Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ролевая структура малой группы
Понятию «социальная роль» в его современном звучании социальная психология обязана прежде всего работам Дж. Мида, Дж. Морено и Р. Линтона. Но несмотря на устойчивый интерес к данной проблеме в течение нескольких десятков лет, за пределами интеракционизма это понятие остается довольно размытым. Так, роль — это то, чего ждут от человека общество и другие в конкретной социальной ситуации; то, чего он сам от себя ждет в конкретной социальной ситуации; реальное поведение, заданное содержанием статуса. Существует много различных подходов к классификации ролей. Об одной — делении ролей на конвенциональные и межличностные — мы уже говорили. Другое основание для классификации — степень принятия человеком его роли. Т. Сарбин и В. Ален выделяют 7 стадий присвоения роли и соответственно 7 видов ролей: √ нулевая — обозначение роли формально; √ ритуальная — исполнение роли без внутренней заинтересованности; 309 √ личностно-принятая — углубленное исполнение роли; √ исполнение роли под гипнозом; √ невротическое погружение в роль; √ экстатическое исполнение роли; √ максимальная включенность в роль (под воздействием веры в сверхъестественные силы) (10). Вопрос о том, как соотносится человек и его роль, остается дискуссионным даже в интеракционизме. Так, для чикагской школы более характерно представление о том, что человек «делает» свою роль: ему задаются культурные нормы, его социальный статус и ситуация, с учетом которых он строит свое ролевое поведение. А для взглядов Куна и его последователей более характерно представление об исполнении человеком роли: роль принимается человеком и реализуется им в конкретной групповой или другой социальной ситуации. Еще один подход к классификации. Келлерман, воспользовавшись представлениями о типах личности Лири, выделил 8 основных типов ролей, распределенных по парам противоположностей: романтик — буквоед, невиновный — козел отпущения, ментор — ребенок, сектант — объединитель (94). Выявление типов ролей, несомненно, представляет определенный интерес, но значительно более важным является вопрос об адекватной ролевой структуре малой группы. Соотношение набора ролей и особенностей групповой жизнедеятельности (характера целей, уровня развития и т. д.) рассматривается с разных точек зрения. Сама постановка вопроса о ролевой структуре группы пока отличается нечеткостью. Так, К. Рудестам отмечает, что есть одна группа исследователей, которые считают, что набор ролей в группе в целом один и тот же и формируется на самых ранних этапах жизни группы. И есть другая группа исследователей, которые считают, что каждая группа имеет тот набор ролей, который соответствует фазе развития группы и ее целям. В своей работе он приводит описание 310 набора ролей, позволяющего коррекционной группе успешно решать инструментальную и экспрессивную задачу. Набор составлен на основе известной схемы анализа взаимодействия Р. Бейлза (94). О. Г. Филатова выделяет три совокупности групповых ролей в соответствии с тремя возможными позициями человека в группе: ориентированные на задачу, на отношения и на себя (114). Роли, ориентированные на решение задачи: инициирование; информационный поиск; передача информации; передача мнений, оценок и чувств по поводу обсуждения; прояснение и проработка; координирование; оценивание; обеспечение консенсуса. Роли, ориентированные на поддержание отношений в группе: ободрение и поддержка; гармонизация отношений; посредник; обеспечение компромисса. Роли, связанные с ориентацией на себя: блокирование и отвержение; агрессивность; уход; доминирование; стремление исповедоваться; запрашивание помощи. Существуют и другие представления о связи ролевой структуры группы и эффективности ее жизнедеятельности. Так, исследование Р. М. Белбина свидетельствует о том, что для получения действительно эффективной группы необходимы 8 ролей. Среди них: Председатель — человек, который осуществляет руководство командой и координирует ее действия. Председатель может не быть творческим и одаренным человеком, но он должен быть дисциплинирован, целеустремлен и уравновешен. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, правильно судить о людях и вещах, понять нужды других людей. Организатор — это инициативный, легко возбудимый, мобильный и наиболее влиятельный человек в группе. В отсутствие председателя он обычно берет на себя его роль, хотя и не является идеальным вариантом для этого. Его сила заключается в стремлении и страстном желании достичь цели, но он может быть сверхчувствительным, раздражительным и нетерпеливым. Такой человек необходим, поскольку побуждает других членов группы к действиям. 311 Мозговой центр — люди, входящие в мозговой центр компании, в отличие от организатора устремлены в себя, но в интеллектуальном плане оказывают большое влияние на других. Они являются источником оригинальных идей и предложений, обладают большой силой воображения, и в то же время они самые умные члены команды. Однако могут быть невнимательны к деталям, обижаться на критику, часто бывают молчаливы, по характеру сдержанны. Контролер — обладает скорее аналитическим, чем творческим, складом ума. Он скрупулезно анализирует идеи и обладает способностью увидеть слабые места в аргументах. Он менее общителен, чем другие, скрывает свои сведения, держится в стороне от команды, но он необходим для проверки качества. Он надежен, но может быть бестактным и бесстрастным. Исследователи резерва новых служащих. Такие люди являются популярными членами команды, экстраверты, общительны и рискованны. Они приносят в группу новые контакты, идеи, усовершенствования. Они не являются творческими людьми, не держат бразды правления в своих руках, поэтому нуждаются в команде для того, чтобы их вкладом в решение профессиональных задач воспользовались другие. Трудоголики — являются практическими организаторами всей деятельности компании. Они превращают идеи в выполнимые задания. Составление графиков, диаграмм, планов выступает сильной стороной их деятельности. Они методичны и эффективны в работе, внушают доверие, их никогда не приводят в волнение мечты о будущем. Они не являются лидерами, но они умелые и исполнительные работники. Координаторы команды — такие работники сплачивают всю команду, поддерживая других, выслушивая их, поощряя, вникая во все, понимая все и внося во все чувство гармонии и согласия. Они популярны и приятны, но они не стремятся к соперничеству. Это тот тип людей, которых не замечаешь, когда они есть, и которых вам не хватает, когда их нет рядом. 312 Детерминатор. Без детерминатора команда не смогла бы закончить ничего к назначенному сроку. Он проверяет детали, беспокоится о графиках, досаждает другим необходимостью что-то безотлагательно сделать. Его упорная систематическая работа очень важна, но не всегда популярна. В целом, вопрос об эффективной ролевой структуре еще остается мало разработанным. Завершим обзор важнейших структур межличностных отношений, существующих в группе. Итак, малая группа — это сложное многомерное пространство. Положение каждого участника групповых отношений многолико: он включен в отношения различного характера, обладает множеством групповых «имен» (статусов, ролей). Групповые пространства находятся в постоянном движении, изменении. Как и любой живой организм, группа существует в динамике. По сути дела, говоря о механизмах формирования отношений в различных групповых структурах, мы уже перешли к рассмотрению группы сквозь призму составляющих ее процессов. Подведем итоги этой главы и обратимся непосредственно к групповой динамике. • Социальная группа — одно из центральных понятий социальной психологии. В самом общем виде социальная группа может быть определена как относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности. • В социально-психологической науке существуют два подхода к реальным социальным группам: группа как посредник между социумом и отдельным индивидуумом и как самостоятельный субъект жизнедеятельности. • Социальные группы как сложные системы межличностных отношений могут быть типологизированы и описаны по разным основаниям, что привело к возникновению различных научных направлений 313 в их изучении: формальные и неформальные, первичные и вторичные, большие и малые и т. д. • Малая социальная группа — наиболее распространенный объект социально-психологических исследований. Она представляет собой немногочисленное по составу социальное образование, члены которого объединены общими социальными целями и находятся в непосредственном личном контакте. • Выделяют два вида параметров социально-психологического анализа малой группы: характеризующие группу как целое и характеризующие человека как члена группы. К первому виду параметров относятся психологическое содержание совместной деятельности, композиция, групповые структуры и процессы, ко второму виду — ожидания, нормы, санкции, групповой статус и роли человека. • Групповые структуры возникают как результат относительно устойчивых функциональных и эмоциональных отношений между участниками. Уровни вертикальной структуры возникают в процессе формирования системы официальных отношений в группе, направленных на достижение целей инструментальной деятельности. Большое методологическое значение для понимания сущности отношений, лежащих в ее основании, имеет стратометрическая концепция А. В. Петровского. Горизонтальные структуры определяют положение каждого участника в системах эмоциональных отношений, внутригрупповой власти и коммуникации. • Эмоциональная (социометрическая) структура малой группы может быть определена как совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе эмоциональных предпочтений. Она характеризуется следующими параметрами: конфигурация социометрических статусов, взаимность выборов, отношения внутри первичных микрогрупп, система отвержений. Эмоциональные отношения членов группы имеет большое значение для их самочувствия и эффективности деятельности группы в целом, но их роль не стоит абсолютизировать. • В любой малой группе в процессе жизнедеятельности возникает и развивается структура психологической власти и влияния. 314 Исследования психологического влияния привели к выявлению двух основных форм его существования в группе: лидерства и руководства. • Внутригрупповое лидерство может быть рассмотрено и с точки зрения своих структурных (виды), и с точки зрения своих динамических (процесс влияния) характеристик, а также как определенная позиция человека в системе внутригрупповых отношений (лидер — последователь). • Руководство в социальной психологии рассматривается как феномен влияния смешанной (и собственно социальной, и психологической) природы. Существует несколько источников психологической власти руководителя (его авторитета): принуждение, вознаграждение, традиции, харизматическое и экспертное влияние. Важным научным понятием является «стиль руководства», который в современной литературе чаще исследуется как определенная модель управления, реализуемая руководителем (директивная, недирективная, кооперативная). • Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а также концентрация у них того или иного объема групповой информации. Выделяют централизованные и децентрализованные коммуникативные сети, различающиеся своими эффектами и последствиями для делового и эмоционального развития группы. • В основе развития межличностных отношений в группе лежат механизмы совместимости, сработанности и внутригруппового конфликта. Совместимость как особое свойство отношений членов группы формируется в ситуациях неформального контакта в том случае, если общение удовлетворяет важные социальные потребности партнеров. На субъективном уровне совместимость предстает человеку как удовлетворенность отношениями и желание их продолжать. Сработанность формируется в условиях совместной деятельности членов группы как результат общей успешности в работе. 315 Субъективно сработанность представлена в сознании человека удовлетворенностью результатами взаимодействия, собой и отношениями. • Внутригрупповой конфликт возникает в ответ на различные виды внутригрупповых напряжений и несет функцию изменения, перестройки групповых структур. Внутригрупповой конфликт имеет множество объективных причин возникновения и разнообразные следствия для группы в целом и ее отдельных членов. • Малая группа характеризуется определенной структурой межличностных ролей. По мнению ряда авторов, можно говорить об оптимальной ролевой структуре группы с определенными целевыми функциями и условиями существования. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 549. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |