Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русское исскусство_архитектура_19 век




147

ле его участников и активных деятелей, особенно в

художественно-просветительской работе. Ее венцом

стала многотомная «История русского искусства».

Довести издание до конца не удалось. Было опубли-

ковано множество документов, утверждены нацио-

нальная самостоятельность и высокая эстетическая

ценность русского искусства, особенно ранее недо-

оцененного XVIII–начала XIX века.

Параллельно изучению истории русского искус-

ства предшествующих веков Грабарь посвящает ряд

фундаментальных монографий современности.__

Серов. Девушка, освещенная солнцем»

(1888, ГТГ).Влияние импрессионизма. На открытом воздухе.

Позировавшая кузина художник сидит под широко раски-

нувшим ветви деревом так, что сквозь листву пробиваются

яркие лучи летнего солнца; блики света и цветные рефлек-

сы скользят по лицу, рукам и одежде.

Цвета – во взаимодействии дру г с дру гом.

Богатство оттенков. Впечатление тишины, спокойс-

твия. Свободная композиция была новым приемом,

так же как стремление показать жизнь в движении,

изменчивости впечатлений.

Коровин самостоятельно подходил к импрессио-

нистической живописи. Поездка в Париж в 1892–

1894 годы еще более укрепила его на этом пути.

Коровинский импрессионизм проявился в ряде

произведений:

«Ле т о м» (18 9 5 , Г ТГ ) –

у кустов сирени, на минутку остановилась молодая

женщина в белом платье и соломенной шляпке.

Платье ее кажется ослепительно белым, на него ло-

жатся синеватые яркие тени, блики света, которые

играют и на дорожке сада, и на ветхих досках забора,

и на бочке для дождевой воды. Цвет изменчив, богат,

живописная манера свободная, широкая, эскизная.

Она лишь намечает, но не прорисовывает формы

предметов, и оттого они кажутся легче, воздушнее.

Все сосредоточено на том, чтобы ощутимее выразить

состояние природы и человека в данный преходящий

момент, уловить взаимодействие цвета и света.

Импрессионизм Коровина сказался в портрете

К. Д. Чичагова (1902 , ГТГ) и особенно в порт-

рете Т. С. Любатович.

Второй портрет, безусловно, этюден: в нем гос-

подствует мгновенное, случайное. Лицо молодой

женщины полускрыто полями шляпки. Портрет на-

бросан очень широким пастозным мазком. (в компо-

зи ц ию пор т ре та «с лу ча й но» попа л а фи г у р а

Шаляпина, стоящего в отдалении у моря).

Импрессионизм обострил зрение художника, его

восприимчивость к мимолетному, создал приемы,

позволяющие фиксировать все быстро на холсте.

«Парижское кафе»(предположительно 1890-е годы,

ГТГ) – вереница расположенных по диагонали сто-

лов, покрытых белыми скатертями. Выбран такой

момент освещения, когда в предрассветной дымке

утра появляются первые лучи солнца, прогревают

атмосферу, влага начинает испаряться и глазу стано-

вится ощутимо движение воздуха. В другой картине

«Парижское кафе»(ГТГ) – в теплом мягком свете

предметы потеряли четкость объемов. Женская

фигура в центре под красным зонтиком восприни-

мается не более, как звучное красочное пятно.

В парижских пейзажах Коровин передавал впе-

чатления от повседневной жизни, писал тихие улоч-

ки и небогатые кварталы в разное время суток.

В это время в станковых произведениях Коровина

укореняется широта, эскизность живописной мане-

ры. Цвет теряет свою вещественность и восприни-

мается как поток вибрирующих (но в изображении

архитектуры сохраняется предметность). Таковы

«Париж. Бульвар Капуцинок» (1906, ГТГ),

«Париж ночью. Итальянский бульвар»

(1908, ГТГ).

В пейзажах ночного Парижа преобладают зре-

лищность, декоративность. Эффект цветного света

напоминает огни театральной рампы.

Театрализованность в выражении действитель-

ности присуща и ряду других произведений худож-

ника: «Северная идиллия» (1886, ГТГ),

Освещение летнего вечера передано в этюде

«Сарай»(1900, ГТГ). На фоне потемневшего от време-

ни серого сарая намечены мазком две женские фи-

гуры. Красная одежда на одной из них вспыхивает

сильным цветом, как если бы на нее упал случайно

луч заката.

«Бумажные фонари» (1895 –1896, ГТГ)

Небольшая жанровая картина.

Горящие в сумерках разноцвет-

ные китайские фонарики, крас-

ный цвет блузки смуглой молодой

женщины. Это лирический бес-

событийный жанр, полный поэ-

зии. Модернистская стилистика.

Вытянутый формат напоминает

китайские свитки. Декоративен

сверкающий цветом и светом

портрет Ф. И. Шаляпина(1911,

ГРМ). Терраса, на которой изоб-

ражен знаменитый певец, осве-

щена ярким южным солнцем, и в

его лучах сияют буйная зелень,

вино в бутылке и стакане, ярче

кажутся красно-розовые букеты.

Коровин – один из крупнейших мастеров натюр-

морта. Он дал этому роду живописи самостоятель-

ную художественную жизнь. Особенно часто писал

Коровин цветы – обычно живые, но иногда искусст-

венные, бумажные – в золоченых ампирных вазах.

В 1910-е г. он особенно увлечен натюрмортом. В на-

тюрморте «Розы и фиалки» (1912 , ГТГ,) велико-

лепно обыграно сопоставление пышного букета

темно-пунцовых роз и скромных букетиков фиалок,

звонко-оранжевого апельсина, белых кусочков са-

хара и блестящих мета л л и ческ их пред метов.

Предметный мир вписан в широкий мир сверкающе-

го за окном вечернего города.

В произведениях 1910-х г. Коровин особенно лю-

бил давать противопоставления– огня, зажженного

в помещении, и ночной темноты за его пределами,

создавая впечатление ярко освещенной сцены и

погруженного в темноту зрительного зала. В натюр-

мортах настроение, переживание переданы не менее

впечатл яюще, чем в пейза жа х и л и жа н ра х.

По сравнению с пейзажами Парижа теперь цвет стал

п ло т не е, и н т е нс и вне е, ф орма о б о бще н не й.

Натюрморт

«Рыбы, вино и фрукты» (1916, ГТГ)

Жемчужные переливы рыбьей чешуи восприни-

маются как драгоценность.

Рыбы 1916

Очень декоративны его Крымские пейзажи.

Импрессионизм граничит с экспрессионизмом.

К числу художников, имевших прямое отноше-

Ние к этому объединению, принадлежали М. Ф.

Ларионов и Н. С. Гончарова. Для них губитель-

Ным было самодовлеющее увлечение худо-

Жественной модой дня. Ларионов и Гончарова

Отдали дань буквально всем современным им

Эстетическим тенденциям, поочередно перехо-

Дя от увлечения примитивом к лучизму, кубиз-

Му, футуризму и так далее.

Михаил Федорович Ларионов

(1881 – 1964)

— один из основателей объединения «Бубновый

валет», давший ему это эпатирующее название. Он

писал пейзажи, натюрморты, портреты, как теат-

ральный художник был участником дягилевских

антреприз.

В период 1907—1911 годов Ларионов создает солдат-

скую серию («Отды хающий солдат», «Утро в казарм

е», обе ГТГ; «Сидящий солда т», частное собрание,

Париж). В изображении солдат использован ы приемы

примитивных рисунков, с нарочитой брутальностью,

безграмотностью подписей и так далее.

В декларациях эта тенденция провозглашала тя-

готение к «здоровому варварству».

В 1910-е годы художник увлекся лучиз-мом – раз-

новидностью абстракционизма.

Наталья Сергеевн а Гонч аров а

(1881 –1962)

писала пейзажи, натюрморты, театральные деко-

рации. Однако центральное место в ее творчестве

рассматриваемого периода принадлежит крестьян-

ской теме.

В ранних работах в какой-то мере сказываются

реалистические традиции («Рыбная ловля», 1908,

ГТГ). В начале 1910-х годов у Гончаровой наметились

тенденции к декоративности, яркой красочности,

монументализа-ции образов; усилилось увлечение

примитивизмом (картины «М ытье холст а», 1910,

«Купанье лошаде и», 1911, обе ГТГ) – резкими обоб-

щенными и огрубленными формами, искажением

пропорций. Подобные приемы в ее представлении

должны были служить выражению почти первобыт-

ных, не затрону тых буржуазной цивилизацией

вкусов. Во всем этом было много надуманного, наро-

читого, а иногда почти отталкивающего

«Крестьяне, собирающие яблоки»,

1911, ГТГ.

Наряду с подобными работами у Гончаровой встре-

чаются произведения иного плана, например,

рисунок «Испанки» (б.,граф, кар., ГТГ, ил. 154),

сви де т е л ь ст ву ющи й о большом г рафическом

мастерстве.Гончарова обращалась также к древнерусскому

искусству (евангелисты,все ГРМ). В таких произ-

ведениях, как, например,художница использовала

 приемы футуризма.__

49. Неорусский стиль.

Параллельно с модерном развивался неорусский

стиль, который в своем направлении вел поиски

национальной выразительности. Новый метод осво-

ения древнерусского наследия. Ориентир на образ,

на более целостное восприятие исторического про-

образа. Отсутствие прямых цитат средневековых

памятников в деталях фасадов. Авторами построек

являются не архитекторы, а художники, которые

переосмысливают архитектуру и ищут новые формы

через сценографию, театральные декорации. Кон. 19

в. проблемы взаимосвязи традиции и современности.

Основная типология неорусского стиля – храмы.

Тесная связь между материалом и конструкцией,

характерная для средневековой народной традиции

допетровской русской архитектуры, получила новое

эстетическое истолкование в «неорусской» ветви

стиля модерн, которая стремилась эстетически пре-

образить городское пространство, а не выступала с

идеологическими претензиями, как это было в более

раннем стиле «русского возрождения».

«Абрамцевский кружок». Артистическое со-

д р у же с т в о, с л ож и л о с ь в 18 7 0 е г г. в о к р у г

С.И.Мамонтова. Абрамцевский кружок собирал де-










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...