Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи на выбор способа поведения




Задача 1.

Представьте себе, что к вам пришел товарищ, который живет далеко от вас.

Пришел за книгой, которую вы ему обещали, но забыли вовремя приготовить. Ее надо долго искать.

Как вы будете действовать и что предложите товарищу?

______________________________________________________________Стр 216

Задача 2.

Представьте себе, что вы пришли в театр тогда, когда в вашем ряду все зрители уже сидят на местах, а вам предстоит пройти на свое место, которое расположено в середине.

Как вы будете действовать?

Задача З.

Вы пришли в театр. И вот в самый напряженный момент спектакля, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то, сидящий неподалеку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной, кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой.

Что вы испытываете? Как вы поступите в такой ситуации?

Задача 4.

Вы с девушкой стоите на перроне в ожидании поезда. Девушка доела мороже­ное. Она смяла в комочек бумагу от мороженого и, оглядываясь по сторонам, ищет глазами урну, чтобы ее выбросить. Вдали уже показался приближающийся поезд.

Куда же выбросить бумагу? Ваши действия?

Задача 5.

Владимир ехал в автобусе. Вдруг водитель автобуса неожиданно резко затор­мозил. Юноша не удержался и толкнул рядом стоящую даму. Он сразу же изви­нился, но в ответ услышал брань. Владимир пытался объяснить, что он не вино­ват, что он не мог удержаться от толчка и что за свою неловкость он приносит извинение. Но разобиженная дама обвинила юношу в невежливости, в том, что он задел ее намеренно.

Какими могут быть дальнейшие действия юноши?

Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения

Задача 1.

Вообразите двух людей. У каждого - десять хороших друзей. Теперь пред­ставьте себе, что один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом.

Теперь обратимся к другому. Каждый день он встает пораньше, чтобы все самому сделать и успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому просто звонит им довольно часто и без причин, навещает их, помогая, чем может, не обременяя своими просьбами или подчеркивая, как для него важна дружба.

С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?

Задача 2.

Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня ­круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни

___________________________________________________________________Стр 217

привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц оказалась тихой и скромной. К концу года, перед выпуском, Тимур запанико­вал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения зеты. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, расска­зывал смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично».

Может ли существовать добро без зла? Почему так важна мотивировка поступка?

Если бы об этом узнал учитель математики, что бы он сделал?

Задача 3.

К вам сегодня днем подошел друг, с которым вы давно не виделись, и пригласил вас в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень рад, что вы проведете это время вместе. Затем вы звоните маме на работу, чтобы предупредить ее, но прежде чем ,вы успеваете что-то сказать, она радостно говорит, что звонок очень кстати: она просит посидеть дома вечером с младшим братом. Ей необходимо встретиться с одним из коллег и пойти после работы на совещание; это для нее очень важно, так как могут открыться новые перспективы в работе и в материальном положении семьи.

Решения

1. Если вы думаете только о том, чтобы не расстроить свою маму, то скажете своему другу, что не сможете пойти - совесть замучает. Вы останетесь дома, чтобы присматривать за братом, но неохотно, так как сделаете это только из боязни разочаровать или рассердить маму. И самое неприятное - то, что друг наверняка обидится, и не потому, что вы не смогли пойти, а из-за вашей нечув­ствительности и отсутствия понимания.

2. Если для вас важнее реакция друга, то ваше решение будет зависеть от его мнения. Мать очень расстроится не потому, что она не пойдет на встречу, а из-­за вашей неискренности и пренебрежения семейными интересами и ее прось­бой.

3. Если Вас в основном интересует материальная сторона проблемы, то главным будут деньги - чтобы мама заработала побольше и купила вам больше вещей. А мама при этом будет гордиться вами и благодарить за помощь. Но заслужи­ваете ли вы ее благодарности? Прав ли будет ваш друг, если усомнится в ва­шей честности и искренности?

4. Если вы эгоцентричны, то вас будет интересовать лишь максимальная выгода.

Что лучше - сходить развлечься или заработать несколько лишних очков у матери, чтобы в следующий раз она разрешила вам съездить к приятелю, жи­вущему за городом?

5. Если вы здравомыслящий человек и понимаете важность сбалансированного подхода к любой ситуации, то постараетесь оставить в стороне эмоциональ­ную сторону вопроса и взвесить все «за» И «против». Вы рассмотрите ситуа­цию и свои действия с учетом потребностей матери, финансовых интересов

______________________________________________________________Стр 218

семьи, интересов друга, других обстоятельств. Затем вы учтете возможные результаты и последствия альтернативных решений.

Задание

Выберите наиболее приемлемое для вас решение или предложите свой вариант

Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»

Задача 1.

Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство однокурсников придерживается сходной точки зрения. И только Андрей зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказывается, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно. Как вы поступите?

Решения

А (отсутствие сопротивления среде). Ни в коем случае не скажете то, что думаете. Вы выскажете мнение, сходное с тем, что высказала почти вся группа. Вы никому не признаетесь, что думаете на самом деле.

Б (возможный компромисс). Вы не будете лгать, но постараетесь найти уклончивый ответ: не скажете, что согласны со всеми, но и не скажете, что думаете на самом деле, потому что не хотите терять уважение однокурсников.

В (не подвержены влиянию среды). Вы говорите то, что думаете. Вы не пытаетесь опровергнуть мнение всех, но четко высказываете свою позицию, не· смотря на то, что она совпадает с позицией Андрея.

Задание

Выберите вариант решения или предложите свой.

Задача 2.

Однажды вы вместе со своими приятелями идете в гости к другу. Родителей нет дома, и ребята начинают пить спиртные напитки. Они передают бутылку по кругу, а когда она кончается, принимаются за следующую. Вы не хотите пить. Вам неловко из-за того, что другие делают это. Вы шепотом говорите другу, что не хо­тите, но он только смеется над вами: «Да ты попробуй, не век же нам оставаться детьми!» Как вы поступите?

Решения

А. Станете пить, потому что все остальные пьют, а вы не хотите, чтобы над вами смеялись или обсуждали вас за глаза.

Б. Придумываете отговорку, чтобы не пить, вроде: «Я принимаю лекарство, его нельзя смешивать со спиртным».

В. Просто говорите: «Нет, спасибо» или «Я не хочу».

______________________________________________________________Стр 219

Вопросы и задания

1. Какое решение вы примете, оказавшись в подобной ситуации?

2. Если вас не устраивают предложенные варианты, опишите свой способ реше­ния задачи.

Задача З.

В вашей группе есть очень несимпатичный мальчик, Василий. Он действует всем на нервы. Он занят только собой, все время болтая о своих успехах, о папи­ной заграничной машине и о том, сколько ему при возят подарков. Постоянно на кого-то жалуется или к кому-то придирается. Как-то раз вы останавливаетесь по­болтать с группой приятелей или приятельниц. Всплывает имя Василия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ведет - у него нет друзей, и все к нему относятся недоброжелательно. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются, хотя он и не ваш друг.

Как вы думаете, что вы станете делать в такого рода обстоятельствах? Выбери­те вариант возможных действий или предложите свой.

Решения

А. Смеетесь вместе с другими. Вам от этого не по себе, но. вы не хотите, чтобы другие подумали, будто вы его поддерживаете.

Б. Не смеетесь над шутками, хотя и не высказываете своего отношения к ним. В. Не смеетесь и говорите другим, что вам не нравится, как они говорят о Васи­лии за глаза.

Задача 4.

Вы слышите беседу двух популярных на курсе девушек о вашей лучшей подруге. Вас злит то, что они говорят о ней гадости, но вы знаете, что они начнут отно­ситься к вам с подозрением, если встать на ее защиту. У вас три возможности:

А. Побежать к своей подруге и передать ей весь разговор.

Б. Пройти мимо и притвориться, что ничего не слышите.

В. Вмешаться в разговор и защитить свою подругу.

Вопрос

Что бы вы предпочли?

Задача 5.

Родители дарят вам на день рождения меховую шапку, от которой вы в востор­ге. Вы знаете, что отец долго копил деньги, чтобы купить ее. Вы рады новой шапке. Но когда вы приходите в ней в университет, кто-то из знакомых говорит: «Где ты раздобыла этот ужас?» Реакция другого не лучше: «Ого! Из какого это чудо-юдо зверя сделана твоя шапка?» Если бы так произошло, как бы вы поступили?

Решения

А. Решили бы, что шапка действительно не к лицу и что она вам самому не нра­вится.

_____________________________________________________________Стр 220

Б. Шапка по-прежнему вам нравится, но теперь вы надеваете ее только в присут­ствии родителей и других взрослых.

В. Шапка вам нравится, и вам нет дела до того, что говорят приятели.

Задача на выбор варианта ответа

- Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!

 

Варианты ответов

1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.

2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить.

3. Нет у меня, надоел ты мне со своими, просьбами, когда сам будешь зарабаты­вать?

Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы! Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы ...

 

Вопросы и задания

1. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? Какому ответу Вы отдаете предпочтение? Почему?

2. Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?

 

Задачи на переориентацию

В классе появился новенький - Виталий. Первые дни мальчик посещал заня­тия вел себя хорошо. Но спустя несколько дней он перестал появляться в школе. милиционера педагоги узнали, что Виталий вместе с группой ребят украл аудиотехнику. Классная руководительница отправилась домой к Виталию. Ничего радостного она не узнала и никакой помощи не ждала, так как узнала, что отца , а мать ведет аморальный образ жизни.

И вдруг педагог вспомнила о разговоре с Виталием и его друзьями. Это была встреча на улице, где Виталий что-то рисовал на асфальте. Один из друзей сказал о больших способностях Виталия к рисованию. Узнав, где живет этот друг Виталий, классная руководительница нашла там и Виталия. Неприветливо встретив учителя, Виталий был удивлен неожиданным предложением Татьяны Викторов­- помочь В оформлении наглядных пособий к ее урокам. Для этого она дала деньги на покупку бумаги, красок и других необходимых материалов.

 

 


Нa следующий день дома у педагога Виталий мастерил и готовил наглядные пособия. В результате он стал приходить к ней домой каждый вечер с готовыми рисунками, таблицами.

Лишь к началу следующего года Виталий попросил учительницу помочь вернуть в школу, но только в ее класс.

_____________________________________________________________Стр221

 

Хорошо, что· администрация школы поддержала такой интерес, организовав для Виталия обучение по индивидуальной программе, чтобы совсем его не поте­рять.

Итак, Виталий стал регулярно посещать школу и усердно учиться.

 

Вопросы и задания

1. Какие приемы педагогического воздействия использовал учитель?

2. Чем можно объяснить расположение мальчика к учителю?

3. Какая сторона человеческих отношений отразилась в истории с Виталием?

 

3 а д а ч а 2.

Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акции, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказа­ла, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.

Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликт­ный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единствен­но из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительни­ца похвалила Колю:

- Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох ... Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:

- Коля, бросай мне ... Коля, бросай прямо в шапку ...

Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побояв­шийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться.

 

Вопросы и задания

1. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он пере­ключил активность Коли в нужное, полезное русло.

2. Когда слово учителя производит воспитательный эффект?

3. О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенны­ми людьми?

 

3 а д а ч а  3.

Ребенок обругал своего приятеля. Соседка рассказала об этом родителям.

- Я считаю, что все высказал по заслугам. Так ему и надо, - подросток старается объяснить и доказать родителям свою правоту.

- То есть это метод борьбы с теми, кто неправ? - уточняет отец.

- Да.

- И ты мог бы такое сказать маме, если бы она была неправа?.. Нам не нравится этот поступок, но мы любим тебя и верим, что это больше не повторится.

 

Вопросы и задания

1. Вы согласны с приведенными отцом доводами? Насколько оправдано в данной ситуации сравнение с отношением сына к матери?

2. Оцените средства педагогического воздействия отца на сына.

_____________________________________________________________Стр 222

 

3. Как вы понимаете обучение родителями своих детей культуре взаимоотношения с людьми?

 

З а д а ч а 4.

В университете многие однокурсники Тани считают большим шиком кури И Татьяна тоже постепенно пристрастилась к сигаретам. Мама не раз замечала как подружки курят, но не разу не сделала им замечания, хотя весь ее вид вы жал неудовольствие.

А однажды она сказала дочери:

Давай поедем с тобой в Озерки.

- Почему именно в Озерки? - спросила Таня.

- Узнаешь, - таинственно пообещала она ...

Они приехали в Озерки, шли среди каких-то новостроек. И вдруг остановишь Мама сказала:

- Здесь был тот самый убогий ресторанчик, где собирались подонки общества и куда вечерами приходил Блок. Именно здесь он встретил женщину, которую воспел в своих стихах. Ты помнишь? «И каждый вечер, в час назначенный- (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна ... ) Обрати внимание, девочка, великий Блок никогда не говорил о лице своей незнакомки: « ... странной близостью за ванный, смотрю за темную вуаль и вижу берег очарованный и очарованную даль ... ) Неизвестно, красива женщина или нет, правильны ли черты ее лица) дисгармоничны? Оказывается, даже великому эстету Блоку не это важно в образе Прекрасной Дамы. В его незнакомке столько женского достоинства, сдержанности, элегантности, женственности, что ни один мужчина не смеет прикоснуться к  ней нечистым взглядом или жестом.

Мама помолчала и вдруг неожиданно спросила:

- Ну, а можешь ли ты себе представить, чтобы кто-то посмел похлопать по плечу Прекрасную Даму и сказать: «Дай прикурить!)

Мама знала дочкину любовь к Блоку и умело воспользовалась ситуацией общения, чтобы изменить отношение девушки к курению.

 

Вопросы

1. Оправдана ли такая нетерпимость матери в отношении потребности к курению, сложившейся у дочери?

2. Насколько психологически и педагогически целесообразны действия мате

3. Какие последствия здесь можно прогнозировать?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 548.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...