Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГПМ
План лекции 19.1 Техника безопасности при эксплуатации ГПМ. 19.2 Организация надзора за безопасной эксплуатацией ГПМ. Все грузоподъемные машины согласно федеральному закону относятсяк опасным производственным объектам (ОПО) и контролируются на стадиипроектирования, изготовления и эксплуатации органами Ростехнадзора. Контроль за грузоподъемными машинами осуществляется в соответствии соследующими нормативными документами: 1. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных крановПБ 10–382–00. 2. Правила устройства и безопасной эксплуатации крановтрубоукладчиковПБ 10 -157-97. 3. Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-манипуляторовПБ 10 – 257-98. 4. Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)ПБ 10–611–03. 5. Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-558 03. Техника безопасности при эксплуатации ГПМ Стационарно установленные грузоподъемные машины и механизмы относятся к категории опасных производственных объектов. Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором России 3 декабря 1999 года № 98. Эти правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары. Правила распространяются на:грузоподъемные краны всех типов, включая краны-манипуляторы;грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям, совместно с кабиной управления;краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;электрические тали;лебедки для подъема груза и (или) людей;сменные грузозахватные органы (крюк, грейфер, грузоподъемный электромагнит и т.п.);съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.); К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола (кроме кранов, управляемых по радио), а также к подвешиванию грузов на крюк таких машин могут допускаться рабочие других профессий, пользующихся этими машинами, после инструктажа, проводимого не реже 1 раза в год. Машинисты кранов, электромонтеры и слесари, обслуживающие грузоподъемные машины, перед допуском к работе должны быть снабжены инструкциями, определяющими их права, обязанности и порядок безопасного производства работ с учетом типа крана. Лицам, ответственным за содержание грузоподъемных механизмов в исправном состоянии и крановщикам следует выполнять следующие меры: - проверять состояние каната (количество обрывов проволочек или прядей, коррозию, поверхностный износ); - надежность крепления концов каната к барабану и крюку согласно схемам закрепления; - монтаж грузоподъемного механизма, испытания и регистрация должны быть зафиксированы Актом о качестве монтажа и испытаний, при этом на грузоподъемных механизмах должны быть инструкции для крановщика, стропальщика и лица, ответственного за перемещение грузов. Для зацепки и обвязки (строповки) груза на крюк грузоподъемной машины должны назначаться стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке груза. В удостоверениях таких рабочих должна быть сделана запись о присвоении им смежной профессии стропальщика. Для подвешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтоматическими захватными устройствами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе. К этим рабочим должны предъявляться те же требования правил, что и к стропальщикам. К числу приборов и устройств, обеспечивающих безопасность, и средствам сигнализации грузоподъемных механизмов относятся: выключающие устройства для автоматической остановки механизмов передвижения кранов, их тележек, подъема грузозахватного органа и стрелы перед подходом их к упору, а также механизмов поворота крана; ограничители грузоподъемности, предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъема груза или изменения вылета стрелы; средства защиты крана от опрокидывания; указатели грузоподъемности и массы поднимаемого груза; указатели наклона крана (кренометры); анемометры, регистрирующие скорость и силу ветра; сигнализаторы опасного напряжения, снабженные прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам линии электропередачи; выносные опоры и защитные диски (надеваемые на пневмоколеса), предупреждающие опрокидывание стреловых самоходных кранов. В процессе производства самих работ имеют место несчастные случаи по организационно-техническим причинам. К ним относятся: неправильная строповка груза; нарушение габаритов складирования грузов; зажатие перемещаемым грузом;зажатие между поворотной и неповоротной частями крана; применение непригодных грузозахватных приспособлений; поражение током при работе крана вблизи проводов линий электропередачи. При эксплуатации ГПМ категорически запрещается: - поднимать груз, масса которого выше допустимой для данного устройства: - поднимать груз, масса которого неизвестна, а также вмерзший в грунт груз, волочь груз волоком; - поднимать и опускать людей; - находится посторонним людям в кабине крана; - работать вблизи ЛЭП без представителей организации-владельца; - эксплуатация крана при неисправных предохранительных и ограничительных устройствах.
Организация надзора за безопасной эксплуатацией Грузоподъемных машин Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных крановПБ 10-382-00 предусматривают создание у владельца грузоподъемных машин, независимо от формы собственности, систем надзора за их безопаснойэксплуатацией. Основу этого подразделения составляют специалисты, назначенные приказом владельца после их обучения на знание соответствующихправил и аттестацией комиссией Ростехнадзора с вручением соответствующего удостоверения. Такими специалистам являются: - лицо по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин; - лицо, ответственное за исправное состояние грузоподъемных машин; - лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъем-ными машинами. Сведения о лице, ответственном за исправное состояние,заносятся в паспорт грузоподъемной машины. Каждая вновь приобретенная грузоподъемная машина должна быть за-регистрирована в органах Ростехнадзора по письменному заявлению вла-дельца машины с представлением паспорта грузоподъемной машины, доку-ментов о наличии аттестованных специалистов и аттестованного персонала(крановщика, стропальщиков, слесарей по ремонту механического и гидрав-лического оборудования грузоподъемных маши, наладчиков приборов без-опасности), акта технического освидетельствования исправности машины. На основании представленных документов грузоподъемной машине присваивается регистрационный номер.Эксплуатация грузоподъемной машины разрешается только после получения разрешения на пуск в работу машины. Разрешение с записью в паспорте машины дает инспектор Ростехнадзора после того, как непосредственно убедится в том, что заявленное при регистрации машины соответствует действительности. Лицо по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машинорганизует и контролирует график проведения их технических освидетель-ствований. Подготовку машины к техническому освидетельствованию осу-ществляет лицо, ответственное за исправное состояние, и обслуживающийперсонал. Каждая грузоподъемная машина в процессе эксплуатации должна регулярно подвергаться техническому освидетельствованию. Каждые 12 месяцевдолжно осуществляться частичное техническое освидетельствование, и каждые три года – полное техническое освидетельствование. При выпуске с завода каждая машина проходит приемочные испытания, в объем которыхвходит полное техническое освидетельствование. Машина, прошедшая приемочные испытания, снабжается паспортом и заводской табличкой, прочноприкрепляемой к машине. В паспорте должны быть указаны номер лицензиина право производства данной модели крана и орган Ростехнадзора, выдавший эту лицензию. На табличке указывают: завод-изготовитель, порядковый(заводской) номер крана, год выпуска. Для подъемников необходимо указы вать их грузоподъемность. Частичное техническое освидетельствование обязывает проверитьсоответствие Правилам организацию безопасной эксплуатации грузоподъ-емной машины у владельца, соответствие грузоподъемной машины паспортным данным, исправность и работоспособность самой машины. Проверка организации безопасной эксплуатации грузоподъемной машины заключается в проверке аттестации и наличия действующих удостоверений у специалистов и персонала, наличия у них производственных инструкций, наличия приказов о назначении специалистов и персонала, регулярностьведения вахтенного журнала, журнала учет грузоподъемной техники, журнала учета съемных грузозахватных приспособлений, журнала ремонтов, наличие технологических карт на регулярные виды грузоподъемных работ, в проверке наличия инструктивных плакатов на местах ведения работ. В паспорте грузоподъемной машины должны быть отмечены все изменения, которые были фактически на ней проведены. Заводские номера вновьустановленных элементов вместо изношенных должны быть занесены в паспорт крана. К паспорту должны быть приложены все акты ремонтов и экспертных обследований машины и сделаны соответствующие записи.Исправность грузоподъемной машины проверяется визуально и инстру-ментальными замерами. Проверяется состояние металлоконструкции (убеждаются в отсутствии трещин, недопустимых деформаций, глубокой корро-зии), проверяется степень износа канатов, крюков, блоков, колес, фрикцион-ных накладок тормозов, состояние защитных кожухов тормозов. Проверяетсянадежность крепления концов канатов, пальцев шарнирных соединений, пе-рил, ограждений, противоугонных устройств. Проверка состояния механиз мов проводится без разборки на отсутствие подозрительного шума, стуков,вибраций, течей. Проверяется действие приборов безопасности, точность ихсрабатывания, надежность защитного заземления. При отсутствии замечанийлицо по надзору за безопасной эксплуатацией делает запись в паспорте о ис-правности машины и указывает срок следующего частичного техническогоосвидетельствования. При наличии замечаний они должны быть устранены, так чтобы можнобыло гарантировать безопасную работу грузоподъемной машины до следующего частичного технического освидетельствования. Каждое третье техническое освидетельствования должно проводиться как полное техническоеосвидетельствование. Полное техническое освидетельствование содержит весь объем работчастичного технического освидетельствования с дополнением их статическими и динамическими испытаниями. Статические испытания стреловых грузоподъемных кранов проводятна горизонтальной площадке в безветренную погоду с целью проверки проч-ности и устойчивости к опрокидыванию. Испытательный груз, массой на25 % превышающей номинальную грузоподъемность крана, поднимают навысоту 0,2 м от земли и удерживают в течение 10 мин. Результаты статиче-ских испытаний считаются удовлетворительными, если не наблюдалось по-тери устойчивости и произвольного опускания груза, нет остаточных дефор-маций и разрушений металлоконструкции, нет нарушений в работе механиз-ма подъема груза. Машину, выдержавшую статические испытания, подвер-гают динамическим испытаниям. Динамические испытания проводят с целью проверки действия механизмов и тормозных устройств. Каждый механизм крана должен совершитьперемещение соответствующего элемента крана на полную амплитуду неменее трех раз в прямом и обратном направлениях с грузом на 10 % превышающим номинальную грузоподъемность. По окончании динамических испытаний проводится тщательный осмотр металлоконструкции крана и механизмов. Если не обнаружено никаких отклонений от требований инструкцийпо эксплуатации крана, лицо по надзору делает запись в паспорте крана о егоисправности и указывает срок следующего частичного технического освидетельствования. В случае обнаружения неисправностей по результатам статических или динамических испытаний они должны быть устранены и вновьпроведены статические или динамические испытания. И так до тех пор, покабудут достигнуты положительные результаты. Безопасное производство работ по перемещению грузов организуетсяконтролируется лицом, ответственным за безопасное производство работ. Ондолжен контролировать установку кранов в соответствии с проектом произ-водства работ краном. Крановщики и стропальщики должны подчинятьсяего указаниям. В особых случаях грузоподъемные работы должны вестисьпод непосредственным контролем лица, ответственного за безопасное произ-водство работ по перемещению грузов (работы ближе 30 м от ЛЭП, подъемгрузов двумя кранами, разгрузка вагонов и полувагонов, перемещение грузовнад объектами с работающими людьми, работа с грузами, не имеющими схемстроповки или масса которых неизвестна). На местах ведения грузоподъем-ных работ не должно быть лиц, не имеющих прямого отношения к выполня-емой работе. При производстве грузоподъемных работ запрещается: - поднимать грузы массой, превышающей номинальную грузоподъем-ность крана, или грузы неизвестной массы; - производить подъем грузов наклонными канатами или подтаскиватьгрузы по земле; - поднимать защемленные, примерзшие, засыпанные, закрепленные грузы, грузы в неустойчивом состоянии, грузы с находящимися на них людьми,грузы в таре, заполненной выше бортов, находиться под стрелой с грузом. Лекция № 20 (2 часа)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 782. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |