Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русское исскусство_архитектура_19 век
147 ле его участников и активных деятелей, особенно в художественно-просветительской работе. Ее венцом стала многотомная «История русского искусства». Довести издание до конца не удалось. Было опубли- ковано множество документов, утверждены нацио- нальная самостоятельность и высокая эстетическая ценность русского искусства, особенно ранее недо- оцененного XVIII–начала XIX века. Параллельно изучению истории русского искус- ства предшествующих веков Грабарь посвящает ряд фундаментальных монографий современности.__ Серов. Девушка, освещенная солнцем» (1888, ГТГ).Влияние импрессионизма. На открытом воздухе. Позировавшая кузина художник сидит под широко раски- нувшим ветви деревом так, что сквозь листву пробиваются яркие лучи летнего солнца; блики света и цветные рефлек- сы скользят по лицу, рукам и одежде. Цвета – во взаимодействии дру г с дру гом. Богатство оттенков. Впечатление тишины, спокойс- твия. Свободная композиция была новым приемом, так же как стремление показать жизнь в движении, изменчивости впечатлений. Коровин самостоятельно подходил к импрессио- нистической живописи. Поездка в Париж в 1892– 1894 годы еще более укрепила его на этом пути. Коровинский импрессионизм проявился в ряде произведений: «Ле т о м» (18 9 5 , Г ТГ ) – у кустов сирени, на минутку остановилась молодая женщина в белом платье и соломенной шляпке. Платье ее кажется ослепительно белым, на него ло- жатся синеватые яркие тени, блики света, которые играют и на дорожке сада, и на ветхих досках забора, и на бочке для дождевой воды. Цвет изменчив, богат, живописная манера свободная, широкая, эскизная. Она лишь намечает, но не прорисовывает формы предметов, и оттого они кажутся легче, воздушнее. Все сосредоточено на том, чтобы ощутимее выразить состояние природы и человека в данный преходящий момент, уловить взаимодействие цвета и света. Импрессионизм Коровина сказался в портрете К. Д. Чичагова (1902 , ГТГ) и особенно в порт- рете Т. С. Любатович. Второй портрет, безусловно, этюден: в нем гос- подствует мгновенное, случайное. Лицо молодой женщины полускрыто полями шляпки. Портрет на- бросан очень широким пастозным мазком. (в компо- зи ц ию пор т ре та «с лу ча й но» попа л а фи г у р а Шаляпина, стоящего в отдалении у моря). Импрессионизм обострил зрение художника, его восприимчивость к мимолетному, создал приемы, позволяющие фиксировать все быстро на холсте. «Парижское кафе»(предположительно 1890-е годы, ГТГ) – вереница расположенных по диагонали сто- лов, покрытых белыми скатертями. Выбран такой момент освещения, когда в предрассветной дымке утра появляются первые лучи солнца, прогревают атмосферу, влага начинает испаряться и глазу стано- вится ощутимо движение воздуха. В другой картине «Парижское кафе»(ГТГ) – в теплом мягком свете предметы потеряли четкость объемов. Женская фигура в центре под красным зонтиком восприни- мается не более, как звучное красочное пятно. В парижских пейзажах Коровин передавал впе- чатления от повседневной жизни, писал тихие улоч- ки и небогатые кварталы в разное время суток. В это время в станковых произведениях Коровина укореняется широта, эскизность живописной мане- ры. Цвет теряет свою вещественность и восприни- мается как поток вибрирующих (но в изображении архитектуры сохраняется предметность). Таковы «Париж. Бульвар Капуцинок» (1906, ГТГ), «Париж ночью. Итальянский бульвар» (1908, ГТГ). В пейзажах ночного Парижа преобладают зре- лищность, декоративность. Эффект цветного света напоминает огни театральной рампы. Театрализованность в выражении действитель- ности присуща и ряду других произведений худож- ника: «Северная идиллия» (1886, ГТГ), Освещение летнего вечера передано в этюде «Сарай»(1900, ГТГ). На фоне потемневшего от време- ни серого сарая намечены мазком две женские фи- гуры. Красная одежда на одной из них вспыхивает сильным цветом, как если бы на нее упал случайно луч заката. «Бумажные фонари» (1895 –1896, ГТГ) Небольшая жанровая картина. Горящие в сумерках разноцвет- ные китайские фонарики, крас- ный цвет блузки смуглой молодой женщины. Это лирический бес- событийный жанр, полный поэ- зии. Модернистская стилистика. Вытянутый формат напоминает китайские свитки. Декоративен сверкающий цветом и светом портрет Ф. И. Шаляпина(1911, ГРМ). Терраса, на которой изоб- ражен знаменитый певец, осве- щена ярким южным солнцем, и в его лучах сияют буйная зелень, вино в бутылке и стакане, ярче кажутся красно-розовые букеты. Коровин – один из крупнейших мастеров натюр- морта. Он дал этому роду живописи самостоятель- ную художественную жизнь. Особенно часто писал Коровин цветы – обычно живые, но иногда искусст- венные, бумажные – в золоченых ампирных вазах. В 1910-е г. он особенно увлечен натюрмортом. В на- тюрморте «Розы и фиалки» (1912 , ГТГ,) велико- лепно обыграно сопоставление пышного букета темно-пунцовых роз и скромных букетиков фиалок, звонко-оранжевого апельсина, белых кусочков са- хара и блестящих мета л л и ческ их пред метов. Предметный мир вписан в широкий мир сверкающе- го за окном вечернего города. В произведениях 1910-х г. Коровин особенно лю- бил давать противопоставления– огня, зажженного в помещении, и ночной темноты за его пределами, создавая впечатление ярко освещенной сцены и погруженного в темноту зрительного зала. В натюр- мортах настроение, переживание переданы не менее впечатл яюще, чем в пейза жа х и л и жа н ра х. По сравнению с пейзажами Парижа теперь цвет стал п ло т не е, и н т е нс и вне е, ф орма о б о бще н не й. Натюрморт «Рыбы, вино и фрукты» (1916, ГТГ) Жемчужные переливы рыбьей чешуи восприни- маются как драгоценность. Рыбы 1916 Очень декоративны его Крымские пейзажи. Импрессионизм граничит с экспрессионизмом. К числу художников, имевших прямое отноше- Ние к этому объединению, принадлежали М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова. Для них губитель- Ным было самодовлеющее увлечение худо- Жественной модой дня. Ларионов и Гончарова Отдали дань буквально всем современным им Эстетическим тенденциям, поочередно перехо- Дя от увлечения примитивом к лучизму, кубиз- Му, футуризму и так далее. Михаил Федорович Ларионов (1881 – 1964) — один из основателей объединения «Бубновый валет», давший ему это эпатирующее название. Он писал пейзажи, натюрморты, портреты, как теат- ральный художник был участником дягилевских антреприз. В период 1907—1911 годов Ларионов создает солдат- скую серию («Отды хающий солдат», «Утро в казарм е», обе ГТГ; «Сидящий солда т», частное собрание, Париж). В изображении солдат использован ы приемы примитивных рисунков, с нарочитой брутальностью, безграмотностью подписей и так далее. В декларациях эта тенденция провозглашала тя- готение к «здоровому варварству». В 1910-е годы художник увлекся лучиз-мом – раз- новидностью абстракционизма. Наталья Сергеевн а Гонч аров а (1881 –1962) писала пейзажи, натюрморты, театральные деко- рации. Однако центральное место в ее творчестве рассматриваемого периода принадлежит крестьян- ской теме. В ранних работах в какой-то мере сказываются реалистические традиции («Рыбная ловля», 1908, ГТГ). В начале 1910-х годов у Гончаровой наметились тенденции к декоративности, яркой красочности, монументализа-ции образов; усилилось увлечение примитивизмом (картины «М ытье холст а», 1910, «Купанье лошаде и», 1911, обе ГТГ) – резкими обоб- щенными и огрубленными формами, искажением пропорций. Подобные приемы в ее представлении должны были служить выражению почти первобыт- ных, не затрону тых буржуазной цивилизацией вкусов. Во всем этом было много надуманного, наро- читого, а иногда почти отталкивающего «Крестьяне, собирающие яблоки», 1911, ГТГ. Наряду с подобными работами у Гончаровой встре- чаются произведения иного плана, например, рисунок «Испанки» (б.,граф, кар., ГТГ, ил. 154), сви де т е л ь ст ву ющи й о большом г рафическом мастерстве.Гончарова обращалась также к древнерусскому искусству (евангелисты,все ГРМ). В таких произ- ведениях, как, например,художница использовала приемы футуризма.__ 49. Неорусский стиль. Параллельно с модерном развивался неорусский стиль, который в своем направлении вел поиски национальной выразительности. Новый метод осво- ения древнерусского наследия. Ориентир на образ, на более целостное восприятие исторического про- образа. Отсутствие прямых цитат средневековых памятников в деталях фасадов. Авторами построек являются не архитекторы, а художники, которые переосмысливают архитектуру и ищут новые формы через сценографию, театральные декорации. Кон. 19 в. проблемы взаимосвязи традиции и современности. Основная типология неорусского стиля – храмы. Тесная связь между материалом и конструкцией, характерная для средневековой народной традиции допетровской русской архитектуры, получила новое эстетическое истолкование в «неорусской» ветви стиля модерн, которая стремилась эстетически пре- образить городское пространство, а не выступала с идеологическими претензиями, как это было в более раннем стиле «русского возрождения». — «Абрамцевский кружок». Артистическое со- д р у же с т в о, с л ож и л о с ь в 18 7 0 е г г. в о к р у г С.И.Мамонтова. Абрамцевский кружок собирал де- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |