Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуация1. Угрызения совести от поступка.




- Танечка,постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригла­сили нас на чай, будем знакомиться, - попросила мама.

- Чао, мамочка. Приду в шесть. - И дочка выскочила на улицу.

Дальше Таня вспоминает:

«В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

- Девочки, - слышу,говорит кто-то,- вы бы уступили место женщине с сумками.

- Вот еще! - резко ответили мы.

- Да, молодежь пошла ...

- Ну, завели ...

Мы так увлеклись разговором с Мариной ... А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

- Пожалуйста, милости просим, - дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угоще­ния из тех самых тяжелых СУМОК ... »

Вопросы и задания

1. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встречи в автобусе?

2. Что может подумать соседка о семье Тани?

___________________________________________________________Стр 236

3. Что значит быть воспитанным человеком?

4. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?

Ситуация 2. Ценности современной молодежи.

«Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются .. талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь. Наше время - это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни».

«Мне кажется, что я могу ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, из-за чего-то стараться. Для нас не существует этого "чего-то" ... Если бы мы жили в период войны, мы были бы другими. Тогда всем все было ясно - или ты честный защитник своей Родины, или ты предатель. А сейчас что защищать, кого?»

Вопросы и задания

1. О чем свидетельствуют эти суждения?

2. Сравните суждения и сделайте выводы.

3. Что можно сказать о ценностных ориентациях молодежи?

4. Какие педагогические советы можно дать в первом и во втором случае?

Ситуации самокритики и самосозерцания

Ситуация 1.

Дочь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком?

Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы понравиться мальчикам?

Д.: Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и я не понимаю, почему?

О.: Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься.

Д.: Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии  мальчиков.

О.: То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе трудно расслабиться?

Д.: Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня дурочкой

О.: Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой?

Д.: Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую.

О.: Молчать, конечно, безопаснее.

Д.: Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной.

О.: Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься?

Д.: Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?!

______________________________________________________________Стр 236

Вопросы и задания

1. Какой можно сделать вывод из содержания диалога?

2. Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери?

3. Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками.

4. Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?

Ситуация 2

Катя, ученица 7 -го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулит­ся. Каждый выход к доске - страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать ­– пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реп­лики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекру­чивает?», когда  она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нра­вится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала:

- Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки? .. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь? ..

Вопросы и задания

1. Какими психологическими особенностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати?  

2. Как помочь Кате в решении ее проблем?

3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?

Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении

В начале урока ученик обнаружил, что с его парты исчезла тетрадь с домаш­ним заданием. Он ... (Как прореагировал и что сказал учителю?).

На следующей перемене к пострадавшему ученику подошла девочка из парал­лельного класса:

- Извини пожалуйста! У нас в этом же кабинете был предыдущий урок, но я после урока должна была позвонить домой, прибежала перед звонком на урок, в атила твою тетрадь.

- Бывает но в другой раз постарайся быть повнимательнее, - сказал в ответ мальчик.

Вопросы и задания

1. О чем говорит вам эта ситуация?

2. Какие сведения о воспитании юноши и девушки вы получаете?

3. Можно ли сказать о них, что они воспитаны? Почему?

_________________________________________________________________Стр 238










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 449.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...