![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Романтизм как литературное направление. Основные принципы романтического искусства.Стр 1 из 27Следующая ⇒
Романтизм приходит на смену Просвещению. Все развитие мирового искусства движется по определенной схеме (простая, много доказательств), и одно литературное направление, которое отличается склонностью к рационалистической картине мира, представлением о мире как о жесткой иерархии, всегда сменяется направлением, которое практически отрицает предыдущую концепцию. Вместо этого романтизм выносит на первый план синтез чувственности и абсолютную свободу творчества, не разумное, а стихийное, анархическое, свободное жанровое искусство. Романтизм явился логической антитезой классицизму и просвещению. Идея иерархического строения мира (классицистическая вертикаль) сменяется представлением о том,что вертикали нет, а есть принцип аналогии – идея порядка меняется концепцией тождества. В романтизме утверждается, что все, что происходит в высших сферах, потусторонних, иррациональных мирах находит тесное воплощение в мире земном.
Король (монарх) классицистическая романтизма ( нет
Романтики очень большую роль отдавали мистическим теософским учениям 18го века + идея Месмера (о возможности постижения смерти с помощью гипноза – для постижения мира “ТАМ”). Классицисты утверждали – средство постижения истины – разум, а у романистов способ приближения – интуиция (художники, поэты). Источники: 1) Теософские учения 2) Идеи немецкого идеализма (идеи Шеллинга – мировое тождество). Помимо собственно философских идей имеет значение работа Гердера – “О поэтической индивидуальности нации” => “Идеи к философии истории человечества” (1784-1791г.) 3) Религиозные, оккультно-мистические учения 4) Литературная реакция - “явления предромантизма” 5) Своеобразное возрождение готики. Английский готческий роман – но его элементы и во французском романтизме, и в американском (По), и в русском, и в немецком (Гофман). Проявлялось так: - появляется большое число произвдений, доказывающик, что · Мир не познаваем · Мир – аболсютный хаос · Идеи зла одерживают верх над идеями добра · Человек – не идеален, синтез рационального и иррационального, в котором сильно подсознание, именно оно управляет человеческими поступками, он греховен – и этопроблема Бога, который сделал его таким - предромантизм – антибожественный еретический романтизм, Бог не отрицается, но критикуется.
Романтизм. Теоретические вопросы. Под словом «романтизм» подразумевается вымышленный или причудливый. Само понятие Р. идет от особого стиля произведения в котором преобладают экзотические сюжеты или элементы втор.условности (фантастика, гиперболизм, гротеск). Вторичная условность пересоздаёт действительность. Разделяют 2 понятия: 1. Романтизм как метод 2. Романтизм как направление Романтизм как метод это принципы создания произведений, т.е. матрица, конструкция включающая философские идеи и элементы поэтики (форму) и они не ограничены во времени. Используя метод в любое время. Период наивысшего расцвета это с конца 18 века до 30х (в Европе) и до сер 40х в США 19 века Вместе с тем в сер40х есть отголоски. Для романтизма характерно: 1. Наличие романтического героя, который как правило отличается силой воли, гордыней, эгоцентризмом, индивид незаурядный, склонным к сумасшествию характером. Одиночество, ощущение своей избранности и отверженности, противопоставление себя людям и Богу. a. Мужские образы – отпечаток демонизма (красота+зло) b. Женские образы делятся на 2 группы: i. Блондинки - практичная, приземленная, не менее красивая чем брюнетка, холодная англ. леди) ii. Брюнетки - умна, мистична, понимает космос 2. Любовный треугольник 3.
Психологический конфликт. Романтическое пространства и время построено по принципам антитезисного противопоставления разных миров (земного - и небесного +) Нет линеарного времени. От земного рождения и посмертного существования. Нет конца – смерть не финал, а рубеж перехода. Цикличность , все повторяется. 4. Романтическая символика Романтизм как метод, так и направление выработал определенную систему устойчивых, повторяющихся худ. Образов. К устойчивым образам относятся как символы, так и аллегории. Но романтизм предпочитает символы. Но есть и та часть значения которая интерпретируется индивидуальностью. Особенность символа, в том, что у автора есть комплекс настроений. Ощущений.
Аллегория может превратится в символ если утрачивает авторскую мысль. Романтики использовали устойчивые символы (литературные штампы): море (бездна, бесконечное, всегда изменяющееся, так же символ рождения и смерти, мор вообще), корабль – церковь, ищущая свою обетованную землю. Сам корабль всегда практически становился символом христианской религии. Горы – неприступность, готический символ, белые горные вершины – символ чистоты, так же гордыня героя приводящая к одиночеству. Лес (бушующий – умиротворенный) единение с Богом. Много связанно с предметами искусства. Очень часто романтики любили противопоставлять город (закрытый) и природные пространства. Немецкие романтики – стекло. Преломляющие линзы – герой начинает видеть мир по-другому. Эти преломления ведут к трагедии. Действительность в искаженном мире. Зеркала – всегда граница между мирами. У романтиков – трагический характер. У неоромантиков такого трагизма нет. У классических романтиков представляет собой законченную картину мира. Всегда есть автор, который стоит над своими персонажами и ведет своих героев, осуществляя функцию бога. И у читателя есть ощущение, что есть кто-то свыше. У романтиков космос сменяется хаосом. Никто не знает как должно быть, поэтому у многих теория Бога подвергается сомнению. Жанр – новелла - 1 или 2 события, классическая новела обладает необыкновенным финалом. Новелла – это момент из жизни. Помимо новеллы у романтиков еще жанры фрагмента. Чисто философско-лирическое произведение. Нет начала и конца, но охвачен такой момент, что больше ничего и не надо. Художник как посредник. Говоря о жанровых предпочтениях можно сказать, ч то романтики использовали в своих произведениях элементы вторичной условности. · Гиперболизация (преувеличение) 2 варианта: размеры тела и определенные качества. · Литота (преуменьшение) · Гротеск – соединение разнородных элементов в единое целое. Фантастический гротеск – это когда место не соответствует месту действия. Действие не соответствуем реакции на него. Если действие не соответствует атмосфере. А есть еще гротеск в структуре образов . Любое несоответствие костюма, сущности персонажа, его истинной сущности. Помимо гиперболы и гротеска языковыми применениями можно считать – оксюморон (сочетание 2х частей текста противоположных), обыгрывание одного и того же слова, комические сравнения или комическое построение диалогов, ирония, как прием, строится на том что подразумевается одно, а утверждается другое. В работах немецких литераторов и философов понятие гротеск возвращается. Гротеск – звериный стиль в искусстве, который выражает депрессивное отношение к жизни. Они часто использовали 2 понятия: гротеск и арабеск. Романтическая ирония ключевой принцип немецких романтиков. Художник не должен увлекаться на столько, чтобы забыть, что он не совершенный посредник. Должно быть ироническое отстранение. ПРОБЛЕММА цикла особенно актуальна для романтиков, в силу того что они могут создать художественный космос. То есть несколько новелл поместить в общую раму. Вместе с тем циклы считались законченными. Автор мог добавить еще произведения, позволял поставить особую психологическую проблему. Была общая рама и внутреннее содержание – очень популярны в немецкой литературе. Циклическая структура была очень интересна и тем, что эпическое повествование очень часто переплеталось с лирическим фрагментами. Именно в синтезе лирического и эпического начал удавалось показать не только сюжет, но и философские рассуждения. Лирические отступления являлись неотъемлемой частью у романтиков. Существуют проблемы периодизации: - 1795-1805. В этот период появляются Вакенродер «сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797), Колриджа и Вордсвода – лирические баллады (1798), Тик «странствия Ф. Штербалда» (1798). В этот период происходит становление патологических признаков становления романтизма. - 1805 – 1815. В этот период огромную популярность завоевывает иенский романтизм и так называемая «озерная школа» в Англии. К ней относились Шлегель, Фихте, Новалис, Тик. - 1815 ≈ 1830 поздний романтизм. Гофман, Гауф, Гюго, Дюма, Надье, Ирвинг, купер. Первый период более философский и наиболее гармоничный. Положение художника совершенно особое. Он воспринимает свою избранность, как служение. Не возвышается над толпой, не противопоставляется Богу. Первый и второй отличаются мистицизмом. И наиболее – Германия. Английский романтизм испытывает интерес к мистике, но не так остро, как немцы. Одухотворение природы. Под влиянием Байрона, почти ушел из английского романтизма. Шелли М дала начало для философского фэнтази. Становление фильмов ужасов и псих. Триллеров. Французский романтизм занимает особое место. Силен историзм – много кризисов в стране. Неистовые романтики. Американцы формируют свою литературу только в 30-е – 40-е годы 19 века, долгое время первое место занимала журналистика. Если в классицизме господствовал принцип иерархии, то в романтизме – принцип аналогии. «То что движется в небесных сферах, должно владычествовать и в образах земли» (Тик) Для романистов важно понятие мировой души. Божественная энергия любого человека это аналогия того что в том мире. Романтизм воспринимается как символическое искусство. Поздний романтизм (20-е) существенно отличается от раннего. Усиливается пессимизм, все чаще критикуется дуализм. Художники воспринимают себя как избранные не только перед человеком, но и Богом. «Мир несправедлив, не гармоничен». Усиливается греховный мотив. Человек слишком иррационален, природа сильнее чем разум. Именно в этот период появляется понятие «двоемирие». Мир и человек делятся на 2 составные части, где одна часть нравственных принципов, а другая проводник зла. Это появляется в пространственных оппозициях, в образах людей. Появляется механистическое начало. Появляются големы (заместитель человека) все подобия стремятся заменить оригинал и занять первичную позицию по отношению к живому человеку. Спасение в позднем романтизме – бегство, усиливается мотив дороги, мотив странствия, более идеального пространства, так же мотив безумия. Иногда «+» более гармоничный мир, а иногда «-» - пространство смерти. Смерть - очень сложно, не абсолютный конец, для многих смерть это освобождение. Конечное счастье обрести нельзя |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 569. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |