Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое государство и гражданское общество.




Правовое государство – это государство ограниченное в своих действиях правом, защита свободы личности и подчинение власти воли народа.

К основным признакам правового государства относят следующие: 1) государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство; 2) равенство всех граждан перед законом; 3) ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот. 4) государство располагает стабильной Конституцией и системой законодательства. 5) обязательное верховенство Конституции и законов над всеми другими правовыми актами; 6) наличие отлаженного механизма, способного обеспечить выполнение и защиту прав, в том числе наличие эффективной системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, арбитраж и др.), подчиняющихся только закону; 7) наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства. О правовом государстве можно говорить лишь как о некоем идеале, к достижению которого следует стремиться. 1) совершенствование существующего законодательства – быстро меняющаяся действительность делает необходимым постоянное совершенствование действующего законодательства 2) строгое выполнение существующего законодательства, создание эффективного механизма его

соблюдения – необходимо добиваться неотвратимости наступления ответственности любого общественного субъекта за нарушение им законодательства. 3) формирование устойчивого правового сознания граждан и должностных лиц, всего общества – граждане цивилизованной страны должны знать свои права и обязанности, действующее правовое поле, за рамки которого нельзя выходить. Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства.

 

 

17.Политический процесс: сущность, структура, режимы, типы.Политический процесс – это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения ими общих целей. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве. Содержание политического процесса может быть самым разнообразным: 1) разработка какой-либо концепции (перестройка) 2) формирование общественного мнения по какой-либо проблеме (создание управленческих структур, проведение выборов и т.д.) В структуру политического процесса, как правило, включают – субъекта как носителя власти, объекта как направление воздействия и результат развития, а также средства, методы, ресурсы и исполнителей политических процессов. Особое место в структуре политических процессов принадлежит государству, которое выступает в разных качествах – объекта и субъекта политики. Компромисс - договоренность между противоборствующими сторонами. Соглашение подобного вида достигается путем взаимных уступок. Консенсус – это принятие решений на основе общего согласия. Режимы политического процесса 1.конституциональная - создаются новые политические институты, формируются конституционные основы нового политического строя, осуществляется его правовая легитимация 2.функционирование - воспроизводятся характерные для данной политической системы политические институты и признаки. Воспроизводство представительных органов власти осуществляется путем выборов, а исполнительных органов — путем ротаций, конкурсов, избраний. 3.развитие - происходят реформирование деятельности государственных органов, корректировка программ и тактики политических партий. 4.деградация и распад системы.

Политический процесс включает в себя стадии принятия и реализации политических решений. Политическое решение представляет собой разработку, выбор, обоснование и принятие проектов политических действий, направленных на достижение поставленных политических целей, на реализацию общего интереса определенных социальных групп или интересов общества в целом. Типы процессов: 1) по значимости для общества: базовые (основные сферы отраслей деятельности) и периферийные (второстепенные области). 2) с точки зрения компетенции государства выделяют: внутриполитический и внешнеполитический 3) с точки зрения характера политического участия 4) с точки зрения публичности: открытые и скрытые 5) с позиции устойчивости ПС: стабильные и нестабильные. 6) по критерию масштабности: глобальные, региональные, локальные и частные.  

 

18. Гос. политика и управление. Эффективность гос. управления.Государственная политика – это совокупность взаимосвязанных действий государства, направленных на достижение отдаленных целей в обществе. Признаками государственной (публичной) политики являются, наличие официально признанных общественно значимых целей, использование этих целей для осуществления государством взаимосвязанных действий. Центральное место в организационной структуре государства занимает система государственного управления. Управление – это общественное явление. Оно создано людьми в целях сознательного регулирования своей Под управлением понимают процесс перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект управления с целью изменения его состояния.

 Признаки управления: -управление имеет место там, где осуществляется совместная деятельность людей; -управление призвано обеспечить целенаправленность совместной деятельности; -управление достигает заданной цели путем организации, согласования и координации поведения и действий людей; -объектом управления является совместная деятельность людей, их поведение и отношения; -управление выполняет общие для совместной деятельности людей функции, обеспечивая согласованность между индивидуальными действиями.  Особый механизм реализации управления осуществляется субъектом управления. В механизме управления центральное место занимает принятие политических решений – сознательный выбор субъектами политики стратегии и тактики политических действий.

В зависимости от масштаба временных рамок разл-ют: 1.стратегическое управление; 2.тактическое управление; 3.оперативное упр-е. Критерий эффективности-совокупность признаков, но основе которых оценивается эффективность управления системы в целом. Критерий эф-ти гос. управления формируется на базе системы субъективных ценностей, выработаных в гос идеологии политического курса, концепциях, полит установках, нормах системы управления. В зависимости от того, что признается за основной признак эф-ти различают 3 группы его критериев: 1)опр-е эф-ти управления по признаку соответствия результатов решений, признаныхгос ценностями. (ценностно-рациональный) 2)если в качестве показателей эф-ти управления принимается соответствие результатов поставленным практическим задачам, вырабатываемым в гос программах (целе-рациональный) 3)измерение эф-ти управления по типу «затраты-результат». (прагматичный) .

 

19. Политические партии: понятие, признаки, функции.Политическая партия – это союз единомышленников, активная организованная часть общества, представляющая общественные интересы и стремящаяся к реализации целей путём завоевания власти, либо участие в её осуществлении.

 В политологии общепринята предложенная М. Вебером классификация этапов в истории становления политических партий: аристократические группировки или критерии, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты; политические клубы, ориентированные на привлечение к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием в важных сферах общественной жизни: современные массовые партии, обладающие определенной идеологией, развитой организационной структурой. Признаки партии: 1) наличие организационной структуры 2) наличие программы и устава 3) наличие электора (поддержка партии и чьи интересы выражаются) 4) нацеленность на завоевание власти Функции: 1) идеологическая – разработка программы, стратегии 2) политическая – нацеленность на власть, выдвижение лидеров 3) организаторская – партийный строй, совершенствоание руководства 4) мобилизационная 5) пропагандийская

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...