Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 11. Содержание и методика социально-педагогической работы с пожилыми людьми.
В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ, пожилой возраст длится у мужчин с 61 года до 74 лет, у женщин – с 55 до 74 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаютсядолгожителями. Старение не является уникальной особенностью нашего времени, но лишь в последние 100 лет оно стало обычным явлением. Установлено, что в древности и в Средние века старость была чрезвычайно редка, и вплоть до XVII века только 1% людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX в. Этот показатель увеличился до 4%. Сегодня относительная доля и абсолютная доля и абсолютное число престарелых граждан во всем мире стремительно растут, а проблемы старости и старения становятся глобальными. По данным ООН, в 1950 году в мире было 214 млн. человек старше 60 лет; к 2025 году прогнозы обещают 1100 млн. То есть, численность пожилых людей за это время возрастет в 5 раз. В связи с этим можно говорить о «старении» общества. В России, по тем же данным, 25% населения старше 50 лет. Что актуализирует организацию социальной работы с этой категорией граждан. Старение - многоплановый процесс. Можно говорить о физическом, личностно-психологическом, социальном, профессиональном аспектах старения. Поэтому изучение данного феномена требует обращения к комплексному междисциплинарному знанию. Закономерные возрастные изменения организма называются гомеорезом. В геронтологии существуют две традиционные точки зрения на причины развития старения. 1. Старение – это генетически запрограммированный процесс, результат закономерной реализации программы, заложенной в генетическом аппарате. Действие факторов окружающей и внутренней среды незначительно влияет на темп старения (теории генетически запрограммированного старения). 2. Старение есть результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни. Это многопричинный процесс, вызываемый различными факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни (стохатические теории, или теории изнашивания организма) (Г. Крайг, Я. Стюарт-Гамильтон, Р.С. Яцемирская, И.Г. Беленькая). В настоящее время насчитывается более 200 различных теорий, которые пытаются объяснить разнообразные изменения, происходящие на разных уровнях, - от целостного организма его систем и органов до уровня клеток и молекул. Специалисты Института геронтологии и геронтологии и гениатрии АМН СССР выделили молекулярные, клеточные и нейрогуморальные механизмы старения. К молекулярным и клеточным механизмам относятся: нарушения генетического аппарата клетки, программы биосинтеза белка; нарушение клеточной биоэнергетики; уменьшение клеточной массы; цитоморфопогичоские изменения; функциональные изменения; последовательность и закономерности старения клеток различных типов. Согласно представителям экологической моделисоциальной работы, процесс старения ускоряется такими экологическими факторами, как: • загрязнение окружающей среды (кислотные дожди, сверхмерное использование химических веществ, озоновые дыры; проблема чистой воды: радиоактивное загрязнение, в частности, вследствие Чернобыльской катастрофы и д.р.); • потеря привычного геополя (места, где проживал человек всю свою жизнь): переезд старых людей в город из деревни и наоборот; выезд в другую страну или регион; помещение в дом-интернат и т.д.; • нарушение экологии личности: потеря близких людей, смерть родственников, друзей; нарушение взаимосвязей с окружением вследствие определенных заболеваний (глухота, слепота и др.), ожидание смерти, страх перед нею. Методологическая база социальной работы с пожилыми людьми в русле социолого-ориентированныхтеорий включает в себя теории освобождения, активности, субкультуры, меньшинств, возрастной стратификации и Авторы теории меньшинствотмечают, что старики - группа меньшинств населения. Это предполагает их низкий социально-экономический статус, дискриминацию, предубеждения и многое другое. Теория неучастия: старый человек любит известные формы изоляции, сам уменьшает число контактов с другими людьми. Создатели этой теории считают, что старый человек, чувствующий себя достаточно защищенным, избегает общественной активности, а если и выражает еще желание показаться нужным и полезным, то к такому поведению его склоняет страх. Теория субкультурырассматривает поздний возраст как некую субкультуру людей, у которых общие ценности, нормы и стереотипы поведения. Оформление данной специфической субкультуры связано с наличием ограничений в коммуникациях и общественных связях с другими социальными группами. Теория освобождения. В основе этой концепции лежит принцип гомеостаза, необходимого равновесия между продуктивным (молодым) и непродуктивным (пожилым) поколением. В обществе актуализируется межпоколенное отчуждение, согласно которому в процессе старения люди дистанцируются от молодого поколения, освобождаются от социальных ролей, связанных с трудовой деятельностью. Этот процесс отчуждения обусловлен социальным контекстом, который является способом приспособления к новой ситуации, подготавливает человека позднего возраста к смерти. В теории разъединения процесс отчуждения рассматривается как фатальная неизбежность и объективный процесс, когда люди старшего поколения уступают место молодым, способным более продуктивно трудиться. Теория возрастной стратификации. Общество разделено в возрастном и социальном отношении. Каждое старшее поколение обладает своим уникальным опытом, который невозможно повторить, однако ценность в том, что отдельные элементы этого опыта могут использоваться последующими поколениями. Теория активности. Согласно этой теории, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из жизни общества. Старость ни в коем случае не пассивная вегетация, она - дальнейший этап реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным. Для психологического равновесия пожилого человека необходимо исполнение им новых социально значимых ролей, посильных для него новых видов деятельности. Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. И это возможно лишь тогда, когда они сами принимают деятельное участие в решении вопросов их непосредственно касающихся, когда у них есть свобода выбора. Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами и потребностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. А роль социальных работников - оказывать пожилым людям в этом помощь, не создавать барьеров между ними и окружающими людьми. Активная модель жизни в старости наверняка нелегка. Это — стиль жизни, побуждающий к ответственности за собственную личность и свое психическое развитие. Радости и ценности в жизни необходимо всегда видеть в себе и в своем окружении. В этом старого человека должны поддерживать специалисты социальных служб, которые могут помочь ему сделать старость более счастливой. Социальному работнику необходимо знать, что старость является не статичным состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфичными изменениями условий жизни, многие из которых, к сожалению, имеют негативную окраску. Среди социальных факторов, неблагоприятно влияющих на поведение стариков, можно выделить: • освобождение от высокостатусных социальных ролей, связанных с трудовой деятельностью, что на деле означает снижение социального статуса и приводит к осознанию своей невостребованности, ненужности; • отчуждение от молодого поколения, усиливающее эгоистические мотивации и стремление к сближению с людьми своего возраста, созданию субкультуры, - совокупности своеобразных норм и ценностей, отличающихся от господствующих в обществе; • ухудшение экономического положения, приводящее к преобразованию бережливости в скупость, часто не оправданную реальной ситуацией, к подмене социально значимых духовных ценностей целями экономического,бытового плана; • одиночество, которое зачастую служит причиной появления пограничных состояний и психических изменений, немотивированных страхов, боязни людей, чрезмерной привязанности к домашним животным, утраты социально-бытовых навыков, опрятности в одежде и быту. На старческое поведение влияют нарушения деятельности организма (физиологические факторы): *распространенные соматические болезни, свойственные пожилому возрасту, - артриты, артрозы, заболевания сердечно-сосудистой системы и др. *нарушения структуры и функции центральной нервной системы – ее склеротические изменения (болезнь Альцгеймера, деменция, паркинсонизм), вызывающие утрату памяти, депрессивные состояния, психические расстройства различной степени тяжести, в том числе расстройства с шизофренопо-добными симптомами. Вместе с тем, к положительным, социально значимым особенностям (личностным факторам) относят: *жизненную мудрость- умение применять богатый жизненный опыт, дать разумный совет в проблемных ситуациях; *готовность делитьсясвоими знаниями и умениями; *стремление заменитьутраченные профессиональные и семейные роли социальной активностью. Старики живо интересуются социально-политическими событиями в стране, что не часто наблюдается у людей молодого и зрелого возраста. Современные геронтопсихологиобращают внимание на то, что старость сама по себе не несет трудности и лишения, наибольшей проблемой становится процесс вхождения в собственную старость. Значимы такие социальные и психические факторы приспособления к старости и функционирования в этот период жизни, как личность старого человека, его поведение, потребность в социальных контактах и любимый стиль жизни и занятий.Процесс адаптации к старости более легок для тех, кто жизненными условиями был многократно вынужден изменять свое поведение. Большую роль играют такие факторы, как степень интеграции личности, эмоциональное равновесие, отсутствие невротических симптомов, а также психологическое принятие собственной старости. Такие черты характера, как выносливость, предприимчивость и находчивость способствуют оптимальному взаимоотношению с окружением. Высокий интеллектуальный уровень также облегчает приспособление к новым условиям. Говоря об интеллектуальныхвозможностях старого человека, ученые утверждают, что снижение умственных способностей в пожилом возрасте в меньшей степени связано с биологическими факторами, а в большей, - с психологическими и социальными. Хорошо известно, что монотонное, бедное на раздражители окружение отрицательно влияет на развитие людей: у них снижаются интеллектуальные возможности, возникают эмоциональные расстройства. С вопросами адаптации к старости связана другая проблема, интересующая специалистов социальных служб: изменяется ли к старости личность человека и, стало быть, его система ценностей, механизмы регуляции отношений с окружающими, характер и т. д., или человек сохраняет прежний облик? Психологические исследования показывают, что основная структураличности не изменяетсяпод влиянием возраста, а ее радикальные изменения наступают только в случае психических расстройств, но это же происходит и в случае психической болезни молодых. Образ, который представляет человек в старости, в минимальной степени зависит от количества прожитых лет, а определяется главным образом тем, каким был этот человек раньше. Если в течение всей своей жизни он входил в частые конфликты с окружающими людьми, был неуравновешенным и трудным в совместной жизни, то можно с большой вероятностью предвидеть, что эти черты усилятся в староста. Напротив, если в течение жизни человек выработал зрелые и один временно удовлетворяющие его контакты с окружающими, то и в старости он может стать для своей семьи и друзей эмоциональной опорой. Среди психологических теорийстарения обращает на себя вниманий эпигенетическая теория Э. Эриксона,который последнюю стадию человеческой жизни (от 65 лет и старше) обозначил как позднюю зрелость. Согласно Э.Эриксону, у старика фокус внимания сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. И здесь выделяются две линии развития: · При прогрессивной линии развития, человек положительно оценивает всю свою предшествующую жизнь,с удовлетворением подводит ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. И теперь, на последнем этапе жизни, он обретает настоящую зрелость и мудрость прожитых лет. Согласно Э.Эриксону, мудрость — осознание безусловного значения жизни перед лицом самой смерти. · Если же человек воспринимает свою прошлую жизнь как цепь нереализованных возможностейи ошибок, то на ее заключительном этапе он не достигает эго-интеграции (целостности), что приводит к скрытому страху смерти, сопровождающемуся сожалением - нельзя прожить жизнь заново, либо к отрицанию собственных недостатков путем проецирования их на внешний мир. Судьба не принимается как стержень (основание) жизни, а смерть – как последняя ее граница. Наступает отчаяние, ведь осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности (вот почему пожилые людипытаются приукрасить свои воспоминания). Таким образом, кризис старости состоит из трех подкризисов: • переоценки собственной личности после утраты профессиональных ролей; • принятия неизбежности ухудшения здоровья и старения своего тела (человеку необходимо выработать равнодушие к этому); • принятия мысли о близости смерти. От успешности прохождения этих подкризисов зависит душевное состояние пожилого человека. Развивая идеи Э.Эриксона, современные российские ученые Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович сконструировали модель нормального психического развития, где возрастные периоды в старости описывают по четырем параметрам: система социального окружения, возрастные задачи, резервы и кризисы развития.
Благополучное прохождение возрастных кризисов, активное использование резервов развития, успешное решение свойственных возрасту задач дают человеку возможность достичь состояния, которое в геронтопсихологии принято называть «счастливой старостью». Хорошее физическое здоровье, умеренный характер общих возрастных изменений, долгожительство, сохранение деятельного образа жизни, высокое общественное положение, наличие супруга и детей, материальный достаток не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. Н.Ф.Шахматов полагает, что о счастливой старости правомерно говорить, когда имеется удовлетворенностьновой жизнью, своей ролью в этой жизни. Эта та форма психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек незнал в прошлом. Самоудовлетворение - важный момент в благоприятной оценке своей жизни в старости. Итак, с одной стороны, имеются концептуальные представления о старости как важном этапе жизненного пути личности, характеризующемся особыми противоречиями и задачами.С другой стороны, существует значительное число работ, в которых старость рассматривается преимущественно как период спада, потерь, регресса.Это противоречие взглядов в определенной мере вызвано объективно существующими различиями между крайними типами, вариантами старения. Существуют различные типологии приспособления к старости. Так, американский ученый Д. Б. Бромлей выделяет пять типов приспособления к старости. Наиболее выгодная модель в социальном плане - это конструктивное отношение. Человек, обладающий им, внутренне уравновешен, имеет хорошее настроение, а также удовлетворяющие его эмоциональные контакты с людьми. Он критичен по отношению к себе, но одновременно полон хорошего отношения и терпимости к другим. Он правильно воспринимает собственную старость, а также факт окончания профессиональной деятельности, оптимистически относится к жизни, возможность же смерти трактует как естественное событие, не вызывающее печали и страха. В силу того, что в течение своей жизни он не испытал слишком много травм и потрясений, он не проявляет ни агрессии, ни подавленности, имеет живые интересы и постоянные планы на будущее. Его жизненный баланс положителен, что позволяет ему с уверенностью рассчитывать на помощь окружающих. Благодаря успехам, достигнутым в жизни, и удовлетворенность нынешним положением, он имеет высокую самооценку. Несколько иным вариантом приспособления к старости является отношение зависимости. Зависимая личность — это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супруга или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной деятельности. Семейная среда обеспечивает ему ощущении безопасности, а также делает возможным поддержание внутренней гармонии. Такой человек не проявляет ни отсутствия эмоционального равновесия, ни враждебности, ни страха. Следующий тип — это оборонительное отношение. Люди с таким отношением за свое приспособление платят определенную цену в виде легких невротических проявлений. Они преувеличенно эмоционально сдержанны, несколько прямолинейны в своих поступках и привычках, любят быть самообеспеченными, неохотно принимают помощь от других людей. Их взгляды и отношения общеприняты, они избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими жизненными либо семейными проблемами. Оборонительную позицию они временами занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избегании проявления своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым ими против страха смерти и обездоленности, является активность "через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Эти люди с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют профессиональную деятельность. Отношение враждебностиявляется следующим возможным способом приспособления к старости. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, имеют тенденцию к «перекладыванию» на окружение - других людей, организации или общественные структуры - собственных претензий и приписыванию им вины за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценке действительности. Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми, Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным отношением, используют механизм разрядки напряжения через активность. В истории их жизни можно отыскать множество стрессов и неудач, многие из них страдали нервными заболеваниями. В старости они склонны к острым реакциям страха и крайней недоверчивости по отношению к другим. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чуждый мир». Бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти. Близким к описанному выше отношением обладают люди, чья враждебность направлена на самих себя.Это лица с выраженным отрицательным жизненным балансом, избегающие воспоминаний, ибо в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против своей старости, лишь безропотно принимают то, что шлет им суровая судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этим соединяется чувство одиночества и ненужности. Эти люди достаточно реалистично оценивают собственное старение, смерть же трактуют как избавление от страданий. Хотя старость может усилить и обострить эти типологические различия, они - не столько возрастные, сколько личностные. Неправильное приспособление к старости приводит к тому, что человек вынужден как бы слишком много сил вкладывать в обычное, каждодневное существование. В случае неожиданного происшествия, утраты или других неприятностей его поведение дезорганизуется, ибо, как и каждый, плохо приспособленный человек, он плохо противостоит трудностям. Вместе с тем, исследователи выделяют несколько типов старения по способу деятельности:
Активная старость
Все эти типы протекания старости оцениваются как позитивные. Но есть и негативные типы развития или, так сказать, «пассивная старость».
Очень часто люди пожилого возраста, у которых процесс старения протекает пассивно, используются так называемыми «социальными ролями негативных версий-спектаклей».
К сожалению, такая пассивная старость усугубляет негативные изменении личности и стратегии социализации, что актуализирует ряд социальных проблем, на решение которых и направлена деятельность специалистов по социальной работе: - в обеспечении хотя бы минимальной материальной и финансовой независимости; - в предоставлении хозяйственно-бытовых услуг на дому (помощь по хозяйству); - проблемы обеспечения личной безопасности пожилых людей и избавления от одиночества; - в силу возрастных изменений организма требуется разносторонняя реабилитация; медицинская, социальная и психологическая. Вместе с тем необходимо обеспечить свободу выбора образа жизни, круга общения и рода занятий пожилых и старых людей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |