Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Государственная политика и управление как категории политической науки. Критерии эффективности государственного управления
Государственная политика и управление – одна из отраслей политической науки, которая, вместе с тем, имеет немало пересечений с иными общественно-научными дисциплинами. Предметом данной науки является организация и деятельность государственных органов и связанных с ними предприятий и учреждений по удовлетворению общественных интересов. Особое развитие она получила в США, Великобритании, Франции. Между тем, политическая наука является той дисциплинарной областью науки и образования, с которой проблематика государственной политики и управления связана по природе. Конечно, нельзя не заметить и тенденцию выделенияуправленческой науки в самостоятельную отрасль знания. Имеются национальные и международные ассоциации административных наук, издаются специализированные журналы, периодически проводятся международные конгрессы. Действительно, наряду с политической проблематикой, наука государственного управления включает и другие аспекты – экономические, психологические, менеджериальные, юридические, социологические. Но тематика публичного управления находится все же ближе всего к политической науке, что связано и с историей этого научного направления, и с современной практикой изучения государственного и шире – публичного управления. Государственное управлениерассматривается в качестве целенаправленного воздействия государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Эта социальная деятельность осуществляется на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами. Субъектами государственного управления могут выступать центральные государственные органы и органы местного управления и самоуправления. Управляемыми объектами в зависимости от уровня социальной общности могут быть человек, коллективы и объединения людей, общество в целом; в зависимости от сферы общественной жизни можно выделить экономические, политические, социальные и духовно-идеологические объекты.Государственное управление осуществляется с помощью различных методов, среди которых выделяют: 1) Административно-распорядительные методы, реализуемые через законодательные и нормативно-правовые акты, квоты, лицензии, стандартизацию. Они основываются на силе власти: запрет, разрешение, предупреждение. 2) Экономические методы, которые воздействуют на экономику через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную политику и базируются на экономических интересах (экономическое поощрение, экономическая ответственность). 3) Социально-психологические методы, основанные на социально-психологическом воздействии на коллективы и отдельных людей через их социальные интересы (политическая агитация и пропаганда, разъяснение политики государства по основным вопросам, личные встречи руководителей с трудовыми коллективами, индивидуальное поощрение).
Государственное управление воплощается в государственной политике, в выработке конкретного политического курса.Государственная политика – это совокупность взаимосвязанных действий государства, направленных на достижение отдаленных целей в обществе. В англоязычном мире ее называют публичной политикой. Понятие «государственная политика» указывает на содержательное измерение феномена политики, раскрывая процесс принятия решений, и на ее формальное измерение, раскрывающее институциональный аспект осуществления государственной власти законодательными, исполнительными и судебными органами при данном конституционном строе. Таким образом, государственная политика – это ценностно-идеологическое ядро управления. Она олицетворяет стратегический курс общества, определяет средства и методы его реализации, иерархию и пространство действий институтов власти, применение ими легитимной компетенции и норм взаимоотношений. Признаками государственной (публичной) политики являются, во-первых, наличие официально признанных общественно значимых целей, во-вторых, использование этих целей для осуществления государством взаимосвязанных действий. В соответствии с характером и масштабами участия государства в обслуживании общества можно выделить три типа государств: а) государство – «ночной сторож», которое занято, прежде всего, поддержанием законности и правопорядка как условий, при которых граждане в состоянии сами позаботиться о собственном благополучии; б) полицейское государство, регулирующее все сферы жизни граждан с тем, чтобы любая сфера деятельности превращалась в служение государству; в) государство всеобщего благоденствия (социальное государство), которое стремится перераспределить национальное богатство, чтобы организовать наиболее эффективное регулирование в таких сферах, как занятость, образование, здравоохранение.
В соответствии с наборами функций, выполняемыми государствами, Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили четыре направления государственной политики: 1) извлечение ресурсов (денег, людей, товаров и услуг) из внутренней и внешней среды; 2) их распределение между различными группами общества; 3) регулирование поведения людей, т. е. использование методов убеждения и принуждения, а также иные способы привлечения людей к извлечению и распределению ресурсов; 4) символические действия, предназначенные для поддержания духа общности – речи, церемонии, памятники и др. Критерии эффективности государственного управления.Применительно к системе государственного управления эффективность следует рассматривать как комплексную характеристику потенциальных и реальных ресурсов функционирования системы с учетом степени соответствия полученных результатов целям и задачам ее развития. Эффективность управления означает его результативность, достижения наилучших результатов по возможности в кратчайшие сроки при наименьших затратах всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и др.). Результаты могут быть прямыми – ожидаемыми и побочными – неожиданными, непреднамеренными. Запаздывание сроков реализации управленческой задачи ведет, подчас, вообще к нецелесообразности ее решения. Для достоверного и обоснованного суждения об эффективности государственного управления используются критерии и показатели, отражающие результат управления и полученный эффект. Для характеристики процессов, происходящих в экономике динамично развивающихся стран, главным критерием выступает наращивание общественного производства на базе новейших научно-технических достижений, ведущее к росту производительности труда, повышению качества, разнообразия и технологичности выпускаемой продукции. В социальной сфере очевидно стремление к осуществлению принципа социальной справедливости, с учетом закономерностей и форм современных общественных отношений, которые в каждой стране своеобразны. В духовной сфере зреет понимание того, что каждый человек должен развиваться физически, нравственно и эстетически состояться как личность в свободном, демократическом обществе. Таким образом, государственное управление призвано обеспечивать целостность, устойчивость и жизнеспособность политической системы. Главным критерием его эффективности является политическая и социально-экономическая стабильность общества: гражданское согласие, солидарность и партнерство основных политических сил. Опираясь на легитимные властные полномочия, механизмы и ресурсы государства, рациональная и оптимальная система управления должна вести к прогрессивным и качественным изменениям во всех сферах жизни общества.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 371. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |