Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ситуация 5 Предъявление требования с опорой на авторитет родителей, или ситуация в театре.
В театре проводился благотворительный вечер, и билеты продавались без указания мест. Красивая девочка остановилась у первого от прохода кресла второго ряда. В этом кресле уже сидела девочка и что-то жевала. Красивая девочка поглядела на сидящую как-то сверху вниз и некоторое время помолчала. -Послушай, - наконец сказала красивая девочка спокойно. - Это мое место. Пожалуйста пересядь. - Почему твое? - спросила та. - Билеты сегодня ненумерованные. - Мы всегда здесь сидим, - сказала красивая девочка. - Тебе, наверное, все равно, где будет твое место, а я здесь привыкла, Пересядь, пожалуйста. - Почему я должна пересаживаться? - обиделась сидящая девочка. - Мне здесь тоже нравится! Если бы ты хотела обязательно сесть на это место, пришла бы пораньше…А сейчас мы уже здесь сидим. - И она отвернулась к соседке. Красивая девочка снисходительно на нее посмотрела, пожала плечами и подошла к билетершe. - Будьте так добры ... - сказала вежливо красивая девочка. - Попросите освободить мое место. Во втором ряду, первое от прохода. Мы всегда там сидим. А сейчас это место заняли. Билетерша vдивленно подняла на нее глаза. - Видите ли ... - сказала красивая девочка, - я думала, вы знаете, что мы всегда сидим на этих местах. Я дочь Орлова. - Батюшки! Какая у Василия Никитича большая дочка! Пойдем, разберемся.
Ситуации предъявления требования-унижения. Ситуация 1 - Я просто не могу смотреть на твои длинные волосы, - говорит отец девятикласснику. - Ты выглядишь ужасно. Почему ты их не подстрижешь? - Мне так нравится, - отвечает сын. - Ты шутишь?! Ты похож на хиппи. Ты же школьник, - возражает отец. - Ну и что? -Я не могу смириться с тем, что у тебя такие волосы, - парирует в ответ отец -Это мои волосы, и я буду их носить так, как хочу, - отвечает сын в свою очередь. - Но почему бы тебе хотя бы чуточку их подстричь? – не перестает убеждать отец. - Я ведь не говорю тебе, какая у тебя прическа, - говорит сын. - Да, не говоришь. Но я ведь и не выгляжу как дикобраз, - замечает отец. - Можно подумать, что я так выгляжу. Ты не понимаешь. Моим друзьям прическа нравится - особенно девчонкам. - Я не могу на тебя смотреть вот такого, - отец не теряет надежду переубедить сына. - Ну тогда и не смотри, - уходя, небрежно бросает в ответ сын. Ситуация 2. М а т ь (М.): Ты чудовищно безответственно относишься к обязанности мыть свою посуду после завтрака. Р е б е н о к (Р.): Ты и сама не всегда моешь посуду утром. М.: Я - это совсем другое дело. У твоей мамы и так много работы по дому. Думаешь, мало приходится прибирать за вами, шалопаями? Р.: Я не шалопай. М.: Зато такой же неряха, как все остальные, и ты об этом знаешь. Р.: Ты хочешь, чтобы все были идеальными? М.: Тебе, во всяком случае, до идеала еще далеко. Вопросы и задания 1. Какие просчеты допускают родители в общении со своими детьми? 2. Каковы могут быть последствия такого воспитания? 3. От чего зависит успех семейного воспитания? Ситуация приведения примера Алексей, восьмиклассник, связавшись с дворовой компанией парней старше себя, оказался участником группового нападения и избиения прохожего. Ребята находились в нетрезвом состоянии. Учитывая несовершеннолетие Алексея и его состояние здоровья (болезнь сердца), а также то обстоятельство, что он не проявлял при драке активности, а лишь присутствовал при этом, школе предоставлялась возможность взять его на поруки. Для этого необходимо было положительное решение педагогического совета школы. При отрицательном решении мальчика ждал суд и лишение свободы. После бурного обсуждения педсовет большинством всего в два голоса все же принял решение - взять Алексея на поруки и разрешить посещать школу. На завтра он впервые в жизни принял участие в дежурстве по школе, надев повязку, добросовестно стоял на переходе у лестницы и следил за порядком. В это время Валентина Ивановна провожала свой второй класс в гардероб. Проходя мимо Алексея, она сказала малышам громко: - Дети, посмотрите - это тот самый хулиган (и она показала на Алексея, взяв его за рукав), которого вчера чуть не выгнали из школы. Помните, я вам утром рассказывала о нем. В доли секунды Алексей сорвался с места и, бросив на ходу повязку дежурного, с искаженным лицом выбежал из школы. _____________________________________________________________Стр 253 Вопросы и задания 1. Есть ли единство среди педагогов школы в понимании свой педагогической миссии? 2. Каковы секреты воспитания? 3. О каких результатах воспитания может говорить данный факт? Ситуации обвинения - ощущения несчастья Ситуация 1 В школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду и могли похвастаться множеством дорогих вещей. Их родители сумели приспособиться к новым условиям рынка и зарабатывали большие деньги, поэтому эти ребята хоть каждый день могли приходить в школу в обновках и позволить себе дорогие развлечения. Марине же приходилось носить старые платья, сшитые мамой или бабушкой, которых она сама себе казалась старомодной. Отчего у других были такие красивые вещи, а у нее - почти ничего? Некоторые ее подруги приносили в школу большие деньги и по дороге домой останавливались у киосков, чтобы купить шоколад. Ее лучшая школьная подруга теперь с ней почти не разговаривала. Она общалась только с «избранными». Иногда Марине даже не хотелось идти в школу. Что случилось с ее родителями? Почему они не, могут заниматься тем же, чем и родители ее подруг? Может, они недостаточно умны или слишком ленивы? Однажды вечером, когда их семья собиралась пойти в гости, напряжение достигло предела. Все ждали, когда старшая дочь оденется. Она пробыла в своей комнате больше часа, примеряя одежду и глядя на себя в зеркало. Боясь, что они опоздают, ее отец, наконец, постучал в дверь. - Что?!! - пронзительно крикнула Марина из-за двери. - Марина, мы все тебя ждем, ты уже готова? Мы можем опоздать, - сказал отец. - Я не иду! - закричала Марина. - Почему? В чем дело? - спокойно спросил отец. - Меня достало это барахло. Я в нем как старуха. Я устала от того, что мне нечего носить. Почему вы с мамой никогда ничего мне не покупаете? Я терпеть не могу свою одежду! Я ненавижу ее! Она начала всхлипывать. Наступила продолжительная пауза. Родители не знали, что сказать. В самом деле, что они могли сказать? Они стремились дать детям самое лучшее, но теперь оказалось, что этого просто недостаточно. Их сердца разрывались от того, что их дочь несчастна. Они чувствовали себя неудачниками, которые ничего больше не могли ей дать, и не знали, что делать. Вопросы и задания 1. Какова роль социально-экономического фактора в воспитании человека? 2. Проанализируйте поведение родителей и Марины. 3. Как разрешить данный конфликт? Каковы наиболее целесообразные действия такой ситуации? _____________________________________________________________Стр 254 Ситуация 2. Уже 11 часов вечера, а дочери все еще нет. Мать очень волнуется, обзвонила всех одноклассников, родственников. Дочери нигде не было. Мать не может найти себе места. Около полуночи Ира веселая и счастливая пришла домой. - Где ты болталась? Кто разрешил тебе так поздно приходить домой? Если ты в 11-м классе, то решила, что уже взрослая?.. Ты бы лучше училась, чем пропадала неизвестно где! - в сердцах выговаривала мать. - Мама, что ты так волнуешься, я была с Сережей на дискотеке в его училище, - пыталась защититься девушка. - С каким еще Сережей? С этим? - она выхватила из дневника фотографию юноши. - Я тебе покажу, как гулять перед выпускным экзаменам! - закричала она и на клочки в гневе порвала фотографию Сергея. - Как ты смела! - закричала в свою очередь девушка, бросившись собирать разлетевшиеся по комнате кусочки. Подобрав их, со слезами она ей комнате. Вопросы и задания 1. Проанализируйте диалог матери и дочери. 2. Дайте оценку поведению и действиям матери и дочери. 3. Что же делать, чтобы снять напряжение в семье? 4. Как должны относиться родители к появлению у детей (юноши и девушки) первого чувства? Ситуации доверия-лжи Ситуация 1. Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной бабушкой. Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без подруги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что ее подруге тяжело одной и решила пойти навестить ее. Предварительно Света по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу. В понедельник однокурсник. Миша спросил Свету, почему она на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей. Вопросы и задания 1. В чем педагогический смысл того, что произошло между девушками? 2. Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы? 3. Как бы вы распорядились такой информацией? _____________________________________________________________Стр 255 Ситуация 2 Вообще Колька Вирусов человек неплохой и не трус совсем, но он страшно боится контрольных по математике. За последнее время по контрольным он стал получать двойки. А показывать маме двойки - не очень приятное дело. В этот день после уроков Тамара Степановна сказала: - Всем приготовиться. Завтра контрольная. …На следующее утро Колька прибегнул к обычной своей yловкe. Он смял рубашку и повесил ее на место. И ... захныкал: - Мама, у меня рубашка мятая! - Ну и что? - Как что, погладь! Мама взяла утюг и поставила греть. Но Колька снова захныкал: - Голова болит! Мать взяла термометр и поставила Кольке, а сама вышла на кухню. Колька подождал пока стихнут ее шаги в коридоре. Воровато оглянувшись, он взял со стола полотенце и, завернув в него термометр, приложил к утюгу. Подержав так некоторое время, вынул термометр и сунул себе под мышку. Вернувшись, мама ми всплеснула от удивления. - Повышенная! Да rде же ты такую простуду поймал? В школу не пойдешь. Быстро ложись. Сейчас вызову врача. Колька, сдерживая улыбку, полез в постель. Врач, выслушал Кольку, осмотрел, смерив ему температуру, и сказал: - Мальчик совершенно здоров. Температура нормальная. Мама удивилась: - Пол часа назад была такая высокая температура, а сейчас нет! Пусть уж сегодня он полежит, а завтра пойдет в школу. Вопросы и задания 1. Какие особенности мальчика проявляются в этой ситуации? 2. Так ли уж это плохо, если мальчик проявляет изобретательность? 3. Какую информацию о школе и родителях дает эта ситуация? 4. Как бы вы вели себя на месте матери? Ситуации угрозы наказания и переживания своей вины Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и в дребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала. Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее и мысль, что придется купить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесет ______________________________________________________________Стр 256 ся к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?
Вопросы и задания 1. Как следует поступить педагогу в такой ситуации? 2. Предложите возможные варианты действий педагога в такой ситуации.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 479. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |