Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика понятия




 

Наиболее простой в структурном отношении формой мысли выступает понятие. Это исходный пункт всех логических построений и операций. Понятие по своей природе является «идеальным», то есть оно не имеет вещественно-материального выражения. Материальным носителем понятия выступает слово или словосочетание. Например, «звезда», «Планета Земля», «человекообразное существо».

Предмет, слово и понятие взаимосвязаны, но не тождественны. Признаки предмета и признаки понятия не совпадают между собой. Признаки любого материального предмета – это внешнее или внутренние свойства, признаки понятия – обобщенность, абстрактность, идеальность. Слово, обозначая предмет, заменяет его. А понятие, выражаясь в слове, отражает этот предмет в самых важных, существенных, общих признаках. Признаком будет являться любое свойство предмета внешнее или внутреннее, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый). Главное для данной формы мысли – отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете. Общими признаками выступают те, которые присущи нескольким предметам, явлениям, процессам. Существенным является признак, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета. Уничтожение или изменение этого признака влечет за собой качественное изменение самого предмета, а значит и его уничтожение. Но следует иметь в виду, что существенность того или иного признака определяется интересами человека, сложившейся ситуацией. Существенным признаком воды для жаждущего человека и для химика будут два различных свойства. Для первого – способность утолить жажду, для второго – структура молекул воды.

Признаки предмета (существенные и несущественные):

1. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом, или чем они друг от друга отличаются.

2. Признаком является также отсутствие свойства (черты, состояния) (отсутствие билета у пассажира).

3. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и называются единичными, другие, относящиеся к группе предметов, называются общими.

4. Кроме единичных и общих логика выделяет признаки существенные и несущественные.

5. Существенные признаки – это признаки, которые необходимо предмету, выражают его внутреннюю природу, его сущность.

6. Признаки, которые могут, но могут и не предмету, не выражают его сущности, называются несущественными.

7. Понятия отражают предметы в существенных признаках, которые могут быть и общими и единичными.

8. В понятия, отражающие множество предметов входят общие существенные признаки.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

 

Логические приемы образования понятия.

 

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Чтобы найти существенные признаки, надо раскрыть предмет, то есть сравнить предметы друг с другом, установить общее и т.д.

Это достигается при помощи логических приемов: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения.

1) Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов действительности, называется сравнением. Сравнивая мы устанавливаем наличие у них некоторых общих признаков.

2) Чтобы выделить признаки предмета, надо мысленно расчленить предметы на составные части, элементы. Мысленное расчленение предмета на составные части называется анализом.

3) Изучив отдельные детали, необходимо восстановить в мышлении предмет в целом. Мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом, называется синтезом.

4) При помощи анализа выясняется, какие из признаков являются существенными. Мысленное выделение отдельных признаков предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием. (Рассмотреть абстрактно, значит отвлечься от других признаков).

5) Признаки изучаемых предметов можно распространить на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, то есть приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

Таким образом,  устанавливая сходство (различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм абстрактного мышления – понятие.

Понятие связано с языковой единицей – словом, оно является материальной основой понятия. Но слова и понятие не тождественны, так как в языке существуют синонимы, омонимы, некоторые слова имеют много значений.

В науке и технике вырабатывается специальная терминология.

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью в пределах данной науки.

 

Содержание и объем понятия.

 

Любое понятие имеет содержание и объем.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например:

Содержанием понятия «преступление» является: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

Совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объемом понятия «преступление» являются все преступления, когда-либо совершенные.

Содержание и объем понятия связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом и наоборот. Например: увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака «современный», понятие «современное государство» имеет меньший объем.

Логика оперирует понятием «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и элемент класса.

Классом или множеством называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. На основе изучения определенного класса предметов, формируется понятие об этом классе. Класс (множество) может включать в себя подкласс или подмножество. Например: класс студентов включает подкласс студентов МГЭУ. Отношения между классом (множеством) и подклассом (подмножеством) выражается при помощи знака «Ì»: АÌВ, то есть А является подклассом В. Например: А – следователи, В – юристы, АÌВ.

Классы состоят из элементов. Элемент класса – это предмет, входящий в данный класс. Отношение элемента к классу выражается при помощи знака «Î»: АÎВ, то есть А является элементом В. Например: А – юрист Иванов, В – юристы, то А будет элементом класса В.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой или пустой класс. Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом (класс планет Солнечной системы). Единичный класс состоит из 1 элемента, класс, который не содержит элементов называется пустым или нулевым (вечный двигатель, леший и т.д.)

 

Виды понятий.

 

Понятия делятся на следующие виды:

1. единичные и общие

2. конкретные и абстрактные

3. положительные и отрицательные

4. безотносительные и соотносительные.

1. Понятие, в котором мыслится множество элементов называется общим (столица). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующие – это понятия, в которых множество мыслимых элементов поддается учету, регистрируется (участники ВОВ имеют конечный объем). Общее понятие, относящееся к определенному числу предметов, называется нерегистрирующими имеют бесконечный объем (указ, человек). Выделяются собирательные понятия, в которых мыслятся признаки совокупности элементов, составляющих целое (коллектив). В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным, а если ко всем элементам, в единстве, то употребление понятия является собирательным (студенты нашего колледжа изучают логику).

2. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его свойство (отношение между предметами). Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами, называется абстрактным (книга, государство – конкретные понятия, смелость, белизна – абстрактные).

3. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или отсутствующие. Понятия, содержание которых составляет свойства, присущие предмету, называется положительным. Понятие, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называется отрицательными (грамотный - неграмотный, порядок – непорядок, верующий – неверующий, приставки не-, без-, а-).

4. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные, в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами. Безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно или мыслящиеся вне отношения к другим предметам (студент, государство). В соотносительных понятиях отражаются предметы, признаками которых выступают их отношения друг к другу (родители – дети, начальник – подчиненный).

Определить вид понятия – это значит дать ему логическую характеристику, что помогает уточнить объем и содержание. Например: Беларусь – понятие единичное, конкретное, положительное, безотносительное.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...