Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обоснование актуальности программы




Программа

Формирования психолого-педагогической компетентности родителей в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях

«Мы – вместе!»

 

 

 

Белгород 2014




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование актуальности программы

Дети с ограниченными возможностями – наименее социально и психологически защищенная категория среди инвалидов, имеющая свои особенности за счет отсутствия того социального опыта, который имеют инвалиды, получившие инвалидность во взрослом возрасте. Остро встает и вопрос о поддержке и помощи специалистов не только детям-инвалидам, но и их родителям.

В Белгородской области проживает 4350 семей, воспитывающих 4367 детей с инвалидностью (по данным на 2013 год). В области проводится системная работа, направленная на социальную поддержку семей с детьми-инвалидами, созданию условий для обеспечения развития и обучения детей-инвалидов, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни, интеграции в общество. В течение последних лет сохраняется тенденция сокращения числа детей – инвалидов. Если в 2009 году в области проживало 5222 ребенка-инвалида, то к 2013 году их число уменьшилось на 18 % и составляет 4306 человек.

Снижение количества детей с инвалидностью стало возможным благодаря комплексной системе мер, направленной на активизацию работы учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, на поддержку и помощь семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Работа с родителями детей-инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности специалистов ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в котором ежегодно проходят реабилитацию более 800 детей-инвалидов с заболеваниями центральной нервной системы (в том числе ДЦП) и опорно-двигательного аппарата (таких детей в области 1128 (по состоянию на 2013 год), из них 705 нуждаются в сопровождении взрослых). Центр действует в Белгородской области с 2003 года. За время работы учреждения комплексную реабилитацию прошло более 5700 детей в возрасте от 1 года до 18 лет с положительной динамикой в состоянии здоровья в 96% случаев.

Центр осуществляет комплексную медико-социальную реабилитацию детей и подростков с двигательными нарушениями неврологического и травматолого-ортопедического профиля. В настоящее время центр оказывает услуги на бесплатной основе пациентам, проживающим в Белгородской области, и на платной основе – пациентам, приезжающим на реабилитацию из других регионов России. Курс реабилитации в первом случае длится 34 дня, во втором – 21 день. Прием детей на платной основе центр осуществляет с 2010 года: помощь оказывается детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, не имеющим статуса «ребенок-инвалид».

Отличительной чертой работы центра является комплексный подход к процессу реабилитации, в нем заложена модель “тандема”, то есть взаимодействие двух основных направлений: медицинской реабилитации, состоящей из мощных блоков физиотерапии, механотерапии, лечебной физкультуры, бальнеотерапии, и социальной реабилитации, включающей в себя психолого-педагогическую помощь, профессиональное ориентирование, социально-бытовую адаптацию, трудотерапию и гендерную социализацию.

Мониторинг состояния здоровья детей, проходящих курс реабилитационных мероприятий, ежегодно показывает положительную динамику у 92-94% детей. Повышение эффективности работы с детьми-инвалидами становится возможным благодаря максимальному включению в реабилитационный процесс родителей, развивающих свои компетенции под руководством профессионалов реабилитационного центра (педагогов, психологов, инструкторов ЛФК).

В центре действуют «Родительский университет», «Экспресс-школа для родителей», «Мамина школа», издается библиотечка «Особый ребенок», которая включает в себя методические рекомендации по воспитанию, обучению и проведению реабилитационных мероприятий на дому.

Психологами центра разработана программа социально-психологической реабилитации и адаптации родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, «Дари добро», цель которой – создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с проблемами в развитии, вооружение родителей знаниями по возрастной и специальной психологии, повышение качества семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях.

Практические занятия по обучению родителей навыкам бесконфликтного и активного взаимодействия и сотрудничества с детьми и окружающим социумом, приемам позитивного мышления и общения, саморегуляции эмоциональных состояний и поведения в различных видах деятельности и общении проводятся в виде групповых коррекционно-игротерапевтических занятий, ролевых игр с участием родителей и детей, социально-психологических тренингов.

Эффективность реабилитационных мероприятий у детей, больных ДЦП, во многом зависит от готовности родителей к сотрудничеству со специалистами всех реабилитационных профилей, поэтому психологи настраивают их на сотрудничество со всеми специалистами центра: врачами, инструкторами ЛФК, медицинским персоналом, педагогами, причем не к формальному, а добросовестному выполнению всех данных специалистами рекомендаций.

