Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Предмет и значение логики.




Учебно-методическое пособие по дисциплине

 

«ЛОГИКА»

 

 

Минск

МГЭУ им. А.Д. Сахарова

2006


Автор:

Н.Д. Лепская

 

Рецензенты:

К.ф.н., доцент кафедры СГД МГВАК Ануфриев Н.П., к.ф.н., доцент кафедры философии, социологии и экономики МГЭУ им А.Д.Сахарова Карпушевская Л.А.

 

 

Рекомендовано на заседании кафедры философии, социологии и экономики МГЭУ им. А.Д. Сахарова (протокол №3 от 25 октября 2006 г.)

 

 

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Логика»/ Автор Лепская Н.Д. – Мн.: Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова, 2006. -

 

Учреждение образования «Международный государственный

экологический университет им. А.Д. Сахарова», 2006

Лепская Н.Д., 2006

 

 




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Глава 1. Предмет и значение логики.

Понятие о формах и законах мышления.

Логика и язык.

Глава 2. Понятие.

Общая характеристика понятия.

Логические приемы образования понятия.

Содержание и объем понятия.

Виды понятий.

Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями.

Операции с классами.

Глава 3. Суждение.

Общая характеристика суждения

Простые суждения. Состав и виды простых суждений.

Распределенность терминов в суждении.

Сложные суждения.

Логические отношения между суждениями.

Вопросно-ответная основа построения делового разговора.

Глава 4. Умозаключения.

Дедуктивные умозаключения.

Непосредственные умозаключения.

Простой категорический силлогизм

Сокращенный силлогизм или энтимема.

Сложные и сложносокращенные силлогизмы.

Умозаключения из сложных суждений.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ.

Общая характеристика доказательства и его структура. Виды доказательств.

Опровержение

Софизмы и паралогизмы. Понятие о парадоксе.

Вопросы и упражнения для семинарских занятий

Контрольные задания по курсу «Логика»

Вопросы к зачету.

Литература.



Предисловие

 

Цель данного учебно-методического пособия – дать студентам начальные сведения по основам классической (формальной) логики.

Существует ошибочное мнение, что человек от природы способен логично рассуждать. Логическая культура мышления формируется в процессе общения, учебы в школе, вузе, чтения литературы, практической, профессиональной деятельности. Этот процесс формирования логической культуры мышления, однако, можно назвать стихийным.

Наиболее продуктивным способом формирования и повышения логической культуры является изучение логики, позволяющей систематизировать правильные способы рассуждения, а также выявлять типичные ошибки в ходе рассуждений.

Знание логики, ее законов является необходимым элементом культуры человека, претендующего на образованность.

Логика позволяет решать не только конкретные проблемы практического характера, но и осмысливать сам процесс познания, устанавливать правила, нормы для рациональных познавательных процедур.

В настоящее время логика представляет собой обширную отрасль знаний, тесно соприкасающуюся со многими науками, как гуманитарными, так и естественными. Знания логики необходимо специалисту любого профиля, так как логика представляет средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность.

Данное пособие можно рассматривать как введение в логику. Материал излагается в сжатой доступной для студентов форме, тем не менее для лучшего его усвоения темы следует изучать последовательно и систематически. Так как все разделы логики связаны между собой, то овладеть всем содержанием курса логики за короткий срок невозможно. Этот аспект следует иметь ввиду студентам, изучающим данную дисциплину.

В пособии предлагаются вопросы для самопроверки, задачи и упражнения по темам, варианты контрольных заданий. В конце пособия дается краткий перечень литературы по логике, для более углубленного изучения материала.



Глава 1. Предмет и значение логики.

 

Как наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4.веке до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н.э.).

Логика (от древнегреч. ) означает «понятие», «разум», «мысль», «слово», «закономерность». Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например, психологи, физиологи высшей нервной деятельности, теории познания и др., логика изучает мышление как средство познания. Ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир. Логика, как метод познания, является философской наукой, так как проблемы, связанные с познанием действительности, относятся к гносеологии, одному из разделов философской науки.

Логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

С точки зрения диалектического материализма познание – процесс отражения сознанием человека объективной действительности, существующей вне сознания и независимо от него. Источником непосредственного знания о действительности являются данные органов чувств, т.е. чувственное познание, протекающее в форме ощущения, восприятия, представления. Ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых, свойств свойств предметов материального мира (запаха, цвета, вкуса и т.д.). Восприятие –целостный образ предмета, возникающий в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Представление – более высокая форма чувственного познания – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался ранее, либо сформированный на основе описания предметов, не существующих в действительности, созданных фантазией человека (Пегас, кентавр, русалка и др.)

Чувственное познание дает знание об отдельных предметах, о внешних свойствах. Однако человек стремится к обобщению восприятий, к познанию законов природы и общества, что возможно достичь лишь при помощи абстрактного мышления.

Мышление – свойство высокоорганизованной материи – мозга – отражать материальный мир в идеальных образах (возникло в связи с трудовой деятельностью и речью, свойственно только человеку).

Свойства абстрактного мышления:

1. Свойством мышления является абстрагирование (отражение внешнего мира в абстракциях, т.е. обобщенных образах).

2. По сравнению с чувственным познанием, абстрактное мышление является высшей формой отражения (чувственное познание составляет предпосылку для перехода к логическому познанию (схема времен года, вращения Земли вокруг Солнца, затмение объяснить с помощью чувственного познания невозможно)). Итак, процесс познания включает в себя чувственное познание и абстрактные мышление.

3. Основной целью и критерием истинности познания и мышления является практика.

4. Мышление – процесс опосредованного отражения действительности (т.е. получение новых знаний происходит на основе уже имеющихся знаний , т.е. опосредованно). Знание, полученное из уже имеющихся знаний (без обращения к практике, опыту) – называется выводным, а процесс его получения – выведением.

5. Мышление неразрывно связано с языком (мысль возникает в словах и предложениях).

6. Мышление – процесс активного отражения действительности. Создавая абстракции, человек преобразует знания о предметах действительности; человек выражает их как средствами естественного языка, так и в символах языка формализованного.

7. Мышление – целенаправленная деятельность. В процессе мышления ставятся цели и формируются задачи. Для достижения поставленных целей и решения задач осуществляются мыслительные действия.

Все перечисленные особенности мышления, обусловленные применением определенных логических методов и приемов познания, являются отражением мира в логических формах.

Логика изучает эти формы мыслей и формы развития знания, особые приемы и методы познания, применяемые на ступени абстрактного мышления, а также особые законы мышления.

Для выявления логической формы мысли необходимо выделить среди выражений естественного языка термины, называемые логическими (союзы «и», «или», «если…то»; отрицание «неверно, что» «не»; слова, характеризующие количество предметов, о которых нечто утверждается или отрицается («все», «ни один», «некоторые»; связка «суть», «есть» и др.) и отвлечься от смысла нелогических терминов, входящих в словосочетание или суждение, выражающее эту мысль.

Например:

Все кактусы – суккуленты. Следовательно, ни одно не суккулентное растение не является кактусом.

Заменив нелогические термины символами получим: Все S есть P. Следовательно, ни одно не P не есть S.

Таким образом, логическая форма мысли это ее структура, выявляемая в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 348.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...