Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как человек относится к людям и ко всему живому




«Вечные» темы. Нравственная проблематика литературного произведения

 

А

Перед чтением текста вспомни, что такое тема, проблема и идея произведения.

 

Мы уже говорили о значении темы в литературном произведении, о том, что в литературе с самого момента ее возникновения существуют постоянные, никогда не оставляемые писателями темы. Их мы называем «вечными».

Конечно, главная «вечная» тема – человек и его жизнь. Слово «жизнь» неисчерпаемо в своих значениях, также неисчерпаема и проблематика литературы, отображающая и воплощающая «вечные» темы.

Среди «вечных» тем особо выделяются те, что связаны с душой человека. Они лежат в основе нравственной проблематики. Ты, конечно, сразу можешь назвать основные из них: любовь, дружба, сострадание к людям, верность своему призванию, жизненный выбор… Например, в повести-сказе Н.С. Лескова «Тупейный художник» крепостной парикмахер Аркадий и актриса Люба полюбили друг друга наперекор жестокой судьбе. Их любовь оказалась трагической, но она позволила героям возвыситься над злом. Вспомни повесть-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца», на примере героев которой, сирот брата и сестры, показано нравственное чувство взаимной поддержки. Вспомни машиниста Мальцева, героя рассказа А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире», который являет собой пример преданности любимому делу. Вспомни героиню поэмы Н.А. Некрасова «Саша», как «плакала Саша, как лес вырубали». Любовь к живому, к природе – тоже проявление нравственного отношения к миру.

Нравственная проблематика включает в себя не только примеры нравственного отношения к окружающему, но и примеры неверного, ошибочного мировоззрения. Вспомни повесть А.С. Пушкина «Выстрел», герой которой Сильвио подчинил свою жизнь суетному желанию первенствовать.

Бесконечны и разнообразны проявления нашей души. Читая литературу, учись находить лучшие из них и сопереживать добру.

 

В

1. Что такое «вечные» темы в литературе?

2. Найди в тексте ответ на вопрос: как называется проблематика, в основе которой лежат темы, связанные с душой человека?

3. О каких именно нравственных проблемах идет речь в прочитанном тобой тексте?

 

 

Фридрих Шиллер

портрет

(1759-1805)

А

Перед чтением текста вспомни, что тебе известно из курса литературы 5 класса о немецком поэте Гете. Расскажи, в какое время он жил, чем знаменит. Какие стихотворения Гете ты изучал?

 

Фридрих Шиллер – немецкий поэт и драматург. Написанное Шиллером глубоко вошло в мировую культуру. Так, на афишах современных театров ты встречаешь названия его пьес, наиболее популярные из которых – «Разбойники» и «Коварство и любовь». Свою знаменитую «Оду к радости» великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен написал на стихи Шиллера.

Жизненная и творческая судьба Шиллера определилась рано и бесповоротно. Ничто, казалось бы, не предвещало того, что молодой человек станет писателем. Он родился в среде, далекой от литературы: отец был полковым фельдшером, а мать – дочерью пекаря-трактирщика.

Поначалу жизнь Шиллера складывалась вполне заурядно. В 1780 году он закончил курс медицины в военной академии в Штутгарте и начал работать полковым лекарем. Но уже через год он опубликовал трагедию «Разбойники». Постановка пьесы имела огромный успех, и воодушевленный Шиллер решился навсегда оставить медицину и посвятить себя литературному творчеству.

Значение Шиллера в развитии немецкой литературы сопоставимо с вкладом в нее Гете. Очень часто даже имена двух поэтов звучат вместе. Интересно, что Пушкин в романе «Евгений Онегин», упоминая Германию, где учился один из его героев – Ленский, – пишет:

Под небом Шиллера и Гете...

Ни один из крупных русских поэтов первой половины XIX века не обошел вниманием творчество Шиллера. Так, В.И. Жуковский переводил на русский язык его баллады, а юноша Лермонтов учился у Шиллера, перелагая идеи немецкого поэта в своих стихах. Испытали влияние Шиллера юношеские драмы М.Ю. Лермонтова, такие, например, как «Испанцы» или «Странный человек». Творчество Шиллера отразилось в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

 

Проверь себя: заурядный, заурядно.

 

В

Найди в тексте доказательства следующего утверждения: «Шиллер оказал огромное влияние на развитие русской литературы XIX века».

 

Ж

Используя энциклопедию, Интернет, дополнительную литературу, подготовь сообщение на тему «Искусство и литература Германии второй половины XVIII века».

 

 

Баллада Ф. Шиллера «Перчатка»

А

Перед чтением теста вспомни (или обратись еще раз к с. ??? (ТЕКСТ О ЖУКОВСКОМ) учебника), какие существуют разновидности баллад, в чем их особенности.

 

Балладу «Перчатка» Шиллер написал в 1797 году. Этот год знаменит дружеским соперничеством Шиллера и Гете в написании баллад, поэтому, говоря о творчестве двух поэтов, его даже называют «балладный год».

Баллады Шиллера отличаются от англо-шотландских баллад, в основе которых чаще всего лежит таинственное и страшное событие. Нет в них и той атмосферы ужаса, которой объята баллада Гете «Лесной царь». Сюжеты шиллеровых баллад основаны на жизненных, исторических и легендарных ситуациях. Это уже не традиционные баллады, а в каком-то смысле стихотворные рассказы.

Например, баллада «Перчатка» имеет подзаголовок «повесть», что указывает на важную роль сюжета в ней. В балладе рассказывается история о жестоком испытании, которому подвергает влюбленного рыцаря своенравная красавица. Она бросила на арену зверинца между грозным львом, коварным тигром и двумя свирепыми барсами свою перчатку и предложила рыцарю принести ей эту перчатку, тем самым доказав свою любовь. Рыцарь достает перчатку и бросает ее в лицо своей возлюбленной. Может быть, уже бывшей возлюбленной?

Ты видишь, что баллада «Перчатка» носит характер поучения, она побуждает нас давать оценку поступкам героев, искать мораль, вытекающую из прочитанного. В другой балладе Шиллера – «Ивиковы журавли» – разбойников, погубивших Ивика, разоблачает крик журавлей, к которым он обратился перед смертью с просьбой поведать людям правду. Таким образом, поучение этой баллады состоит в мысли, что все скрываемое, тайное обязательно станет явным, то есть что правда всегда обнаружится. Присутствие в балладах Шиллера поучения, морали – одна из особенностей его творчества.

