологической, а индивидуально-психологической природы (мотивации, субъективного сравнения и т. д.).

Когнитивистский взгляд на происхождение сплоченности — далеко не единственный. В отечественной литературе рассматриваются также два во многом противоположных по своей сути подхода к пониманию процессов сплоченности: с точки зрения эмоциональной привлекательности членов группы (аттракции) и с точки зрения ценностно-ориентационного единства (9, 48). В первом случае сплоченность рассматривается как следствие большого числа взаимных позитивных установок членов группы, основанных на симпатии или антипатии. Свое методическое воплощение этот подход нашел, в частности, в индексе групповой сплоченности, вычисляемом на основании данных социометрического теста. Очевидно, что доля истины в таком понимании сплоченности есть: действительно, взаимная эмоциональная привлекательность членов группы повышает их стремление сохранить свое членство в данной группе (44). Но столь же очевидно, что это только доля истины. В группе люди вступают во взаимоотношения совершенно разной направленности и природы, и если мы рассматриваем сплоченность как процесс, пронизывающий все отношения в группе, а не только эмоциональные, то рассматривать фактор симпатии — антипатии как определяющий нецелесообразно.

Подход к сплоченности с точки зрения ценностно-ориентационного единства сформировался в рамках стратометрического подхода А. В. Петровского. Сплоченность в данном контексте рассматривается как характеристика особого вида связей в группе, которые основаны на единстве «оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее

349

значимым для группы в целом» (79, с. 182). Сплоченность характеризует те отношения в группе, которые опосредованы целями и задачами деятельности, то есть касаются деловых и нравственных оценок (48).

За всем разнообразием представлений о природе сплоченности стоит общее признание ценности, значимости этого процесса (и конечного состояния) и для группы в целом, и для конкретного его участника. В результате роста сплоченности группа выигрывает за счет того, что увеличивается включенность отдельных членов группы во внутренние процессы, они чаще демонстрируют конформные реакции. Отношения в группе становятся более стабильными. С определенными оговорками можно говорить и о связи процессов сплоченности с эффективностью деятельности малой группы. Правда, связь эта опосредована содержанием групповых норм. В том случае, если хорошие результаты в инструментальной сфере являются групповой ценностью, высокая сплоченность способствует росту продуктивности группы. И наоборот.

Сплоченная группа во многих случаях представляет ценность и для отдельных членов группы, так как приводит к росту удовлетворенности своей группой и участием в ней, снижению тревожности, стабилизации самооценки.

Практическая значимость сплоченности как состояния отношений в малой группе чрезвычайно велика, поэтому представляется целесообразным подробнее остановиться на том, какие факторы способствуют достижению группой такого состояния.

Первый — эмоциональная привлекательность членов группы. Отметим, что сама по себе она не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности. Но и без эмоциональной притягательности людей, вне совместимых отношений, трудно создать сплоченную группу. Эмоциональные отношения обладают одной важной способностью: даже в тех группах, ценности и нормы которых достаточно жестко связаны с инструментальной деятельностью, они начинают развиваться и жить собственной жизнью, временами существенно влияя на деловые отношения и даже продуктивность

350

группы (35, 57). Эмоциональная привлекательность выступает одним из условий развития многих групповых процессов, в том числе сплоченности.

Второй — сходство членов группы между собой. Речь идет о различных аспектах сходства: и возрастном, и социальном, и этническом, однако главный — ценностный аспект, близость взглядов и социальных ориентаций членов группы. В данном случае в силу вступает механизм, уже описанный выше, при описании особенностей восприятия людьми друг друга. Действительно, чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот, люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в группе: человек более тяготеет к группе, взгляды и ценности которой он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку.

Третий — предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет больше шансов стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации и в которой преобладает мотив сотрудничества.

Кооперация и мотив сотрудничества способствуют возникновению ряда важных и привлекательных для членов группы условий ее сплочения. Во-первых, они уменьшают число внутригрупповых конфликтов и помогают успешно разрешать возникающие объективные противоречия. Во-вторых, способствуют свободному и открытому общению людей, стимулируют сближение мнений, расширяют обмен информацией между партнерами. В-третьих, обеспечивают взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху (35).

Таким образом, кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы. Что касается характера связей группы с другими социальными общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Известно, что соревнование

351

между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников.

Четвертый — особенности групповых целей. В отечественной психологии многими авторами подчеркивается тот факт, что именно цель деятельности, ее психологические особенности определяют свойства группы и динамику развития, индивидуальное поведение участников в значимых групповых ситуациях (9, 35, 80). Особое значение имеет сам характер цели, задающий определенный способ организации отношений в группе, восприятие ее участниками, особенности формулировки и предъявления цели группе.

По своему характеру цель может содействовать или препятствовать процессам сплочения. Если деятельность членов группы практически индивидуальна, а общий результат складывается из суммы индивидуальных результатов, то в этом случае цель не способствует сплочению. В других случаях члены группы могут быть поставлены в ситуацию, когда достижение цели возможно лишь при постоянном объединении и координировании индивидуальных усилий. Цель с такими свойствами благоприятствует сплочению (72).

Л. И. Уманский предложил различать три типа групповой деятельности в соответствии с особенностями лежащих в их основании целей: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную, совместно-взаимодействующую. Каждый тип деятельности задает свой определенный способ взаимодействия членам группы. В первом случае — взаимодействие на стадии результата, при суммировании индивидуальных вкладов, во втором — взаимодействие по конвейерному типу, в третьем — постоянную деловую взаимозависимость. Естественно, что перспективы сплочения группы в каждом случае свои (48).

На динамике группы сказываются не только объективные характеристики цели, но и то, как она воспринимается членами группы, соотносится с их личными целями. Цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то

352

есть каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в ее достижении. Очень важно восприятие предложенной цели именно как общегрупповой. Исследования показывают, что если поставленная цель воспринята участниками не как их личная, а как общегрупповая задача, они в большей степени ориентируются друг на друга и на кооперативное взаимодействие (35).

Немаловажным фактором является и способ формулировки, преподнесения цели группе. Цель является эффективным регулятором групповой активности, способствует сплочению, если в своей формулировке и собственно содержании она отвечает ряду условий:

√ может хотя бы частично быть принята каждым участником (то есть находится в соответствии с их личными целями, не провоцирует возникновение барьеров и прочего);

√ содержит в себе указание на результат, достижимый в обозримом будущем. Естественно, что чем дальше во времени отодвинуто достижение желаемого результата, тем большую личную и групповую ценность должен иметь сам процесс ее достижения;

√ является четкой, ясной и определенной, не допускает серьезных разночтений в своем понимании;

√ содержит указание на способы достижения результата данной группой, с участием каждого конкретного человека, в нее входящего, то есть является «технологичной».

Практические советы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 484.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...