Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуация 5 Предъявление требования с опорой на авторитет родителей, или ситуация в театре.




В театре проводился благотворительный вечер, и билеты продавались без указания мест.

Красивая девочка остановилась у первого от прохода кресла второго ряда. В этом кресле уже сидела девочка и что-то жевала. Красивая девочка поглядела на сидящую как-то сверху вниз и некоторое время помолчала.

-Послушай, - наконец сказала красивая девочка спокойно. - Это мое ме­сто. Пожалуйста пересядь.

- Почему твое? - спросила та. - Билеты сегодня ненумерованные.

- Мы всегда здесь сидим, - сказала красивая девочка. - Тебе, наверное, все равно, где будет твое место, а я здесь привыкла, Пересядь, пожалуйста.

 - Почему я должна пересаживаться? - обиделась сидящая девочка. - Мне здесь тоже нравится! Если бы ты хотела обязательно сесть на это место, пришла бы пораньше…А сейчас мы уже здесь сидим. - И она отвернулась к соседке.

Красивая девочка снисходительно на нее посмотрела, пожала плечами и подо­шла к билетершe.

- Будьте так добры ... - сказала вежливо красивая девочка. - Попросите ос­вободить мое место. Во втором ряду, первое от прохода. Мы всегда там сидим. А сейчас это место заняли.

Билетерша vдивленно подняла на нее глаза.

- Видите ли ... - сказала красивая девочка, - я думала, вы знаете, что мы всегда сидим на этих местах. Я дочь Орлова.

-  Батюшки! Какая у Василия Никитича большая дочка! Пойдем, разберемся.

 

Ситуации предъявления требования-унижения.

Ситуация 1

- Я просто не могу смотреть на твои длинные волосы, - говорит отец девя­тикласснику. -  Ты выглядишь ужасно. Почему ты их не подстрижешь?

- Мне так нравится, - отвечает сын.

- Ты шутишь?! Ты похож на хиппи. Ты же школьник, - возражает отец.

- Ну и что?

-Я не могу смириться с тем, что у тебя такие волосы, - парирует в ответ отец

-Это мои волосы, и я буду их носить так, как хочу, - отвечает сын в свою очередь.

- Но почему бы тебе хотя бы чуточку их подстричь? – не перестает убеждать отец.

- Я ведь не говорю тебе, какая у тебя прическа, - говорит сын.

- Да, не говоришь. Но я ведь и не выгляжу как дикобраз, - замечает отец.

- Можно подумать, что я так выгляжу. Ты не понимаешь. Моим друзьям прическа нравится - особенно девчонкам.

- Я не могу на тебя смотреть вот такого, - отец не теряет надежду переубедить сына.

- Ну тогда и не смотри, - уходя, небрежно бросает в ответ сын.

Ситуация 2.

М а т ь (М.): Ты чудовищно безответственно относишься к обязанности мыть свою посуду после завтрака.

Р е б е н о к (Р.): Ты и сама не всегда моешь посуду утром.

М.: Я - это совсем другое дело. У твоей мамы и так много работы по дому. Думаешь, мало приходится прибирать за вами, шалопаями?

Р.: Я не шалопай.

М.: Зато такой же неряха, как все остальные, и ты об этом знаешь.

Р.: Ты хочешь, чтобы все были идеальными?

М.: Тебе, во всяком случае, до идеала еще далеко.

Вопросы и задания

1. Какие просчеты допускают родители в общении со своими детьми?

2. Каковы могут быть последствия такого воспитания?

3. От чего зависит успех семейного воспитания?

Ситуация приведения примера

Алексей, восьмиклассник, связавшись с дворовой компанией парней старше себя, оказался участником группового нападения и избиения прохожего. Ребята находились в нетрезвом состоянии.

Учитывая несовершеннолетие Алексея и его состояние здоровья (болезнь сердца), а также то обстоятельство, что он не проявлял при драке активности, а лишь присутствовал при этом, школе предоставлялась возможность взять его на поруки. Для этого необходимо было положительное решение педагогического совета школы. При отрицательном решении мальчика ждал суд и лишение свободы.

После бурного обсуждения педсовет большинством всего в два голоса все же принял решение - взять Алексея на поруки и разрешить посещать школу.

 На завтра он впервые в жизни принял участие в дежурстве по школе, надев  повязку, добросовестно стоял на переходе у лестницы и следил за порядком.

 В это время Валентина Ивановна провожала свой второй класс в гардероб. Проходя мимо Алексея, она сказала малышам громко:

- Дети, посмотрите - это тот самый хулиган (и она показала на Алексея, взяв его за рукав), которого вчера чуть не выгнали из школы. Помните, я вам утром рассказывала о нем.

В доли секунды Алексей сорвался с места и, бросив на ходу повязку  дежурного, с искаженным лицом выбежал из школы.

_____________________________________________________________Стр 253

Вопросы и задания

1. Есть ли единство среди педагогов школы в понимании свой педагогической миссии?

2. Каковы секреты воспитания?

3. О каких результатах воспитания может говорить данный факт?

Ситуации обвинения - ощущения несчастья

Ситуация 1

В школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду и могли похвастаться множеством дорогих вещей. Их родители сумели приспособиться к новым условиям рынка и зарабатывали большие деньги, поэтому эти ребята хоть каждый день могли приходить в школу в обновках и позволить себе дорогие развлечения. Мари­не же приходилось носить старые платья, сшитые мамой или бабушкой, которых она сама себе казалась старомодной. Отчего у других были та­кие красивые вещи, а у нее - почти ничего? Некоторые ее подруги приносили в школу большие деньги и по дороге домой останавливались у киосков, чтобы купить шоколад. Ее лучшая школьная подруга теперь с ней почти не разговаривала. Она общалась только с «избранными». Иногда Марине даже не хотелось идти в школу. Что случилось с ее родителями? Почему они не, могут заниматься тем же, чем и родители ее подруг? Может, они недостаточно умны или слишком ленивы?

Однажды вечером, когда их семья собиралась пойти в гости, напряжение достигло предела. Все ждали, когда старшая дочь оденется. Она пробыла в своей комнате больше часа, примеряя одежду и глядя на себя в зеркало. Боясь, что они опоздают, ее отец, наконец, постучал в дверь.

- Что?!! - пронзительно крикнула Марина из-за двери.

- Марина, мы все тебя ждем, ты уже готова? Мы можем опоздать, - сказал отец.

- Я не иду! - закричала Марина.

- Почему? В чем дело? - спокойно спросил отец.

- Меня достало это барахло. Я в нем как старуха. Я устала от того, что мне нечего носить. Почему вы с мамой никогда ничего мне не покупаете? Я терпеть не могу свою одежду! Я ненавижу ее!

Она начала всхлипывать. Наступила продолжительная пауза. Родители не зна­ли, что сказать. В самом деле, что они могли сказать? Они стремились дать детям самое лучшее, но теперь оказалось, что этого просто недостаточно. Их сердца раз­рывались от того, что их дочь несчастна. Они чувствовали себя неудачниками, которые ничего больше не могли ей дать, и не знали, что делать.

Вопросы и задания

1. Какова роль социально-экономического фактора в воспитании человека?

2. Проанализируйте поведение родителей и Марины.

3. Как разрешить данный конфликт? Каковы наиболее целесообразные действия такой ситуации?

_____________________________________________________________Стр 254

Ситуация 2.

Уже 11 часов вечера, а дочери все еще нет. Мать очень волнуется, обзвонила всех одноклассников, родственников. Дочери нигде не было. Мать не может найти себе места.

Около полуночи Ира веселая и счастливая пришла домой.

- Где ты болталась? Кто разрешил тебе так поздно приходить домой? Если ты в 11-м классе, то решила, что уже взрослая?.. Ты бы лучше училась, чем пропадала неизвестно где! - в сердцах выговаривала мать.

- Мама, что ты так волнуешься, я была с Сережей на дискотеке в его училище, - пыталась защититься девушка.

- С каким еще Сережей? С этим? - она выхватила из дневника фотографию юноши. - Я тебе покажу, как гулять перед выпускным экзаменам! - закричала она и на клочки в гневе порвала фотографию Сергея.

- Как ты смела! - закричала в свою очередь девушка, бросившись собирать разлетевшиеся по комнате кусочки. Подобрав их, со слезами она ей комнате.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте диалог матери и дочери.

2. Дайте оценку поведению и действиям матери и дочери.

3. Что же делать, чтобы снять напряжение в семье?

4. Как должны относиться родители к появлению у детей (юноши и девушки) первого чувства?

Ситуации доверия-лжи

Ситуация 1.

Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они  обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной  бабушкой.

Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без подруги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что ее подруге тяжело одной и решила пойти навестить ее. Предварительно Света по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу.

В понедельник однокурсник. Миша спросил Свету, почему она на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей.

Вопросы и задания

1. В чем педагогический смысл того, что произошло между девушками?

2. Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?

3. Как бы вы распорядились такой информацией?

_____________________________________________________________Стр 255

Ситуация 2

Вообще Колька Вирусов человек неплохой и не трус совсем, но он страшно боится контрольных по математике. За последнее время по контрольным он стал получать двойки. А показывать маме двойки - не очень приятное дело.

В этот день после уроков Тамара Степановна сказала:

- Всем приготовиться. Завтра контрольная.

…На следующее утро Колька прибегнул к обычной своей yловкe. Он смял рубашку и повесил ее на место. И ... захныкал:  

- Мама, у меня рубашка мятая!

- Ну и что?

- Как что, погладь!

Мама взяла утюг и поставила греть.

Но Колька снова захныкал:

- Голова болит!

Мать взяла термометр и поставила Кольке, а сама вышла на кухню. Колька подождал пока стихнут ее шаги в коридоре. Воровато оглянувшись, он взял со стола полотенце и, завернув в него термометр, приложил к утюгу. Подержав так некоторое время, вынул термометр и сунул себе под мышку. Вернувшись, мама ми всплеснула от удивления.  

- Повышенная! Да rде же ты такую простуду поймал? В школу не пойдешь. Быстро ложись. Сейчас вызову врача.

Колька, сдерживая улыбку, полез в постель.

Врач, выслушал Кольку, осмотрел, смерив ему температуру, и сказал:

- Мальчик совершенно здоров. Температура нормальная.

Мама удивилась:

- Пол часа назад была такая высокая температура, а сейчас нет! Пусть уж сегодня он полежит, а завтра пойдет в школу.

Вопросы и задания

1. Какие особенности мальчика проявляются в этой ситуации?

2. Так ли уж это плохо, если мальчик проявляет изобретательность?

3. Какую информацию о школе и родителях дает эта ситуация?

4. Как бы вы вели себя на месте матери?

 Ситуации угрозы наказания и переживания своей вины

Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткну­лась и  в дребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала.

Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и  желания, нечаянно? Беспокоила ее и мысль, что придется ку­пить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесет

______________________________________________________________Стр 256

ся к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?

 

Вопросы и задания

1. Как следует поступить педагогу в такой ситуации?

2. Предложите возможные варианты действий педагога в такой ситуации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 397.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...