Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перед чтением текста подумай, о чем может поведать рассказ с названием «Подснежник».




Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица – и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.Отец приехал из глухой, занесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке[3], очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, – к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо. Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло. Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни[4], но только не в гимназии, а где-то на голубятне.Умывшись, он становится во фронт[5] и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол[6], потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:– Мерси, папочка!Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, – завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!В трактире «чистая» половина[7] во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые[8] и какой густой, горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, – селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, – требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах[9], каких-то чернявых мещан в чуйках[10]...Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников[11]! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков[12], полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь – и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.Да, проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей... Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный[13]:– Подано, Николай Николаич! И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет:– Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам...А лошади уже стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто – боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках... Еще минута – и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля – и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!– До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.1927 годВ

1. В первом предложении рассказа четыре раза повторяется глагол «был». Как ты полагаешь, почему? Обоснуй свою точку зрения.

2. Найди в тексте портреты мальчика и отца. Внимательно перечитай их. Как портреты отражают особенности характеров героев? Какие слова в описаниях героев кажутся тебе наиболее важными, почему?

3. Во время встречи Саши с отцом не случается никаких удивительных событий. Почему же все происходящее кажется Саше таким значительным? Чему именно он радуется? Почему счастлив?

 

Е

Как ты думаешь, как название рассказа связано с его содержанием и идеей?

 

Александр Иванович Куприн

портрет

(1870-1938)

А

Перед чтением текста вспомни, какие произведения Толстого, Тургенева, Чехова ты читал. Почему эти произведения – классика русской литературы? Чем близки произведения этих писателей?

 

Александр Иванович Куприн – русский писатель. Он родился в Пензенской губернии, окончил военное училище в Москве, четыре года служил офицером, затем был репортером киевских и одесских газет, публиковался в столичных журналах.

Жизнь Куприна определила содержание его художественных произведений. Три главные темы проходят через все его творчество. Первая связана с любовью к природе и естественной жизни. Самым ярким произведением на эту тему стала повесть о девушке, выросшей в отдалении от людей и не знавшей современной жизни – «Олеся» (1898). Вторая тема – армейская жизнь с ее атмосферой бездушности и серости. Полнее всего она отразилась в повести «Поединок» (1905). И, наконец, третья тема – изображение человека в его отношениях с миром. Об этом повествуют рассказы «Гамбринус», «Чудесный доктор».

Любимые герои Куприна отличаются цельностью натуры, нравственным отношением к жизни, стойкостью в неприятии зла. Поэтому они способны на высокую любовь, как в рассказе «Гранатовый браслет» (1911). Они любят живую природу, как в рассказах о животных «Белый пудель» (1904) и «Изумруд» (1911).

Куприн продолжает традиции русской классической прозы, заложенные в творчестве И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Поэтому течение его рассказа неторопливо и спокойно, как течение самой жизни.

Жизнь Куприна, как и многих русских писателей начала XX века, сложилась драматично. Не приняв октябрьскую революцию, он уехал заграницу и долгие годы провел в эмиграции. Вернулся на родину Куприн уже старым человеком.

Проверь себя: цельность натуры, нравственное отношение.

 

В

1. Найди в тексте ответ на вопрос: каковы главные темы произведений И.А. Куприна.

2. Объясни, почему вынужденное пребывание Куприна за границей названо в тексте драматическим событием?

Рассказ А.И. Куприна «Белый пудель»

А

Перед чтением текста вспомни, какие произведения о дружбе человека и его собаки, о необычайной собачей преданности ты читал. Расскажи сюжет этих произведений. Почему тема отношений человека и его питомца так волнует писателей?

 

Странствуют по России старик с шарманкой, мальчик с щеглом в клетке и собака – бродячие артисты, труппа, как называет их Куприн. Кто они: просто прибившиеся, как щепочки в потоке, существа? Или островок дружбы и заботы в море жизни?

Конечно, их сбила вместе нужда, они нашли друг друга, потому что только вместе они могут выжить. У каждого своя профессия, свой маленький талант. Старик, Мартын Лодыжкин, играет на шарманке, двенадцатилетний мальчик Сергей умеет жонглировать и показывать акробатические трюки. Белый пудель Арто хорошо танцует по-собачьи, а в конце представления обходит публику с картузом в зубах, собирая заработанные деньги. Ну а щегол предсказывает судьбу, вытаскивая из ящика клювом бумажки, на которых она написана. Артисты полностью зависят от окружающего мира, от того, сколько денег им дадут за выступление: копейку, гривенник или, вдруг, рубль. Часто мир обижает и обманывает их, но они не озлобляются от неудач.

Итак, бродячие артистя были бедны и зависели от окружающего мира. Но были ли они зависимы духом, как это случается с теми людьми которых нужда и страх заставляют пресмыкаться? Есть ли ценности у человека выше голода и страха? Это главный вопрос рассказа Куприна, вокруг которого формируется проблематика произведения.

В центре конфликта оказываются два мальчика и собака. Избалованный, испорченный Трилли, чей малейший каприз выполняют многочисленные слуги и родители, требует себе новую игрушку – Арто. Мальчик, конечно, не понимает, чего может стоить его мимолетная прихоть бродячим артистам. Вседозволенность уничтожила в нем естественные человеческие чувства уважения и внимания к окружающим людям.

Дедушке Лодыжкину предлагают за собаку огромные, невероятные по тем временам деньги – 300 рублей. Но для бродячих артистов невозможна даже мысль о продаже друга. Старик так пытается объяснить это дворнику богачей: «–Говорю, ежели бы у тебя был самый что ни на есть верный друг... Который сыздетства... То за сколько бы ты его примерно продал?»

Собаку все-таки забрали. Казалось, сила, деньги и власть победили. Но Сергей пробирается на богатую дачу и спасает собаку. Кстати, и Арто не бездействовал: он сорвался с привязи и был готов, с обрывком веревки на шее, бежать к своим друзьям – маленькой семье людей, животных и птиц. «Не все продается, что покупается», как сказал старый шарманщик.

Рассказ написан в 1904 году. Начинался XX век, и, как всегда в начале нового времени, от человека требовался выбор: внутренняя свобода или душевное рабство.

 

В

1. Каков главный вопрос рассказа «Белый пудель»?

2. Чем именно «болен» богатый мальчик, изображенный в рассказе?

3. Найди в прочитанном тексте ответ на вопрос: какой нравственный выбор должны были сделать герои рассказа? Что из предложенного им судьбой они считают наиболее ценным?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...