Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ситуация1. Угрызения совести от поступка.
- Танечка,постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, - попросила мама. - Чао, мамочка. Приду в шесть. - И дочка выскочила на улицу. Дальше Таня вспоминает: «В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки. - Девочки, - слышу,говорит кто-то,- вы бы уступили место женщине с сумками. - Вот еще! - резко ответили мы. - Да, молодежь пошла ... - Ну, завели ... Мы так увлеклись разговором с Мариной ... А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались. В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям. - Пожалуйста, милости просим, - дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых СУМОК ... » Вопросы и задания 1. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встречи в автобусе? 2. Что может подумать соседка о семье Тани? ___________________________________________________________Стр 236 3. Что значит быть воспитанным человеком? 4. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению? Ситуация 2. Ценности современной молодежи. «Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются .. талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь. Наше время - это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни». «Мне кажется, что я могу ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, из-за чего-то стараться. Для нас не существует этого "чего-то" ... Если бы мы жили в период войны, мы были бы другими. Тогда всем все было ясно - или ты честный защитник своей Родины, или ты предатель. А сейчас что защищать, кого?» Вопросы и задания 1. О чем свидетельствуют эти суждения? 2. Сравните суждения и сделайте выводы. 3. Что можно сказать о ценностных ориентациях молодежи? 4. Какие педагогические советы можно дать в первом и во втором случае? Ситуации самокритики и самосозерцания Ситуация 1. Дочь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком? Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы понравиться мальчикам? Д.: Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и я не понимаю, почему? О.: Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься. Д.: Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии мальчиков. О.: То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе трудно расслабиться? Д.: Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня дурочкой О.: Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой? Д.: Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую. О.: Молчать, конечно, безопаснее. Д.: Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной. О.: Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься? Д.: Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?! ______________________________________________________________Стр 236 Вопросы и задания 1. Какой можно сделать вывод из содержания диалога? 2. Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери? 3. Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками. 4. Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни? Ситуация 2 Катя, ученица 7 -го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске - страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать – пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нравится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала: - Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки? .. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь? .. Вопросы и задания 1. Какими психологическими особенностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати? 2. Как помочь Кате в решении ее проблем? 3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека? Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении В начале урока ученик обнаружил, что с его парты исчезла тетрадь с домашним заданием. Он ... (Как прореагировал и что сказал учителю?). На следующей перемене к пострадавшему ученику подошла девочка из параллельного класса: - Извини пожалуйста! У нас в этом же кабинете был предыдущий урок, но я после урока должна была позвонить домой, прибежала перед звонком на урок, в атила твою тетрадь. - Бывает но в другой раз постарайся быть повнимательнее, - сказал в ответ мальчик. Вопросы и задания 1. О чем говорит вам эта ситуация? 2. Какие сведения о воспитании юноши и девушки вы получаете? 3. Можно ли сказать о них, что они воспитаны? Почему? _________________________________________________________________Стр 238 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 504. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |