Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Романтизм в Германии. Иенская школа.




Немецкий романтизм.

Иенская школа.

Общие черты немецкой литературы первой половины 19го века. Немецкий романтизм условно разделяют на 3 основных этапа.

1) 1795-1805 – период расцвета Иенской школы

2) 1805-1815 – Гельдербергский романтизм

3) 1815-1848 – Берлинский романтизм (творчество Гофмана)

Все они отличаются тем, что немецкий романтизм – наиболее философичный, основан на идее идеалистической философии Шеллинга и Фихта. Именно он проявил глубокий интерес к мистическому, и немцы представляют вселенную – как гармошку, немцы воспринимают в 4ех мерном пространстве – не плоское, а попытка растянуть.

Элементы поэтики у немцев:

- элементы художественной условности

· гиперболизация (фантастич/нефантастич)

· гротеск (возможность выражать подсознательные, человеческие страхи, то есть этот прием таит в себе возможность развития, углубления, наличие подтекста). Этот прием использовался в “зверином стиле” – когда переход из животного в человека – как низкий стиль, а немцы сделали его другим искусством.

Он будет служить для выражения хаоса, распада и для выражения идеальных форм бытия и в потустороннем мире.

Гротеск – соединение разнородных элементов в единое целое, в результате чего возникает силлогичное единство. Может быть фантастическим или нефантастическим, и немецкий романтизм использует и тот, и другой.

- прием двойничества, который имеет разные формы проявления.

Двойничество сознания может быть только намеченным, то есть в сознании 2 центра – рациональности и иррациональное. В более простом виде – борьба между добром и злом, материальным и духовным. Эта оппозиция связана с общей картиной строения вселенной, как ее представляли немцы.

“Готическая вертикаль”.

Бог --------(вечная оппозиция)------Дьявол

Каждая имеет свои сферы влияния.

Бог – божественное пространство (где есть зачаток духовности):

- монастырь

- келья художника

- университетские городки

- библиотеки

Люди: поэт, студент, юродивый (божьи люди).

Дьявол – сатанинское пространство:

- площади городов

- рынки

- лес

Люди: колдуны, ведьмы, мещане, буржуа, люди толпы, обыватели (сатанисты).

И они сталкиваются во втором сознании человека, где идет борьба двух миров, это и есть прием двойничества.

1) 1 форма – когда это двойничество еще только намечено, личность целостная.

2) 2 форма – сознание человека формально, еще не распадается, но вкруг человека возникают 2 женских сознания – одна блондинка, другая брюнетка. Брюнетка – духовное начало – и общение с ней – доказательство, что в человеке есть божественное. Но она угасает, и появляется блондинка – тупое, ограниченное, злое существо.

Кроме женских образов – периодически появляется торговец стеклянными предметами (очками, линзами) – признак сатанизма, так как можно видеть другую сторону жизни – и получает иррациональное знание.

Но со стороны Бога – золото-зеленые змейки, архивариусы. Когда создается 2 форма, не всегда используется фантастическое начало – целый ряд двойников.

3) 3 форма – когда используется фантастический гротеск, тогда сознание персонажа распадается – выделяется либо черный человек, либо тень.

Чаще всего выделяется зло в облике отдельной персоны. Крайне редко выделяется добро. (По, “Вильям Вильсон”). У немцев чаще – зло, и у Гофмана чаще всего выражено зло в виде механических кукол женского рода, которая сводит героя с ума – и погибает. То есть у Гофмана это только трагично.

4) 4 форма – когда выделяется 2 части – и зло, и добро в отдельные персоны. Этот прием говорит о том, что романтики полностью отвергают разум. Например, романтики доказали, что мир идет к тотальному распаду разума – и идет на смену хаос, и все представление о космосе - (стрелка вниз, хз что означает). Сознание человека как концентрация этих противоречий и сильнее в нем иррациональное.

- символ

Это принципиально многозначный образ. И в немецком романтизме много устойчивых символов. Есть и аллегории, но нельзя на 100% утверждать, что это символ – можно спутать. В романтизме вода – символ смерти, жизни и непознанного человеческого сознания. Спуск на дно океана – это постижение истины, но и приход смерти.

 Горы – гордыня, неприступность, честолюбие, с другой стороны – чистоты, целомудрие и устремленность к Богу.

Голубой цветок (Новалис) – недостижимая мечта или просто мечта. И важнее поиск этой мечты, но не ее обретение. Как только обретена мечта, то это духовная смерть. Этот символ появляется в произведении “Генрих фон Офтердинген”.

Стекло, оптическое стекло – линзы, очки, лупы, бинокли, подзорные трубы, так как этьол иное миропространство, в ином ракурсе + символ зеркала – отражает мир в точности до наоборот. Мотив мира “зазеркалье”. Зеркала имеют магическое, со знаком “–“ значение, то есть способность видеть мир с другой стороны – признак безумия и смерти.

Куклы, заводные игрушки – в 18ом веке хорошо развивалась техника, появились в Европе искусственные поющие птички, шкатулки с танцующими балеринами. Романтики воспринимают технический прогресс так, что истинная красота вытесняется неживыми, красивыми, но “пустыми” предметами. У романтиков заводные куклы становятся символом сатанизма, искушения, рождают жизненные чувства – зависть, и в результате человек уступает и отказывается от духовности. Например, “Двойник или мои вечера в Малороссии” Погорельский – где полное подражание Гофману – молодой человек уезжает в Германию, влюбляется в механическую куклу и женится на ней.

Сад – образ сада еще в Евангелии – райские сады – абсолютная гармония, разумность миропорядка, с другой стороны – сады искушений, грехопадение. В романтизме сад воспринимается в разных аспектах, но это особый мир со своими законами. В зависимости от того, как расположены растения, и что это за растения, есть ли дорожки или нет, определяется принадлежность сада и строится сюжет. Это всегда особый мир с особой философией.

Рождество – так как в романтизме особым образом воспринимается время, оно делится на сакральное и обыденное. И Рождество – это особое, сакральное время. В него может происходить чудесное, открываться истина, восстанавливаться справедливость, возможно чудо. Например, “Щелкунчик” Гофмана, “Девочка со спичками” Андерсена. Это особое время, и особое пространство, и вход в особый потусторонний мир – возможность познать 4ое пространство.

 

Иенский романтизм.

Представители: формировался в университетских кругах, братья Шлегель.

Ав. Шлегель читал лекции по античной литературе, по литературе 17го века и считал, что романтизм должен опираться на античные образцы. Он был теоретиком, однако для литературы большую роль сыграл

Фридрих Шлегель – целый ряд работ по романтическому искусству, о роли гротеска и ввел понятие “романтическая ирония”, ему принадлежит “идея связи”, в противовес “идее порядка”. Он считал, что синтез разных начал является истинным показанием мира. Он интересовался эзотерическими учениями - “жанр фрагмента”. Шлегелям принадлежит “Люцинда” (1799г.)

Фр. Шлегель был интересным человеком – преподаватель, мудрый, судьба его отличалась и все направления заложены им. Создавая “Люцинду” он показал свои представления об отношениях между полами – Люцинда и Юмит – 2 художника, гражданский брак. И любовь возможно только в гражданском браке, так как это символ свободы и возможности развития. И он считал, что свадьба – это смерть отношений, все гораздо сложнее, что в браке есть и взлеты и падения, есть и физиологическое и духовное.

Шлегель неожиданно для всех показал, что он и искусство может быть свободным, правдивым и объекты искусства не всегда эстетические. Может быть и безобразное – эта идея будет сильно развита. Шлегель эту повесть не закончил, с точки зрения литературы – больше ничего не создал и после этого произведения оставил свою деятельность, отрекся от всего и ушел в католичество, к тотальному смирению.

3.Философские и литературоведческие работы Ф. Шлегеля. Понятие романтической иронии.

 Многие теоретики романтизма (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Шеллинг и др.) отмечали пародийность комедии, «переворачивание» структуры трагедийного жанра, с чем, собственно, и связывался вопрос о роли романтической иронии в комедии, которую романтики связывали с остроумием, переворачиванием, самоиронией. Вопрос о роли романтической иронии в создании жанра романтической комедии в науке остается открытым. Комедия романтическая, как и романтическая ирония, изучены недостаточно, о чем свидетельствует отсутствие специальных разделов, посвященных им в современных энциклопедиях, литературоведческих терминов. Тем более в научных изданиях не отражена жанрообразующая специфика романтической иронии, чему и посвящено наше исследование.

Обратимся к словам самих романтиков о сущности романтической иронии.

С размышлениями о романтической иронии и ее роли в драматических жанрах связаны следующие строки Новалиса: «Комедия и трагедия очень выигрывают и становятся подлинно поэтичными благодаря деликатной, символической связи. Серьезное должно просвечивать веселым, шутка – серьезным» [7, c. 622]. Смешение серьезного и веселого, переворачивание, пародийность – характерные черты романтической иронии. Этим романтическая ирония отличается от иронии неромантической (в античности и у просветителей нет самоиронии, пародийности, обращения иронии внутрь себя, на себя). Юмор (Humor), по Новалису, это произвольно принятая манера, это та грань, где «фантастика соприкасается с силой суждения и возникает острóта (Witz)», и где «соседствуют разум и произвольность» [7, c. 389]. Юмор определяет объективную ценность предмета, вызывает к нему интерес, поскольку предмет становится объектом всеобщего внимания. А то, что у Фр. Шлегеля названо иронией, по Новалису, есть

 

В эстетике немецкого романтизма получила глубокое истолкование греческая комедия. По мысли Ф. Шлегеля, «ничто так не отвечает вполне идеалу комического в его чистоте, как древнегреческая комедия. Она является одним из важнейших документов для теории искусства, ибо во всей истории искусства еѐ красоты единственны и, вероятно, именно потому до сих пор не оценены» [5, c. 51]. Эти единственные красоты древнегреческой комедии представляют собой, по Ф. Шлегелю, чистую радость, упоение веселостью.

подлинный юмор и носит «характер рассудительности, истинной современности духа» [7, c. 389].

Ф. Шлегель, определяя романтическую иронию, упоминает иронию античную, сократовскую, «переложенную» им на язык романтической теории искусства [2]. Он, по- видимому, улавливал в иронии Сократа предпосылки к романтической иронии, хотя у древнегреческого философа не было самопародийности, которую ирония получила в романтической эстетике. Эта самопародийность проявилась у иронии вследствие ее мировоззренческого характера и внесла изменения во многие жанры, разрабатываемые романтиками, в том числе и в жанр комедии.

Романтическая ирония играет большую роль в создании жанра романтической комедии. В ней может не быть, как отмечает Н. Я. Берковский, юмора, шутки, но она всегда связана с полнотой жизни: «Начало беспокойное, творческое судит через иронию всѐ раз навсегда отвердевшее, принявшее вид и форму, не предполагающее никаких изменений» [1, с. 69]. Романтическая ирония включает в себя также иронию в обычном смысле слова. Однако неромантическая ирония направлена только на внешний объект, а не на саму себя. Направленность на себя – это характерная черта романтической иронии. В силу такой «внешней» направленности обычная ирония не является достаточным средством для показа действительности во всей ее полноте и целостности.

Исходя из того, что романтическая ирония разрушает представление о мире как о чем-то устоявшемся, застывшем, можно определить романтическую комедию как жанр, в котором всѐ изменчиво, подвижно, вплоть до авторского замысла и развития сюжета (комедия даже может выбиваться из воли автора, как в пьесах Л. Тика «Мир наизнанку», «Принц Цербино»). Жанр романтической комедии позволяет автору в полной мере выразить изменчивость жизни, свою эстетическую позицию, взгляды на искусство, на общественное устройство и т. п. Однако это не означает полного отказа романтиков от того, что было создано предшествующими эпохами.

Романтики пришли в литературу, когда существовали развернутые концепции комедии, которые они знали и на которые опирались. Существовала и теория, и образцы (античная комедия, драматургия Шекспира, Гоцци, Сервантеса, Мольера и др.).

О комедии (античной Komödie и романтической Lustspiel) романтиками написано довольно много. Это прежде всего цикл лекций о драматическом искусстве А. Шлегеля, критические статьи Л. Тика, обширный раздел о комедии в «Философии искусства» Ф. Шеллинга. Кроме того, драматической теории касаются в своих фрагментах Новалис, Ф. Шлегель, Л. Тик (в заметках о Шекспире). В связи с жанром комедии романтики постоянно

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...