Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политические партии и общественные организации в РБ




       В 1994 г. был принят Закон «О политических партиях», который устанавливал правовые нормы деятельности политических партий в Беларуси. К концу 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. была проведена перерегистрация политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также их символики. Согласно декрету, для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Беларуси и Минска. Некоторые мелкие партии слились, объединились в более крупные или, наоборот, поляризовались. В 2005 г. Национальным собранием РБ были внесены дополнения и изменения в Закон «О политических партиях».

На 1 января 2015 г. зарегистрировано в РБ 15 политических партий. По шкале политического спектра партии можно разделить следующим образом:

· к правому течению следует отнести Консервативно-Христианскую Партию – БНФ, Партию БНФ, Объединенную гражданскую партию.

· кцентристским партиям можно отнести Либерально-демократическую партию, Белорусскую социал-демократическую грамаду, Белорусскую социал-демократическую партию (Народную Грамаду), Белорусскую аграрную партию, Республиканскую партию труда и справедливости, Социал-демократическую партию Народного Согласия, Республиканскую партию.

· клевому направлению определяют – Белорусскую партию левых «Справедливый мир», Коммунистическую партию Белоруссии, Белорусскую патриотическую партию.

 

Жизнедеятельность современного общества определяется не толькогосударством и политическими партиями, но и различными объединениями граждан, которые призваны наиболее полно выражать интересы самых различных групп населения и обеспечивать взаимодействие между

ними и властью.

       Принятием в октябре 1994 г. Закона «Об общественных объединениях» были заложены правовые основы их деятельности. В отличие от политических партий объединения не ставят перед собой цели завоевания политической власти, а лишь стремятся повлиять на нее.

       В РБ действует примерно 2400 общественных объединений. Почти треть всех объединений осуществляет свою деятельность в Минске. Среди зарегистрированных – свыше 150 молодежных, 40 женских, более 110 научно-технических, около 100 национально-культурных. Например, профсоюзные объединения (самые многочисленные), Республиканское общественное объединение «Белая Русь», БРСМ, Белорусский союз женщин, Белорусская женская лига, Белорусская федерация футбола, Белорусский фонд мира, Белорусский литературный союз, Благотворительное общественное объединение «Эхо Чернобыля», Белорусский КВН, Международное общественное объединение белорусов мира «Бацькаўшчына», ДОСАФ, общество «Динамо», ОСВОД, Белорусское отделение Красного Креста, объединения ветеранов войны и труда, воинов-афганцев, компьютерные клубы, клубы любителей путешествий и туризма, аэроклубы, клубы любителей фольклора и народного творчества, авто-, мото- и велолюбителей, детские объединения (пионеров, октябрят, скаутов, гайдов) и многие др. Практически все они активно участвуют в жизни республики, выражая интересы различных слоев белорусского общества.

 

Выборы в политической системе общества: понятие, типы, функции

Выборы представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются как для формирования органов государственной власти, так и в других демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Выборы всегда связаны с голосованием, однако голосование не всегда является выборами. Голосование – это один из элементов процедуры выборов, в то время как под выборами понимается периодический процесс избрания высших государственных органов (например, парламента) или должностей (например, президента).

       Существуют разные виды (типы) выборов:

· очередные – проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

· досрочные – проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

· выборы депутатов в порядке ротаций – могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти в порядке и в сроки, установленные законом;

· дополнительные выборы (довыборы) – назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

· повторные выборы – проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

 

Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др.

Существуют общенациональные(президентские и парламентские выборы), выборы в органы местного самоуправления, а также выборы некоторых местных должностных лиц (судей, присяжных и др.). Выделяют также альтернативные(в списке несколько кандидатов) и безальтернативные выборы, прямые и косвенные (многоступенчатые).

       Любые выборы обладают рядом схожих черт, которые предстают в виде функций выборов. К основным функциям выборов можно отнести следующие:

· артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения; интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли;

· легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т. п.;

· расширение коммуникаций между институтами власти и гражданами; контроль над конфликтами, перевод политических конфликтов в общественно приемлемые формы;

· мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач;

· политическаясоциализациянаселения, развитие его политического сознания и политического участия;

· генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ;

· конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства;

· рекрутирование политической элиты, ведь выборы – это способ смены элит мирным путем; контроль за институтами власти и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...