Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конкурс №4. «Суперигра. Играем со Смешариками»




Правила суперигры следующие: командам на выбор предлагается четыре номинации с заданиями. Первой выбирает отстающая команда. В каждой номинации есть пять вопросов, которые оцениваются соответствующими баллами. В случае если команда дает неправильный ответ на какой -либо вопрос, то она не получает ни одного балла. Каждая команда в суперигре получает по две номинации. В конце игры побеждает та команда, которая наберет максимальное количество баллов. А подсчитывают баллы, как всегда, наше многоуважаемое жюри.

Итак, приступим.

Слайд 11 -36.

Ведущий:

На этой торжественной ноте мы завершаем наше увлекательное путешествие в мир Суффиксов. Предоставляем слово жюри для подведения итогов.

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение команд.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

ТЕМА: Состав слова. Разбор слов по составу ЦЕЛЬ: закрепить знания по составу слова, овладеть алгоритмом разбора слова по составу, развивать связанную речь (составление текстов-рассуждений), связывать в сознании учащихся значение слов с их морфемным составом  

ЗАДАЧИ:

-создать условия для формирования комплекса универсальных учебных действий;

-обобщить знания по теме и отследить уровень усвоения изученного материала;

-способствовать развитию творческих способностей, аналитического мышления, памяти, орфографической зоркости, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;

- воспитывать интерес к работе с информацией, развивать умение работы самостоятельно и в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайд 2)

Давайте заглянем мы на мгновение

В класс под литером 3 «Б»

Двери открыты здесь всем для учения!

Чего еще больше желать мы должны?!

Думай, дерзай и делай открытия

В классе под литером «Б»!

Всем известно, что у нас самый лучший в школе класс!

Девочки здесь?

Здесь!

Мальчики здесь?

Здесь!

Все готовы, приступить к уроку?

Да.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Мотивационный момент.

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.).

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»(слайд 3).

Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.

Удачи! В добрый путь за знаниями!

Ребята, над какой одной большой темой мы работаем уже долгое время на уроках русского языка?

Состав слова (слайд 4)

Сегодня мы подведем небольшой итог того, чему мы уже научились. На уроке мы будем работать в тетради, на карточках. Поэтому откройте тетрадь и запишите число, «Классная работа».

II. Чистописание

Продолжим работу по чистописанию. Угадайте, какую букву для урока я выбрала:

Мажет мама ранку дочке

Йодом в темном пузыречке.

Кошка, прыгнув со стола,

Йод по полу разлила.

Стань же властью всех стихий

Йод разлитый - буквой …

(Й)(слайд 5).

Для начала проделаем письмо в воздухе(слайд 6).

Написание буквы Й с письмом в воздухе и проговариванием, комментированием.

Далее вспомните правила письма. Запишите эти буквы, повторяя до конца строки. Затем напишите слова и поучительное предложение, используя букву «Й»(слайд 7).

III. Словарная работа

Сегодня мы познакомимся с двумя новыми словами. Вы сможете их назвать, если расшифруете запись (слайд 8).

НМЕОЛЖЬНЗОЯ

Слова «можно» и «нельзя».

Что вы можете сказать об этих словах?

Это антонимы.

Что такое антонимы? (Ответы).

Найдите эти слова в орфографическом словаре. Напишите их в строчку. Поставьте ударение. Отметьте особенности написания.

Далее нам необходимо прочитать и вставить пропущенные буквы. Соедините при помощи стрелок слова-антонимы (слайд 9).

Х..р..шо                             Вредно

П..лезно                            Плохо

Можн..                              Жарко

Хол..дно                           Н..льзя

Просто                              Весело

Грус..но                            Сложно

IV. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес - из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение - из слов. Слова же сделаны из своего «строительного материала» и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла - «смыслиночку».

Давайте будем отгадывать загадки и узнаем, насколько прочно вы усвоили однокоренные слова, как научились разбирать слова по составу. На уроке должны быть все активны и внимательны.

Повторение правил о частях слова(слайд 10).

Самая важная,

Определит смысл слова

И родственников укажет.

Корень.

В конце слова стоит,

Слова согласует и примирит.

Самая изменяемая,

Называется?

Окончание.

Слова состоят из частей,

А эта часть слова,

А ну-ка скажите скорей:

Какая часть слова стоит впереди,

И за что ей такие почести?

Приставка.

Ну а эта часть хитра

Если в слове есть она,

То размер определит,

И часть речи даже может

Очень просто изменить.

Суффикс.

Молодцы ребята. Справились. Какую же работу выполняют части слова?

Ответы.

Части слова определяютсмыслслова, помогаютизменить егосмысл,образовав родственныеслова. Помогут существительному превратиться в глагол или прилагательное и наоборот,согласовывают словавпредложениях и словосочетаниях. Они такие маленькие и так много значат! Поэтому они так и называются - значимые части слова.

Ребята, давайте проверим ваше внимание. Я предлагаю вам решить «правописные задачи». Посмотрите (слайд 11). Вы все умнички!

V. Физкультминутка (слайд 12)

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

VI. Актуализация знаний

Давайте послушает грамматические сказки «Семья слов» и попробуем выполнить задания.

Семья Корень

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

Выдели в словах корень (слайд 13). (Лесной, лесник, леса, лесовичок, лесничий, лес.)

Прочитайте надпись на доске и попробуйте объяснить смыл прочитанного (слайд 14).

Ответы учащихся.

Обобщение учителя:Слово «корень» употребляют в речи, когда говорят о чем -то важном, главном. «Смотри в корень» или «зри в корень». Это означает: «Выдели самое главное». Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут «корень зла». Если надо что-то основательно переделать, говорят о «коренной переработке».

Продолжение грамматической сказки «Новые друзья корней» - Семья Приставка.

Долгое время на волшебной поляне жили одни корни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно на поляну зашли приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они остаться здесь жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. Вместе с корнями приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов.

Образуйте и запишите однокоренные слова с корнем  -лез-при помощи приставок за-, по-, под-, до- (слайд 15).

Обобщение учителя:приставки очень охотно дружат с глаголами и прилагательными. В русском языке много приставок. Попробуйте дома, вспомнить и записать приставки никуда не подглядывая, если вспомните более 40, то у вас превосходная память, если 30 - тоже неплохо, ну а если меньше, то не огорчайтесь. Ведь знать и помнить это не одно и тоже. Вы их знаете, используете в речи, только они не захотели вспомниться.

Кто помнит стихотворение о приставке? Давайте повторим вместе (слайд 16).

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она

А при помощи приставки

Образуются слова.

Продолжение грамматической сказки «Работа суффиксов».

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы, они хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и могут многое порассказать.

Семья Суффикс (слайд 17)

Как-то на волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и захотели они на ней остаться. Только они расположились, как вдруг появились хозяева - корни. Да, да, это была та самая волшебная поляна, которую облюбовали корни и приставки. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Туда пошли работать и приставки. Они образовывали новые слова.

Обобщение учителем: суффиксы - это мастера на все руки. Они могут образовывать названия предметов, менять род, число, могут образовывать от одной части речи другие: например - лес - лесной, сад - садил. Есть суффиксы, которые уже отживают свой век, а есть - которые часто используются в образовании новых слов.

Найдите и выпишите суффиксы (слайд 18).

Суффикс в слове очень нужен,

Знай его и будь с ним дружен!

Козочка и лисонька,

Курочка и кисонька,

Садик и садочек,

Папочка, сыночек.

Суффикс в слове выделяй,

ничего не пропускай!

а теперь немного поиграем.

Игра «В две команды» (слайд 19)

На слайдах слова: водник, водитель, громоотвод, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, довод, водоросль, водомер.

Первая команда должна быстро собрать карточки со словами, родственными слову водить, вторая - слову вода.

Водить - довод, громоотвод, водитель, заводной, вводный.

Вода - водник, водолаз, водопой, водоросль, водомер.

Продолжение грамматической сказки «Как Корень слова учил Окончания уму-разуму».

Обобщение учителем:окончание меняет форму слова, а не образуют новых слов.

Сценка (с участием школьников 5 «А» класса)

Окончания:

Ох, и устали мы, братец! Столько дел, что и вздохнуть некогда.

Корень:

Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай. Вот мне вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня не обходится.

Окончания:

Что верно, то верно. Каждое из нас только на своем месте работать может. Зато кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке. Надо им в предложении работать, сразу кого-нибудь из нас зовут. Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.

Корень:

Выходит и вам трудно живется.

Окончания:

Еще как трудно.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...