Самый известный перевод баллады Шиллера «Перчатка» был сделан В.И. Жуковским. М.Ю. Лермонтов также переложил балладу «Перчатка» на русский язык. В его переводе смелость и гордость рыцаря подчеркнуты сильнее, чем у Жуковского. Отчетливее и резче изобразил Лермонтов досаду разочарованного героя:

Но досады жестокой пылая в огне,

Перчатку в лицо он ей кинул:

«Благодарности вашей не надобно мне!» –

И гордую тотчас покинул.

 

Проверь себя: своенравный, мораль.

 

В

1. Объясни, почему баллады Шиллера называют стихотворными рассказами.

2. Что такое мораль произведения? В произведениях каких известных тебе литературных жанров присутствует мораль?

 

Е

Используя энциклопедии, словари, Интернет, подготовь рассказ о том, кто такой рыцарь. Каково прямое и переносное значение этого слова?

 

Перчатка

Повесть

 

Перед своим зверинцем,

С баронами, с наследным принцем,

Король Франциск сидел;

С высокого балкона он глядел

На поприще, сраженья ожидая;

За королем, обворожая

Цветущей прелестию взгляд,

Придворных дам являлся пышный ряд.

 

Король дал знак рукою –

Со стуком растворилась дверь,

И грозный зверь

С огромной головою,

Косматый лев

Выходит;

Кругом глаза угрюмо водит;

И вот, все оглядев,

Наморщил лоб с осанкой горделивой,

Пошевелил густою гривой,

И потянулся, и зевнул,

И лег. Король опять рукой махнул –

Затвор железной двери грянул,

И смелый тигр из-за решетки прянул;

Но видит льва, робеет и ревет,

Себя хвостом по ребрам бьет,

И крадется, косяся взглядом,

И лижет морду языком,

И, обошедши льва кругом,

Рычит и с ним ложится рядом.

И в третий раз король махнул рукой –

Два барса дружною четой

В один прыжок над тигром очутились;

Но он удар им тяжкой лапой дал,

А лев с рыканьем встал...

Они смирились,

Оскалив зубы, отошли,

И зарычали, и легли.

 

И гости ждут, чтоб битва началася.

Вдруг женская с балкона сорвалася

Перчатка... все глядят за ней...

Она упала меж зверей.

Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной

И колкою улыбкою глядит

Его красавица и говорит:

«Когда меня, мой рыцарь верный,

Ты любишь так, как говоришь,

Ты мне перчатку возвратишь».

 

Делорж, не отвечав ни слова,

К зверям идет,

Перчатку смело он берет

И возвращается к собранью снова.

 

У рыцарей и дам при дерзости такой

От страха сердце помутилось;

А витязь молодой,

Как будто ничего с ним не случилось,

Спокойно всходит на балкон;

Рукоплесканьем встречен он;

Его приветствуют красавицыны взгляды...

Но, холодно приняв привет ее очей,

В лицо перчатку ей

Он бросил и сказал: «Не требую награды».

1797 год

(пер. В.А. Жуковского)

В

1. В начале баллады подробно изображены звери, участвующие в поединке. Можно ли сказать, что у них есть индивидуальность, характер? Какие словесные образы и художественные приемы использует поэт, изображая каждого зверя? Объясни, зачем необходимо такое подробное описание животных.

2. Какие эпитеты использует поэт, описывая улыбку красавицы? Какой предстает красавица в балладе, благодаря такому описанию?

3. Пронаблюдай, как меняется ритм баллады на протяжении развития сюжета. С какой целью автор создает такой ритмический рисунок?

4. Каким ты представляешь себе рыцаря Делоржа? Почему именно таким? Чем его образ похож на традиционный образ средневекового рыцаря, чем отличается?

 

Е

Попробуй сформулировать нравоучение, мораль баллады «Перчатка».

 

Ж

Как ты думаешь, почему Шиллер отказался от изображения традиционного образа рыцаря?

 

 

Владимир Владимирович Маяковский

 

портрет

(1893-1930)

А

Перед чтением текста вспомни из курса истории, прочитай в энциклопедии или Интернете, когда произошли эти события: Первая мировая война, февральская и октябрьская революции в России, Гражданская война. Кратко расскажи об этих событиях.

 

Владимир Владимирович Маяковский – русский поэт. Он жил и творил в один из самых драматичных периодов русской истории. Этот период охватывал мировую войну, две революции, гражданскую войну и тяжелейшие послевоенные годы. Время определило две основные интонации поэтического творчества Маяковского – громогласного поэта-оратора и лирика с нежной ранимой душой.

Время также отразилось в содержании его поэзии. Многие его поэтические произведения явились прямым откликом на политические и общественные события в России и Советском Союзе. Например, в своей лучшей дореволюционной поэме «Облако в штанах» (1915) поэт выразил кризис российского общества. Крик и жалоба – вот настроение поэмы, протест против пошлой жизни – вот ее содержание. А вот как передается чеканная и грозная поступь революции по русской земле в стихотворении «Левый марш»:

Кто там шагает правой?

Левой! Левой! Левой!

Противоречивое и трудное время перемен в жизни страны, судьба человека, его гражданский выбор стали содержанием последних поэм Маяковского «Хорошо» (1928) и «Во весь голос» (1930).

Горячее и доброе сердце Маяковского до трагической смерти поэта билось в надежде, что на земле восторжествует справедливый мир людей и народов, что воцарится в этом мире истинная любовь. Вот как понимал эту любовь в себе сам поэт:

Стою, огнем обвит,

На несгораемом костре

Немыслимой любви.

Еще будучи подростком Маяковский мог стать профессиональным революционером и политиком. Три раза его арестовывали, а в шестнадцатилетнем возрасте за участие в подпольной революционной деятельности Маяковский был даже заключен на 11 месяцев в Бутырскую тюрьму в Москве. Но все же в нем победил человек искусства – поэт и художник. Уже в тюрьме Маяковский начинает писать стихи, а после освобождения поступает в Московского училище живописи, ваяния и зодчества, попадает в круг молодых людей, занимающихся искусством.

Поэтический дебют Маяковского состоялся в 1912 году, в возрасте 19-ти лет. Как-то начинающий поэт показал свое стихотворение приятелю – художнику Давиду Бурлюку. Стесняясь, он сказал, что это стихи его знакомого. Признание пришло немедленно, что, может быть, и определило судьбу Маяковского: прочитав стихотворение, Бурлюк сразу понял, кто его автор. Он воскликнул: «Да это же ж вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!»

Эпоха, в которую довелось жить Маяковскому, время испытаний и страданий, воспитали в нем то, что составляет нравственную суть поэта, – совесть и сострадание ко всему живому.

 

Проверь себя: оратор, лирик, пошлый, пошлость, гражданский выбор, дебют.

 

В

1. Найди в тексте ответ на вопрос: какие две противоположные интонации характеризуют поэзию В. Маяковского? Как они связаны с особенностями времени, в котором ему пришлось жить и писать?

2. Почему Маяковский не стал профессиональным революционером?

 

З

Возможно, тебе уже известны стихотворения Маяковского (например те, которые поэт адресовал детям). Вспомни их. Прав ли был, по-твоему, художник Бурлюк, назвавший Маяковского «гениальным поэтом»? Обоснуй свою точку зрения.

 

 

Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

А

Перед чтением текста вспомни (или обратись еще раз к стр ??? (текст «лирическое стихотворние» в ч. 1) и с. ??? (текст «Ворон в … литературе») учебника), что такое рифма и какие виды рифм тебе известны; что такое аллитерация и какова ее роль в поэтическом тексте.

 

Обрати внимание на год, когда было написано это стихотворение, – 1918. Идет первый год октябрьской революции, страну захлестнула гражданская война, сотрясены все устои жизни. Не странным ли выглядит среди стольких человеческих бедствий обращение к столь необычной теме – отношению к лошадям?

О чем же это стихотворение? Представь: старая Москва, улица Кузнецкий Мост, людно, суматошно. Серо, ветрено, холодно. По обледенелой мостовой с трудом тащит тележку лошадь. Лирический герой, словно оглушенный шумом улицы, вглядывается в этот неуютный мир. Может быть, поэтому он так чувствителен к звукам улицы. И поэтому все стихотворение построено на звукоподражательных эффектах. Этот поэтический прием называется звукопись.

Что же слышится герою в ударах копыт об лед? Звукосочетание «гр» рождает в нем чувство неприязни и отвращения к грубому миру. Эти звуки отмечают и главное происшествие:

Лошадь на круп

грохнулась...

и реакцию уличной толпы:

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецкий клешить,

сгрудились...

Так, благодаря алитерациям создается не только зрительная, но и звуковая картина уличного происшествия и передается эмоциональное восприятие его лирическим героем.

Большая толпа собралась вокруг лошади. Те, кто стоят ближе, кричат: «Лошадь упала!» Дальние слышат, что кто-то упал, и потом узнают – кто: «Упала лошадь!» Так бессердечно относится толпа к чужому падению: улица смеется и воет от восторга и любопытства. И только лирический герой заглянул в «глаза лошадиные» и увидел мир «перевернутым», как видит его упавшая лошадь:

Улица опрокинулась,

Течет по-своему...

Он один видит, как текут по морде лошади «каплища за каплищей» слезы. И тогда, охваченный «общей звериной тоской», то есть чувством всеобщей скорби и сострадания, герой говорит с лошадью «по-человечески», хочет ее утешить и вселить в нее веру в себя. Может быть, он заговорил и «по-лошадиному», потому что произошло чудо – лошадь поняла героя и

Рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Мир преобразился, и радостно, весело, как в музыке, зазвучал в нем звук «а». Маяковский здесь применяет прием ассонанса. Ассонанс – это поэтический прием, основанный на повторении и концентрации в стихотворном тексте одинаковых гласных звуков. Далее радостное «а» сменяется энергичным, жизнеутверждающим «о». В рифмовании слов стойло и стоило заключается глубокая мысль: стойло – место лошади, и хотя оно может казаться скучным и тягостным, – это ее место, занимая его с гордостью и радостью, она живет своей настоящей, стоящей жизнью.

Обрати внимание на то, что Маяковский часто разбивает поэтические фразы на слова и короткие словосочетания, располагая их в столбик. Это позволяет придать отдельным словам особое ударение и выделить их значение. Такой ритмический прием получил название «лесенка».

Так в чем же, наконец, идея стихотворения? Она высказана во фразе, имеющей нравственный смысл:

Все мы немножко лошади...

Так скажет человек. Почему же лошадь «рванулась и встала»? Наверное, если бы она говорила на человеческом языке, она бы объяснила, о чем она «ржанула»: «все мы немножко люди». Надо только понять наше единство.

 

Хорошее отношение к лошадям

 

Били копыта,Пели будто:– Гриб.Грабь.Гроб.Груб. – Ветром опита,льдом обута,улица скользила.Лошадь на крупгрохнулась,и сразуза зевакой зевака,штаны пришедшие Кузнецким клёшить,сгрудились,смех зазвенел и зазвякал:– Лошадь упала! –– Упала лошадь! –Смеялся Кузнецкий.Лишь один яголос свой не вмешивал в вой ему.Подошели вижуглаза лошадиные... Улица опрокинулась,течет по-своему... Подошел и вижу –за каплищей каплищапо морде катится,прячется в шерсти... И какая-то общаязвериная тоскаплеща вылилась из меняи расплылась в шелесте.«Лошадь, не надо.Лошадь, слушайте –чего вы думаете, что вы их плоше?Деточка,все мы немножко лошади,каждый из нас по-своему лошадь».Может быть,– старая –и не нуждалась в няньке,может быть, и мысль ей моя казалась пошла,тольколошадьрванулась,встала на ноги,ржанулаи пошла.Хвостом помахивала.Рыжий ребенок.Пришла веселая,стала в стойло.И всё ей казалось –она жеребенок,и стоило жить,и работать стоило.

1918 год

 

В

1. Какие поэтические образы использует Маяковский для изображения улицы? Какое впечатление производит описание улицы? Почему улица подобна живому существу? Как называется этот художественный прием?

2. В стихотворении много глаголов. Почему? Выдели все глаголы, с помощью которых изображается состояние и поведение лошади. Как изменяется это состояние?

3. Найди в тексте стихотворения все примеры звукописи. С какой целью в каждом случае используется этот прием?

4. Выдели в тексте стихотворения необычные, непривычные для нас слова или формы слов. Объясни, зачем Маяковский специально создает новые слова, а не использует те, которые есть в языке.

5. Выпиши из текста все пары рифмующихся слов и словосочетаний. Какие из рифм Маяковского кажутся тебе наиболее оригинальными, привлекающими наше особое внимание? Покажи на конкретном примере, с какой целью поэт использует необычную рифму. Как рифмующиеся слова помогают постичь содержание стихотворения и проникнуться его настроением?

6. Чем лирический герой стихотворения не похож на толпу зевак? Как ты думаешь, почему он чувствует, переживает, ведет себя не так, как другие люди? Обоснуй свою точку зрения.

 

Е

Что означает словосочетание «нравственный смысл»? Найди в тексте ответ на вопрос: какова идея стихотворения? Объясни, как ты понимаешь нравственный смысл, заключенный в строке «Все мы немножко лошади...».

 

Ж

Проведи самостоятельное исследование на тему «Использование приема звукоподражания в русской и зарубежной поэзии». Для этого пронаблюдай, как и с какой целью авторы известных тебе стихотворений используют аллитерацию и ассонанс. Ты можешь рассматривать любые стихотворения, но постарайся обратить особое внимание на «Зимнее утро», «Зимний вечер» А.С. Пушкина, «Утес» Лермонтова, «Ворон» Э. По.

Задание сложное. Его лучше выполнять, обмениваясь мнениями с товарищем или группой.

 

ЗСопоставь стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» с приведенным ниже отрывком из цикла стихотворений Н.А. Некрасова «О Погоде». Как ты думаешь, почему произведения, написанные в разное время, посвящены одной теме. Выдели те поэтические образы, которые встречаются и в одном и в другом стихотворении. Сравни лирических героев стихотворений. Как различаются поэтическое настроение и финал стихотворений? Постарайся объяснить, почему. Под жестокой рукой человекаЧуть жива, безобразно тоща,Надрывается лошадь-калека,Непосильную ношу влача.Вот она зашаталась и стала.«Ну!» – погонщик полено схватил(Показалось кнута ему мало) –И уж бил ее, бил ее, бил!Ноги как-то расставив широко,Вся дымясь, оседая назад,Лошадь только вздыхала глубокоИ глядела... (так люди глядят,Покоряясь неправым нападкам).Он опять: по спине, по бокам,И вперед забежав, по лопаткамИ по плачущим, кротким глазам!Все напрасно. Клячонка стояла,Полосатая вся от кнута,Лишь на каждый удар отвечалаРавномерным движеньем хвоста.Это праздных прохожих смешило,Каждый вставил словечко свое,Я сердился – и думал уныло:«Не вступиться ли мне за нее?В наше время сочувствовать мода,Мы помочь бы тебе и не прочь,Безответная жертва народа, –Да себе не умеем помочь!»А погонщик недаром трудился –Наконец-таки толку добился!Но последняя сцена былаВозмутительней первой для взора:Лошадь вдруг напряглась – и пошлаКак-то боком, нервически скоро,А погонщик при каждом прыжке,В благодарность за эти усилья,Поддавал ей ударами крыльяИ сам рядом бежал налегке.

 

 

Стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!»

А

Перед чтением текста обратись к словарю и определи, что такое «пафос» и в каких значениях употребляется это слово.

 

«Послушайте!» – не только название стихотворения. Это громкое, страстное обращение к людям, в котором мы слышим голос поэта. В этом обращении выражено назначение поэзии Маяковского – быть услышанным. Крик «Послушайте!» словно звучит в каждой поэтической строке Маяковского.

Очень часто смысл этого стихотворения ускользает от понимания, хотя пафос, чувство понятны каждому читателю. Лирический герой задается необычным вопросом: зачем зажигают звезды и кому они нужны? Он словно впервые открыл для себя звездное небо и изумился ему. И ужаснулся от мысли, что звезд могло не быть.

Обрати внимание, что поэт изменяет образ лирического героя: это теперь не «я», а «он». Кто же этот герой? О ком пишет поэт:

И, надрываясь в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал...

Как можно опоздать к Богу? Герой боится опоздать к Сотворению мира, он боится, что Господь не сотворит звезды. Значит, это не просто «я» или «он» – это Человек, то есть каждый из нас.

Жизнь без звезды поэт называет «беззвездной мукой». Поэтому с такой тревогой и заботой его герой успокаивает другого:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?…»

Что же такое звезда для человека? Почему он так страстно просит Бога о ней? Звезда – это условие жизни, обещание, что завтра будет день и солнце, поэтому необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда!

 

Послушайте!

 

Послушайте!Ведь, если звезды зажигают –значит – это кому-нибудь нужно?Значит – кто-то хочет, чтобы они были?Значит – кто-то называет эти плевочкижемчужиной?И, надрываясьв метелях полуденной пыли,врывается к богу,боится, что опоздал,плачет,целует ему жилистую руку,просит –чтоб обязательно была звезда! –клянется –не перенесет эту беззвездную муку!А послеходит тревожный,но спокойный наружно.Говорит кому-то:«Ведь теперь тебе ничего?Не страшно?Да?!»Послушайте!Ведь, если звездызажигают –значит – это кому-нибудь нужно?Значит – это необходимо,чтобы каждый вечернад крышамизагоралась хоть одна звезда?!

1914 год

 

Б

1. Как Маяковский определяет назначение своей поэзии?

2. Почему лирический герой стихотворения «Послушайте» так боится, что человечество может остаться без звездного неба?

 

В

1. Выдели в тексте вопросительные предложения? Как ты думаешь, почему их так много? Какое ритмическое звучание они придают стихотворению? Какое настроение выражают? Одинакова ли роль вопросительных предложений в начале и в конце стихотворения? Обоснуй свою точку зрения.

2. Найди в тесте стихотворения все глаголы. Какое настроение они создают? Объясни, чьи действия, поступки и переживания передаются с помощью глаголов.

3. В конце последнего предложения стихотворения Маяковский поставил два знака: вопросительный и восклицательный. Как же звучит финал стихотворения: как сомнение или как уверенность лирического героя? Обоснуй свою точку зрения.

 

 

Антуан де Сент-Экзюпери

 

портрет

(1900-1944)

А

Перед чтением текста вспомни, с творчеством какого французского писателя ты уже знаком. В какое время жил этот писатель? О чем его знаменитое произведение?

 

Антуан де Сент-Экзюпери – французский писатель. Самая примечательная особенность его творческой биографии состоит в том, что Экзюпери – летчик-писатель.

Он родился во французском Лионе в дворянской семье. Рано потеряв отца, Экзюпери рос самостоятельным мальчиком. В возрасте 21 года он пошел в армию, закончил летные курсы и получил удостоверение пилота. Затем последовало несколько лет поиска своего места в жизни, и в 25 лет Экзюпери выбрал жизнь профессионального летчика.

О жизни Экзюпери можно полнее всего сказать одной фразой: «Он летал над землею людей». Он летал над пустыней Сахарой и над пампасами. Он был военным корреспондентом во время гражданской войны в Испании и с первых дней Второй мировой войны сражался с фашистами. 31 июля 1944 года Экзюпери вылетел с аэродрома острова Сицилии и не вернулся. До конца войны оставалось меньше года. Долгое время место гибели летчика-писателя оставалось неизвестным. Прошло более полувека, и лишь в 2000 году был обнаружен самолет, на котором писатель летел на свое последнее задание.

Почти все, написанное Экзюпери, связано с полетом. Всю жизнь находясь между небом и землей, писатель-летчик созерцал спокойствие звезд и наблюдал беспокойство жизни на земле. Это и породило в Экзюпери необычное сочетание душевных качеств романтика и мудреца. Название повестей Экзюпери служат тому подтверждением. Так, например, повесть «Ночной полет» (1930) уже одним названием тревожит наше воображение, а название повести «Планета людей» (1939) настраивает на философский лад.

Экзюпери всегда занимал твердую гражданскую позицию, утверждая своей деятельностью добро и справедливость. Он неизменно оказывался в тех местах на земле, где люди воюют и страдают, где нужно честное сердце. Поэтому большую часть наследия писателя составляют произведения Экзюпери-корреспондента: многочисленные статьи, выступления, военные очерки. Итогом творчества Экзюпери стала повесть-сказка «Маленький принц», вышедшая в 1943 году, за год до его гибели.

Проверь себя: пампасы, созерцать, романтик, гражданская позиция, очерк.

 

В

1. Каким ты представляешь себе Экзюпери, прочитав текст о нем?

2. Найди в тексте ответ на вопрос: как профессия летчика повлияла на творчество Экзюпери и определила его отношение к жизни.

 

 

Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

А

Перед чтением текста вспомни известные тебе народные и литературные сказки, герой которых – принц. Каким он предстает в этих сказках? Какие события и приключения с ним происходят?

 

Повесть-сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» – одно из самых любимых и читаемых литературных произведений XX века. В чем причина такой популярности?

Ответ, может быть, в том, что текст произведения словно соткан из добра, подобно тому как на чудесной ткани вышивается сказочной красоты узор. Кроме того, «Маленький принц» написан для всех – для детей, для взрослых, для всех тех, кто может узнать в себе его героев. И, наконец, повесть как будто пропитана любовью, потому что она была написана среди ужасов самой страшной войны в человеческой истории – в 1943 году.

Повесть-сказка «Маленький принц» вводит нас в мир трогательных отношений героя – пилота, взрослого человека, и ребенка, таинственного пришельца с крошечной планеты. Мальчик – единственный житель на этой планете и ее принц. И еще там живет посаженный им цветок – капризная красавица – Роза, которую любит маленький принц.

Очень большую роль для понимания смысла повести играет ее четвертый герой – Лис. Он учит маленького принца самой глубокой и тонкой мудрости жизни – любви. Именно он произнес самые главные слова произведения: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Лис научил маленького принца не обижаться на свой капризный цветок: «Ты в ответе за свою розу».

Чему же научил маленький принц героя, потерпевшего аварию в пустыне Сахара? Он помог ему вспомнить детский взгляд на мир, потому что дети всегда все видят, они еще не научились взрослому здравому смыслу и хитрости. Ты обратил внимание на то, что взрослые видели в детском рисунке героя шляпу, а маленький принц сразу узнал в ее очертаниях слона, проглоченного удавом?

В повести есть короткие истории о странных людях, населяющих каждый свою планету. Каждая из историй рассказывает о том, какую жизнь выбирает человек под влиянием своих слабостей. Один хочет быть главным, другой – чтобы его хвалили, третий пьет и погружается в бессмысленное существование, четвертый считает звезды как деньги, пятый покорно живет по давно устаревшим правилам. Такие короткие, поучительные истории, философский смысл которых скрыт, называются притчами.

Повесть «Маленький принц» вся состоит из небольших и крошечных притч, поэтому ее надо внимательно и вдумчиво читать, если хочешь понять ее лучше.

Повесть заканчивается расставанием. Где сейчас маленький принц? Вернулся ли он на свою планету бороться с баобабами и укрывать от ветра и холода свою любимую розу? Или он в твоей душе?

 

В

1. Найди в прочитанном тексте ответ на вопрос: в чем причина необыкновенной популярности сказки «Маленький принц».

2. Найди в тексте ответ на вопрос: что такое притча. Какие известные тебе произведения можно назвать притчами?

 

З

Попробуй сочинить притчу. Подумай, какую очень важную мысль тебе хотелось бы донести до читателя. С помощью какого несложного сюжета ты выразишь эту идею? Прочитай свою притчу одноклассникам. Поинтересуйся, поняли ли они ее иносказательный смысл.

 

Маленький принц

А

Читая сказку, подбери эпиграфы к каждой главе (используй строки из уже известных тебе произведений, пословицы, поговорки). Если это задание кажется тебе трудным, читая, выделяй в каждой главе слова и предложения, в которых сосредоточена идея каждой части.

Леону Верту Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый – мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:Леону Верту,когда он был маленьким

I

Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя.В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться и спит полгода подряд, пока не переварит пищу».Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок N 1. Вот что я нарисовал. Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.– Разве шляпа страшная? – возразили мне.А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Это мой рисунок N 2.Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками N 1 и N 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок N 1 – я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.

II

Так я жил в одиночестве, и не с кем было мне поговорить по душам. И вот шесть лет тому назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Со мной не было ни механика, ни пассажиров, и я решил, что попробую сам все починить, хоть это и очень трудно. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, – и тот был бы не так одинок. Вообразите же мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:– Пожалуйста... нарисуй мне барашка!– А?..– Нарисуй мне барашка...Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протер глаза. Стал осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серьезно меня разглядывал. Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать. Но на моем рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле. Это не моя вина. Когда мне было шесть лет, взрослые убедили меня, что художник из меня не выйдет, и я ничего не научился рисовать, кроме удавов – снаружи и изнутри.Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, чтобы этот малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне, вдалеке от всякого жилья. Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:– Но... что ты здесь делаешь?И он опять попросил тихо и очень серьезно:– Пожалуйста... нарисуй барашка...Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я все-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил:– Все равно. Нарисуй барашка.Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать – удава снаружи. И очень изумился, когда малыш воскликнул:– Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасен, а слон слишком большой. У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.И я нарисовал.Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:– Нет, этот барашек уже совсем хилый. Нарисуй другого.Я нарисовал.Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.– Ты же сам видишь, – сказал он, – это не барашек. Это большой баран. У него рога...Я опять нарисовал по-другому. Но он и от этого рисунка отказался:– Этот слишком старый. Мне нужен такой барашек, чтобы жил долго.Тут я потерял терпение – ведь мне надо было поскорей разобрать мотор – и нацарапал ящик.И сказал малышу:– Вот тебе ящик. А в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется.Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:– Вот это хорошо! Как ты думаешь, много этому барашку надо травы?– А что?– Ведь у меня дома всего очень мало...– Ему хватит. Я тебе даю совсем маленького барашка.– Не такой уж он маленький... – сказал он, наклонив голову и разглядывая рисунок. – Смотри-ка! Он уснул...Так я познакомился с Маленьким принцем.

III

Не скоро я понял, откуда он явился. Маленький принц засыпал меня вопросами, но когда я спрашивал о чем-нибудь, он словно и не слышал. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов мне все открылось. Так, когда он впервые увидел мой самолет (самолет я рисовать не стану, мне все равно не справиться), он спросил:– Что это за штука?– Это не штука. Это самолет. Мой самолет. Он летает.И я с гордостью объяснил ему, что умею летать. Тогда он воскликнул:– Как! Ты упал с неба?– Да, – скромно ответил я.– Вот забавно!..И Маленький принц звонко засмеялся, так что меня взяла досада: я люблю, чтобы к моим злоключениям относились серьезно. Потом он прибавил:– Значит, ты тоже явился с неба. А с какой планеты?«Так вот разгадка его таинственного появления здесь, в пустыне!» – подумал я и спросил напрямик:– Стало быть, ты попал сюда с другой планеты?Но он не ответил. Он тихо покачал головой, разглядывая мой самолет:– Ну, на этом ты не мог прилететь издалека...И надолго задумался о чем-то. Потом вынул из кармана моего барашка и погрузился в созерцание этого сокровища.Можете себе представить, как разгорелось мое любопытство от этого полупризнания о «других планетах». И я попытался разузнать побольше:– Откуда же ты прилетел, малыш? Где твой дом? Куда ты хочешь унести моего барашка?Он помолчал в раздумье, потом сказал:– Очень хорошо, что ты дал мне ящик: барашек будет там спать по ночам.– Ну конечно. И если ты будешь умницей, я дам тебе веревку, чтобы днем его привязывать. И колышек.Маленький принц нахмурился:– Привязывать? Для чего это?– Но ведь если ты его не привяжешь, он забредет неведомо куда и потеряется.Тут мой друг опять весело рассмеялся:– Да куда же он пойдет?– Мало ли куда? Все прямо, прямо, куда глаза глядят.Тогда Маленький принц сказал серьезно:– Это не страшно, ведь у меня там очень мало места.И прибавил не без грусти:– Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь...

IV

Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом!Впрочем, это меня не слишком удивило. Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют еще сотни других и среди них такие маленькие, что их даже в телескоп трудно разглядеть. Когда астроном открывает такую планетку, он дает ей не имя, а просто номер. Например: астероид 3251.У меня есть серьезные основания полагать, что Маленький принц прилетел с планетки, которая называется «астероид В-612». Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, одним турецким астрономом.Астроном доложил тогда о своем замечательном открытии на Международном астрономическом конгрессе. Но никто ему не поверил, а все потому, что он был одет по-турецки. Уж такой народ эти взрослые!К счастью для репутации астероида В-612, турецкий султан велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье. В 1920 году тот астроном снова доложил о своем открытии. На этот раз он был одет по последней моде, – и все с ним согласились.Я вам рассказал так подробно об астероиде В-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», – они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», – и тогда они восклицают: «Какая красота!»Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует», – если им сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя, как на несмышленого младенца. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется астероид В-612», – это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым.Но мы, те, кто понимает, что такое жизнь, мы, конечно, смеемся над номерами и цифрами! Я охотно начал бы эту повесть как волшебную сказку. Я хотел бы начать так:«Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга...». Те, кто понимает, что такое жизнь, сразу бы увидели, что все это чистая правда.Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книжку читали просто ради забавы. Сердце мое больно сжимается , когда я вспоминаю моего маленького друга, и нелегко мне о нем говорить. Прошло уже шесть лет с тех пор, как он вместе со своим барашком покинул меня. И я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть. Это очень печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр. Вот еще и поэтому я купил ящик с красками и цветные карандаши. Не так это просто – в моем возрасте вновь приниматься за рисование, если за всю свою жизнь только и нарисовал что удава снаружи и изнутри, да и то в шесть лет! Конечно, я постараюсь передать сходство как можно лучше. Но я совсем не уверен, что у меня это получится. Один портрет выходит удачно, а другой ни капли не похож. Вот и с ростом тоже: на одном рисунке принц у меня вышел чересчур большой, на другом – чересчур маленький. И я плохо помню, какого цвета была его одежда. Я пробую рисовать и так и эдак, наугад, с грехом пополам. Наконец, я могу ошибиться и в каких-то важных подробностях. Но вы уж не взыщите. Мой друг никогда мне ничего не объяснял. Может быть, он думал, что я такой же, как он. Но я, к сожалению, не умею увидеть барашка сквозь стенки ящика. Может быть, я немного похож на взрослых. Наверно, я старею.

V

Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как он ее покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда приходилось к слову. Так, на третий день я узнал о трагедии с баобабами.Это тоже вышло из-за барашка. Казалось, Маленьким принцем вдруг овладели тяжкие сомнения, и он спросил:– Скажи, ведь правда, барашки едят кусты?– Да, правда.– Вот хорошо!Я не понял, почему это так важно, что барашки едят кусты. Но Маленький принц прибавил:– Значит, они и баобабы тоже едят?Я возразил, что баобабы – не кусты, а огромные деревья, вышиной с колокольню, и, если даже он приведет целое стадо слонов, им не съесть и одного баобаба.Услыхав про слонов, Маленький принц засмеялся:– Их пришлось бы поставить друг на друга...А потом сказал рассудительно:– Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.– Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?– А как же! – воскликнул он, словно речь шла о самых простых, азбучных истинах.И пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чем тут дело.На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.– Есть такое твердое правило, – сказал мне позднее Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.– Если им когда-нибудь придется путешествовать, – сказал он, – это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика...Маленький принц подробно мне все описал, и я нарисовал эту планету. Я терпеть не могу читать людям нравоучения. Но мало кто знает, чем грозят баобабы, а опасность, которой подвергается всякий, кто попадет на астероид, очень велика – вот почему на сей раз я решаюсь изменить своей обычной сдержанности. «Дети! – говорю я. – Берегитесь баобабов!» Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде и я. Вот почему я так трудился над этим рисунком, и мне не жаль потраченного труда. Быть может, вы спросите: отчего в этой книжке нет больше таких внушительных рисунков, как этот, с баобабами? Ответ очень прост: я старался, но у меня ничего не вышло. А когда я рисовал баобабы, меня вдохновляло сознание, что это страшно важно и неотложно.

VI

О Маленький принц! Понемногу я понял также, как печальна и однообразна была твоя жизнь. Долгое время у тебя было лишь одно развлечение: ты любовался закатом. Я узнал об этом наутро четвертого дня, когда ты сказал:– Я очень люблю закат. Пойдем посмотрим, как заходит солнце.– Ну, придется подождать.– Чего ждать?– Чтобы солнце зашло.Сначала ты очень удивился, а потом засмеялся над собою и сказал:– Мне все кажется, что я у себя дома!И в самом деле. Все знают, что, когда в Америке полдень, во Франции солнце уже заходит. И если бы за одну минуту перенестись во Францию, можно было бы полюбоваться закатом. К несчастью, до Франции очень, очень далеко. А на твоей планете тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов. И ты снова и снова смотрел на закатное небо, стоило только захотеть...– Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!И немного погодя ты прибавил:– Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...– Значит, в тот день, когда ты видел сорок три заката, тебе было очень грустно?Но Маленький принц не ответил.

VII

На пятый день, опять-таки благодаря барашку, я узнал секрет Маленького принца. Он спросил неожиданно, без предисловий, точно пришел к этому выводу после долгих молчаливых раздумий:– Если барашек есть кусты, он и цветы ест?– Он есть все, что попадется.– Даже такие цветы, у которых шипы?– Да, и те, у которых шипы.– Тогда зачем шипы?Этого я не знал. Я был очень занят: в моторе заел один болт, и я старался его отвернуть. Мне было не по себе, положение становилось серьезным, воды почти не осталось, и я начал бояться, что моя вынужденная посадка плохо кончится.– Зачем нужны шипы?Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц никогда не отступался, пока не получал ответа. Неподатливый болт выводил меня из терпенья, и я ответил наобум:– Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости.– Вот как!Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито:– Не верю я тебе! Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают – если у них шипы, их все боятся...Я не ответил. В ту минуту я говорил себе: «Если этот болт и сейчас не поддастся, я так стукну по нему молотком, что он разлетится вдребезги». Маленький принц снова перебил мои мысли:– А ты думаешь, что цветы...– Да нет же! Ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьезным делом.Он посмотрел на меня в изумлении:– Серьезным делом?!Он все смотрел на меня: перепачканный смазочным маслом, с молотком в руках, я наклонился над непонятным предметом, который казался ему таким уродливым.– Ты говоришь, как взрослые! – сказал он.Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:– Все ты путаешь... ничего не понимаешь!Да, он не на шутку рассердился. Он тряхнул головой, и ветер растрепал его золотые волосы.– Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!» – совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб.– Что?– Гриб!Маленький принц даже побледнел от гнева.– Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так неужели же это не серьезное дело – понять, почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку? Неужели это не важно, что барашки и цветы воюют друг с другом? Да разве это не серьезнее и не важнее, чем арифметика толстого господина с багровым лицом? А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нигде нет, а маленький барашек в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил? И это все, по-твоему, не важно?Он сильно покраснел. Потом снова заговорил:– Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок...» Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!Он больше не мог говорить. Он вдруг разрыдался. Стемнело. Я бросил работу. Мне смешны были злополучный болт и молоток, жажда и смерть. На звезде, на планете – на моей планете, по имени Земля – плакал Маленький принц, и надо было его утешить. Я взял его на руки и стал баюкать. Я говорил ему: «Цветку, который ты любишь, ничто не грозит... Я нарисую твоему барашку намордник... Нарисую для твоего цветка броню... Я...» Я плохо понимал, что говорил. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Я не знал, как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня... Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез.

VIII

Очень скоро я лучше узнал этот цветок. На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы – у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка, не похожего на все остальные ростки и былинки. Вдруг это какая-нибудь новая разновидность баобаба? Но кустик быстро перестал тянуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей зеленой комнатки, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем. И вот наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:– Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить... Я еще совсем растрепанная...Маленький принц не мог сдержать восторга:– Как вы прекрасны!– Да, правда? – был тихий ответ. – И заметьте, я родилась вместе с солнцем.Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало!А она вскоре заметила:– Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне...Маленький принц очень смутился, разыскал лейку и полил цветок ключевой водой.Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с нею измучился. У нее было четыре шипа, и однажды она сказала ему:– Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!– На моей планете тигры не водятся, – возразил Маленький принц. – И потом, тигры не едят траву.– Я не трава, – обиженно заметил цветок.– Простите меня...– Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?«Растение, а боится сквозняков... очень странно... – подумал Маленький принц. – Какой трудный характер у этого цветка».– Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла...Она не договорила. Ведь ее занесло сюда, когда она была еще зернышком. Она ничего не могла знать о других мирах. Глупо лгать, когда тебя так легко уличить! Красавица смутилась, потом кашлянула раз-другой, чтобы Маленький принц почувствовал, как он перед нею виноват:– Где же ширма?– Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать!Тогда она закашляла сильнее: пускай его все-таки помучит совесть!Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.– Напрасно я ее слушал, – доверчиво сказал он мне однажды. – Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх... Они должны бы меня растрогать, а я разозлился...И еще он признался:– Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

IX

Как я понял, он решил странствовать с перелетными птицами. В последнее утро он старательней обычного прибрал свою планету. Он заботливо прочистил действующие вулканы. У него было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Кроме того, у него был еще один потухший вулкан. Но, сказал он, мало ли что может случиться! Поэтому он прочистил и потухший вулкан тоже. Когда вулканы аккуратно чистишь, они горят ровно и тихо, без всяких извержений. Извержение вулкана – это все равно что пожар в печной трубе, когда там загорится сажа. Конечно, мы, люди на земле, слишком малы и не можем прочищать наши вулканы. Вот почему они доставляют нам столько неприятностей.Не без грусти Маленький принц вырвал также последние ростки баобабов. Он думал, что никогда не вернется. Но в это утро привычная работа доставляла ему необыкновенное удовольствие. А когда он в последний раз полил и собрался накрыть колпаком чудесный цветок, ему даже захотелось плакать.– Прощайте, – сказал он.Красавица не ответила.– Прощайте, – повторил Маленький принц.Она кашлянула. Но не от простуды.– Я была глупая, – сказала она наконец. – Прости меня. И постарайся быть счастливым.И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?– Да, да, я люблю тебя, – услышал он. – Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым... Оставь колпак, он мне больше не нужен.– Но ветер...– Не так уж я простужена... Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я – цветок.– Но звери, насекомые...– Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:– Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти – так уходи.Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок...

X

Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330. Вот он и решил для начала посетить их: надо же найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь.На первом астероиде жил король. Облаченный в пурпур и горностай, он восседал на троне – очень простом и все же величественном.– А, вот и подданный! – воскликнул король, увидав Маленького принца.«Как же он меня узнал? – подумал Маленький принц. – Ведь он видит меня в первый раз!»Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди – подданные.– Подойди, я хочу тебя рассмотреть, – сказал король, ужасно гордый тем, что он может быть для кого-то королем.Маленький принц оглянулся – нельзя ли где-нибудь сесть, но великолепная горностаевая мантия покрывала всю планету. Пришлось стоять, а он так устал... и вдруг он зевнул.– Этикет не разрешает зевать в присутствии монарха, – сказал король. – Я запрещаю тебе зевать.– Я нечаянно, – ответил Маленький принц, очень смущенный. – Я долго был в пути и совсем не спал...– Ну, тогда я повелеваю тебе зевать, – сказал король. – Многие годы я не видел, чтобы кто-нибудь зевал. Мне это даже любопытно. Итак, зевай! Таков мой приказ.– Но я робею... я больше не могу... – вымолвил Маленький принц и весь покраснел.– Гм, гм... Тогда... Тогда я повелеваю тебе то зевать, то...Король запутался и, кажется, даже немного рассердился.Ведь для короля самое важное – чтобы ему повиновались беспрекословно. Непокорства он бы не потерпел. Это был абсолютный монарх. Но он был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания.«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, – говаривал он, – и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».– Можно мне сесть? – робко спросил Маленький принц.– Повелеваю: сядь! – отвечал король и величественно подобрал одну полу своей горностаевой мантии.Но Маленький принц недоумевал. Планетка такая крохотная. Чем же правит этот король?– Ваше величество, – начал он, – могу ли я вас спросить...– Повелеваю: спрашивай! – поспешно сказал король.– Ваше величество... чем вы правите?– Всем, – просто ответил король.– Всем?Король повел рукою, скромно указывая на свою планету, а также и на другие планеты, и на звезды.– И всем этим вы правите? – переспросил Маленький принц.– Да, – отвечал король.Ибо он был поистине полновластный монарх и не знал никаких пределов и ограничений.– И звезды вам повинуются? – спросил Маленький принц.– Ну конечно, – отвечал король. – Звезды повинуются мгновенно. Я не терплю непослушания.Маленький принц был восхищен. Вот бы ему такое могущество! Он бы тогда любовался закатом солнца не сорок четыре раза в день, а семьдесят два, а то и сто, и двести раз, и при этом ему даже не приходилось бы передвигать стул с места на место! Тут он снова загрустил, вспоминая свою покинутую планету, и набравшись храбрости, попросил короля:– Мне хотелось бы поглядеть на заход солнца... Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться...– Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват – он или я?– Вы, ваше величество, – ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.– Совершенно верно, – подтвердил король. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны.– А как же заход солнца? – напомнил Маленький принц: раз о чем-нибудь спросив, он уже не отступался, пока не получал ответа.– Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.– А когда условия будут благоприятные? – осведомился Маленький принц.– Гм, гм, – ответил король, листая толстый календарь. – Это будет... Гм, гм... Сегодня это будет в семь часов сорок минут вечера. И тогда ты увидишь, как точно исполнится мое повеление.Маленький принц зевнул. Жаль, что тут не поглядишь на заход солнца, когда хочется! И, по правде говоря, ему стало скучновато.– Мне пора, – сказал он королю. – Больше мне здесь нечего делать.– Останься! – сказал король: он был очень горд тем, что у него нашелся подданный, и не хотел с ним расставаться. – Останься, я назначу тебя министром.– Министром чего?– Ну... юстиции.– Но ведь здесь некого судить!– Как знать, – возразил король. – Я еще не осмотрел всего моего королевства. Я очень стар, для кареты у меня нет места, а ходить пешком так утомительно...Маленький принц наклонился и еще раз заглянул на другую сторону планеты.– Но я уже смотрел! – воскликнул он. – Там тоже никого нет.– Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.– Сам себя я могу судить где угодно, – сказал Маленький принц. – Для этого мне незачем оставаться у вас.– Гм, гм... – сказал король. – Мне кажется, где-то на моей планете живет старая крыса. Я слышу, как она скребется по ночам. Ты мог бы судить эту старую крысу. Время от времени приговаривай ее к смертной казни. От тебя будет зависеть ее жизнь. Но потом каждый раз надо будет ее помиловать. Надо беречь старую крысу, она ведь у нас одна.– Не люблю я выносить смертные приговоры, – сказал Маленький принц. – И вообще мне пора.– Нет, не пора, – возразил король.Маленький принц уже совсем собрался в дорогу, но ему не хотелось огорчать старого монарха.– Если вашему величеству угодно, чтобы ваши повеления беспрекословно исполнялись, – сказал он, – вы могли бы отдать благоразумное приказание. Например, повелите мне пуститься в путь, не мешкая ни минуты... Мне кажется, условия для этого самые что ни на есть благоприятные.Король не отвечал, и Маленький принц немного помедлил в нерешимости, потом вздохнул и отправился в путь.– Назначаю тебя послом! – поспешно крикнул вдогонку ему король.И вид у него при этом был такой, точно он не потерпел бы никаких возражений.«Странный народ эти взрослые», – сказал себе Маленький принц, продолжая путь.

XI










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 477.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...