Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Логические отношения между суждениями.
Основу отношений между суждениями составляет их сходство по содержанию (смыслу) и истинностое значение суждений. Логические отношения устанавливаются между сравнимыми суждениями. Сравнимые суждения имеют одинаковые термины: S и P, и различаются по количеству и качеству. Сравнимые (зависимые) – это суждения, которые имеют одинаковые составляющие и могут различаться логическими связками, включая отрицания. Например: (pÚq) и ù(pÙq); ùmÙùn и ù(mÙn) их можно сравнивать по истинности. Сравнимые понятия бывают совместимые и несовместимые. К совместимым относятся суждения, которые одновременно могут быть истинными – это подвид суждений сравнимых. Совместимые суждения делятся на эквивалентные, частичносовместимые и подчиненные. Несовместимыми являются суждения, которые одновременно не могут быть истинными. Выделяют противоположные и противоречащие несовместимые суждения. Помимо сравнимых существуют несравнимые (независимые) суждения. Независимые – это суждения, которые не имеют общих составляющих; для них характерны все сочетания истинных значений. Например: pÙq и mÚn; rÚs mÚn.
Вопросно-ответная основа построения делового разговора.
Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к более точным новым по содержанию суждениям. Этот переход представляет следующие этапы: 1. постановка вопроса; 2. поиски новой информации; 3. формирование ответа на поставленный вопрос. В форме вопроса осуществляется постановка новых проблем в науке, получение новой информации в социальной, производственной и каждодневной практике. Познавательная функция вопроса связана с восполнением, уточнением и конкретизацией ранее полученных представлений о предметах и явлениях действительности. Грамматической формой выражения вопроса в языке вопроса является вопросительное предложение. Вопрос – это выраженная в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие – уточнение или дополнение знаний. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Ответ – новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежние знания. Постановка вопроса и поиск информации для конструирования ответа представляют собой вопросно-ответную логическую форму развития знаний. Она всегда была направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики – Фр.Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях знания. ВИДЫ ВОПРОСОВ
ВИДЫ ОТВЕТОВ Контрольные вопросы для самопроверки
Литература. 1. Бартон В.И. Логика: Учеб. пособие. – Мн., 2001. Гл. III-IV. 2. Гетманова А.Д. Логика. – М., 2002. Гл.III.§ 1-3. 3. Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М., 1991. 4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 1998. Гл. IV-V. 5. Логика/ Под ред. В.Ф. Беркова. – Мн., 2002. Гл.III. 6. Сборник упражнений по логике. – Мн., 1990. Гл.III.§ 13-21. 7. Свинцов В.И. Логика. – М., 1987. Гл.II.§ 12-23. 8. Формальная логика. – Л., 1987. Гл.II.§ 14-22.
Глава 4. Умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Умозаключение состоит из посылок (это исходные суждения), заключения (новое суждение, полученное логическим путем из посылок) и вывода (логический переход от посылок к заключению). Условия умозаключения. 1) Если суждения не связаны по содержанию, то вывод не возможен; 2) Посылки должны быть истинными; 3) Следует соблюдать правила вывода. А) В зависимости от строгости правил вывода различают 2 вида умозаключения: 1. демонстративные (необходимые); 2. недемонстративные (правдоподобные). 1. Демонстративные (необходимые) характеризуются тем, что заключение с необходимостью следует из посылок (т.е. логическое следование – это логический закон). 2. Недемонстративные (правдоподобные) характеризуются тем, что правила вывода дают вероятное следование заключения из посылок. Б) В зависимости от характера связи между посылками и заключением умозаключения. разделяют на 3 вида: 1. дедуктивные (вывод идет от общего знания к частному); 2. индуктивные (вывод идет от частного значения к общему); 3. умозаключения по аналогии (вывод идет от частного знания к общему). Дедуктивным называется умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым. В зависимости от количества посылок дедуктивные выводы из категорических суждений делятся на: а) непосредственные, заключение в них выводится из одной посылки; б) опосредованные, заключение выводится из двух посылок.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 394. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |