Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Швабская школа. Литературная сказка в творчестве В. Гауфа. Восточные мотивы его произведений.




Несколько позднее сложилась так называемая швабская школа поэтов, во главе которой стоял Людвиг Уланд (1787—1862). Общественный деятель умеренно либерального направления, Уланд был знатоком и исследователем немецкого эпоса и собирателем старинного немецкого фольклора. Как поэт Уланд известен прежде всего своими балладами. К швабской школе принадлежал и крупный поэт Эдуард Мерике (1804—1875), автор замечательных лирических стихотворений, посвященных любви и природе. Стихи Мерике относятся к числу высоких достижений немецкой поэзии.

Именно для детей барона фон Хёгеля были написаны его Märchen — волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Включал он такие произведения, как «Маленький Мук», «Калиф-Аист» и другие, сразу приобревшие невиданную популярность во всех странах, где говорили и читали по-немецки. В нашей стране Гауф стал известен в первую очередь своими рассказами, переведенными и переработанными В. Г. Белинским, такими, как «Отелло», «Нищенка с Pon de Arts». В том же 1826 году им были написаны первая часть романа «Странички мемуаров сатаны» (Mitteilungen aus den Memoiren des Satan) и «Человек с луны» (Der Mann im Mond). Первый роман был написан в духе гофмановской так называемой фрагментарной прозы, которую Гауф отлично освоил и в дальнейшем развил. Многие критики отмечают, что хоть ученик (Гауф) и уступал своему «литературному учителю» (Гофману) в богатстве языка, но зато сильно обогнал его в разнообразии сюжетов и непревзойденной мистичности произведений.

Гауф очень любил жанр литературной сказки. Фольклорная сказка всегда защищает дурака, признавая скрытые возможности; все требуется сделать три раза – троичность.

В литературной сказке исчезает троичность, она становится все более сложной и подробной, добавляется психологизм, появляется социальность.

Долго не было историзма. Но иногда появляется конкретика места.

Литературная сказка все ближе к социально-психологической или философской новелле.

Первый цикл «Караван» 1826 – в основном проблемы нравственного характера, добро, зло, сострадание, благородство, носитель нравственного качества – маленький человек.

В циклах «Александрийский шейх и его невольники» и «Харчевня в Шпессарте» больше социальных проблем, темы золота, власти, которыми меряется человеческое достоинство, они более сатирические. Обрамляющие новеллы первого и второго цикла более философичны.

«Караван».

Основной мотив – путешествия, поиска самого себя. Герои уходят из замкнутых пространств в широкий мир, чтобы обрести свою сущность. У героев достаточно глубокая внутренняя жизнь, противоречия.

Белый цвет символизирует духовное воскрешение. Образ Бога присутствует. Образ Востока – путь нравственного воскрешения, Восток – начало новой жизни.

Антропоморфизм.

Наивысшая степень одиночества героев – отсутствие Бога.

Основной мотив – путешествия, поиска самого себя. Герои уходят из замкнутых пространств в широкий мир, чтобы обрести свою сущность. У героев достаточно глубокая внутренняя жизнь, противоречия.

Белый цвет символизирует духовное воскрешение. Образ Бога присутствует. Образ Востока – путь нравственного воскрешения, Восток – начало новой жизни.

Второй и третий циклы – важна обрамляющая новелла.

Третий цикл – композиционная структура, главным образом мотив холодного сердца. В этом произведении используется обытовления фантастики и сами инфернальные персонажи предстают не виде некого экзотического существа, а более напоминают представителей фольклора. Главное – мотив денег и утраты собственного Я, т.е. мотив двойничества и инфернальные силы – иррациональное начало героя.

Социальная направленность, очень жесткое сатирическое изображение, часто – отсутствие счастливого конца, позднеромантический хаос, эсхатологические мотивы. Романтический герой подрывает связи со Всевышним, далеко не всегда обретает истину.

«Карлик Нос» - обыкновенная семья, хронотоп – рынок, где мать продает зелень, красивый ребенок привлекает покупателей.

Всякий избранный одинок, его гениальность – опережение общего развития на несколько шагов вперед. Важно показать трагедию художника, где его исключительные способности воспринимаются только как польза.

В мировой культуре существует направление «носологии». Этот символ рассматривался во многих учениях.

Это подводит итог поэтике Гофмана. Фантастическая глобализация вкрапляется в обычную среду. Некоторые элементы фольклора, но убраны повторяемость и добавлена авторская философия – о трагедии художника, одиночестве.

Особая отличительная черта Гауфа – исключительное тяготение к восточной философии и идее фатума.

Депрессивный итог – человек в этом мире априорно одинок, его усилия бессмысленны, над миром царствует фатальная предопределенность. Но… право выбора зависит от человека. Это влечет умаление человеческих возможностей и утверждение превосходства обстоятельств над человеком.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 598.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...