Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуации подчинения и влияния среды




Ситуация 1.

Таня сидела на краю дивана. Единственное, чего ей хотелось, так это побыстрее уйти. Таня очень хотела попасть на эту вечеринку, все ребята говорили об этом. Она надеялась, что удастся весело провести время в компании, но теперь ей было невыносимо скучно. Комнату заполнил дым, обволакивая лица смеявшихся и шутивших, хотя речь многих казалась невнятной и искаженной.Некоторые из ребят время от времени выходили в дальнюю комнату, иногда с ними уходили девушки. Таня не знала, чем они там занимаются, только все это казалось странным. Другие пили вино и пиво.

- Эй, Таня, - позвала ее однокурсница. - Выпей, расслабься, встряхнись.

 Таня неохотно взяла из рук Ани банку пива и сделала большой глоток.  Пиво защекотало ей горло.

Рядом проходил симпатичный молодой человек. Он уже давно привлекал ее внимание. Он взял ее руку.

- Вы Таня? - спросил он тихо.

- Да! - ответила она, довольная, что ее узнали.

После этой встречи вечеринка стала казаться ей все же неплохой. Вначале они болтали о разных пустяках, а потом Александр пригласил ее в другую комнату. Польщенная, Таня последовала за Александром. Она чувствовала, что пиво ударило ей в голову, у нее немножко кружилась голова, но ей Александром.

В комнате витал какой-то странный, незнакомый запах. Александр представил Таню своим друзьям. Они, казалось, не замечали девушку, но ее тронула забота парня. Затем ему передали какую-то странного вида сигарету. Она была в двое меньше обычной. Александр удовлетворенно вздохнул и поблагодарил своего приятеля. Он глубоко затянулся.

- Отлично, - сказал он и протянул Тане сигарету.

- Что это? - спросила она.

В комнате раздался смех …

- Ты уверен, что ей здесь место? - спросил один из парней

- С ней все в порядке, - уверенно ответил Александр. – Ну, попробуй. Это марихуана, не бойся, ты почувствуешь себя отлично.

Таня очень испугалась. Как она могла пойти на это? Она знала, что ей не следует этого делать ... но Александр ей очень нравился. Он никогда даже не посмотрит на нее снова, если она не попробует.

______________________________________________________________Стр 257

- В чем делo? - спросил Александр. - Попробуй хотя бы, все ее курят, не может она быть такой вредной.

- Просто поднеси ее к губам и вдохни, затянись, - посоветовала одна из девушек.

- Давай, попробуй ... тебе понравится, - уговаривали ее все в один голос.

Таня взяла сигарету и сделала первую затяжку.

Вопросы и задания

1. В чем сила влияние среды на человека?

2. На какого человека среда оказывает сильное воздействие?

3. Дайте оценку поведения Тани.

4. В чем педагогический смысл этой истории?

Ситуация 2

Летом семья Димы переехала в новый микрорайон на другой конец города. Ста­рые друзья были далеко, один-два раза съездил, но как-то не так получалось обще­ние как раньше. Новых друзей в школе он пока еще не приобрел - до первого сентября оставалось еще две недели.

Как-то вечером, гуляя по двору, он познакомился с ребятами намного старше себя, а потом охотно проводил с ними оставшиеся дни каникул.

- Ничего начнется учеба - у него времени не будет свободного с ними гулят. Да и товарищи появятся, - успокаивал отец встревоженную мать.

Однако учебный год начался, а Дима еще больше привязался к своим сомни­тельным дружкам, стал прогуливать уроки и целые учебные дни и, что самое страшное, приобщаться к курению и спиртным напиткам. На все требования родителей он отве­чал:

- Да, я такой! А что я могу с собой сделать? Мне с ними хорошо! Оставьте меня в покое.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте поведение родителей Димы.

2. Что бы вы предприняли на месте его родителей?

3. Что и кто может помочь Диме в этой ситуации?

Ситуация проявления ответственности

Вы собираетесь идти в кино с приятелями. Ваша мама знает, что сегодня идут два фильма, один из которых - эротический, другой - об инопланетянах. Перед самым выходом из дома мама просит пообещать ей не смотреть пока еще эроти­ческий фильм. Вы без колебания соглашаетесь, так как все собирались смотреть приключения. Но, едва вы встречаетесь со своей компанией, как подруга неожи­данно говорит вам, что она хочет смотреть эротический фильм, что все однокласс­Ники его посмотрели, и будет глупо, если мы откажемся от удовольствия из-за какого-то обещания. Вы злитесь и обижаетесь на подругу - она ведь зачинщица проступка, - но все же отказываетесь идти, потому что пообещали матери.

______________________________________________________________Стр 258

 

Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки

- Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, - спокойно говорит отец. - Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что произошло.

Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.

- Я согласен, что это произошло не по злой воле, - говорит отец. –Но в  повседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жестокие правила.  Ты должен подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь правильным сейчас в этой ситуации.

Вопросы и задания

1. Какие качества будут развиваться у сына при таком поведении отца?

2. Какое же наказание вы считаете наиболее педагогически целесообразным в данных обстоятельствах?

3. Какой воспитательный прием применил отец для воздействия на сына?

Ситуации убеждения

Ситуация 1

Катя отправляется в школу холодным утром, надев лишь жакетик.

-Надень пальто, - говорит мать. – Этот жакет легкий для такой погоды.

- Не хочу! - отвечает дочь.

- Мы ведь обе не хотим, чтобы ты простудилась? Не правда ли? – говорит мать - Пойми, я искренне за тебя волнуюсь. Войди, пожалуйста, в мое положение и советуй, что делать с таким ребенком?

- Хорошо, давай я надену под жакет свитер.

- Прекрасно, - соглашается мать.

Ситуация 2.

Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал:

- Не буду, и все!

Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал:

- Давай поспокойней. Садись-ка, поговорим. Ты не хочешь дежурить?

 - Не хочу.

- Но ведь в классе ты не один. Еще 23 человека. И все дежурят, потому, что обязанность каждого помочь уборщице, которая убирает всю школу. И в любом классе нашей школе ребята дежурят по очереди. Что ж ты за особенный? Все дежурят, а ты - «не буду». Подумай, как ребята на тебя смотреть будут. Да и ты  сам: ведь за тебя, значит, кто-то должен лишний раз убирать? Ты подумай еще раз, не спеши, а завтра мы с тобой вернемся к этой проблеме.

______________________________________________________________Стр 259

Hа другой день утром Василий подошел к учителю и буркнул под нос:

- Буду дежурить. Только пусть со мной кто-нибудь другой дежурит, не Пет­рова. А то она все учит и учит, что как делать. Надоело.

 

Ситуация риска

Ситуация 1.Фрагмент из романа И. Штемлера «Универмаг».

Фиртич обернулся  к двери, но не успел поздороваться - его отвлек частый телефонный звонок междугородной связи. Он поднял трубку и заговорил, вольно присев на подлокотник  дивана.

Лисовский опустился в кресло напротив коммерческого директора.

-Прибыла партия фотоаппаратов, а сопроводительного счета нет, - пояснил Индурский­, кивая в сторону директора. - И артикул незнакомый, привязаться не к чему . А ­новый счет неделю будет ползти, не меньше.

Лисовский насуплено молчал. Индурский заерзал, он недолюбливал главбу­Ра, который нередко остужал энергию коммерческого директора, удерживая от авантюр.

- Значит, так, - Фиртич положил трубку. - Цена аппарата четыреста семьсот рублей. Счет  они дошлют.

Он придвинул бумаги и наложил резолюцию, разрешающую продавать аппараты. Тем самым ­Фиртич брал на себя всю ответственность. Случись сейчас ревизия , ему несдобровать : товар, принятый без счета, продавать нельзя ... А главный бухгалтер, тот же ревизор, сидит, точно ничего не слышит ...

 

Вопросы и задания

1. Обоснован ли риск, по вашему мнению?

2. Оправдан ли риск в жизни и деятельности человека - что это такое?

3. В чем педагогический смысл риска?

Ситуация 2

Юрий Сергеевич получил очень озорной, неспокойный класс, который с первого же урока решил, по словам школьников, «испытать химика, на герметичность».

Когда Юрий Сергеевич вошел в кабинет, то из одного угла послышалось:

-Ку-ку.

Когда учитель повернулся туда, то из другого угла раздалось:

-ку-ку.

Потом, как только он начал говорить, «ку-ку» звучало от куда- нибудь вновь.

В ответ Юрий Сергеевич сказал всему классу:

-ку-ку, ку-ку!

И все рассмеялись, учитель смеялся все вместе с ребятами. После этого урок продолжился спокойно.

 

Ситуация 3.

Мороз сковал реки, озера и побережья северных морей. Трое товарищей шли по тонкому льду Финского залива, оживленно переговариваясь между собой.

Юре попал снег в ботинок. Он поотстал от товарищей, нагнулся, расшнуровывая обувь. И вдруг он неожиданно выпрямился, и побледнев:

-Спасите!- отчаянный крик резанул ему уши.

Юра оглянулся. Там, впереди, стоял Виктор, а Димка барахтался недалеко в ледяной воде.

-Руку! Протяни руки…Помоги!- кричал он захлебываясь.

Но Виктор в стрехе отступил от проруби…

Словно толкнула что-то Юрия. Быстро натягивая ботинок, он бросился к товарищам.

-Ложись на лед, держи меня за ноги, я поползу к проруби. Живо!- скомандовал Юрий, на бегу обращался к стоявшему в оцепенении Виктору.

Но Виктор застыл на месте.

-Ну, живо! Держи меня!- еще раз крикнул Юрий, лежа на льду.

Виктор неуверенно сделал шаг и вдруг отвернулся.

-трус!- Бра пополз к проруби. Все ближе и ближе… Только бы успеть. Набухшая от воды тяжелая зимняя одежда тянет Диму вниз, сковывает его движения.

Юра ползет. Вот уже кромка льда. Он протягивает руку Диме.

-Держись…Так,- напрягая мускулы, Юра тянет товарища на лед.- Еще немного…

Но лед не выдерживает. Юра с ужасом слышит, как лед трещит под ним, как под пиджаком побежали ручейки холодной воды… Только бы успеть. Еще одно усилие…

Лет трещит, и под воду скрываются оба мальчика.

Но вот из головы вновь появляются на поверхности. Захлебываясь, изнемогая от усталости и холодной воды, Юра удерживает одной рукой товарища, другой ощупывает кромку льда. Но он непрочен- крошится под пальцами. «Неужели смерть?»- промелькнуло в голове. « Нет, не может быть. Нужно только освободить правую руку». Он оглядывается в надежде увидеть Виктора, надеясь, что он все же поможет им. Но тот уже исчез. И Юра вновь ощупывает кромку льда в поисках опоры.

…Нет, не утонули друзья. Несмотря на трудности, Юра вытащил –таки Диму из воды, и они еле живые добрались до дома.

 

Вопросы и задания.

1. Что выявляет данная ситуация?

2. 2. К чему должен готовиться молодой человек при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь?

3. 3. Можно ли судить по данной ситуации, что жизнь- большая ценность для человека? На какие еще ценности были сориентированы юноши в данной ситуации?

 

Ситуация 4

    Группа студентов возвращалась вечером домой. Они вышли вдоль канала, о чем-то говорили и весело,заливисто смеялись, не обращая внимания на прохожих.

    Вдруг со стороны канала послышался детский плач и крик:

_________________________________________________________________стр 261

 

 

-Мамочка, помоги!...

Юноши и девушка начали оглядываться по сторонам и заметили у берега погружающего в воду мальчишку.

Валерий швырнул в сторону портфель и стремительно бросился к берегу За ним побежал Николай, на ходу бросил предупреждение:

- Не лезь в воду, ведь ты только что болел воспалением легких! Постой, я сам его вытащу.

Но Валерий, махнул ему рукой в знак возражения, бросился в воду и еле успел схватить за шарфик тонувшего малыша.

Николай и все остальные помогли Валерию выбраться с малышом на берег и вызвать скорую помощь. Жизнь мальчика была спасена.

 

Вопросы и задания.

1. О чем свидетельствует данная ситуация?

2. Что вас интересует в человеке в первую очередь?

3. Какие качества проявили молодые люди в данной ситуации?

 

Ситуация оказание помощи.

Ситуация 1

Я встретил, в лесу мальчика, который помог мне найти дорогу в поселок. Я увидел как мальчик подошел к одному из домов и заглянул в окно.

-Лизаветта!- крикнул он. - Ты что - спишь? А ну, открой окно ...

Неправдоподобно тонкая, похожая на светлый стебель рука медленно протя­гивалась и с трудом толкнула створки. Окно распахнулось, и руки спрятались.

-Здорово!- сказал Тимофей (так звали моего попутчика) и откашлялся.

-Здорово…- ответил тихий голос внутри.

-Прочла?

-прочла…-откликнулся тот же голос.

-смотри мне!- сказал Тимофей строго. –Вот пообедаю и приду. Марья Петровна знаешь, сколько по русскому задала? Закачаешься!

- а тетя Паня тебя уже искала…-сказал голосок.

-Что я, кошелек с деньгами, чтоб меня искать?- проговорил Тимофей начальственно. –Меня искать нечего. Сказа «приду»- значит, приду.

Он перегнулся через подоконник.

-Давай тетради…-сказал он.

Я тоже заглянул в комнату. На кровати лежала девочка, бледная до восковой белизны. Теперь я близко видел ее лицо- нежное, с мягким овалом, с прозрачной, лишенной румянца кожей. Огромные темные глаза смотрели прямо на нас Девочка медленно, осторожно улыбнулась, словно и улыбка, как движение, могли причинить боль.

-Давай тетрадку, слышь!- приказал Тимофей.

-Ой, испугалась…-сказала девочка, неслышно засмеявшись. – До чего ты, Тимофей строгий, прямо страх…

______________________________________________________________стр 263

 

-Пакедова…-басом сказал он. –Покушаю и приду. Окошко закрывать, что ль?

-пакедова…-тоненько и тихо, как эхо, откликнулась девочка.- Не закрывай не надо…

Тимофей отвалился грудью от подоконника, и мы пошли дальше.

-Что с этой девчонкой?- спорсил я после молчания.- Давно заболела?

-5 лет лежит,- Грустно сказа мальчик. – Болезнь у нее такая…Полиартрит- так учительница называет.

-Вот оно что! - Сказал я медленно.

-Только я думаю, что у нее теперь уже не полиартрит, а целый артрит, - вздохнуд Тимофей.- Раньше она хоть подниматься могла, а теперь не может. И ноги у нее уже не разгибаются- видели, как их свело? Ни сесть, ни встать. Мы с ней сидели за одной партой. Ну вот, я что ни день прихожу к ней, уроки учим. Она нечего, старается. Вот только по немецеому тройку схлопотала. У нас немка вредная.

Мы дошли до низкого заборчика и остановились.

- Мы тут живем…- Сказал он застенчиво, и уши его снова порозовели.

-Ну, до свидания, Тимофей, - сказала я, и протянула ему руку.

 

Вопросы и здания

1. Проанализируйте характер отношений между подростками.

2. Что можно сказать о человеческих качествах Тимофея и Лизы?

 

 

Ситуация 2.

Полина не умела плавать, но что бы пойти вместе с ребятами в поход, ей надол было обязательно научиться этому. На уговоры подруги ее поучить Полина отвечала отказам. Ну ближе к дню отправки, она сдалась и решила учиться плаванью.

-Хорошо, -говорила она своей подруге Ларисе.

-Я поплыву, только ты будешь плыть рядом, и приговаривать: «Спокойно…спокойно! …»

Так, они проплыли вместе почти 100м. Полина была очень довольна своим успехом и на вопрос, страшно ли, отвинтила:

- Погоди, доплывем до лодки, тогда скажу,- страшно или нет.

Позже она признала подруге:

- Так страшно было проплыть первые 10 м., а потом стало спокойнее, я чувствовала, что ты рядом.

 

Вопросы и задания.

1. Каковы истинные мотивы обучения плаванью у Полины?

2. Что помогло Полине преодолеть страх?

3. Как вы понимаете дружеские и приятельские отношения между людьми?

 

Ситуация 3

    Федя с отцом возвращались пешком домой из дальнего похода. За плечами у них были рюкзаки. Оба устали, но скоро их ждала спортивная база и желанный отдых. Но что это?

Отец вдруг сверну с прямой дороги и пошел к одиноко растушуй молоденькой березки, пошел вслед за отцом и Федя.

_________________________________________________________________стр 263

 

-Смотри, ветер ли, или нахулиганил кто,- отец осторожно выпрямил полусломанный нежный ствол деревца со слегка увядшими листьями.

-Колышек надо.,- сказал Федя и побежал вдоль дороге.

Скоро деревце выпрямилось, туго перевязанное надежным бинтом, так кстати оказавшимся в рюкзаке Фидии.

-Ну вот, теперь заживет, -сказал отец.

И они пошли дальше. Несколько раз Федя оглядывался на березку. Ему казалось, что она благодарно машет им вершинкой.

 

Вопросы и здание.

1. Какое воспитательное воздействие оказал отец на сына в данной ситуации?

2. Какие воспитательные приемы он использовал?

3. Как вы думаете, отец решил оказать помощь деревцу по веления сердца, или что бы покакать пример сыну, с целью воспитания у него бережного отношения к природе?

4. Какой смысл вы вкладываете в экологическое воспитание?

 

Ситуация взаимопомощи

Оля и Митя ровесники, они выросли в одном доме и вот уже седьмой год вместе ходят в школу. Как то раз, в самое обыкновенное утро они, как обычно, шли в школу, не далеко от школы им повстречался незнакомый широкоплечий, загорелый, в лихой фуражке моряк дальнего плаванья. Он сразу понравился и Оле и Мите. Видимо, моряк заметил внимание ребят, потому что сначала замедлил шаг, потом дружески улыбнулся и наконец сказал:

- Извините меня, миледи! Прошу прошения сер, Мне кажется у дамы устали руки, если позволите я донесу портфель. – И прежде чем ребята сообразили, что к чему, загадочный моряк из Олиных рук портфель и зашагал рядом.

Всю оставшуюся часть пути, до школы моряк весело и непринужденно разговаривал и шутил с ребятами. А перед самой дверью он вручил Олин портфель Мите, козырнул им и исчез. У самой школьной двери, ребята столкнулись с Витькой Косовым и Андреем Карповым.

-Ха!- Закричал Витька, - Вы только посмотрите на эту парочку!

-Ты что, Митька, ишак? -Или она больная, или ты нанялся?

-Покраснел! Покраснел1 Покраснел!- закричал Андрей.- Витька, ты только погляди, какой он красный!

Митя ужасно смутился и на самом деле отчаянно покраснел. Но тут на выручку мальчишке, пришла Оля. Как ни в чем не бывало, она сказала:

- Прошу, сэр, не обращайте внимания. Мы опаздываем.

И Митька вспомнил вдруг, того веселого моряка. Нет, моряк ни за что, не отдал бы в такой момент Оле. И в Мите, заговорила гордость. Он решительно шагнул вперед, распахнул школьные двери, пропустил Оле, и на зло Витьке, Андрею и всему белому свету, помог девочке снять пальто.

-Благодарю, сэр.- Подыграла ему Оля и умчалась в класс.

________________________________________________________________стр 264

 

Вопросы и задания

1. Проанализируйте ситуацию с позиции Оли, с позиции Мити, с позиции их одноклассников, с позиции учителя.

2. Что такое гордость у человека? В чем она проявляется?

3. Какие воспитательные приемы, продемонстрированы в данной ситуации?

 

Ситуация критики

Гмырю И Грекова вызвал арбитр, моложавая женщина с загорелым лицом.

- Нужно пояснить, почему не работают отправленные в Баку четыре прибо­ра. По чьей вине? - спросил арбитр и выжидательно посмотрела на Грекова.

Тот принялся объяснять.

- Меня интересует такой факт. Первые два прибора были получены бакинца­ми, испытаны и забракованы. Спустя неделю они получили еще два прибора и тоже забраковали, - произнесла арбитр. - Неужели печальный опыт с первыми дву­мя приборами сразу же не насторожил бакинцев? Маловероятно. Значит, будучи уверенными в правильности своих действий, они надеялись, что хотя бы последу­ющие приборы будут хороши. Что вы думаете по этому поводу?

Надо было сразу же его уволить, - сказал Гмыря.

- Кого? - не поняла арбитр.

- Хлопца, что первые два прибора испытывал. Все было бы в порядке! - Гмыря перешел в ,наступление.

В его голосе слышалось и уважение к арбитру, и обида за подозрение в недо­бросовестности. Он извлекал из папки множество справок, доказывая, что в дру­гих городах и регионах приборы работают «как часы».

- Обидно! Завод на трех международных выставках получал медаль, в не­сколько стран экспортируем свои приборы ...

- Погодите, Василий Сергеевич, - прерывает арбитр. - Вы не то говорите.

Кстати, вы у нас частый гость. И обычно в роли ответчика. Слишком часто стали вспоминать вашу продукцию. И отнюдь не добрыми словами.

Гмыря хлопнул себя по коленям и в изумлении откинулся на спинку кресла. - Теперь я вам скажу. В Херсоне у моих соседей сына посадили в тюрьму за растрату. Кроме этого сына у них был второй сын - профессор математики, свет­лейшая голова, и третий сын - народный артист. И тем не менее все говорили о них. Это те, Браиловские, у которых сын растратчик! Никто не вспоминал второго и третьего ребенка. Это факт из жизни. Таковы люди, товарищ арбитр, - Гмыря скорбно умолк, поджав свои губы.

Греков рассмеялся. Женщина строго свела свои брови, но не выдержала и тоже улыбнулась.

 

Вопросы и задания

1. О каких человеческих качествах говорит Гмыря?

2. Что можно сказать о Гмыре исходя из анализа ситуации?

З. Какие возможны варианты последствий данной ситуации?

_________________________________________________________________стр265

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...