Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)




 

Формирование творческих способностей младших школьников осуществляется с помощью разнообразных методов, средств, форм, методических приемов, использование которых позволяет развивать у учащихся дивергентное мышление, познавательную активность, творческую мотивацию и др. Одним из средств формирования творческих способностей младших школьников является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) [11, с. 9].

В 70-ые годы Г. С. Альтшуллером был разработан алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Позже на его основе появилась теория решения изобретательских задач. Методы ТРИЗ первоначально родились и использовались как мыслительные инструменты для анализа технических систем и продуцирования новых изобретательских идей. Но практика использования этих методов в обучении и воспитании детей показала их эффективность для развития способности к творчеству [39, с. 15].

К числу базисных положений ТРИЗ относятся следующие: технические системы развиваются по определенным объективным законам, что позволяет целенаправленно, без перебора множества вариантов решать изобретательские задачи, отличительным признаком которых является наличие противоречия; теория - катализатор творческого решения проблемы, знания - инструмент, основа творческой интуиции; творческими способностями наделен каждый; творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Особое место в ТРИЗ занимает курс развития творческого воображения, предназначенный для преодоления стереотипов мышления. [11, с. 10].

Структурно содержание использования современной ТРИЗ в обучении можно представить как взаимосвязь таких компонентов, как развитие творческого мышления (включающего умение находить и выделять закономерности в объеме информации, владение навыками систематизации и структурирования информации и др.), творческого воображения (основными направлениями которого являются: активация каналов восприятия, обучение приемам снижения психологической инерции, развитие творческой интуиции и др.), творческой личности (владеющей способами организации творческого труда: умение планировать работу, освоением навыком обработки информации, развивающей рефлексивные способности и др.) [11, с. 10].

В процессе формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ раскрывается организационно-методическая структура процесса формирования творческих способностей, основывающаяся на концептуальных идеях личностно-деятельностного подхода. Обучение младших школьников строится на общедидактических (научности, систематичности и последовательности, наглядности и др.) и частнодидактических (задачного режима, ресурсного подхода, эмоционального сотрудничества) принципах, что предполагает активное использование в учебном процессе продуктивных методов и приемов обучения, ведущее место среди которых занимают методы и приемы ТРИЗ (метод системного оператора, приемы развития воображения, приемы разрешения противоречий, алгоритмы создания творческих продуктов, дидактические игры).

Схема 2-Модель формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения с использованием ТРИЗ

Цель- повышение эффективности развития творческих способностей: вербальной и образной оригинальности, продуктивности, гибкости, чувствительности к противоречиям, вариативности
концептуальные идеи личностно-деятельностного подхода к формированию творческих способностей младших школьников
принципы
общедидактические: -научности; - системности и последовательности; - наглядности и др.  
частнодидактические: -задачного режима; -ресурсного подхода; -эмоционального сотрудничества  
способы обучения: - игровые; - проектные; - эвристические
формы обучения: -групповые; -индивидуальные
методы и приемы ТРИЗ: -метод системного оператора; - приемы развития воображения; - приемы разрешения противоречий; - алгоритмы создания творческих продуктов; - дидактические игры: «хорошо-плохо», «да-нетка», «метод маленьких человечков»
условия
создание развивающей среды
обеспечение благоприятной психологической атмосферы
взаимодействие педагога с родителями
воспитание учителем собственной креативности
результат
умение формулировать проблему
умение генерировать идеи и выдвигать гипотезы
умение давать оценочные суждения
умение обобщать мыслительные операции
умение изменять и преобразовывать задания
осуществлять перенос знаний и умений на незнакомые ситуации
Примечание- Источник: [11, с. 12]

В результате обучения происходит личностное развитие учащихся, повышение степени мотивации и эмоциональности, познавательной активности, творческой реализации всех участников образовательного процесса.

Рассмотрим несколько самых популярных методов, используемых на уроках в начальной школе.

Метод аналогий (или синектика). Разработан У.Гордоном в 50-х годах ХХ века. В число рабочих механизмов творчества автором положены 4 типа аналогий: прямая, личная (эмпатия), символическая и фантастическая. В основе любой аналогии лежит сравнение и нахождение сходства в каком-либо отношении между явлениями, предметами, понятиями [39, с. 16].

Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними. Например:С какими предметами у вас ассоциируется знак корня, суффикса, приставки, окончания? (с мостом, бровями, радугой, крышей дома, окошком...).

Личная аналогия (эмпатия) предполагает постановку себя на место объекта. В этом случае ученик должен взглянуть на ситуацию «глазами изучаемого объекта». Например:Если бы вы были медведем, то какой суффикс вы для себя выбрали и какой ни в коем случае? Почему?(-онок и получится медвежонок, потому что он мягкий, пушистый и его все любят.

-ищ и получится медведище, его все боятся).

Символическая аналогия используется для поиска какого-то важного качества или свойства, характеризующего сущность предмета или явления. Например:дерево однокоренных слов. При разборе слов по составу можно представить паровозик, для выбора правильного суффикса можно «расселить» их в домиках.

Фантастическая аналогия возникает тогда, когда используется фантастическое сравнение или невероятная сказочная ситуация. Например, сказка «Про маленький мудрый корень УЧ». Жил-был корень УЧ. И вот надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Пришло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок УЧ в огромное семейство слов. Попробуете назвать все его семейство. (Ответы детей). Да, его родственниками стали слова: учитель, ученик, обучение, ученый, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учеба и т.д.[8, с.304].

Метод «Оператор РВС». РВС - это размер, время, стоимость. Для преодоления инерции мышления меняют эти параметры объекта. Этот метод используется во многих сказках и фантастических романах: главный герой становится то большим, то маленьким, то ускоряется, то замедляется, вплоть до полной остановки («Приключения Гулливера», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о потерянном времени»), может назначаться любая стоимость объекта («Жадный раджа»).

Полезно использовать следующие опоры: - Я вижу ... - Я удивляюсь... - Я слышу... - Я опасаюсь ... - Я чувствую ... - Мне приятно ... и т. п.

Дети продолжают предложения от имени какого-то персонажа. Полезно предложить ученикам задать вопрос от имени своего героя. Корень слова, например, может спросить: «Почему я должен стоять в начале слова или после приставки?» Дальнейшая работа над содержанием сказки основана на мысленном «включении» героя в совершенно неожиданную для него надсистему и восприятии (описании) ситуации глазами героя. Например, необычным местонахождением окончания является начало слова [39, с. 16].

На уроках русского языка может использоваться методика рассказа по картинке, основанная на ТРИЗ. Эта методика реализуется поэтапно:

Шаг 1: «Дели!» - определение состава. Наводим глазок «камеры» на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске.

Шаг 2: «Давай!» - нахождение связей. Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы это сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в соединенных кружочках.

Шаг 3: усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку (можно использовать схематический рисунок) с помощью каждого органа чувств поочередно. Рассказываем о полученных ощущениях.

Шаг 4: копилка образных характеристик. Узнаем значение новых слов в толковом словаре, используем их для составления загадок, осуществления сравнений.

Шаг 5: «Отставай - Забегай!» - выстраивание временной последовательности. Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом. На временной линии находим место для придуманных ранее (на шагах 2 и 3) предложений.

Шаг 6: переход на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем описываем все с точки зрения другого героя или этого же героя в новом состоянии. Включаем в рассказ описания с разных точек зрения[39, с. 17].

Педагогика творчества, реализующая технологию ТРИЗ, формирует у школьников такие актуальные мыслительные способности, как:

- уметь анализировать ситуацию и предвидеть ее развитие; рассуждать и обосновывать свое мнение;

- делать выводы и синтезировать новую информацию;

- видеть противоречия, ставить и решать задачи;

- гибко, бегло, оригинально мыслить; активно использовать воображение;

- быть чувствительным к красоте мыслительного процесса и его результата.

Таким образом, особая привлекательность технологии ТРИЗ заключается в том, что она практически не нуждается в интуитивности решения: упор перенесен на осознанные операции мышления.

Подводя итог по Главе 2 можно сделать вывод, что использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и поэтапное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования творческих качеств личности, моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров. Среди известных активных методов обучения стоит назвать проблемное изложение, педагогическая мастерская, методы самостоятельной работы, развивающая игра (метод, объединяющий в себе признаки творческой задачи и игровой деятельности), методы ТРИЗ (методы вживания, образного видения, аналогий и др.). Безусловно, названные методы обучения не являются единственными в учебном процессе. Для развития творческих способностей учащихся большое значение имеют объяснительно - иллюстративные и репродуктивные методы, так как творчество всегда базируется на определенных знаниях, которые могут преподноситься и в готовом виде.

 



ГЛАВА 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...