Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
Выделяют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях: Правовое воспитание осужденных. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного и социально активного поведения. Это направление воспитания занимает особое место в условиях исправительного учреждения. Его задача заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства, и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосознания. Такой подход позволяет в определенной степени возвращать в общество правопослушных (законопослушных) людей, выходящих из мест заключения. Нравственное воспитаниеосужденных. Оно предусматривает целенаправленную деятельность, направленную на преодоление у осужденных чуждых обществу моральных качеств и убеждений. Итогом воспитательной работы должно быть формирование нравственных чувств, сознания и нравственного поведения. В основе данного направления — формирование гражданина. Трудовое воспитаниеосужденных. Оно предусматривает закрепление у осужденных трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного отношения к нему, осознанной потребности трудиться. Это направление является исключительно важным, так как труд, трудовая деятельность — одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных. Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. Сама обстановка пенитенциарного учреждения предусматривает важное значение этого направления в работе с осужденными. Оно позволяет не допустить деградации личности осужденного, сохранять его человеческое достоинство. Оно направлено на развитие физических способностей, укрепление здоровья, формирование морально-волевых качеств. Важное значение имеет активизация самовоспитания осужденных. Это направление является ведущим во всей системе воспитательной деятельности с осужденными. Главным его назначением является включение заключенного в самовоспитательную деятельность, осознание им необходимости преодоления каких-либо негативных качеств личности. Оно направлено на превращение объекта воспитания в субъект самовоспитания. В этом суть всей воспитательной (перевоспитательной) деятельности в условиях исправительногоучреждения. Существуют различные средства исправления и перевоспитания осужденных. Следует различать средства педагогического процесса и средства педагогической деятельности. Средства педагогического процесса— это те средства, которые выступают составной частью процесса перевоспитания и обеспечивают его функционирование в интересах исправления осужденных. К ним относятся: труд, режим, культурно-досуговая деятельность, общественная работа и др. Средства педагогической деятельности— это то, что использует воспитатель для воздействия на воспитуемых в процессе воспитательной деятельности. К ним относятся: слово, действия, пример, книга, технические средства и пр. Основные средства педагогического процесса: Труд как основа перевоспитания осужденных. Главное назначение — обеспечить его воспитательный характер. Для этого необходимо: · обеспечить общественно-полезный характер труда; · использовать труд для удовлетворения потребностей индивида, как средство развития личных потребностей; · способствовать физическому и нравственному развитию человека в процессе трудовой деятельности. Общественный характер труда способствует нравственному воспитанию; · обеспечить высокий уровень организации и культуры труда; · способствовать состязательности в процессе труда, сплочению людей в интересах общего результата. Режим как средство перевоспитания осужденных. Собственно режим организует в основном внешние рамки поведения личности. Он представляет комплекс требований, правил, ограничений, запретов, охватывающих всю жизнь осужденных, их труд, быт, отношения с администрацией, с внешним миром, трудовыми коллективами. Ограничения распространяются на сферу труда, быта, питания, пользование предметами культурного назначения, общение с родственниками и знакомыми, свободу передвижения и т.д. Вводимые ограничения и особый порядок жизнедеятельности обусловлены необходимостью, с одной стороны, оказания карательного воздействия, а с другой — потребностями специально организуемого воспитательного процесса. Воспитывающее влияние режима заключается в следующем: —разрушение старых установок, позиций, переориентация интересов, на которых были основаны отрицательные взгляды, цели, привычки, приведшие человека к преступлению; —разрушение старого стереотипа поведения и общения; —формирование привычек и навыков нравственного поведения, компенсирующих недостатки личности. В то же время излишне строгая регламентация жизни и деятельности человека может привести и к формированию таких качеств, как иждивенчество, безынициативность, приспособленчество. Предусматривается в воспитательных целях снижение режимных требований по мере исправления человека. Общеобразовательное обучение осужденных как средство перевоспитания осужденных. Практика убедительно доказала действенность обучения осужденных как средства их исправления. Учащиеся-осужденные значительно меньше совершают нарушений режимаотбывания наказания, в их среде более здоровый морально-психологический климат, они лучше работают. Характерно, что каждый школьный урок представляет учителям дополнительную возможность для воспитательного воздействия на обучаемых-осужденных. В настоящее время число лиц с низким уровнем образования из числа осужденных растет, поэтому потребность в обучении естественно возрастает. Профессиональное образование осужденных как средствовоспитания осужденных. Данное средство способствует осужденным овладению профессией, либо повышению профессиональной квалификации. Данный факт положительно отражается на процессе перевоспитания человека в период отбывания наказания, а также помогает ему впоследствии, по возвращении из мест лишения свободы, в трудоустройстве и самореализации. Организационными формами профессионального образования осужденных являются: — индивидуальноеобучение осужденных, имеющих не большой срок наказания, осуществляется наставником из числа квалифицированных специалистов. Главная задача его — быстрое включение осужденного в трудовую деятельность; — бригадное обучениереализуется в группах до 10 человек под руководством инструктора — опытного специалиста. Задача — подготовка большего количества рабочих массовых профессий; — курсовое обучение— создаются курсы от 10 до 70 человек. На них изучается теория и проводятся практические занятия. Задачи — повышение квалификации, изучение нового оборудования и новой технологии, обучение передовым методам труда, а также вторым и смежным специальностям; — школы передового опытасоздаются для знакомства осужденных с передовыми методами труда без отрыва от производства; — классы мастеровсуществуют для обеспечения предприятий колонии квалифицированными рабочими. Такие классы охватывают по 25—30 человек, которые формируются с целью обучения по одной или смежным специальностям. Высшей формойпрофессионального образования в исправительных учреждениях является обучение в профессионально-техническом училище (ПТУ). Туда зачисляют тех, кто не имеет никакой специальности и изъявил желание учиться. Культурно-досуговая деятельность также выступает средством перевоспитания. Использование свободного времени для организованного досуга, общественной работы обладает большим нравственным потенциалом в воспитательной деятельности с осужденными. Для этого вводятся элементы самоуправления, кружки самодеятельности, народного творчества, чтение и обсуждение книг, просмотры телепередач, кинофильмов и пр. Средства педагогической деятельности описаны в общей педагогике. Они те же, но реализуются в специфических условиях пенитенциарного учреждения. Рассмотрим основные методы воспитания осужденных. Методы (от греч. methodos— путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи. Методы воспитания— это совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания. Методы воспитания осужденных — это те же методы общей системы воспитания, но применяемые к специфическому объекту в условиях исправительных учреждений. К основным методам воспитания относятся: — методы, способствующие формированию положительных потребностей, мотивов, чувств и поведения воспитуемых, это методы убеждения, организации деятельности, пример; — методы коррекции — это методы, которые непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу, ускоряя развитие, или, напротив, задерживая формирование нежелательных свойств и качеств, предотвращая нежелательное поведение. К ним относят методы стимулирования положительной активности (поощрения, соревнования), метод организации перспективных линий, метод параллельного действия, метод торможения отрицательной активности (принуждения), метод критики. Методы воспитания, их сущность и рекомендации по их практическому применению описаны в общей педагогике. Формы реализации перевоспитания, исправления осужденных. Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание; устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Следует различать формы: системы исправления, педагогического (исправительно-педагогического) процесса, педагогического взаимодействия, педагогического воздействия. Формы системы исправления представляют собой организационную систему в данной колонии или специальном образовательном учреждении, предназначенную для решения задач исправления, перевоспитания правонарушителей. К ним относятся: открытая, полурежимная, режимная. Формы педагогического (исправительно-педагогического) процесса — это содержательно-организационные основы, обусловливающие педагогический процесс колонии, исправительного учреждения. К ним относятся трудовые, учебно-трудовые лагеря; спецшколы и т.п. Формы педагогического взаимодействия — это способы организации конкретного педагогического действия в пространстве и во времени. Формы педагогического взаимодействия в процессе перевоспитания осужденных — это те же формы педагогического взаимодействия, которые сложились в общей педагогике, но используемые в специфических условиях исправительного учреждения. К ним относятся: совместная деятельность, сотрудничество, советы, обсуждения и др. Формы педагогического воздействия подразделяются: по объекту(индивидуальные, групповые, массовые); по субъекту(воспитатель, группа воспитателей, группа осужденных, коллектив осужденных); по месту проведения воспитательного мероприятия(аудиторные, клубные, спортивные и пр.); по использованию преимущественного метода воспитания — лекционные, беседы, упражнения, состязательные и пр. Все формы тесно взаимосвязаны и взаимодополняют воспитательную деятельность. Каждая категория осужденных требует учета ее специфики в интересах перевоспитания. Каковы же особенности процесса перевоспитания некоторых категорий осужденных? Особенности перевоспитания осужденных несовершеннолетних Рост преступности среди несовершеннолетних требует усиления внимания к этой категории осужденных, поиска путей наибольшей эффективности перевоспитательной работы с ними. Характеристика личности и групп осужденных несовершеннолетних: —особенности подросткового возраста: бурное физическое развитие организма, энергия, инициативность, активность, повышенная возбудимость, неуравновешенность, впечатлительность, недостаточно критическое отношение к себе, неадекватная оценка действительности; —нравственная неустойчивость, стремление к «легкой, красивой жизни», активно представляемой средствами массовой информации; —низкий культурный уровень; —завышенная или заниженная самооценка; —склонность к общению, проведение свободного времени в группах (преступность часто носит групповой характер); —избыток свободного времени и неумение его организовать; —приобщение к алкоголю, наркотикам, ранняя половая жизнь, что ведет к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе или работе; —трудновоспитуемость или педагогическая запущенность вследствие неблагополучия обстановки в семье или ошибок семейного воспитания, а также под воздействием преступной деятельности отдельных взрослых, втягивающих подростков в сферу своей деятельности и др. В исправительной работе с подростками используются: —возможности профессионального образования, приобщения их к общественно полезному труду; —увлечение подростков полезными делами коллектива; —педагогический такт, терпимость, избежание поучений и нравоучений, доверие; —организация свободного времени, активное использование его для развития позитивного интереса, культуры воспитанников и физических возможностей; —активное использование позитивных возможностей коллектива осужденных по перевоспитанию и др. Особенности перевоспитания осужденных женщин Характеристика осужденных женщин: Социально-демографическая: а)растет число несовершеннолетних преступниц, значительная часть от 19 до 30 лет; б)часть из них состояла или состоит в браке (сохранение семьи для осужденной женщины менее вероятно), среди них: —осужденные, у которых сохранились семьи; —осужденные, у которых семья распалась; —не состоявшие в браке, но имеющие детей; —лишенные родительских прав; —родившие детей в местах лишения свободы; —вступившие в брак во время отбывания наказания; в)большое число осужденных, не имеющих постоянногоместа жительства; г)не занятые общественно полезной деятельностью и пр.Уголовно-правовая характеристика: широкий спектр правонарушений — от убийств, грабежей до мошенничества и т.п. В зависимости от позиции женщины, ее индивидуальных особенностей, влияния на нее пребывания в местах лишения свободы, самого исправительного учреждения и окружающих ее осужденных людей нередко происходит деградация личности. Перевоспитательная деятельность должна учитывать весь комплекс своеобразия женщин: физиологических, социально-демографических, уголовно-правовых факторов, а также влияния на нее процесса исполнения наказания. Здесь играют роль возраст, наличие семьи, родственников и их отношение к осужденной, характер преступления, отношение к наказанию и воспитателям. Пребывание в месте осуждения может привести к процессу деградации или сохранению человеческого достоинства и др. Особенности перевоспитания лиц с аномалиями в психике. Лица с отклонениями в психике — это особая категория осужденных. К ним относятся люди: —перенесшие травматические поражения головного мозга; —имеющие отклонения в психическом развитии, связанными с истерическими и психопатическими явлениями. Они правоспособны и вменяемы, сохраняют социальные связи и в подавляющем большинстве случаев трудоспособны. Психические аномалии у осужденных в условиях изоляции могут усиливаться, что приводит к обострению их агрессивности; —имеющие ограничения в тех или иных видах деятельности; —часть лиц находится в определенной психологическойизоляции, испытывает недоброжелательное отношение, насмешки, а порой и издевательства со стороны других осужденных. В воспитательной работе с осужденными, имеющими аномалии в психике важно: — знать характер психической аномалии человека и возникающие в связи с ней социальные проблемы, рекомендациимедицины в работе с ним; —оградить его по возможности от негативного влияний других осужденных; —стремиться привлечь его к той деятельности, которая наиболее посильна и может быть реализована в условиях колонии; —обеспечивать периодическое медицинское освидетельствование, при необходимости специальное лечение. Встречаются случаи, когда вполне здоровый человек симулирует психическую невменяемость с целью побуждения пересмотра результата осуждения или хотя бы получения поблажек. Выявление таких лиц — задача сотрудников и работников медицинских органов. Особенности перевоспитания верующи. В места лишения свободы приходит определенная часть людей верующих. С другой стороны, некоторая часть отбывающих наказание под воздействием факторов окружающей среды приобщается к религии. Особенно характерно это для ряда исправительных колоний, которые поддерживают связи с религиозными конфессиями по месту их размещения. Этому способствуют также активные посещения колоний священнослужителями, их беседы с осужденными, проведение религиозных служб. В работе с данной категорией людей важно предоставить им возможность для выполнения религиозных обрядов. В этом проявляется индивидуальное право гражданина. Активное использование возможностей религиозной службы, общения со священнослужителями могут способствовать решению проблемы перевоспитания осужденных. Имеют место случаи, когда бывший осужденный после выхода из колонии, оказываясь в сложной ситуации, обращается к церкви, где находит приют и возможность временной адаптации. Это также имеет позитивное значение для реализации результата его перевоспитания. Данный факт важен еще и потому, что в настоящее время явно недостаточно ни государственных, ни общественных учреждений, которые бы помогли человеку после отбывания наказания в адаптации по месту жительства. Таковы наиболее важные образовательно-воспитательные проблемы работы в пенитенциарных учреждениях, которые необходимо учитывать администрации и воспитателям.
Контрольныевопросыизадания 1. Раскройте сущность понятия «пенитенциарная (исправительная) педагогика» и ее основных задач. 2. Дайте общую характеристику исправительного процесса осужденных. 3. Назовите и дайте характеристику основных принципов перевоспитания правонарушителей. 4.Каковы основные направления воспитательной работы сосужденными? 5. Дайте характеристику основных средств перевоспитания отбывающих наказание. 6. Назовите основные методы и формы перевоспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения. 7. Каковы особенности перевоспитания различных категорийосужденных?
Литература 1. Беличева СА. Основы превентивной психологии. — М., 1993. 2. Беличева С А..Характеристика современного состояния проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения // Проблемы социальной работы в России: Матер. 1-й нац. конф. — М., 1995.— С. 91—95. 3. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения /Под ред. В.А. Никитина. — М., 1996. 4. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова и М.П. Стуровой. — Рязань, 1993. 5. Формы и методы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений подростков: Метод, реком. в помощь учителям, воспитателям произв. обучения общеобраз. школ, спецшкол, ПТУ, специальных ПТУ. — М., 1989.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |