Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей младших школьников
Эксперимент по внедрению методики формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения проходил в период написания данной работы на базе ГУО «Лельчицкая районная гимназия». Из числа участников констатирующего этапа эксперимента в октябре 2017 г. были сформированы контрольная (10 учеников) и экспериментальная (10 учеников) группы. Для подтверждения эффективности методики формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения в октябре был проведен контрольный этап эксперимента, целью которого является итоговая диагностика учащихся экспериментальной и контрольной классов. В качестве диагностики творческих способностей, в частности, воображения, была выбрана методика оценки сочиненной ребенком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой[39, с. 30]. Ребенку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учетом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности: 0 баллов - за отказ от задания или пересказ знакомой сказки; 1 балл - за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов; 2 балла - при внесении существенных элементов новизны в известную сказку; 3 балла - если это было дополнено деталями; 4 балла - за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку; 5 баллов - если изложение ее было развернутым. Перед выполнением данного задания, в качестве «разогревающего» материала в методику были добавлены морфологические ребусы и загадки (заполненные бланки учащихся см. Приложение Е). Полученные результаты представлены в виде таблицы 2. Таблица 2-Результаты проведенной методики оценки сочиненной ребенком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой
Примечание - Источник: собственная разработка
В ходе педагогического эксперимента отмечалась положительная динамика формирования творческих способностей в экспериментальном классе. Для оценки достоверности различия полученных экспериментальных данных использовался Т-критерий Стьюдента [11, с.20]. Для сравнения средних величин t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле [11, с.20]:
где -средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности (группы); -средняя арифметическая второй сравниваемой совокупности (группы); -средняя ошибка первой средней арифметической; -средняя ошибка второй средней арифметической. Полученное значение t-критерия Стьюдента необходимо правильно интерпретировать. Для этого необходимо знать количество исследуемых в каждой группе ( и ). Находим число степеней свободы по следующей формуле:
После этого определяем критическое значение t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости и при данном числе степеней свободы . Результаты итоговой диагностики классов показали: полученный коэффициент равен 2,21, что больше стандартного коэффициента, равного 2,101 (для объема выборки 18 объектов, с вероятностью 95%). Обобщая полученные данные опытно-экспериментальной работы по Главе 3 можно отметить, что различия между контрольным и экспериментальным классами являются статистически значимыми, что подтверждает эффективность экспериментального обучения. Было установлено, что развивающий эффект может быть значительно усилен, если разработанная методика формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения, состоящая из программы и методических рекомендаций, направленных на формирование творческих способностей учащихся начальных классов, будет использоваться не только на факультативных занятиях и уроках «Русского языка», но и при преподавании общеобразовательных предметов, что в конечном счете позволит переориентировать весь процесс обучения в начальной школе на формирование творческих качеств личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Анализ социокультурной ситуации в Республике Беларусь показывает, что в настоящее время важное значение для личности приобретает способность самостоятельно и адекватно действовать в новых условиях, готовность к самоизменению и непрерывному самообразованию. Современная система образования, являясь важнейшим социальным институтом, должна обеспечивать не только усвоение уже имеющихся знаний, но и такую подготовку подрастающего поколения, которая позволит жить и работать в быстро изменяющемся мире. На протяжении длительного периода обучение в школе носило репродуктивный, информационный характер, приоритетная роль отводилась знаниям, умениям и навыкам; применяемые способы преподавания не всегда были ориентированы на активный характер познавательной деятельности. В условиях модернизации образования главной целью становится воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, готовой к созданию новых форм общественной жизни, способной к преобразованию действительности, направленной на саморазвитие. Анализ литературы свидетельствует, что проблема творческого развития личности находится в центре внимания многих исследователей. Однако до настоящего времени методики развития творческих способностей младших школьников являются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане, не в полной мере учитываются современные педагогические технологии обучения детей творчеству. 2. Русский язык - предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости, и процесс творчества здесь просто незаменим. Научить учащихся начальных классов мыслить и чувствовать, является важной задачей педагога, ведь уроки русского языка включают в себя работу со словом и реализацию учащимися собственных идей. Суть процесса формирования творческих способностей на уроках русского языка заключается в переходе умений и навыков, образующихся в ходе осуществления деятельности, в обобщенные умения, т. е. это процесс приспособления (овладения способами деятельности), приводящий к перестройке всех сфер личности. Ведущую роль в развитии младших школьников играет учебная деятельность, а в развитии их творческих способностей - учебная творческая деятельность. 3. Тема «Состав слова» актуальна, потому что система изучения морфемного состава слова учитывает не только лингвистические особенности изучаемого материала, возрастные возможности младших школьников, но и такие дидактические принципы, как сознательность, преемственность и перспективность обучения. От ознакомления с особенностями всех морфем учащиеся переходят к изучению каждой морфемы в отдельности, и наконец, в процессе изучения частей речи создаются условия для некоторого углубления знаний о составе слова, поскольку они (знания) вступают в новые, более сложные связи и отношения. Следует заметить, что очень важно в процессе, как подготовительных упражнений, так и тех, которые ставят целью углубить, расширить и упрочить полученные знания, решать грамматические задачи в органической связи с орфографическими. 4. В процессе обучения, посредством проведения нестандартных уроков, у детей вырабатывается привычка быть сосредоточенными, мыслить самостоятельно, развивается внимание, воображение, мышление и стремление к знаниям. Увлекаясь, втягиваясь в работу, они даже не замечают, что учатся: узнают, запоминают новое, ориентируются в незнакомых ситуациях, пополняют запас фактов и понятий, фантазируют, выдвигают неожиданные идеи. Даже самые пассивные из детей включаются в такие занятия с огромным желанием и интересом, прилагают много сил, чтобы не подвести своих товарищей. Урок необходимо организовать так, чтобы учащимся было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, дружбы и взаимного уважения, которая поддерживает интерес и радость познания нового. 5. Разработанная и апробированная методика формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения с использованием нетрадиционных форм обучения имеет целью повышение уровня творческих способностей учащихся; реализуется в соответствии с разработанной программой, состоящей из трех уроков (проблемный урок, урок-игра, педагогическая мастерская) и методических рекомендаций, направленных на формирование творческих способностей учащихся начальных классов. В методике учтены психологические особенности учащихся, что позволило обеспечить содержательную и логическую преемственность. Общими требованиями к проведению занятий является: проблемный характер предъявления учебного материала; обучение посредством специально организованных диалогов; минимизация теоретического материала; применение дидактических игр и упражнений и др. В процессе использования разработанной методики традиционное содержание обучения изменению не подвергалось, но дополнялось проведением дополнительных уроков на факультативных занятиях. 6. В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что использование методики формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения способствует экспериментально достоверному повышению уровня сформированности таких творческих качеств личности как продуктивность, вариативность и оригинальность. Очень высокий уровень исследуемых параметров отмечался у 70% учащихся экспериментального класса, высокий у 30% (в контрольном классе, соответственно, у 20% и 50% учащихся, средний у 30%). Развивающий эффект повышается (несмотря на то, что было проведено только три нестандартных урока), если данная методика используется в процессе преподавания занятий по русскому языку в начальных классах. Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт. Таким образом, анализ проделанной работы позволяет сделать выводы и внести предложения по развитию творческих способностей и стимулирования творческой активности младших школьников: - уважение к личности и интересам ребенка - основа его развития; - избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка; - находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка; - использовать личный пример творческого подхода; - вовлекать детей в разные виды учебно-образовательной деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов; - поддерживать их инициативу, самостоятельному воплощению их идей; - предоставлять детям возможность, активно задавать вопросы - обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности; - использовать творческие задания; - активная родительская поддержка; - обеспечивать благоприятную атмосферу.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 317. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |