Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как человек понимает мир и себя




Введение

 

Ты уже закончил читать и изучать те литературные произведения, которые мы поместили в первой части учебника. Теперь ты не только знакомишься с событиями, о которых рассказал автор, стараешься понять и выразить свое отношение к прочитанному, но уже умеешь анализировать художественные тексты, владеешь некоторыми специальными понятиями и терминами, применяемыми в литературоведении.

Во второй части учебника тебя ждет еще много интересных произведений и непростых заданий. Старайся выполнять их все, даже те, которые отмечены как сложные, или требуют применения творческих способностей, или не являются строго обязательными.

Напоминаем тебе условные обозначения, сопровождающие вопросы и задания к текстам:

 

А – предтекстовое задание

Б –задания на понимание и усвоение

В – задания на понимание и обобщение

Г – задания к иллюстрации

Д – задания к стихотворению

Е – на рассуждение или соображение

Ж – творческое задание

З – факультативное задание повышенной сложности

 


<Шмуц>


Литература: мир вопросов и ответов

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Федор Иванович Тютчев



Как человек понимает мир и себя

 

Лирический герой

А

Перед чтением текста вспомни, что ты уже знаешь о герое литературного произведения (в случае затруднения перечитай текст «Герой литературного произведения», Ч. 1, с. ???). Объясни, что означает это понятие. Почему героев драматического произведения называют «действующими лицами»?

 

Ты уже знаешь, кто такой герой литературного произведения. Это герои романа, рассказа или поэмы, например Дубровский из романа А.С. Пушкина, Васютка из рассказа «Васюткино озеро» В.П. Астафьева или девушка Саша из одноименной поэмы Н.А. Некрасова, богатырь из былины или Кощей из сказки. Героями бывают звери и животные, птицы и рыбы, даже предметы в сказках, баснях и других фантастических произведениях. Мы видим этих героев, слышим их голоса, читаем об их жизни, поступках, отношениях.

Но есть в литературе и особые герои, это герои лирики. Возьмем, например, строки из лирического стихотворения А.А. Фета:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало...

Чей голос мы слышим? Конечно, эти слова написал Фет, но образ, созданный поэтом, не является литературным автопортретом. Это лирический герой, как бы грань души поэта, его воплощенное в образе чувство радости. Это чувство – состояние души поэта, его переживание, которое рождает образ лирического героя.

В творчестве каждого поэта лирический герой выражает конкретные, индивидуальные настроения и чувства. Например, светлое умиление души молитвой у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Молитва»:

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Это и открытие мира лирическим героем юного Сергея Есенина:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход...

Это и скорбь о погибших защитниках Родины:

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей...

Лирический герой в творчестве одного поэта – образ многомерный, он собирается из множества оттенков отношения поэта к миру: его чувств, переживаний, размышлений. Характер лирического героя формируется во всей поэзии художника, от первого до последнего его стихотворения, подобно тому как проявляется в течение жизни наш характер. Так, лирический герой Пушкина представляется человеком очень живым, порывистым, способным переживать сильные эмоциональные состояния; лирический герой Лермонтова испытывает сложнейшие состояния одиночества, отчаяния и в то же время умиления и надежды. А вот у Ф.И. Тютчева лирический герой – тонкий наблюдатель и философ, но в то же время страстный человек.

 

Проверь себя: фантастическое произведение, автопортрет, грань, многомерный образ, оттенок.

 

Б

1. Найди в тексте ответ на вопрос, кто же такой «лирический герой».

2. Каков лирический герой Пушкина? Лермонтова? Тютчева?

 

Е

Попробуй объяснить, чем лирический герой отличается от героя эпического произведения и героя драмы.

 

 

Александр Сергеевич Пушкин

портрет

(1799-1837)

А

Перед чтением текста вспомни, какие произведения Пушкина ты изучал в 5 и 6 классах. Что тебе известно о судьбе и личности этого поэта?

 

Ты помнишь стихотворения Пушкина «Пущину» и «Няне». Эти лирические послания были написаны в 1826 году, последнем году ссылки поэта. Два лирических мотива пронизывают эти послания – дороги и зимы. В одном поэт вспоминает, как его «двор уединенный, печальным снегом занесенный» огласил дорожный колокольчик. А в послании «Няне» поэт обращается к своей старой няне:

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь...

Ты видишь, что ощущение бесприютности и настроение одиночества на фоне печального зимнего пейзажа характерны для творчества Пушкина в период ссылки в Михайловском (1824-1826). Вообще же ссылка Пушкина заняла более 6-ти лет: в 1820 году началась Южная ссылка поэта (он был сослан за неблагонадежность на юг России), а в 1824 году место ссылки было изменено на имение Пушкиных Михайловское. Получается, что Пушкин был вынужден много путешествовать, то есть странствие было содержанием его жизни. Отсюда и появляются мотивы странничества в пушкинской поэзии, а его лирический герой часто выступает как странник.

Образ странника возникает в стихотворении «Погасло дневное светило...» в самом начале ссылки, в 1820 году:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные край;

С волненьем и с тоской туда стремлюся я...

Тема жизни как утомительного странствия звучит в стихотворении «Телега жизни» (1823):

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней.

И, дремля, едем до ночлега –

А время гонит лошадей.

Перемена в страннической жизни отразилась в стихотворении «К морю» (1824):

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы <...>

В леса в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

 

Проверь себя:странник, странствие, мотив странничества.

Б

1. Объясни, почему мотивы бесприютности и одиночества так характерны для творчества Пушкина в 20-е годы?

2. Каким предстает лирический герой поэзии Пушкина этого периода?

 

 

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»

А

Перед чтением текста назови другие произвдения Пушкина, которые ты помнишь.

 

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» – одно из самых ярких в лирическом наследии поэта произведений о природе и душевном переживании человека. Стихотворение написано четырехстопным хореем; этот размер позволяет выразить различные поэтические интонации. Послушай, как ударение на первом слоге задает энергичный ритм стиха, поддерживаемый тремя последующими ударениями:

Буря мглою небо кроет

― È ― È― È ― È

Каждое слово в этой строке звучит так явственно, словно мы находимся рядом: видим, как клубящиеся громады мглы охватывают тусклое небо, слышим вой и плач снежной бури, неистово закружившей все пространство между «ветхой лачужкой» и далекой высью. Вслушайся, как выразительно передается завывание бури словами с мягкими, протяжными гласными в окончаниях: «мглою – кроет – завоет».

Посреди ненастья с особой выразительностью подчеркнуты слабость человеческого укрытия и сила человеческого сердца, его тепла, нежности и веры в свет и радость. Лирический герой хочет забыться в исцеляющем слове народной песни о покое и красоте:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Читая это стихотворение, ты сможешь представить себе Пушкина и его няню Арину Родионовну в далеком имении Михайловском, среди волшебной природы псковских земель. Смутное настроение и жажда жизни отчетливо передают мироощущение поэта периода ссылки.

 

Проверь себя: лирическое наследие, душевное переживание, поэтические интонации, мироощущение.

 

В

1. Найди в тексте ответ на вопрос: какова главная мысль стихотворения «Зимний вечер» и почему именно эту мысль Пушкин поэтически воплощает во многих стихотворениях периода Михайловской ссылки?

2. Какими поэтическими средствами Пушкин добивается того, что мы будто слышим, как завывает буря, когда читаем это стихотворение?

Зимний вечер

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

 

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

1825 год

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога»А

Перед чтением текста вспомни, что такое пиррихий (в случае затруднения перечитай текст «Стихотворение М.Ю. Лермонтова “Утес”», ч. 1, с. ??? ). Какова его роль в ритмической организации стихотворения?

Одиночество и вынужденная захолустная жизнь периода ссылки в Михайловском делают мотив дороги в лирике Пушкина очень заметным. Слово «печальный» связывает «зимние» стихотворения Пушкина: «печальным снегом занесенный», «лачужка печальна и темна». Печаль лирического героя в стихотворении «Зимняя дорога» распространяется в окружающий мир, охватывая небо и землю:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

Луна пробирается по небу, то исчезая, то появляясь в волнистых туманах, словно усталый путник едет по скучной зимней дороге. Описание дороги двойственно: это и реальная, настоящая дорога, и настроение лирического героя, его ощущение своей жизни как печальной и утомительной. Картина реальной дороги создается конкретными образами и деталями: «тройка борзая», «колокольчик»; песни ямщика, родственные настроению лирического героя; снег и черная пустота вокруг, «версты полосаты». А ощущение пустоты своей одинокой жизни высказано в лирическом обобщении «путь мой скучен». Это обобщение сопровождается грустью, заполняющей каждое слово последней строфы:

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Видимо, этот стихотворный размер Пушкин предпочитал для изображения зимней природы в период своего заточения в Михайловском. Но этот размер, как ты читал раньше, передает различные поэтические интонации. Ты помнишь, как энергично начиналось стихотворение «Зимний вечер», как ударение на первом слоге словно бы вырывало из мрака бури слова: «буря – мглою – небо – кроет». Здесь же печаль мягко, как сама дорога, расстилается перед нашим взором. Это, конечно, связано с тем, что ударные слоги не звучат энергично и мощно, поэт еще более ослабляет сильный по своей природе хореический размер, вводя в строку пиррихии. Таким образом, хорей может использоваться для выражения противоположных настроений и чувств: от ощущения силы и мощи жизни до философского размышления и грустного переживания. Именно эти лирические идеи передают диапазон пушкинской лирики 1825-1826 годов.

 

Проверь себя: захолустье, захолустный, лирическое обобщение, диапазон.

 

В

1. Поэтические фразы из каких «зимних» стихотворений Пушкина приведены в первом абзаце текста? Прочитай эти стихотворения выразительно наизусть.

2. В чем особенность ритмической организации стихотворения «Зимняя дорога»?

3. Почему для лирики Пушкина периода Михайловской ссылки характерно печальное настроение?

Зимняя дорога Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она. По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит. Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска...... Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег.... На встречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне... Скучно, грустно..... завтра, Нина,Завтра к милой возвратясь,Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часоваяМерный круг свой совершит,И, докучных удаляя,Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик,Колокольчик однозвучен,Отуманен лунный лик.

1826 год

В1. Какое настроение передано в стихотворении? Укажи слова, эпитеты, поэтические образы, с помощью которых создается это настроение.

2. Меняется ли настроение стихотворения на его протяжении? Обоснуй свою точку зрения.

3. Назови размер, которым написано стихотворение. Какими способами, используя двухсложный размер, Пушкин сумел придать стихотворению медленный, задумчивый ритм?

4. Пронаблюдай, как употребляются и чередуются звуки «л» и «р» в двух первых строфах стихотворения. Сделай вывод из своих наблюдений.

 

Е

1. Как ты думаешь, случайно ли, что настроение и переживания лирического героя изображаются именно тогда, когда он находится в дороге? Обоснуй свою точку зрения.

2. Подумай, почему в стихотворении появляется образ ямщика, да еще дважды?

3. Пронаблюдай, как в стихотворении изменяется образ луны. Подумай, как он помогает передать настроение стихотворения.

Отвечать на эти непростые вопросы лучше обмениваясь мнениями с товарищем по парте.

 

 

Джордж Гордон Ноэль Байрон

портрет

(1788-1824)

А

Перед чтением текста вспомни, стихотворения каких зарубежных поэтов ты читал на уроках литературы в 5 классе.

 

Джордж Байрон – английский поэт. Трудно сказать, что больше поражает в Байроне: его поэтический дар, яркая судьба или неукротимый характер.

Байрон вступил в литературу в начале XIX века, в бурное время революций и войн, сотрясавших Европу. Это было время перемен в общественной жизни, но самые большие перемены происходили в человеке. Именно в этот исторический период человек начал осознавать себя личностью, способной противостоять жестоким временам и судьбе. И в это время в Европе мощно зазвучал голос Байрона – поэта, философа, бунтаря.

Байрон в своей поэзии утверждал свободу человека, заступался за слабых и униженных, воспевал силу и страсть человеческих чувства. Поэзия Байрона оказала большое влияние на развитие русской литературы того времени. Например, вслед за Байроном, который часто пользовался пятистопным нерифмованным ямбом, Жуковский ввел этот размер и в русскую поэзию. К этому размеру прибегал юный Лермонтов в своих подражаниях английскому поэту. Сравни отрывок из стихотворения Байрона «Сон»:

Я видел – двое юных и цветущих

Стояли рядом на холме зеленом... (пер. М. Зенкевича)

со стихотворением Лермонтова «Видение»:

Я видел комнату; в окно светил

Весенний, теплый день; и у окна

Сидела дева, нежная лицом...

И рядом с ней сидел в молчанье мне

Знакомый юноша...

Пушкин берет первые две строки из стихотворения Байрона «Прости» в качестве эпиграфа к восьмой, последней главе романа «Евгений Онегин»:

Прости! И если так судьбою

Нам суждено – навек прости! (пер. Ивана Козлова).

Создавая роман в стихах «Евгений Онегин», Пушкин опирался на поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» и «Дон Жуан». Творчество Байрона стало одним из основных источников для Пушкина и Лермонтова в разработке самой важной темы первых десятилетий XIX века – темы героя времени, то есть нового человека.

Свобода и морская стихия – синонимы в поэзии Байрона. Вот как поэт описывает прощание героя с родной землей в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда»:

Прости, прости! Все крепнет шквал,

Все выше вал встает,

И берег Англии пропал

Среди кипящих вод. (пер. В. Левина).

Последние годы жизни Байрон посвятил борьбе греческого народа за независимость. Поэт умер, как жил, – в борьбе. Казалось бы, он умер на чужбине, в Греции. Нет, Байрон умер в своем Отечестве – в мире свободы и справедливости.

 

Проверь себя: неукротимый характер, исторический период, подражание, разрабатывать тему

 

Б

1. Назови русских поэтов – современников Байрона?

2. Какие человеческие качества Байрон особенно ценил и изображал в своих произведениях?

 

Е

Дай развернутый ответ, как ты понимаешь слова: «свобода и море – синонимы в поэзии Байрона»?

 

Стихотворение Дж.Г. Байрона «Душа моя мрачна»

А

Перед чтением текста вспомни, какие стихотворения зарубежных поэтов, переведенные Лермонтовым, ты читал в 5 классе.

 

Стихотворение Байрона «Душа моя мрачна» входит в цикл стихотворений, названных поэтом «Еврейские мелодии» (1813-1815 гг.). Этот лирический цикл пользовался большим успехом у читателей. Мелодии в стихах, передающие звучание жизни и страсти древнего библейского Востока, нашли отклик в сердцах читателей-современников Байрона.

Стихотворение «Душа моя мрачна» было глубоко воспринято русской культурой. Так, русский поэт и переводчик Н.И. Гнедич в 1822 году сделал первый его перевод на русский язык, а в 1836 году к нему обратился Лермонтов. Мрачная красота стихотворения и его живописная рельефность привлекли русского художника М.А. Врубеля, который в конце XIX века проиллюстрировал лермонтовский перевод. Мелодичность, энергия и страсть байроновских поэтических строк в лермонтовском переложении вдохновляли и русских композиторов. Стихотворение перекладывали на музыку А.Г. Рубинштейн, М.А. Балакирев, Н.Д. Дмитриев, М.И. Офросимов.

Что помогло Байрону так выразительно передать атмосферу древнего мира, колорит неизвестного ему народа? Вероятно, самую большую роль сыграли внимательный взгляд поэта-путешественника и его отзывчивая душа. Обрати внимание на названия многих байроновских стихотворений: «Афинской девушке», «Прощание с Мальтой», «Перевод греческой песни» ...

Может показаться, что тема байроновского стихотворения – страдание души. Страдающая душа погружена во мрак. Но чем сильнее муки души, тем с большей страстью она жаждет освобождения и очищения. Душа жаждет излить свое страдание в слезах – «кубок смерти, яда полный», как выразил по-русски Лермонтов байроновское слово. И только «дикая», проникающая в самую глубину души песня певца способна пробудить душу к освобождению. Поэтому лирическая тема стихотворения – потребность души в освобождении и очищении.

Вот что написано в Библии, бывшей источником стихотворения Байрона, где повествуется о грешном царе Сауле и благословенном отроке Давиде:

И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее, и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.

И в стихотворении Байрона, и в его переводе Лермонтова, и во всем творчестве этих великих поэтов звучит вера в исцеляющую силу поэзии.

Проверь себя: лирический цикл, рельеф, рельефность, колорит, лирическая тема Еврейская мелодия Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!Вот арфа золотая:Пускай персты твои, промчавшися по ней,Пробудят в струнах звуки рая.И если не навек надежды рок унес,Они в груди моей проснутся,И если есть в очах застывших капля слез –Они растают и прольются. Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец,Мне тягостны веселья звуки!Я говорю тебе: я слез хочу, певец,Иль разорвется грудь от муки.Страданьями была упитана она,Томилась долго и безмолвно;И грозный час настал – теперь она полна,Как кубок смерти, яда полный. 1836 год(пер. М.Ю. Лермонтова)

В

1. Найди в тексте, предваряющем стихотворение, ответ на вопрос: каковы тема и идея стихотворения «Душа моя мрачна».

2. Какие чувства испытывает лирический герой? Найди, как эти чувства описаны в тексте стихотворения.

3. Какое настроение создают эпитеты, характеризующие состояние души лирического героя?

4. Найди в тексте стихотворения устаревшие слова. С какой целью использует их поэт?

 

Е

Определи по словарю все значения слова «дикий». В каком значении это слово употреблено в стихотворении?

 

Ж

Прочитай стихотворение «Душа моя мрачна» в переводе Н.И. Гнедича. Сравни с лермонтовским переводом. Как различаются лексика, ритм, настроение стихотворений?

 

Стихотворение Дж.Г. Байрона «Прометей»

А

Перед чтением текста вспомни из курса истории древнего мира (прочитай в энциклопедии или Интернете), какими временными рамками определяется существование Древней Греции. Какие древнегреческие мифы тебе известны? Кто из героев этих мифов особенно запомнился?

 

В основе стихотворения Байрона «Прометей» лежит знаменитый миф о Прометее. Ты, может быть, не раз уже слышал слово «миф», а хорошо ли ты знаешь, что оно означает? Миф – это древнее сказание народа о его богах, героях, о силах природы. У каждого народа есть свои мифы, собранные вместе они составляют его мифологию. Наверное, самыми известными и распространенными в мировой культуре являются мифы Древней Греции. Именно в древнегреческой мифологии зародился миф о Прометее.

О чем рассказывает этот миф? Прометей был титаном, то есть одним из мифологических гигантов. Гиганты были непокорны богам и боролись с их властью. Прометей, нарушив запрет самого могущественного бога древних греков – Зевса, – научил людей счету, чтению и письму, искусствам и ремеслам, мореплаванию, обращению с тягловыми животными – быками и лошадьми. Но главный дар Прометея людям был огонь, похищенный титаном с неба. Огонь согрел человека, помог ему варить себе пищу. Истинное же значение небесного огня состояло в том, что он пробудил человека в человеке, зародил в нем высший разум и способность любить.

Прометей был жестоко наказан Зевсом: он был прикован к скале в далеком море и каждый день к нему прилетал орел и клевал ему печень. И только спустя неисчислимые времена по велению Зевса Прометея освободил великий герой Греции Геракл.

В истории человека деяния Прометея всегда были торжеством добра над злом и преодолением враждебных сил природы. К героическому образу Титана многие века обращались писатели и художники. Впервые образ Прометея появился в трагедии древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный». Интерес к Прометею усилился в новое историческое время. О нем писали французский писатель и философ Ф.-А. Вольтер, немецкий поэт И.В. Гете, английский поэт П. Шелли.

Чем привлек Байрона миф о Прометее? Видимо, гордый и свободный дух мифологического героя был близок Байрону – поэту, мыслителю, бунтарю. Восхищение Байрона вызывала также любовь Прометея к людям.

Свое произведение поэт разделяет на три части, оценивая подвиг Прометея с разных сторон. В первой части он говорит о сочувствии героя к людям и понесенном им наказании, который «без презрения глядел» на человека и получил за это

Страданье, напряженье сил,

Да коршуна, что без конца

Терзает печень гордеца ...

Во второй части стихотворения Байрон провозглашает победу Прометея над тираном Зевсом:

Титан! Ты знал, что значит бой

Отваги с мукой... Ты силен,

Ты пытками не устрашен...

И, наконец, в третьей, заключительной части поэт называет цель и смысл подвига Прометея:

Ты добр – в том твой небесный грех

Иль преступленье: ты хотел

Несчастьям положить предел.

Главный итог деяния Прометея высказан Байроном с афористической точностью: Титан научил «Смерть в Победу обращать».

 

Проверь себя: мировая культура, деяния, мифологический герой, афоризм, афористический.

 

Прометей

1Титан! На наш земной удел,На нашу скорбную юдоль,На человеческую больТы без презрения глядел;Но что в награду получил?Страданье, напряженье сил,Да коршуна, что без концаТерзает печень гордеца,Скалу, цепей печальный звук,Удушливое бремя мукДа стон, что в сердце погребен,Тобой подавленный, затих,Чтобы о горестях твоихБогам не смог поведать он.2Титан! Ты знал, что значит бойОтваги с мукой… ты силен,Ты пытками не устрашен,Но скован яростной судьбой.Всесильный Рок – глухой тиран,Вселенской злобой обуян,Творя на радость небесамТо, что разрушить может сам,Тебя от смерти отрешил,Бессмертья даром наделил.Ты принял горький дар, как честь,И Громовержец от тебяДобиться лишь угрозы смог;Так был наказан гордый бог!Свои страданья возлюбя,Ты не хотел ему прочестьЕго судьбу – но приговорОткрыл ему твой гордый взор.И он постиг твое безмолвье,И задрожали стрелы молний…3Ты добр – в том твой небесный грехИль преступленье: ты хотелНесчастьям положить предел,Чтоб разум осчастливил всех!Разрушил Рок твои мечты,Но в том, что не смирился ты, –Пример для всех людских сердец;В том, чем была твоя свобода,Сокрыт величья образецДля человеческого рода!Ты символ силы, полубог,Ты озарил для смертных путь, –Жизнь человека – светлый ток,Бегущий, отметая путь,Отчасти может человекСвоих часов предвидеть бег:Бесцельное существованье,Сопротивленье, прозябанье…Но не изменится душа,Бессмертной твердостью дыша,И чувство, что умеет вдругВ глубинах самых горьких мукСебе награду обретать,Торжествовать и презирать,И Смерть в Победу обращать.

1816 г.

(Пер. В. Луговского)

В

1. Почему образ Прометея перешел из мифа в литературу? Чем этот образ привлек Байрона?

2. Как ты полагаешь, почему стихотворение построено в форме обращения к Прометею? Обоснуй свою точку зрения.

3. Определи основную мысль каждой части стихотворения. Выдели в тексте стихотворения слова, выражающие эти мысли.

4. Найди эпитеты в первой части стихотворения. Какое настроение передается с их помощью?

5. Расскажи, как меняется настроение во второй части стихотворения. Какими поэтическими средствами это достигается?

6. В первой и второй частях стихотворения найди два однокоренных слова, которые Байрон использует, характеризуя Прометея. С какой целью поэт прибегает к этому варианту повтора?

7. Почему в заключительной части стихотворения Прометей назван полубогом? Раскрой свою позицию.

 

Е

В третьей строфе стихотворения многие строки звучат как афоризмы (краткие изречения, с предельной лаконичностью и точностью выражающие какую-либо мысль). Найди эти строки. Как ты думаешь, это случайность, или Байрон сознательно придет афористичность своему стихотворению? Обоснуй свою точку зрения.

 

Ж

Попробуй объяснить, чем миф похож на сказку, чем отличается от нее. В чем близость мифа и легенды, в чем их различие?

Организуйте в классе конференцию по указанным проблемам.

 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

портрет

1814-1841

А

Перед чтением теста вспомни, какие произведения М.Ю. Лермонтова ты читал в 5 и 6 классах? Что узнал о жизни и личности этого поэта?

 

До нас дошло очень мало документальных свидетельств о жизни Лермонтова, особенно написанных им самим. Известно всего лишь 15 автобиографических заметок, которые помещаются всего на 4 страничках. Первая из них относится к 1830-му году и посвящена сравнению себя с Байроном: «Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они еще теперь у меня. Ныне я прочел в жизни Байрона, что он делал то же - это сходство меня поразило!»

В ночь на 8 июля 1830 года Лермонтов пишет третью по счету записку-воспоминание о своей детской любви: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?..» К этой записке он делает примечание: «Говорят (Байрон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства».

Девятая автобиографическая записка также посвящена сравнению себя с Байроном: «Еще сходство в жизни моей с лордом Байроном. Его матери в Шотландии предсказала старуха, что он будет великий человек (...); про меня на Кавказе предсказала то же самое старуха моей Бабушке».

Переживание судьбы Байрона широко отразилось в юношеской лирике Байрона. Вот яркий пример из стихотворения «К ***» («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья»):

Я молод; но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел;

У нас одна душа, одни и те же муки;

О если б одинаков был удел!..

Безусловно, Байрон был кумиром юного Лермонтова – его поэзия, жизнь и судьба стали примером, на который Лермонтов равнялся, и идеалом, к которому он стремился. Однако за идеализацией Байрона Лермонтовым нужно научиться видеть самостоятельность и напряженный поиск себя и своего поэтического голоса. Байрон для Лермонтова в юношеские годы не только образец, но и идеальный повод для разговора о великих мировых сущностях – поэзии и душе.

 

Проверь себя: кумир, идеализировать, идеализация, сущность.

 

В

1. Что, по-твоему, так привлекало молодого Лермонтова в личности и творчестве Байрона?

2. Почему Лермонтов не стал подражателем, имитатором байроновского стиля в поэзии, а сформировался как самобытный, оригинальный поэт?

 

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон...»

А

Перед чтением текста вспомни некоторые сведения о стихосложении (В случае затруднения обратись к тексту «Лирическое стихотворение», ч. 1, с.???). Что такое ямб и хорей? Что такое мужская и женская рифма?

 

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой...» четко отмечает тот момент, когда Лермонтов осознал себя самостоятельным поэтом. Восемнадцатилетний поэт начинает стихотворение со слова «нет». Это слово выражает итог, несмотря на юный возраст поэта, его долгой поэтической деятельности и размышления над природой своего таланта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, способствующим передаче двух основных интонаций. Так, поэт утверждает свое отличие от Байрона в строках с четкими ямбическими окончаниями и мужскими рифмами. Сравнивает же себя с английским поэтом Лермонтов в строках с дополнительным безударным слогом, не образующим ямбическую стопу, и женскими рифмами:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

В этой строфе мужские рифмы объединяют первую и четвертую строки, то есть связывая строфу по принципу кольца. Такой способ рифмовки называется кольцевым. Между этими строками расположены две строки с одинаковыми рифмами. Такой способ рифмовки называют парным. Наблюдая над устройством первой строфы стихотворения, ты можешь сделать вывод, что утверждение Лермонтовым своей самобытности как поэта становится первой и последней мыслью строфы. Сравнение себя с Байроном развивается как дополнительный мотив и размещается между двумя строками, утверждающими различие.

Две основные идеи выражают непохожесть поэтического пути и судьбы Лермонтова: русская душа поэта и ее непостижимость. Так поэт провозглашает национальный характер своей поэзии. В конце стихотворения звучит смелая, свойственная молодости, мысль, что тайн души поэта не может знать никто, кроме Бога и самого поэта:

Я – или Бог – или никто!

 

* * *

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум не много совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я – или бог – или никто!

1832 год

 

Б

1. Найди в тексте, предваряющем стихотворение, ответ на вопрос: какова основная идея стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…».

 

В

1. Как ты полагаешь, почему поэт подчеркивает свою непохожесть именно на Байрона?

2. Каким ты представляешь себе лирического героя этого стихотворения?

3. Найди в тексте стихотворения сравнение. С какой целью использует его Лермонтов?

4. Какова роль вопросительных предложений в последних строках стихотворения?

 

 

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел»

А

Перед чтением текста вспомни, какие трехсложные стихотворные размеры тебе известны.

 

Стихотворение «Ангел» – лирический шедевр Лермонтова. Поэт создал его, когда ему было всего семнадцать лет. Стихотворение «Ангел» повествует о том, как душа человека появилась на земле. С этого стихотворения начинается тема лирической истории души человека, которая прервется в творчестве Лермонтова 15 июля 1841 года, в день гибели поэта.

Организует лирический сюжет следующая ситуация: ангел несет в объятиях молодую душу и поет ей тихую песню о мире, который она покидает. Кажется, что это противоречит нашему представлению об ангеле, ведь он несет душу на землю, в «мир печали и слез». Почему же он поет песню о прекрасном, все удаляющемся небесном мире? Ответ на этот вопрос ты найдешь в наблюдении над тем, как организовано стихотворение.

Обрати внимание на парные, мужские рифмы: «летел – пел», «толпой – святой», которые жестко связывают ритм стихотворения, словно делая полет ангела необратимым. Это впечатление усиливает также чередование «длинных» и «коротких» строк:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел...

С одной стороны, подобная ритмическая организация строк вызывает в воображении взмахи крыльев, то есть придает восприятию стиха едва ли не физическое ощущение полета. С другой стороны, благодаря чередованию строк разной длины впечатление необратимости полета усиливается: с каждой следующей парой строк, то есть с каждым как бы взмахом крыльев ангел спускается ниже. Значит, неуклонное приближение к земле – это проявление какого-то закона, который ангел должен выполнить. Песня ангела выражает милосердие Бога. Ангел поет, чтобы душа не забыла мир Божий, безгрешную жизнь «под кущами райских садов».

Для передачи этой поэтической идеи Лермонтов применяет трехсложный стихотворный размер амфибрахий. Стопа амфибрахия устроена таким образом, что ударным в ней оказывается второй, то есть средний, слог, например:

И долго на свете томилась она

Желанием чудным полна...

― È ― ― È ― ― È ― ― È

― È ― ― È ― ― È

Получается, что выбранный размер позволяет передать ощущение мягкости полета: благодаря амфибрахию ритм становится как бы «раскачивающимся», убаюкивающим. Заметь, что каждая последняя стопа в строках стихотворения усечена, то есть в ней отсутствует безударный слог. Так сталкиваются две поэтические идеи: милосердие и необходимость исполнения закона. А может быть, не сталкиваются, а сливаются.

Очень важны для понимания стихотворения и поэтической задачи творчества Лермонтова строки:

И звук этой песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой...

Мы может так объяснить эти слова: задача лирики Лермонтова – вспомнить слова песни ангела. Возможно, это и задача нашей жизни?

 

Ангел

По небу полуночи ангел летел

 И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

 Внимали той песне святой.

 

Он пел о блаженстве безгрешных духов

 Под кущами райских садов;

О боге великом он пел, и хвала

 Его непритворна была.

 

Он душу младую в объятиях нес

 Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

 Остался — без слов, но живой.

 

И долго на свете томилась она,

 Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

 Ей скучные песни земли.

1831 год

Б

1. Объясни, почему стихотворение «Ангел» названо в тексте лирическим шедевром.

2. Кому, о чем и зачем поет Ангел в этом стихотворении? Найди ответ на этот вопрос в прочитанном тобой тексте.

 

В

1. Какие поэтические образы, по-твоему, наиболее важны в этом стихотворении? Почему? Обоснуй свою точку зрения.

2. Выдели в тексте стихотворения эпитеты. Как различается настроение, которое передают эпитеты в первых трех строфах, от настроения, которое отражает эпитет в четвертой строфе? Чем можно объяснить это различие?

3. Назови размер, которым написано стихотворение. Какая рифма используется? Как ритмическая организация стихотворения помогает передать его настроение и поэтическое содержание?

 

Е

В стихотворении более 20 раз повторяется звук «л». Попробуй объяснить, с какой целью поэт использует этот прием.



Внеклассное чтение

Виктор Мари Гюго

портрет

(1802-1885)

А

Пред чтением текста вспомни из курса истории или обратись к энциклопедии и Интернету: кто такой Наполеон. Чем он знаменит в истории? В каком году произошла Великая французская революция? Какое значение для истории страны она имела?

 

Виктор Гюго – французский писатель, поэт и драматург. Гюго родился и вырос в эпоху исторических потрясений. На его детство пришлись последствия Великой французской революции и наполеоновские войны. Небогатая семья, в которой родился будущий писатель, возвысилась при Наполеоне, отец Виктора стал генералом наполеоновской армии. Благодаря военной службе отца Виктор много узнал и увидел еще в детстве: он жил и в Париже, на юге Франции, в Испании. Детские впечатления Гюго были подкреплены хорошим образованием.

Заниматься литературой Гюго начал рано, и его талант был признан и оценен очень скоро. Уже в возрасте 15 лет нный поэт получил от Академии почетный отзыв на свое стихотворение. К прозе Гюго обращается в 1820 году, он пишет повесть «Бюг-Жаргаль». В 1831 году писатель создает свой знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери». Этот роман оказал значительное влияние на русскую прозу, в частности на раннее творчество Лермонтова. Среди крупных произведений Гюго также выделяется роман о тяжелой жизни социальных низов Франции – «Отверженные» (1861).

Виктор Гюго известен и как замечательный поэт. Примером его проникновенной философской лирики может служить стихотворение «Впустите всех детей...» (1830). Это стихотворение – гимн детству как вечному будущему человечества. Залогом этого будущего является счастливый ребенок.

Вот как пишет поэт о значении детей для поэзии и жизни:

Улыбка детская нужна душе поэта,

Как светоч темноте ночной.

 

В

1. О чем необычном в жизни и личности Гюго ты узнал из прочитанного текста?

2. Что такое гимн? Почему стихотворение «Впустите всех детей…» названо в прочитанном тобой тексте гимном?

 

 

Возьми в библиотеке книгу произведений В. Гюго, прочитай стихотворение «Впустите всех детей» (в переводе А.А. Ахматовой) и выполни задания:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 490.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...