Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политология как наука и учебная дисциплина. Функции методы и категории политологии.




Понятие «политология» происходит от двух греческих слов: politike (государственные, общественные дела) и logos – учение. Сочетание их означает, что политология – это наука о политике. Автором термина является древнегреческий философ Аристотель. В политологии как общественное явление, в той или иной степени изучают и другие науки – философия, социология, основы права. В самом общем виде политология – это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, о закономерностях становления и развития политических систем, о сущности, формах и методах реализации политической власти. В узком политология – это единая интегральная система знаний о политике. В отличие от других дисциплин, политология изучает политический процесс в целом.

Объект изучения: политическая сфера общества со всеми явлениями в нем. Предмет изучения: закономерности и принципы формирования и развития политических систем, механизмы действия и формы проявления их, государственные партии, механизмы формирования и развития политической власти и т.п. Политология как наука и учебная дисциплина выполняет следующие функции: теорико-познавательная (дает полное познание политической действительности); прогностическую (знания о политике позволяют дать более или менее точный прогноз о тенденциях развития политической ситуации); практическую (рекомендации о деятельности в сфере политики); воспитательную (политология способствует формированию политической культуры граждан); идеологическую (политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности), объяснительная (понять сущность политических явлений), описательная (предполагает накопление описание и изучение политических факторов), оценочная (оценка политики). Принято выделять три группы категорий политологии: общие, частные и специфические. К первой группе относятся общие категории такие как общество, народ, политика, власть, революция и т. п. Вторую группу составляют частные категории, являющиеся основой  всех социально-политических теорий и дисциплин. Это демократия, социальная революция, субъекты политики, политическая партия, политическая власть, политическая система общества, политические институты и др. Третью группу составляют специфические категории, которыми преимущественно пользуется политология: политический процесс, политическое поведение, политическая деятельность, политическое участие, политическое лидерство, политическая элита, политическая роль, политический конфликт. Политология имеет свои методы исследования:

1)Общенаучные(анализ и синтез) – обобщение, сравнение, аналогия. 2)Методы политологии – выделяют методы общей политологии (исторический метод и структурно- функциональный) и методы прикладной политологии (мониторинг) бихевиоризм-психологический метод, метод принятия политических решений и метод предупреждения рисков.

2.Политика как общественное явление и объект изучения. Политика является одним из самых сложных и многозначных явлений жизни. Сегодня существует множество толкований политики.  Политика – это область отношений между большими обществами людей (классами, нациями, социальными группами и т. д.). Возникновение политики здесь связывается с социальной и этнической дифференциацией общества. Особенно ярко этот подход проявился в марксизме, где в качестве главного содержания политики рассматривалась классовая борьба.  Очень популярным на Западе является властное понимание политики. Здесь в качестве главного ее содержания понимается борьба за завоевание, удержание и использование власти, т. е. политика – это, прежде всего сфера властных отношений. Немецкий социолог М. Вебер отмечал, что политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти. “Кто занимается политикой – тот всегда стремится к власти”. Структура политики: 1)политико-правовые нормы, 2)политические интересы – реальные причины, побудительные мотивы политической деятельности 3) политическое сознание – совокупность идей, взглядов, мнений о политике 4) политические институты – органы власти, партии, СМИ 5)Политическая деятельность – непосредственная активность субъектов политики 6) политические отношения – характер взаимосвязей между субъектами политики.

 Функции политики: 1) обеспечение общественного порядка 2)определение целей для всего общества 3) мобилизация граждан для достижения целей 4) распределение материальных благ 5) предотвращение и разрешение конфликтов. Политика – явление многоаспектное, которое может быть классифицировано по ряду оснований: 1) по направленности: внутренние и внешние 2) по сферам общественной жизни (эконом, правовая,детская,молодежная и т.д.) 3) по критерию масштабности: а) стратегическая – наиболее значимые цели, приоритеты развития; б) тактическая – практическая деятельность по реализации этих целей ,оперативная.4)в зави-тиотуровнеймеждународная,региональная,госуд-я,местная. 5)по содержа-ю и характеру прогрессивная, реакционная, реалистичная, валюнтарийская

+

 

3. Становление политологии. Первые попытки осмысления политической жизни делались в глубокой древности. Изучением политики занимались такие античные ученые, как Платон и Аристотель. Платона разрабатывал теорию идеологического государства, он предлагал разделить всех людей на 3 сословия: философское, землевладельческое и военное. Каждое из сословий соответствовало: философы должны управлять государством, военные (эмоциональному) – защищать, землевладельцы(чувственному)-работать.. Школы: Во многих странах возникли специальные институты политобразования. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра истории и политической науки.В 1880 была основона высшая школа политичекой науки. В 1871 г. во Франции появилась свободная школа политической науки, в которой обучались и одаренные юноши из России. В 1903 г. начала работать Американская ассоциация политических наук. В это же время изучались идеи о власти, государственном управлении, парламентаризме и политических партиях в России. С 1989 г. она стала учебной дисциплиной и преподается в ВУЗах Беларуси.

 

Школы

1)англо-американская(проблемыполитческой власти)

2)итальяно-французская(политические режимы)

3) немецкая(проблемы правового государства

 

 

 4. Политические идеи Античности и Средневековья. Изучением политики занимались такие античные ученые, как Платон и Аристотель. Платона разрабатывал теорию идеологического государства, он предлагал разделить всех людей на 3 сословия: философское, землевладельческое и военное. Каждое из сословий соответствовало: философы должны управлять государством, военные (эмоциональному) – защищать, землевладельцы(чувственному)-работать. Наилучшей формат правления – аристократия, а худшей- тирания и демократия. Аристотель исследовал 156 государственных устройств и выделил 6 типичных из них: 3 правильных(монархия, аристократия и полития) и 3 неправильных(тирания, олигархия и демократия). Следующий период в развитии европейской политической мысли – Средневековье (конец V – XIII в.) – характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Виднейшим идеологом католицизма и феодализма в средние века был монах Фома Аквинский. Он попытался объединить учение Аристотеля с христианской идеологией. Он утверждал, что любое политическое устройство установлено Богом. Деление людей на сословия – божественно. Любая власть производная от Бога. Он утверждал, что власть церкви важнее, чем власть короля. В средневековье политические идеи возникли и в РБ. Главные представители РБ: Полоцкая, Туровский.

5. Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени.Период Возрождения (XIV–XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе. Ослабевает роль церкви. На первом месте интересы человека. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли. Он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства. Государство создано не Богом, а людьми с целью обуздания эгоистической натуры человека. Важная функция г-ва – защита частной собственности. Лучший формат гос правления – республика. Т.к. в республике обеспечивается наилучшее сочетание частных и общественных интересов. Однако, если народ не готов к республиканской форме, воспитать в нем республиканский дух должен правитель. При это правитель может использовать любые средства(аморальные).”Цель оправдывает средства.” Настоящий правитель должен сочетать 2 животных: льва и лисы. Идеи возрождения получили распространение в РБ. Мыслители: Скорина, Будный и Сапега. Политика этой эпохи: 3 статута эпохи ВКЛ(1529,1568). 

Период Нового Времени (XVII-н XX). Расцвет буржуазных отношений. Большое влияние уделялось личности и государству. В новое время возникли основные концепции современности: либерализм(индивидуализм), консерватизм(стабильность), социолизм Мыслители: Смит, Локк, Гопсс. Консерваторы: Берг. Основы социологизм: Маркс. Новейшее время в 20-е годы XX века начался новый этап развития западной мысли, сформировалась современная политология. К основным проблемам политики относятся: 1. Механизация формирования политической власти. 2. Поведение соц групп и отдельных граждан полит процессов. 3. Деятельность гос и др институтов. 4. Изучение феномена политической культуры.

