Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кого бы ты назвал главными героями сказки? Почему именно их? Охарактеризуй этих героев.




2. Расскажи подробно о Маленьком принце: кто он; какова история его жизни; каковы его характер и жизненные принципы. Опиши внешность и особенности речи Маленького принца.

На каких планетах побывал Маленький принц? Каких людей он там встретил? Охарактеризуй жителей каждой планеты. Можно ли утверждать, что при всей непохожести их что-то объединяет? Обоснуй свою точку зрения.

4. Как Маленький принц попал на планету Земля? Кого он искал на ней? Что дало Принцу пребывание на Земле? Прав ли Маленький принц, утверждая: «Земля – планета не простая!» Докажи свою точку зрения.

 

В

1. Какую роль в жизни Маленького принца сыграла его встреча с Лисом? Обратись к словарям: какие значения имеет слово «приручить». В каком значении употребляет это слово Лис? Обоснуй свое мнение.

2. Используя текст сказки, докажи, следует ли Маленький принц в своей жизни принципу: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»?

3. Найди в тексте сказки образы, сюжеты, персонажей, которых ты встречал в народных и авторских сказках. Есть ли в сказке Экзюпери чудовища? Обоснуй свою точку зрения.

 

Е

Есть ли в сказке «Маленький принц» традиционное сказочное противопоставление добра и зла? Докажи свою позицию. Какие противопоставления можно выделить в сказке? Какое из них ты считаешь главным? Почему? Обоснуй свое мнение.

 

 

Иван Алексеевич Бунин

портрет

(1870-1953)

А

Перед чтение текста обратись к энциклопедии, Интернету или дополнительной литературе и узнай, что такое Нобелевская премия, кому и за что она присуждается. Кто из русских писателей был удостоен этой премии?

 

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт. Бунин родился в старинной дворянской семье. Любовь к родной земле, понимание русского человека, знание русской жизни были у Бунина, можно сказать, в крови.

Писать Бунин начал рано, первое стихотворение он сочинил в 8 лет и долго писал только стихи. Однако постепенно стал проявляться большой талант Бунина-прозаика. Настоящую всероссийскую известность принес ему рассказ «Антоновские яблоки» в 1900 году. С этого события началось плодотворное и успешное творчество Бунина-прозаика. Он пишет такие известные повести, как «Деревня» и «Суходол», замечательные рассказы, среди которых «Господин из Сан-Франциско», «Сын Чанга», «Митина любовь».

В 1918 году Бунин, не приняв революцию 1917 года, уезжает заграницу, в эмиграцию. Почти всю оставшуюся жизнь Бунин прожил во Франции. Все написанное им в долгие годы эмиграции проникнуто любовью к России и грустью от разлуки с родиной. Об это ясно свидетельствуют, например, рассказы «Лапти» и «Подснежник».

Верность Бунина памяти о родине и своему призванию писателя получила высокое признание. В 1933 году за роман «Жизнь Арсенева» (1927-1929) Бунин первый из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Проверь себя: прозаик, эмиграция, лауреат, Нобелевская премия.

 

В

1. Каковы основные темы произведений Бунина?

2. Каким настроением проникнуты его произведения, написанные после 1918 года?

 

 

Рассказ И.А. Бунина «Лапти»

А

Перед чтением текста вспомни, что означают термины «тема», «проблема»,«идея» произведения.

 

Ситуация, послужившая основой этого короткого рассказа, часто встречается в литературе. Это одна из тех ситуаций нашей жизни, которые запоминаются нам навсегда. Болеет самый дорогой человек, и в какой-то момент болезнь неумолимо берет верх, тогда все зависит от чуда.

В рассказе Бунина эта ситуация передана сжато, как бы краткими вспышками памяти. Бунин выбрал такой способ повествования, наверное для того, чтобы читатель ярче представил себе беспомощное состояние матери, ее измученность от горя и усталости. И болеющий ребенок в жару и бреду видит сполохи пламени от свечи на темной стене. Так окружающая реальность рвется на эпизоды, но на эпизоды самые важные.

Таким эпизодом стал приход барского слуги Нефёда. Он притворил за собой дверь, и в комнате появилась смутная, хрупкая надежда. Мать говорит Нефёду, что мальчик просит в бреду какие-то красные лапти. Мудрый слуга сразу понимает, что выздоровление мальчика зависит от этих красных лаптей. Чтобы раздобыть их, он уходит в ночь в соседнее село, хотя на дворе вьюга, и добраться туда почти невероятно. Нефёд добрался и замерз на обратном пути. Он успел купить лапти и красную краску.

Что же главное в этом рассказе: то, что мальчик спасен? Да. Но важно понять и почему он спасен. Вот что сказал Нефёд, услышав про красные лапти: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать». Чтобы понять, что желает душа другого человека, надо самому иметь душу.

Бунин писал этот рассказ в 1924 году, в эмиграции, на чужбине. Таким он помнил русского человека.

 

Е

Попробуй сформулировать идею рассказа И.А. Бунина «Лапти».

 

Лапти

А

Перед чтением текста вспомни произведения, в которых изображается вьюга. Какое настроение передается в этих произведениях? Что испытывают герои, захваченные вьюгой или бурей?

 

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, – от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

Стукнуло в прихожей, – Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

– Ну что, барыня, как? Не полегчало?

– Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

– Лапти? Что за лапти такие?

– А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

– Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

– Как добывать?

– В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

– Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

– Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой[1] в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

– Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

– Господи, помоги! Господи, защити!

А когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, – белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях[2] Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек...

Тем только и спаслись – поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

1924 год

В

1. Как Нефед объясняет необходимость идти в страшную бурю за лаптями? Как ты понимаешь его слова?

2. Охарактеризуй Нефеда. Можно ли его назвать безрассудным человеком? Обоснуй свою точку зрения.

3. Бунин заканчивает рассказ, не раскрывая дальнейшую судьбу ребенка. Как ты думаешь, почему?

4. Можно ли считать гибель Нефеда бессмысленной жертвой? Обоснуй свою позицию.

 

Е

Можно ли назвать «Лапти» притчей? Раскрой свою точку зрения.

 

Ж

Проведи самостоятельное исследование: пронаблюдай, какие цвета используются в рассказе. Попробуй объяснить, почему ребенок просил именно красные лапти.

 

 

Рассказ И.А. Бунина «Подснежник»

А

Перед чтением текста вспомни известные тебе произведения русской литературы, в основе которых лежит рассказ о взаимоотношениях отца и сына. Кратко перескажи сюжет этих произведений.

 

Этот трогательный рассказ Бунин написал в 1927 году. Это рассказ-воспоминание, которое писатель и начинает, словно вглядываясь в прошлое, в то, что осталось в памяти и душе: «Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была Масленица – и был гимназистик Саша». Родинагородмасленица и человек – так проникает память художника в невозвратное прошлое. Основное и единственное событие в этом рассказе – приезд отца из деревни. Это и главное, самое радостное событие для гимназиста Саши посреди грустного и однообразного течения жизни. Саша живет «на хлебах» у хорошей, но чужой тети Вари, которая называет его подснежником. Бунин мастерски использует прием контраста, показывая, как в тихую, скучную жизнь вторгается шумный, пропахший табаком и хмелем, родной и любимый отец.

Похожий на подснежник, первый, хрупкий весенний цветок, Саша нуждается в тепле отцовской любви, его сильной мужской защите. Бунин с душевной чуткостью описывает отношения деревенского отца и городского гимназиста-сына. Как Саша, здороваясь, шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Как кладет в чай сколько душа пожелает сахару, как учтиво благодарит на забавной смеси французского и русского «Мерси, папочка!» Саша счастлив, он живет в эти дни настоящей полной жизнь.

Проходит масленичная неделя, наступает понедельник и Великий Пост. И наступает время прощания. Отеческую любовь и грусть разлуки Бунин показывает в двух фразах: «Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой». «До свиданья, Сашенька, Христос с тобой».

 

В

Объясни, что такое принцип контраста в произведении и как он проявляется в рассказе «Подснежник».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 432.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...