Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОСТАВА СЛОВА И ЭЛЕМЕНТОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ




 

Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся на этапе констатирующего эксперимента

 

Для изучения современного состояния проблемы формирования творческих способностей младших школьников на уроках русского языка был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. При проведении педагогического эксперимента были использованы следующие методы: наблюдение за процессом обучения в экспериментальном и контрольном классах, анкетирование и беседа с родителями учеников, диагностика, статистические методы обработки результатов, анализ и обобщение полученных результатов.

Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в изучении проблемы формирования творческих способностей в практике современного педагогического процесса. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: проанализировать содержание уроков русского языка в начальной школе, провести анкетирование родителей, обобщить педагогический опыт, выявить динамику уровня развития творческих способностей учащихся при изучении состава слова и элементов словообразования.

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента позволил установить:

1. При изучении содержания 100 открытых уроков и их конспектов по «Русскому языку» и другим предметам третьего класса оказалось, что 61% уроков частично предусматривали задания творческого характера, а 8% вообще не содержало ни одного творческого задания.

2. Для определения заинтересованности родителей в развитии творческих способностей их детей использовался опросник для родителей Ф. Татл и Л. Беккер[39, с. 29]. Зарубежные исследователи Ф. Татл и Л. Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребенка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребенка.Минимальное количество набранных баллов - 17, максимальное - 85.Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35- 60 баллов; Высокий уровень: 61- 85 баллов.Анализ анкет родителей, которые заполнялись на родительском собрании(бланки с ответами см. приложение Д), свидетельствует о среднем уровне развития творческих способностей их детей.

3. Для проведения диагностики исходного уровня развития творческих способностей младших школьников были определены следующие основные качества: оригинальность, скорость процессов воображения, разнообразие, глубина и проработанность образов. Для этого на первом этапе исследования была проведена методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [27, с. 193].

В ходе рассказа фантазия учащихся оценивалась по следующим признакам: скорость процессов воображения; необычность, оригинальность образов; богатство фантазии; глубина и проработанность (детализированность) образов; впечатлительность, эмоциональность образов.

Для наглядности и совершения обработки полученных данных, результаты проведения методики «Вербальная фантазия» занесены и представлены в виде таблицы.

Таблица1 -Результаты проведения методики «Вербальная фантазия»

Параметры воображения

Оценка параметров воображения испытуемых в баллах

Группа №1 (3 «А»)

Группа №2 (3 «Б»)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Скорость процессов воображения 1 2 1 1 2 1 0 1 0 1 1 2 0 1 2 1 0 1 0 1
Необычность, оригинальность образов 1 2 2 1 2 1 0 2 0 1 1 2 0 1 2 1 0 2 0 1
Богатство фантазии  (разнообразие образов) 2 2 2 1 2 2 1 2 0 1 2 1 0 1 2 2 1 2 0 1
Глубина и проработанность (детализированность) образов 0 1 1 0 1 1 1 1 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1
Впечатлительность, эмоциональность образов 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1
ИТОГО: 5 8 7 4 8 6 3 8 2 5 5 8 2 4 9 5 3 7 2 5

 

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что в целом у учащихся преобладает средний уровень развития 50% (10 человек). Можно отметить, что «очень низкий» и «очень высокий» уровни развития не выявлены. Низкий уровень развития выявлен у 25% (5 человек), высокий также у 25% (5 человек). Таким образом, существенных отличий по исходному уровню развития творческих способностей у учащихся экспериментальных и контрольных классов не выявлено.

Таким образом, подводя общий итог полученных данных можно сделать вывод о том, что при отсутствии целенаправленного обучения процесс развития творческих способностей осуществляется стихийно, не обеспечивая полноценной творческой реализации личности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...