Различные теории:теория правового гос-ва, общес-годоговора,делениявлпсти

6. Политическая власть: понятие, структура, функции. Главным содержанием политики является борьба за завоевание и использование политической власти, поэтому категория власти является ключевой категорией политологии. Власть существует везде, где есть устойчивое объединение людей, т. е. в семье, коллективах, различных учреждениях. Когда мы говорим о государственной власти, мы имеем в виду политическую власть. Политическая власть – устойчивая способность и возможность тех или иных политических субъектов навязывать свою волю, добиваться своей цели при помощи других людей. Отличительные признаки власти: 1) верховенство, т.е. обязательные решения для всего общества. 2) суверенитет(независимость власти) 3) наличие воли, т.е. осознанность цели и готовность выполнять 4) авторитет (обще признанное влияние во всех сферах жизни) 5) принуждение или насилие(как средство осуществление власти).

В структуре политической власти выделяют следующие элементы: субъект (носитель власти), объект (тот, кто подчиняется) и источник власти (то, что приводит к власти), ресурсы власти. Политическая власть выполняет определенные функции: регулирование, организация, мобилизация, координация, господство – подчинение одних групп, классов другим; руководство – определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества; управление – проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;  контроль – обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Мотивация подчинения: - страх санкций - интерес (заинтересованность, выгода) - обычаи или привычка подчиняться, - авторитет власти.

 

 

7. Ресурсы и виды власти. Легитимность и эффективность власти. Ресурсы власти - реальные и потенциальные средства кот.использ-ся для укрепления самой власти и так же навязывание своей воли объекту. Назначение ресурсов – завоевание, удержание власти и реализация ее целей. Виды ресурсов: 1.экономическая(деньги, мат ценности, недвижимость),2.социальная(престиж, должность, статус, авторитет) ,3.культурно-информац-ая(духовная)(знание, информация, СМИ)4.принудительные(силовые)(суд, армия, полиция). Процесс властвования хар-ся: механизмов властвованием(органы государства, нормы права),способами властвования(побуждение объекта к действиям угодным субъектам и обеспечение бездействия). Типы власти: 1) В зависимости от формы правления ( монархическая и республиканская) 2) по сферам правления (государственная, профсоюзная, партийная) 3) по функциям её органов (законодательная, исполнителная, судебная) 4) По характеру ресурсов (экономическая, социальная, принудительная) 5) В зависисомти от режима (тоталитарная, авторитарная, демократическая) 6) По правовому принципу (легитимная и нелегитимная) 7) с точки зрения законности(легальная и нелегальная). 8) По доминирующему субъекту(олигархическая и самодержавная) Легитимность власти-признание,значимости и полномочия власти структур. М.Вебервыделил  3 типа легитимности: 1) традиционная (основана на привычках подчиняться) 2) харизматическая (основана на вере в сверхъестественное) 3) легальная(рационально-правовая) распространена там, где привыкли подчиняться. Легитимность тесно связано с эффектив-тью и зависит от нее. Эффект-ть власти –ее способность при минимальных затратах достичь максимальных результатов. Управление обществом осуществляется с помощью бюррократического аппарата. Бюракратизм – это стиль управления, кот-й связан с бумаготворчиством.

 

 

