Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сергей Александрович Есенин




 

портрет

(1895-1925)

А

Перед чтением текста вспомни, что тебе известно о жизни и творчестве Есенина. Какие стихотворения этого поэта ты читал?

 

Сергей Александрович Есенин – русский поэт. Родившийся в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, Есенин вошел в отечественную поэзию как самый яркий поэт русской деревни. Он выразил в своих стихах глубинную и нераздельную связь народного быта, русской природы и веры. Свое место и роль в истории поэзии Есенин с точностью определил сам:

Я последний поэт деревни.

Уникальность Есенина-поэта проявилась уже в первом сборнике его стихотворений «Радуница» (1916), собравшем его раннюю лирику. Название сборника символично, оно сочетает в себе радостное отношение к жизни и народную память. Ведь слово «радуница» по своему звучанию вызвает ассоциацию с народными песнями-веснянками, называемыми в народе радоницкими или радовицкими. Радуница также является днем поминовения усопших. Так Есенину удалось в названии лирического сборника поэтически выразить мысль о народной жизни как о непрерывном потоке бытия. Песенный склад стихотворений, искренность лирических интонаций, ясность чувства, свежесть ощущения родной природы – все это связывает лирику Есенина с многовековой крестьянской русской жизнью.

Есенин творил свою поэзию в тот драматический период истории, когда машинная цивилизация вытесняла прежние, естественные и живые формы жизни. Поэт, родившийся в уходящую эпоху, с особой болью и грустью видел, как исчезают последние следы прошлой жизни. Это чувство ярко отразилось в поэме «Сорокоуст» (1920).

Проверь себя: неразрывная связь непрерывный поток бытия, песенный склад стихотворения.

 

В

1. Что нового о Есенине и его поэзии ты узнал из прочитанного текста?

2. Найди в тексте ответ на вопрос: почему Есенин называет первый сборник своих стихов «Радуница».

3. Объясни, о какой уходящей эпохе идет речь в прочитанном тобой тексте.

 

 

Стихотворение С.А. Есенина «Сорокоуст»

А

Перед чтением текста вспомни из курса истории, прочитай в энциклопедии или Интернете, какие изменения происходили в российской деревне в 20-е годы XX века.

 

Мы предлагаем тебе познакомиться с фрагментом стихотворения С.А. Есенина «Сорокоуст». Лирическая идея этого отрывка строится на сопоставлении двух образов. Первый образ – звероподобный железный поезд. Поезд видится поэту живым существом: кажется что, у него есть ноздри, но они железные; у него есть лапы, но они чугунные. Поезд бежит по родным местам поэта, как хищник:

Видели вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь?

И как контраст этому деловому, бездушному бегу захватчика возникает образ тонконогого жеребенка, отчаянно скачущего вслед поезду. В его самозабвенной скачке мы чувствуем душу природного существа, азарт жизни. Поэт с ласкою и умилением восклицает, понимая печальную предрешенность этого состязания:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Страшный итог этой победы поэт подводит в заключительных строках:

И за тысячи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

Есенин не смирился с тем, что машина изгнала прекрасную живую жизнь. Поэтому он и назвал свое стихотворение «Сорокоуст». Сорокоуст – это молитва по усопшим, читающаяся на сороковой день.

Образ красногривого жеребенка – живое, непосредственное впечатление Есенина. Вот как он вспоминал об этом: «Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его ... И этот маленький жеребенок был для меня наглядным, дорогим, вымирающим образом деревни».

Есенин не смог принять чуждую ему цивилизацию. Образ красногривого жеребенка запечатлелся в его памяти и находил отражение в более поздних стихотворениях:

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

В

1. Что означает слово «предрешенность»? Почему Есенин говорит о предрешенности состязания жеребенка и поезда?

2. Почему Есенин назвал свое стихотворение «Сорокоуст»?

 

 

Сорокоуст

А. Мариенгофу

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

 

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

 

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

 

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Неужель он не знает, что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег,

Когда пару красивых степных россиянок

Отдавал за коня печенег?

По-иному судьба на торгах перекрасила

Наш разбуженный скрежетом плёс,

И за тысчи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

Август 1920

В

1. Объясни, почему стихотворение построено в форме обращения. 2. В чем особенность изображения поезда в первой строфе стихотворения? Какими средствами поэт достигает того, что поезд воспринимается нами как живое существо? Какие эпитеты использованы при описании поезда? Почему, изображая движение состава по степным просторам, автор использует глагольную форму «кроясь» (то есть «прячась», «скрываясь»)? Раскрой свою позицию. 3. Выдели эпитеты, с помощью которых автор описывает жеребенка. Какие чувства переданы в этом описании?

4. Найди в стихотворении примеры звукописи. С какой целью автор использует этот прием?

 

 

Д

Опередели стихотворный размер. Нарисуй схему первой строфы стихотворения.

Выучи стихотворение наизусть и подготовься читать его выразительно. Обязательно выделяй интонационно ритмические особенности стихотворения.

 

Е

Попробуй сформулировать главную идею стихотворения.



Внеклассное чтение

 

Кайсын Кулиев

портрет

(1917-1985)

А

Перед чтением текста обратись к карте, энциклопедии или Интернету: где на территории России находится Балкария.

 

Кайсын Шуваевич Кулиев – балкарский поэт. Он родился в старинном балкарском ауле Верхний Чегем, расположенном высоко в горах. Предки поэта, как и его отец, были скотоводами и охотниками. Мальчик рано потерял отца, рано начал работать. Воспитываясь в многодетной семье, он с детства испытал тяготы жизни.

Кайсын Кулиев рос в окружении горной природы, среди мощных, грозных скал и стремительных речек. Детские впечатления воспитали в Кулиеве тонкого лирика, что проявилось в таких его стихотворениях, как «Песенка горной речушки» или в «Песнях ущелий».

Кайсын Кулиев учился в Москве и сложился как поэт еще до войны. С 1941 года Кулиев воевал против фашистов в Великой Отечественной войне, принимал участие в тяжелых сражениях под Орлом и в Сталинградской битве. Был дважды ранен.

Боевой офицер и военный корреспондент Кайсын Кулиев прошел войну с твердостью и храбростью воина-поэта. Это время нашло отражение в его поэзии. Например, в стихотворении «Я видел, как селенья догорали...» он пишет, как росла в нем ненависть к войне, несправедливости, человеческой беде. «Голодавший и холодавший, прошитый пулями насквозь», поэт славит мир и мирную жизнь.

Кайсын Кулиев был поистине народным поэтом Балкарии, он был истинным балкарцем и в народном горе, и в радости.

 

В

Найди в тексте подтверждение мысли о том, что Кулиев – сильный и мужественный человек.

 

 

Прочитай стихотворение К.Ш. Кулиева «Я видел как селенья догорали…» и выполни задания:

* * *

Я видел, как селенья догорали,

Как люди умирали на снегу.

Я, видевший, как люди умирали,

Не ненавидеть смерти не могу.

Я знал людскую злобу, зависть, лживость,

И на до мной гремел напрасный гром,

Познавший на себе несправедливость,

Я не могу не быть ее врагом.

Над раной может только тот смеяться,

Кто в жизни не был ранен никогда.

Я не могу беды не опасаться,

Я знаю какова на вкус беда.

Один и тот же сон мне часто сниться –

Над городом летящий самолет.

И я боюсь что сына мать лишиться,

Что юноша к любимой не придет

Я видевший и хоронивший павших

О мире человечеству молюсь,

И голодавший сам и холодавший

Я голода и холода боюсь!

И – сам прошитый пулями насквозь – я

Сегодня упиваюсь мирным днем

Я славлю камни, яблони, колосья

И вертел над пастушеским огнем.

 

1. Можно ли утверждать, что в основе стихотворения – философская проблема жизни и смерти? Докажи свою позицию.

2. Какие человеческие слабости и пороки осуждает лирический герой?

3. Что дает основание лирическому герою судить о мире и людях, советовать и поучать?

4. Прочитай строки стихотворения, в которых выражен идеал поэта: жизнь, какая он должна быть.

5. В стихотворении практически отсутствуют эпитеты, метафоры, олицетворения и другие изобразительные средства. Как ты думаешь, как связан такой лаконизм с содержанием стихотворения? Какими способами поэт достигает выразительности текста? Как воздействует на читателя.

 

 

Василь Владимирович Быков

портрет

(1924-2003)

А

Перед чтением текста вспомни, какие произведения о Великой отечественной войне ты читал. Расскажи о героях и событиях этих произведений.

 

Василь Владимирович Быков – белорусский писатель. Жизнь Быкова складывалась как жизнь обычного советского человека. Он родился в деревне Бычки (Череновщина) Витебской области, учился в Витебском художественном училище на скульптурном отделении. Но мечтам стаь скульптором не суждено было сбыться. Началась война.

С 1942 года Быков воевал на фронтах Великой Отечественной войны, был дважды ранен. Как младший офицер, командир взвода, Быков он испытал те же тяготы войны, прошел через те же опасности, что и простой солдат.

Писать прозу Быков начал в первые послевоенные годы. Главные темы его произведений определилась сразу – война и судьбы ее участников. Признание к пришло в 1960 годы с повестями «Третья ракета» (1962), «Альпийская баллада» (1964), «Мертвым не больно» (1966). К 1970 годм Быков стал одним из самых крупных мастеров военной прозы. Он создает свои знаменитые повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1973).

Своеобразием писательской манеры Быкова является то, что он не просто описывает сражения, а показывает человека на войне. Так, в повести «Дожить до рассвета» писатель рассказал о юном лейтенанте и последнем решении его жизни. Лейтенант Ивановский, находясь в безвыходной ситуации, замерзающий, слабеющий от ранения, решил уйти из жизни, до конца выполняя свой воиский долг. Быков в этой повести утверждает идею, что победа в войне была одержана благодаря героическому выбору каждого человека.

 

В

1. Почему военная тема стала ведущей в творчестве Быкова?

2. Найди в тексте ответ на вопрос: в чем особенность военной прозы Быкова.

 

 

Возьми в библиотеке книгу произведений В.В. Быкова, прочитай повесть «Дожить до рассвета» и выполни задания:

 

1. Читая текст, озаглавь его части или подбери к ним эпиграфы.

2. Объясни, как название повести связано с его сюжетом, темой и проблемой.

3. Расскажи о лейтенанте Ивановском: какова история его жизни, каковы главные черты характера. Что в жизни герой ценит больше всего?

4. Изменился ли герой под влиянием событий, в которых он участвовал? Обоснуй свою точку зрения.

5. Кто еще из героев повести тебе запомнился? Расскажи об этом герое, опираясь на текст произведения.

6. Что такое, с точки зрения автора, настоящий героизм? Подтверди свое мнение текстом.

 

 


[1] Обыденкой … не вернешься – т.е. за один день.

[2] Розвальни – низкие широкие сани.

[3] Романовский полушубок – полушубок, сшитый из шкур овцы романовской породы.

[4] Передержка по латыни – т.е. должен еще раз держать (сдавать) экзамен по латыни.

[5] Становится во фронтздесь прямо.

[6] Кланяется в угол – имеется в виду «красный угол» комнаты, где помещались иконы.

[7] «Чистая» половина – здесь лучшие комнаты.

[8] Половой – слуга в гостинице, трактире.

[9] Тулуп – длинная меховая шуба обычно из овчины, некрытая сукном.

[10] Чуйка – в XIX в. мужская верхнаяя одежда из сукна, обычно длиной до колен.

[11] Барышник – перекупщик.

[12] Армяк – в XIX в. мужская верхняя длиннополая одежда из сукна.

[13] Коридорный – слуга в гостинице.

[14] Дискант – высокий голос.

[15] Цикада – насекомое, внешне похожее на кузнечика.

[16] Ужотко – уже.

[17] Трошки – немного.

[18] Двугривенный – монета в 20 копеек.

[19] Гривенник – монета в 10 копеек.

[20] Заколодило – не посчастливилось.

[21] Чесучовая пара – костюм из плотной шелковой ткани, обычно песочного цвета.

[22] Еще раз (нем.)

[23] Эхинококки – паразитические ленточные черви.

[24] Врядник (урядник) – нижний чин уездной полиции в России до 1917 г.

[25] Мировой судья – низшая должность в судебной системе, рассматривал самые простые дела.

[26] Записав свое имя и званье... – В праздничные дни в передних домов, принадлежавших вельможам и крупным чиновникам, выставлялись особые книги, в которых расписывались недопускавшиеся лично посетители.

[27] Пилигрим – странник, путешественник.

[28] Щелкопер – так в обывательском кругу презрительно называли писателей, вступившихся за народные интересы.

[29] Аркадская идиллия – здесь: беззаботно-счастливая жизнь на лоне природы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 703.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...