Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игра - продуктивная площадка организации учебного сотрудничества в начальной школе




 

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных методик ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить учащихся не только знаниями, но и умениями, развить творческую и познавательную самостоятельность учащихся[24, с.160].

Для младших школьников игровые упражнения, особенно интересны и увлекательны. Это очень привлекает учителей, именно поэтому они стараются использовать на своих уроках различные игры. В играх все дети равны. Она посильна как слабым, так и сильным ученикам. Когда дети чувствуют равенство, атмосферу увлеченности и радости, атмосферу легкости знаний - то это дает им уверенность в своих силах и хорошо влияет на результаты обучения[44, с.32].

Занятия с использованием игры как одной из форм деятельности существенно повышают интерес младших школьников к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» обучающихся. Игровой элемент - средство для развития познавательного интереса, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях[10, с. 13].

Игра как главное условие эффективного обучения младших школьников обосновывается в работах таких педагогов и ученых, как Ш. А. Амонашвили, Л. А. Венгера, А. П. Усовой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко [44, с. 32].

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры[24, с. 161].

Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

Дидактические игры - это различные игры с правилами, которые специально создаются педагогикой для обучения и воспитания детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Советские психологи (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Л.В. Выготский и др.) и педагоги (Н.К. Крупская, Е. А. Аркин, М.Я. Басов, А.С. Макаренко и др.) исследовали игры детей. По исследованиям этих великих людей можно говорить о том, что дидактические игры социальны по своим мотивам, по содержанию, происхождению, структуре и функциям[44, с. 32].

Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, урок-сказка, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т. д.

Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.

В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие [24, с. 163].

Учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить изученный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний.

Комбинаторные - достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знака, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации.

Аналитические - игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие.

Ассоциативные - игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека.

Контекстные - игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот - передавать информацию разными способами.

Языковые - игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями; эти игры разработаны в меньшей степени, хотя являются самыми значимыми для достижения устройства языка.

Творческие задания - разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой- способности комментировать и критически оценивать свою творческую работу.

Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.

Дидактические игры позволяют начать урок с позитивным настроем, потренироваться перед более сложными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Очень важным для учителя является включение в урок активных методов установления целей, ожиданий, опасений. Методики «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад» разрешают лучше понять класс и каждого ученика в отдельности, а полученный результат использовать в дальнейшем для осуществления личностно-ориентированного подхода к младшим школьникам. Система работы по данным методикам состоит в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги цветочки, снежинки, ягодки, разноцветные листы и предлагается попробовать выразить своими словами то, что они хотели бы получить от сегодняшнего урока, обучения в целом, записав и прикрепив высказывания на определенную поверхность поляну, дерево и т. д. После выполнения учитываются и классифицируются сформулированные цели, пожелания и подводятся итоги [35, с. 1502].

В ходе сообщения нового материала эффективны презентации «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», которые позволяют активизировать познавательную деятельность и показать основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. В начале урока учитель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, определяет задачу. Потом знакомит учащихся с требованиями коллективной работы и выдает правила выполнения мозгового штурма. На доске записана тема урока и подготовлена таблица, разделена на секторы, пронумерована, но пока не заполнена. Ученикам дается время обдумать, о каких моментах темы далее пойдет речь. По ходу работы над темой дети выделяют ключевые слова и вписывают в секторы. Постепенно заполняется таблица, четкое разделение полученной информации помогает лучше воспринимать материал. После презентации проводится краткий опрос, обсуждение темы. Например, методика актуализации опорных знаний «Магазин». Цель - систематизировать знания учащихся по ранее пройденному материалу, подвести к изучению новой темы. Необходимые материалы: иллюстрация картинок с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек, которые располагаются на доске. Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. После покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок) [35, с. 1502].

Алгоритм построения уроков по игровой технологии заключатся в следующем. Прежде всего, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры.

В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента-этапа урока.

1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.

2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры,предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.

4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания - либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем [43, с. 887].

Итак, использование игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.Занятия с использованием дидактических игр интересны не только для учащихся, но и для самих учителей. Практическая деятельность показывает, что непродуманное случайное использование такого метода не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок авторские игровые методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников. В процессе игры у детей вырабатывается привычка быть сосредоточенными, мыслить самостоятельно, развивается внимание, мышление и стремление к знаниям. Увлекаясь, втягиваясь в работу, они даже не замечают, что учатся: узнают, запоминают новое, ориентируются внезнакомых ситуациях, пополняют запас фактов и понятий, фантазируют, выдвигают неожиданные идеи. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием и интересом, прилагают много сил, чтобы не подвести команду и своих товарищей. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, дружбы и взаимного уважения, которая поддерживает интерес и радость познания нового [35,c. 1504].

Рассмотрим подробнее примеры игровых технологий и творческих заданий, применяемых на уроках русского языка при изучении состава слова и элементов словообразования (см. также Приложение А).

Игра по словообразованию «Сложи слово»- Автор-составитель Сычева Г.Н.

Участника игры предлагается заготовить 75 карточек из плотной бумаги размером 3х4 см. Затем из этих карточек четкими буквами надо написать красным карандашом корни, синим - приставки, зеленым - суффиксы и черным - окончания (список словообразовательных элементов находится у учителя). Второй вариант приставок и корней, указанный полужирным курсивом (например, к приставке - раз-, -рас-, к корню- ход-, -хожд-), изображается на обратной стороне карточки. Каждую карточку необходимо пронумеровать так, как это указано в списке. Корень-омоним (-вод- от водить параллельно с-вод- от вода) обозначается звездочкой и изображается на отдельной карточке.

Участники игры раскладывают перед собой карточки по кучкам: отдельно - корни, приставки и т.д. Вначале ведущий предлагает сложить несколько слов, называя цифры. Например, корень - 6, приставка - 19, суффикс - 17 (в итоге получается -с-пут-ник- ) и т.д. Затем можно предложить найти карточку с корнем (например, -нос- , -нош- ) и составить с ним все возможные слова. Можно предложить подобрать слова с одним и тем же суффиксом ( -водиитель- , -учитель- , -носитель- , -двигатель-).

Игра «Лишнее слово»-Автор-составитель Волина В.В.

Нужно найти слово, которое не является однокоренным.

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Лось, лоскут, лосенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок

Моряки, морской, моржи,

Корень, коренной, коржи.

Игра «Листочки» - Автор-составитель Волина В.В.

Карточки с однокоренными словами вырезаны в виде листочков. Этими листочками можно украсить деревья (на каждом дереве определенная группа однокоренных слов). Или на стволах даны корни, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, записав их на лист.

Игра «Посади дерево»- Автор-составитель Волина В.В.

На доске нарисовано дерево. К корню прикреплены карточки с корнями слов. Задание: подобрать однокоренные слова к каждому корню задание выполняется по рядам. К доске выходят дети с каждого ряда и прикрепляют соответствующие карточки, остальные - записывают слова. Водяной, вода, говорит, водица, сырость, сырой, сыр, сырок, сырник, парус, парусина, парусная, парусник, воришка, парной, водитель, кипение, говор, разговор, вскипеть, кипячёный, кипяток.

Игра «Снежная сказка»-Автор-составитель Волина В.В.

Если вы услышите однокоренные слова с корнем-снег- или-снеж-,хлопните в ладоши.

Проплясали поснегам

Снежныеметели.

Снегириснеговикам

Песню просвистели

Узаснеженнойреки,

Вснежномпереулке

Звонко носятсяснежки,

Режут лед снегурки.

А в завьюженных лесах -

Снежныепалаты.

На сверкающих кустах -

Снежныехалаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В беломСнегограде,

Впишут синюю строку

Вснежныететради.

Игра «Третий лишний» - Автор-составитель Волина В.В.

Найдите лишнее слово.

Желток, железо, желтый.

Носильщик, нос, носатый.

Часовщик, часть, час.

Печурка, печать, печка.

Циркуль, циркач, цирк.

Игра «Чужак» -Автор-составитель Волина В.В.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? Кто же оказался чужаком среди родственников Воды! Почему гости не сразу приметили чужака? Не поможете ли вы ему найти своих родственников? Составьте список родственников Воды и допишите тех из ее родни, кто не пришел к ней в гости в этот раз.

Игра с приставками -Автор-составитель Волина В.В.

Я буду называть вам только приставки, а вы попробуете догадаться, что с ними нужно делать, к какому «подключить», ой, нет, приставить. Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: В-! Что вы сделаете?

Включим телевизор.

А если я скажу: Пере-?

Переключим.

Вы-…?

Выключим.

Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: Подо-?

Пододвинемся.

А если я скажу: Ото-?

Отодвинемся.

Какой вывод можно сделать из этой игры?

Каждая приставка несет определенный смысл.

Да, правильно. Именно благодаря этому мы прекрасно поняли друг друга.

Творческое задание«Найдите корень»- Автор-составитель Волина В.В.

Маша сказала, что слова снеговик и снеговой образованы от слова снег, поэтому общим для них является корень СНЕГ.

А Коля утверждает, что Маша ошибается. От слова СНЕГ образовано не только снеговой и снеговик, но и снежок. Значит, корень во всех словах -СНЕ-

Кто из детей прав и почему? Какие звуки чередуются в словах?

Творческое задание «Шутка: Родня ли Гусеница Гусю?»- Автор-составитель Волина В.В.

Вы кто такие?

Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

А ты кто?

А я ваша тетка - гусеница.

Есть ли в этом рассказе «родственники»? Определите в родственных словах окончания, основу и общую часть.

Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница - не родственное слово.

А Петя возразил:

Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

Вы согласны с Петей? Почему?

Творческое задание «Распределите слова (под диктовку) в две колонки:-пре- и -при-»- Автор-составитель Волина В.В.

Приниженный, приплюснутый, беспрекословный,

Привязчивый, причудливый, (увы!) прискорбный,

Превозносить, прицелиться, превратить.

Морфологические загадки -Автор-составитель Семенова Е.

Самая важная,

Определит смысл слова

И родственников укажет.

В конце слова стоит,

Слова согласует и примирит.

Самая изменяемая,

Называется?

Слова состоят из частей,

А эта часть слова,

А ну -ка скажите скорей:

Какая часть слова стоит впереди,

И за что ей такие почести?

Ну а эта часть хитра

Если в слове есть она,

То размер определит,

И часть речи даже может

Очень просто изменить.

Морфологические шарады - Автор-составитель Волина В.В.

Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода.

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове сказка,

Окончание в слове рыба.

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс - в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом - по мне на уроки пойдете.

Суффикс - из слова руководитель,

Приставка из слова возможность,

Корень из слова пропитание.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Весь же - в дневнике я и в журнале.

Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход.

Таким образом,ценность игры заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Приемы и формы работы на уроках русского языка возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества учителя. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность самого педагога.

 

2.3 Творческие мастерские - одно из средств повышения эффективности обучения на уроках русского языка в начальных классах

 

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной, развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяют и переориентацию педагогической деятельности учителя: он должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен широкий выбор вариативных программ и учебно-методических комплектов. Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обученияявляется технология педагогических мастерских [37, с. 46].

Педагогическая мастерская - это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, движения от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности[23, с. 18].

Педагогическая мастерская, или Ателье (от фр. atelier), появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d’Education Nouvelle), которые начались в 1989 г. «Французская группа нового образования» возникла в 20-х годах XX в. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.; в последние годы объединение возглавляли Анри и Одет Бассис[37, с. 46].

Основные идеи этойтехнологии: обращение к личности ребенка, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности. Реализация этих идей обеспечивается формами взаимодействия между учителем и учащимися: в мастерской с ее участниками работает скорее не учитель (руководитель), а мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый участник ощущает радость собственного открытия, свою значимость, уважает неповторимость другого. Работа педагогической мастерской строится тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников выполняет предполагаемые задания, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей. Целевые ориентации названной технологии можно сформулировать таким образом: предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.

Реализация вышеназванных целей определяет особенности образовательного процесса в рамках данной технологии:

- создание атмосферы сотворчества в общении;

- «включение» эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам;

- необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;

- совместный поиск истины учителем -мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины);

- подача необходимой информации учителем малыми дозами;

- исключение официального оценивания работы ученика;

- самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию[37, с. 47].

Методологической основой педагогических мастерских является концепция реализации теории развивающего обучения, разработанная Г. Д. Кирилловой. Данная концепция определяет цели, методологию, взаимосвязь функций обучения. Большой вклад в развитие данной технологии внес А. А. Окунев. Им выделены основные этапы работы мастерской, составлены алгоритмы проведения уроков. В труде И. А. Мухиной и Т. Я. Ереминой «Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта» выделены основные положения и принципы проведения урока в рамках данной технологии. Данный урок направлен на воспитание личности ребенка. Основным методом является создание атмосферы равенства на уроке. Следующий принцип - создание атмосферы поиска знаний. Учитель не сообщает знания в готовом виде, дети самостоятельно «строят» знания, они учатся анализировать информацию, критически относится к информации, самостоятельно решать творческие задачи. Учитель организовывает пространство для работы мастерской, это может быть организация пространства для работы в группах, и организация личного рабочего места ученика. Учитель организует диалоговое общение, которое позволяет каждому высказать свое мнение и принять участие в работе. Каждый ребенок на таком уроке может проявить себя и почувствовать успешным[23, с. 19].

Применение технологии мастерских в рамках реализации современных тенденций образования отмечается в работах современных исследователей. С. Г. Рассохина рассмотрела технологию мастерских как инновацию в процессе реализации государственных образовательных стандартов (ГОС), направленную на развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитию критического и творческого мышления. И. В. Козлова рассмотрела возможности применения технологии мастерских для формирования универсальных учебных действий в начальной школе в условиях реализации стандартов образования. О. А. Марышева и Н. С. Образцова затронули проблему формирования универсальных учебных действий средствами педагогической мастерской в среднем звене. Исследователи отметили, что применение технологии мастерских ориентирована на решение задач ГОС начального и основного общего образования. Т. Г. Васильева представила опыт работы по использованию данной технологии как механизм становления социально-успешной личности выпускника. Особое внимание уделено развитию мышления, формированию обобщенных способов действия, развитию творческих (креативных) способностей, метапредметных связей и интеграции. В статье А. С. Галышевой и Г. Д. Кириллова рассмотрена концепция реализации теории развивающего обучения. Концепция реализации данной теории служит методологической основой педагогических мастерских и технологий ее внедрения. Каждый шаг рассмотрен как решение познавательной задачи, как микроэтап, где участники мастерской выступают как активные субъекты деятельности[23, с. 20].

Технология педагогических мастерских включает семь этапов, каждый из которых решает определенные задачи на содержательном, коммуникативном, личностном уровнях и логически связан с последующим этапом.

Первый этап - индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребенка на уровне его знаний и умений. Например: фрагмент урока «Родственные слова. Корень». Послушайте небольшое стихотворение, оно записано у каждого из вас на листочках.

Сын письмо писал отцу

И поставил точку.

Дочка тоже к письмецу

Приписала строчку.

Кому, кроме отца, сын мог написать письмо? Кто из вас писал кому-нибудь письмо? Кому? Сын, брат, дочь, братья, сестры, родители, дедушка, бабушка - как их всех вместе назвать одним словом? (Семья). Кем приходятся друг другу члены одной семьи? (Родственники). В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама - на бабушку. Вы похожи на своих родителей. Как вы думаете, бывают ли родственные отношения между словами? Оказывается, и в русском языке есть тоже родственники. Это родственные слова[7, с.29].

Второй этап - самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.). Например: фрагмент урока «Родственные слова. Корень» (Продолжение).Вывешивается карточка «Родственные слова». У вас на парте есть листочки с этим стихотворением. В парах попробуйте найти в нем родственные слова и подчеркните их[7, с.29].

Третий этап - социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определенных ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.). Например: фрагмент урока «Родственные слова. Корень»(Продолжение).Назовите слова, которые вы подчеркнули. Многие из вас подчеркнули слова сын, отец, дочка. В жизни отец, сын, дочь - самые близкие люди - родственники, но в русском языке эти слова, обозначающие членов семьи, родственными не являются[7, с.29].

Четвертый этап - социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить полученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.). Например: фрагмент урока «Родственные слова. Корень»(Продолжение).

К нам в гости пришла семья родственных слов. Отгадайте загадки и узнаете их.

В воде я живу, без воды пропаду. (Рыба)

Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке? (Рыбак)

Не хожу и не летаю, а попробуй, догони!

Я бываю золотая, ну-ка, в сказку загляни! (Рыбка)

Сначала рыбку половили, потом ушицу мы сварили,

И вплоть до самого утра мы просидели у костра.

Мы уезжаем с речки, жалко. Эх, была хорошая... (Рыбалка).

Давайте разбираться, почему названные вами слова можно назвать родственными словами. Рыба и рыбак. Какое слово появилось в русском языке раньше? Почему? Кто такой рыбак? (Слово рыбакможно объяснить при помощи слова рыба.)

Если одно слово образовалось от другого, как бы родилось от него, то как можно назвать эти слова? (Родственные.)

Рыбка. Что обозначает это слово? (Маленькая рыба.)

С помощью какого слова мы его объяснили? Значит, от какого слова оно образовалось? Сделайте вывод. (Слово рыбка образовалось от слова рыба, значит, это родственные слова.)

Рыбалка. Что обозначает это слово? (Ловля рыбы.) С помощью какого слова мы его объяснили? От какого слова оно образовалось? Сделайте вывод. (Раз слово рыбалка образовалось от слова рыба, значит, это родственные слова.)

Что же общего мы нашли у всех этих слов? Образовались от одного слова - рыба; можно объяснить их значение с помощью слова рыба. Если все эти слова можно объяснить с помощью одного слова, что вы скажете про значение, про смысл всех этих слов? (Значение имеет что-то общее, слова похожи по смыслу.)

Давайте подведем итог: какие же слова называются родственными?

Вывешивается карточка: «Похожи по смыслу». Запишите эти слова в тетради в столбик.

Посмотрите внимательно на записанные вами родственные слова. Заметили ли вы у них что-нибудь интересное? (У слов есть общая часть с одинаковым значением.) Эта общая часть с одинаковым значением в родственных словах называется корень.

Как вы думаете, почему эта часть так называется? Вы уже умеете выделять в слове основу и окончание. А как выделить корень? Подумайте в группах, как можно выделить корень в слове рыба.

Группам раздаются листочки, на которых написано слово рыба.

Группы вывешивают свои варианты на доску, проводится обсуждение. Корень, найденный в слове, обозначается дугой. Выделите корень в записанных родственных словах.

Как вы думаете, в этой семье родственных слов есть еще родственники?

Как называют жену рыбака? (Рыбачка.)

Запишите это слово в тетрадь, докажите, что это родственное слово словам рыба, рыбак, рыбалка, выделите корень.

Как называется крупная рыба? (Рыбина.)

Запишите слово в тетрадь, докажите, что это родственное слово к уже названным, выделите корень.

Как называется суп из рыбы? (Уха.)

Можно ли это слово назвать родственным словом рыба, рыбачка и т.д. Выделите корень. Похож ли этот корень на корень, выделенный в записанных вами словах? (Нет.)

У родственных слов должен быть одинаковый корень. Вывешивается таблица «Одинаковый корень»[7, с.31].

Пятый этап - афиширование: предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. Например: фрагмент урока «Родственные слова. Корень»(Продолжение).Если у родственных слов один и тот же корень, как бы вы назвали эти слова по-другому? (По-другому они называются однокоренными словами.) Вывешивается таблица «Однокоренные слова»[7, с.31].

Шестой этап - разрыв: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия). Например: фрагмент урока «Родственные слова. Корень»(Продолжение).В каждую семью иногда приходят гости. Вот и к нашим родственным словам тоже пришли гости. Ваша задача - найти гостей. Каждая группа будет работать со своей семьей родственных слов. Главное слово семьи вы узнаете, если разгадаете загадки.

1-я группа. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Этот зверь лесной... (медведь).

2-я группа. Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она - краса!

Плутовка рыжая ...  (лиса).

3-я группа. Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки.

Убегают от бабуси.

Кто скажите это? (гуси.)

Каждая группа получает свой листок «домик» с записанными в нем родственными словами (медвежий, лисий, гусыняи т.д.). При проверке группа называет отгаданное главное слово и из предложенных в «домике» родственные слова.

Давайте подведем итог: какие же слова называются родственными? По табличкам на доске ученики дают определение родственным словам[7, с.31].

Седьмой этап - рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях [37, с. 49]. Например: фрагмент урока «Родственные слова. Корень» (Окончание).Какую цель мы ставили в начале уроке? Какие слова называются родственными? Что такое корень? Как по-другому можно назвать родственные слова? Теперь вы сможете правильно выполнить наше первое задание, найти родственные слова в стихотворении про сына иотца. На тех же листках найдите и обведите их. Назовите родственные слова в стихотворении. (Писал, письмо, письмецо, приписала.) Почему эти слова родственные? Что было трудно? Что было интересно? За что вы хотели бы похвалить себя?[7, с.32].

Таким образом, педагогические мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, ориентированное на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самим материалом. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательное для каждого занятия -включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...