Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 1. Предмет и значение логики.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Учебно-методическое пособие по дисциплине
«ЛОГИКА»
Минск МГЭУ им. А.Д. Сахарова 2006 Автор: Н.Д. Лепская
Рецензенты: К.ф.н., доцент кафедры СГД МГВАК Ануфриев Н.П., к.ф.н., доцент кафедры философии, социологии и экономики МГЭУ им А.Д.Сахарова Карпушевская Л.А.
Рекомендовано на заседании кафедры философии, социологии и экономики МГЭУ им. А.Д. Сахарова (протокол №3 от 25 октября 2006 г.)
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика»/ Автор Лепская Н.Д. – Мн.: Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова, 2006. -
Учреждение образования «Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова», 2006 Лепская Н.Д., 2006
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Глава 1. Предмет и значение логики. Понятие о формах и законах мышления. Логика и язык. Глава 2. Понятие. Общая характеристика понятия. Логические приемы образования понятия. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями. Операции с классами. Глава 3. Суждение. Общая характеристика суждения Простые суждения. Состав и виды простых суждений. Распределенность терминов в суждении. Сложные суждения. Логические отношения между суждениями. Вопросно-ответная основа построения делового разговора. Глава 4. Умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм Сокращенный силлогизм или энтимема. Сложные и сложносокращенные силлогизмы. Умозаключения из сложных суждений. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ. Общая характеристика доказательства и его структура. Виды доказательств. Опровержение Софизмы и паралогизмы. Понятие о парадоксе. Вопросы и упражнения для семинарских занятий Контрольные задания по курсу «Логика» Вопросы к зачету. Литература. Предисловие
Цель данного учебно-методического пособия – дать студентам начальные сведения по основам классической (формальной) логики. Существует ошибочное мнение, что человек от природы способен логично рассуждать. Логическая культура мышления формируется в процессе общения, учебы в школе, вузе, чтения литературы, практической, профессиональной деятельности. Этот процесс формирования логической культуры мышления, однако, можно назвать стихийным. Наиболее продуктивным способом формирования и повышения логической культуры является изучение логики, позволяющей систематизировать правильные способы рассуждения, а также выявлять типичные ошибки в ходе рассуждений. Знание логики, ее законов является необходимым элементом культуры человека, претендующего на образованность. Логика позволяет решать не только конкретные проблемы практического характера, но и осмысливать сам процесс познания, устанавливать правила, нормы для рациональных познавательных процедур. В настоящее время логика представляет собой обширную отрасль знаний, тесно соприкасающуюся со многими науками, как гуманитарными, так и естественными. Знания логики необходимо специалисту любого профиля, так как логика представляет средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность. Данное пособие можно рассматривать как введение в логику. Материал излагается в сжатой доступной для студентов форме, тем не менее для лучшего его усвоения темы следует изучать последовательно и систематически. Так как все разделы логики связаны между собой, то овладеть всем содержанием курса логики за короткий срок невозможно. Этот аспект следует иметь ввиду студентам, изучающим данную дисциплину. В пособии предлагаются вопросы для самопроверки, задачи и упражнения по темам, варианты контрольных заданий. В конце пособия дается краткий перечень литературы по логике, для более углубленного изучения материала. Глава 1. Предмет и значение логики.
Как наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4.веке до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н.э.). Логика (от древнегреч. ) означает «понятие», «разум», «мысль», «слово», «закономерность». Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например, психологи, физиологи высшей нервной деятельности, теории познания и др., логика изучает мышление как средство познания. Ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир. Логика, как метод познания, является философской наукой, так как проблемы, связанные с познанием действительности, относятся к гносеологии, одному из разделов философской науки. Логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется. С точки зрения диалектического материализма познание – процесс отражения сознанием человека объективной действительности, существующей вне сознания и независимо от него. Источником непосредственного знания о действительности являются данные органов чувств, т.е. чувственное познание, протекающее в форме ощущения, восприятия, представления. Ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых, свойств свойств предметов материального мира (запаха, цвета, вкуса и т.д.). Восприятие –целостный образ предмета, возникающий в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Представление – более высокая форма чувственного познания – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался ранее, либо сформированный на основе описания предметов, не существующих в действительности, созданных фантазией человека (Пегас, кентавр, русалка и др.) Чувственное познание дает знание об отдельных предметах, о внешних свойствах. Однако человек стремится к обобщению восприятий, к познанию законов природы и общества, что возможно достичь лишь при помощи абстрактного мышления. Мышление – свойство высокоорганизованной материи – мозга – отражать материальный мир в идеальных образах (возникло в связи с трудовой деятельностью и речью, свойственно только человеку). Свойства абстрактного мышления: 1. Свойством мышления является абстрагирование (отражение внешнего мира в абстракциях, т.е. обобщенных образах). 2. По сравнению с чувственным познанием, абстрактное мышление является высшей формой отражения (чувственное познание составляет предпосылку для перехода к логическому познанию (схема времен года, вращения Земли вокруг Солнца, затмение объяснить с помощью чувственного познания невозможно)). Итак, процесс познания включает в себя чувственное познание и абстрактные мышление. 3. Основной целью и критерием истинности познания и мышления является практика. 4. Мышление – процесс опосредованного отражения действительности (т.е. получение новых знаний происходит на основе уже имеющихся знаний , т.е. опосредованно). Знание, полученное из уже имеющихся знаний (без обращения к практике, опыту) – называется выводным, а процесс его получения – выведением. 5. Мышление неразрывно связано с языком (мысль возникает в словах и предложениях). 6. Мышление – процесс активного отражения действительности. Создавая абстракции, человек преобразует знания о предметах действительности; человек выражает их как средствами естественного языка, так и в символах языка формализованного. 7. Мышление – целенаправленная деятельность. В процессе мышления ставятся цели и формируются задачи. Для достижения поставленных целей и решения задач осуществляются мыслительные действия. Все перечисленные особенности мышления, обусловленные применением определенных логических методов и приемов познания, являются отражением мира в логических формах. Логика изучает эти формы мыслей и формы развития знания, особые приемы и методы познания, применяемые на ступени абстрактного мышления, а также особые законы мышления. Для выявления логической формы мысли необходимо выделить среди выражений естественного языка термины, называемые логическими (союзы «и», «или», «если…то»; отрицание «неверно, что» «не»; слова, характеризующие количество предметов, о которых нечто утверждается или отрицается («все», «ни один», «некоторые»; связка «суть», «есть» и др.) и отвлечься от смысла нелогических терминов, входящих в словосочетание или суждение, выражающее эту мысль. Например: Все кактусы – суккуленты. Следовательно, ни одно не суккулентное растение не является кактусом. Заменив нелогические термины символами получим: Все S есть P. Следовательно, ни одно не P не есть S. Таким образом, логическая форма мысли это ее структура, выявляемая в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |