· обучение родителей-тьюторов основам формирования маршрута индивидуального сопровождения развития ребёнка, направленного на преодоление проблем, связанных с двигательной функцией организма;
· формирование у родителей представления о повышении реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития;
· обучение родителей методам и приемам, упражнениям физиотерапии и лечебной физкультуры с целью домашней реабилитации детей с ОВЗ.
№ п\п
| Тема
| Содержание
| Форма
| Количество часов
|
1.1.
| Основные направления и методики работы с детьми, страдающими расстройством двигательных функций в результате неврологических заболеваний.
| Знакомство родителей с особенностями проявления основных неврологических заболеваний у детей. Характеристика различных методик ЛФК, применяемых в реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
| Мини-лекция
| 1 час
|
1.2.
| Основные принципы организации и проведения занятий ЛФК с детьми, страдающими заболеваниями ЦНС.
| Знакомство родителей с общеметодическими принципами проведения занятий по ЛФК. Специально-методические принципы проведения занятий по ЛФК с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
| Мини- лекция
| 1час.
|
1.3.
| Показания и противопоказания к проведению занятий по ЛФК.
| Изучение родителями-тьюторами общих показаний и противопоказаний к проведению ЛФК, а так же противопоказаний к применению отдельных физических упражнений в частных случаях.
| Мини-лекция
| 1 час
|
1.4.
| Оценка физического состояния и двигательных навыков детей с нейрогенными нарушениями ОДА
| Знакомство родителей-тьюторов с применением шкалы оценки двигательных навыков детей с ограниченными возможностями, а так же со способом измерения подвижности суставов по Вейсу.
| Мини-лекция
| 1 час.
|
1.5.
| Приемы ЛФК, направленные на расслабление спастичных мышц.
| Роль дыхательной гимнастики при применении приемов, направленных на расслабление мышц. Принудительное расслабление мышц.
| Мини-лекция
| 1 час.
|
1.6.
| Основные приемы пассивно – активной гимнастики для увеличения подвижности суставов.
| Классификация упражнений пассивно – активной гимнастики. Изучение особенностей работы с суставами верхних и нижних конечностей с целью увеличения в них объёма движений.
| Мини-лекция
| 1 час
|
1.7.
| Особенности обучения произвольному контролю за работой мышц.
| Этапы обучения произвольному контролю за движениями. Подходы к обучению произвольному контролю за движениями детей разного возраста.
| Мини-лекция
| 1 час
|
1.8.
| Подготовка ребенка к И.П.сидя
| Характеристика мышечной деятельности в И.П. «сидя». Способы перехода в И.П. «сидя» из различных положений
| Мини-лекция
| 1 час
|
1.9.
| Подготовка ребенка к освоению навыка ползанья
| Изучение родителями-тьюторами специальных упражнений пассивно- активной гимнастики, позволяющих подготовить ребенка к вставанию на четвереньки и ползанью.
| Мини-лекция
| 1 час
|
1.10.
| Подготовка ребенка к ходьбе
| Изучение родителями-тьюторами специальных упражнений для выработки шагового рефлекса, а так же улучшению опорной функции нижних конечностей у детей с заболеваниями ЦНС.
| Мини-лекция
| 1 час.
|
1.11
| Применение средств механотерапии и различных предметов во время занятий пассивно – активной гимнастикой.
| Знакомство родителей с некоторыми средствами механотерапии, которые могут быть использованы в домашних условиях, а так же с набором вспомогательных предметов и подручных средств для проведения занятий ЛФК.
| Мини-лекция
| 1 час
|
1.12
| Основные современные методики в реабилитации лиц с заболеваниями ЦНС.
| Знакомство родителей-тьюторов с элементами некоторых современных авторских методик проведения пассивно-активной гимнастики.
| Мини-лекция
| 1 час
|
| Практический блок
| 20 часов
|
1.13
| Оценка двигательных навыков ребенка с нарушением функций ЦНС
| Обучение родителей-тьюторов выявлению двигательных нарушений, которые нужно корректировать, и составлению некоторого плана действий (на примере ребенка).
| Практическое занятие
| 1 час
|
1.14
| Применение приемов ЛФК, способствующих расслаблению мышц.
| Обучение родителей-тьюторов применению некоторых приемов ЛФК, направленных на расслабление напряженных мышц.
| Практическое занятие
| 2 часа
|
1.15
| Применение приемов ЛФК, способствующих увеличению объёма движений суставов.
| Обучение родителей – тьюторов общепринятым приемам ЛФК, в частности, пассивно – активной гимнастики, направленных на увеличение объёма движений в суставах.
| Практическое занятие
| 2 часа
|
1.16
| Произвольный контроль со стороны ребенка за работой мышц.
| Обучение родителей способности заставить ребенка напрягать и расслаблять определенную группу мышц по сигналу (просьбе). Предполагается дальнейший перенос выработанных действий в навыки повседневной жизни
| Практическое занятие
| 1 час.
|
1.17
| Тренировка мышц - разгибателей
| Обучение родителей-тьюторов упражнениям пассивно-активной гимнастики, способствующим укреплению мышц – разгибателей.
| Практическое занятие
| 2 часа
|
1.18
| Тренировка мышц спины.
| Обучение родителей-тьюторов основным упражнениям, применяемым для укрепления мышц спины, в зависимости от возраста и степени тяжести заболевания.
| Практическое занятие
| 1 час
|
1.19
| Освоение подготовительных упражнений к переходу в положение «сидя»
| Обучение родителей-тьюторов специальным упражнениям, подготавливающим ребенка к последующему самостоятельному переходу и з положения «лёжа» в положение «сидя»
| Практическое занятие
| 1 час
|
1.20
| Освоение подготовительных упражнений к ползанью
| Обучение родителей-тьюторов специальным упражнениям, позволяющим подготовить ребенка с стоянию на четвереньках и ползанью.
| Практическое занятие
| 2 часа
|
1.21
| Освоение упражнений для выработки шагового рефлекса.
| Обучение родителей - тьюторов специальным упражнениям, способствующим улучшению опорной функции нижних конечностей, а так же выработке шагового рефлекса.
| Практическое занятие
| 2 часа
|
1.22
| Применение дыхательных упражнений в сочетании со специальными
| Обучение родителей-тьюторов правильной постановке дыхания у детей при выполнении физических упражнений.
| Практическое занятие
| 2 час
|
1.23
| Применение вспомогательных предметов при выполнении упражнений.
| Обучение родителей умению применять вспомогательные предметы (в том числе предметы обихода) в процессе занятий физическими упражнениями с ребёнком, имеющим заболевание ЦНС
| Практическое занятие
| 1 час
|
1.24
| Применение средств механотерапии при выполнении физических упражнений
| Обучение родителей правилам применения различных тренажёров и технических средств на занятиях ЛФК с детьми в домашних условиях.
| Практическое занятие
| 1 час
|
1.25
| Применение элементов новейших методик
| Обучение родителей-тьюторов применению в работе с детьми, страдающими заболеваниями ЦНС, наиболее эффективных элементов методик современных авторов
| Практическое занятие
| 2 часа
|
| Раздел 2. Работа с родителями по обучению их проведению активной гимнастики с детьми, страдающими ортопедическими заболеваниями.
|
|
| Теоретический блок
| 8 часов
|
2.1
| Характеристика основных заболеваний ОДА
| Изучение родителями-тьюторами особенностей наиболее часто встречающихся заболеваний ОДА у детей.
| Мини-лекция
| 1 час
|
2.2
| Формы организации занятий ЛФК детей разного возраста с заболеваниями ОДА
| Изучение родителями-тьюторами форм организации и проведения занятий ЛФК с детьми разного возраста, страдающими заболеваниями ОДА
| Мини-лекция
| 1 час
|
2.3
| Показания и противопоказания к применению ЛФК у детей с заболеваниями ОДА
| Изучение родителями-тьюторами общих и частых противопоказаний к выполнению детьми с различными поражениями ОДА тех или иных физических упражнений
| Мини-лекция
| 1 час
|
2.4
| Способы дозирования физической нагрузки
| Изучение родителями-тьюторами способов дозирования физической нагрузки и распределения её в течение всего времени занятия ЛФК.
| Мини-лекция
| 1 час
|
2.5
| Укрепление мышечного корсета
| Изучение родителями-тьюторами способов увеличения тренированности крупных мышц
| Мини-лекция
| 1 час
|
2.6
| Корригирующая гимнастика
| Изучение родителями-тьюторами особенностей асимметричных упражнений, применяемых на занятиях по коррекции осанки.
| Мини-лекция
| 1 час
|
2.7
| Лечебная гимнастика для детей с патологиями тазобедренных суставов
| Изучение родителями–тьюторами особенностей занятий ЛФК в домашних условиях с детьми, имеющими патологии тазобедренных суставов.
| Мини-лекция
| 1 час
|
2.8.
| Применение средств механотерапии и различных вспомогательных предметов на занятиях ЛФК
| Изучение родителями–тьюторами арсенала средств механотерапии, доступных для применения в домашних условиях.
| Мини-лекция
| 1 час
|
| Практический блок
| 10 часов
|
2.9
| Применене упражнений для профилактики и лечения плоскостопия
| Обучение родителей–тьюторов применению в работе с детьми упражнений, способствущих укреплению мышц свода стопы
| Практическое занятие
| 1 час
|
2.10
| Применение упражнений для укрепления мышечного корсета
| Обучение родителей–тьюторов специальным упражнениям для тренировки крупных групп мышц и формирования этим мышечного корсета
| Практическое занятие
| 1 час
|
2.11
| Применение упражнений корригирующей гимнастики
| Обучение родителей–тьюторов правилам применения асимметричных упражнений при различных нарушениях осанки
| Практическое занятие
| 2 часа
|
2.12
| Упражнения для детей с патологиями тазобедренных суставов
| Обучение родителей применению специальных физических упражнений при работе с детьми, имеющими патологии тазобедренных суставов
| Практическое занятие
| 1 час
|
2.13
| Упражнения для детей, перенесших длительную иммобилизацию
| Обучение родителей–тьюторов применению суставной гимнастики в процессе работы с детьми, перенесшими длительный период иммобилизации
| Практическое занятие
| 2 часа
|
2.14
| Особенности проведения ЛФК у детей с последствиями травм
| Обучение родителей–тьюторов подбору и проведению упражнений, позволяющих полностью или частично восстанавливать навыки, потерянные в результате травм
| Практическое занятие
| 1 час
|
2.15
| Применение средств механотерапии на занятиях ЛФК
| Обучение родителей правилам применения различных тренажёров, технических средств, вспомогательных предметов на занятиях ЛФК с детьми в домашних условиях
| Практическое занятие
| 2 часа
|