8. Политическая система: понятие, структура, функции.Типы политических систем.Политическая система определяется как комплекс институтов и организаций, осуществляющих политическую власть, а также взаимосвязей и отношений, возникающих в процессе осуществления политической власти. В структуре ПС выделяют подсиситемы: - институционная (включает государств как основной институт(партии, организации, СМИ)) - нормативно-правовая (конституция, законы, норматичные акты, а также традиции, обычаи, запреты, ТАБУ) - коммуникативная (т.е. это формы и принципы взаимодействия между подсистемой внутри ПС, атакже ПС других стран, а также каналы передачи информации) - функциональная (включает политический режим – способы и методы осуществления валсти) - культурно-идеологическая (культура, обычаи, ценности) Входные функции: 1) политическая социализация (формирование знаний о политике, усвоение гражданами норм и ценностей политической культуры, обучение навыкам участия в политике); 2) политическое рекрутирование ролей (заполнение ролей в политической системе, приобщение граждан к политике); 3) политическая артикуляция (выражение политических интересов тех или иных общественных групп в программах и требованиях); 4) агрегирование интересов (превращение требований в альтернативы государственной политики); 5) политическая коммуникация, которая представляет собой развитие связей и отношений между политическими субъектами. Выходные функции: 1) нормотворчество (законодательная функция); 2) исполнение законов и норм (исполнительная функция); 3) оценка и контроль за соблюдением норм, претворением в жизнь управленческих решений, стратегического курса государства и общества (судебная функция). Типы политических систем. 1) по характеру взаимодействия с внешней средой: открытые и закрытые. 2)в зависимости от ориентации на стабильность или перемены: традиционные, модернизирующие. 3) в зависимости от социально-экономического факта: рабовладельческие, феодальные, буржуазные 4) по типу режима: тоталитарные, авторитарные, демократические 5) в зависимости от доминирующего типа культуры: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная, тоталитарная 6) по цивилизационному признаку: аффриканская, мусульманская, западная 7) по форме правления: монархическая, республиканская 8) в зависимости от численности партии: безпартийные, однопартийные, двухпартийные, многопартийные.

 

 

9. Основные направления развития ПС в РБ Конституция Республики Беларусь определяет политическую систему как систему демократического типа. Главенствующую роль в ее функционировании играют центры принятия политических решений, которые осуществляют государственное управление и вырабатывают государственную политику. Органы государственной власти осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют, сдерживают и уравновешивают друг друга. Высшим законодательным органом страны является парламент. Центральным органом государственного управления является Совет Министров Республики Беларусь. Судебную ветвь власти республики Беларусь представляет система судов во главе с Конституционным судом. Реализацию внутренней и внешней политики гарантирует Президент Республики Беларусь, обеспечивающий преемственность и взаимодействие органов государственной власти и осуществляющий посредничество между ними. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Политическая система РБ: Граждане РБ => Связующие механизмы: выборы, референдумы, политические партие, общественные организации и СМИ => центры принятия политических решений: президент, национальное собрание, совет министров, высшие суды (конституционный, верховный) => государственная публичная политика в различных областях общественной жизни => Граждане РБ  

 

10. Тоталитаризм: истоки, сущность, разновидности. Тоталитарный режим – это феномен 20 века, характеризуется всеобщим контролем со стороны государства над сторонами жизни общества. Термин ввёл Муссолини, назвав фашизм – тоталитарной концепцией жизни. Он имеет левые и правые наклоны. Левый: сталинизм, маоизм. Правый: фашизм, национальный социализм 1) Власть принимает форму всеобщего контроля и насилия, включающий: экономическую, политическую и частную жизнь. 2) Власть формируется бюрократическим путём по закрытым каналам, недоступно для контроля, нет механизма её приемственности. 3) Общество отстранено от власти 4) Существует одна официальная идеология, как светская форма религии. Любое инакомыслие пресекается. 5) Нарушены все права человека 6) Уничтожаются все партии, кроме правящей 7) Доносы, репрессии, шпионаж. Суть режима: запрещено всё, кроме того, что приказано. 

 

 

11. Авторитарный политический режим, его признаки и разновидности. Авторитарный режим – это режим личной власти, который характеризуется диктаторскими методами правления. Он распространяется не на все сферы общества, а только на политику Принцип: разрешено всё, кроме политики.

Черты: 1) Сильная централизация и концентрация власти 2) Командно-административная, методы управления 3) Тенденция к единолическому принятию решений 4) Элита назначается сверху 5) Главная роль – исполнительная власть 6) Деятельность партии запрещена, а из организаций действуют те, кто лоялен к власти 7) Отсутствует механизм приемственности власти 8) Права человека ограничены в политической сфере 9) Частичный контроль над СМИ

Разновидности: тирании, деспатии, военный режим, теократии, монархическая тирания.

Режим опирается на силу, армию, которая может вмешиваться в политику, но нет массовых репрессий.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...