Для успешной интеграции в общество ребенок-инвалид и его родители должны не только знать свои права и обязанности, но также быть в курсе изменений нормативно-правовой базы, иметь представление о ситуациях, регулируемых законодательством, и знать алгоритмы поведения в подобных ситуациях. С этой целью на базе центра функционирует «Экспресс-школа для родителей». Занятия включают в себя социально-правовое консультирование, организацию, содержание и методику работы на занятиях по бытовой адаптации, мероприятия по обучению навыкам социально-бытового ориентирования (в помещении, на улице, взаимоотношения с людьми), профориентирование.

Опыт работы показывает, что для детей, испытывающих трудности во взаимодействии с окружающими, значимым оказывается присутствие родителей на занятиях. При этом педагог организует деятельность таким образом, что родители выполняют все задания, действуя вместе с детьми, их руками, или дают для детей образец выполнения действия. Совместное с родителями освоение ребенком пространства и времени способствует укреплению чувства безопасности у ребенка, включению в коррекционно-образовательный процесс на положительной основе. В последующем большое значение имеет увеличение доли самостоятельности ребенка при выполнении того или иного задания.

Нормализация детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, имеет огромное первостепенное значение. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними, поэтому с 2011года в центре начал работать родительский всеобуч «Мамина школа». На занятиях моделируются разнообразные социальные ситуации (в транспорте, магазине, у врача и пр.) и конструируются новые формы социального поведения родителей.

Несмотря на положительную динамику проводимой реабилитации пациентов, основной, препятствующей ее полноценному завершению, является проблема недостижения пролонгированного эффекта реабилитационных мероприятий. Отсутствие у родителей навыков реабилитации в домашних условиях, а также территориальная удаленность специальных служб, деятельность которых особенно важна для семей с маломобильными детьми, не позволяют закрепить полученный эффект от проведенных мероприятий в реабилитационном центре, что значительно удлиняет процесс дальнейшего восстановления здоровья детей-инвалидов.

Второй проблемой, затрудняющей эффективное взаимодействие родителей, является отсутствие единого информационно-реабилитационного пространства, позволяющего в режиме реального времени организовать консультации со специалистами, обмен положительным опытом реабилитации, доступ к нормативно-правовой и методической базе по проблемам реабилитации детей-инвалидов.

Необходимость решения обозначенных выше проблем обусловлена важностью обеспечения максимально возможного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

В соответствии с индивидуальным профилем развития жизненной компетенции ребенка-инвалида по нескольким позициям (адекватности представлений о себе, владению навыками самообслуживания, осмыслению и дифференциации картины мира, владению правилами социального взаимодействия, навыками созидательной деятельности) сформулирована основная цель реализации программы– создание оптимальных условий для комплексной медико-социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов через повышение психолого-педагогической компетентности их родителей.

Задачи программы:

– содействие приобретению родителями умений и развитие способностей к осуществлению многоаспектной деятельности по подготовке детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум.

– обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.

– коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме; формирование сензитивности к ребенку и адекватной социальной самооценки родителя.

Целевая группа:родители детей-инвалидов с различной степенью на­рушения опорно-двигательных функций и интеллекта в воз­расте от 1 до 18 лет.

Программа ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии ребенка-инвалида, его инклюзию в социум через социальное тьюторство. Термин «тьюторство» (от англ. tutor) в его современном понимании означает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождение процесса индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования, социальной сфере. Для России тьюторство – принципиально новый вид образовательной деятельности. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист или родитель, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы, сада.

Социальная актуальность программы состоит в том, что ее реализация позволит повысить результативность процесса комплексной медико-социальной реабилитации и увеличит реабилитационный потенциал не только детей-инвалидов, но и семей, в которых они воспитываются. Кроме того, актуальным в настоящее время является разработка и осмысление теоретического и практического содержания недавно возникшего «социального тьюторства», в том числе сертифицированных тьюторских практик, технологий и программ повышения квалификации по формированию тьюторской компетентности лиц, обеспечивающих реабилитацию детей-инвалидов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...