Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ




В 1957 г. Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия в Риме был подписан договор о со­здании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейско­го сообщества по атомной энергии (Евратом

Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто его называли, "Общего рынка" были:

- постепенное устранение всех ограничений в торговле между стра­нами-участницами;

- установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

- ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капи­талов, услуг и товаров;

- разработка и проведение обшей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

- создание валютного союза;

- унификация налоговой системы;

- сближение законодательства;

- разработка принципов согласования экономической политики.

ЕС располагает собственными финансовыми средствами независи­мо от бюджетов, входящих в него стран.

Орг управления ЕС – совет мин-в, комиссия Европ сообщества, Европ парламент.

Доходная часть бюджета ЕС состоит из собственных средств

Глубокие изменения в образовательные процессы в ЕС внес Единый европейский акт, вступивший в силу 1 июля 1987 г. В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введе­но свободное передвижение факторов производства - капиталов, товаров, услуг и трудовых ресурсов - внутри границ Сообщества.

В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутрен­него рынка.

Проблемы ЕС связаны с возможным расширением ЕС: вступления в него дожидаются Турция, Мальта, Кипр. С 1 января 1996 г. вступило в силу соглашение о Таможенном Союзе Турции с ЕС.

Одной из причин, тормозящих продвижение к единому рынку, яв­ляется налоговая сфера и в частности деление на НДС и акцизы.

Кроме ЕС в Западной Европе существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) с начала 60-х годов. Страны-члены ЕАСТ -Великобритания, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария..

 

31.ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ВАЛЮТНОГО СОЮЗА

По своей структуре ЭВС - двухуровневая система банков, в сос­тав которой входит вновь учреждаемый Европейский Центральный банк (ЕЦБ) и центральные банки стран-членов, с ЕЦБ во главе этой системы.

Предшественник ЕЦБ - Европейский валютный институт (ЕВИ с 1994). Планом предусмотрено продвижение к ЭВС в виде трех последо­вательных этапов: подготовительный - до 1 января 1996 г., органи­зационный - до 31 декабря 1998 г., заключительный - до 2002г.

Обязательными для участия в ЭВС являются следующие показатели:

- планируемый или фактический дефицит госбюджета в размере около 3% ВВП в рыночных ценах;

- государственный долг не более 60% ВВП в рыночных ценах;

- годовая инфляция в размере не выше 1,5% усредненного уровня инф­ляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;

- средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;

- участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет (установленные пределы колебаний составляют - 2,25%).

Конечно же индивидуальная готовность стран ЕС к достижению та­ких показателей крайне различна. ЕС уже на первом этапе раскололся на "основные" страны, заинтересованные в создании ЭВС. К ним отно­сятся Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция, Германия и прочие страны. В частности, участию в Союзе противится Великобритания, а Швеция, Финляндия и Португалия предпочитают более медленный темп присоединения.

 

32.МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ

Миро­вая валютная система выступает формой организации международных расчетов.

В послевоенный период кардинальный пересмотр всего комплекса валютных отношений был проведен дважды: в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе и в 1976г. на Ямайской конференции. Реально новый валютный механизм действует с 1 апреля 1978 г.,. Произошел пере­ход от золотого стандарта к золотодевизному, в частности к золото-долларовому стандарту. В 70-80-е годы капиталистическое мировое хозяйство пришло к самому широкому использованию исключительно кредитно-денежных средств обращения в валютных расчетах.

В период с 1373 по 1934 гг. - преобладала денежная система - золотой стандарт.

Система золотого стандарта предусматривала наличие фиксированного валютного курса. Считалось, что в стране принят золотой стандарт, если она вы­полняет три условия:

 -устанавливает определенное золотое содержание своей денежной единицы;

 -поддерживает жестко соотношение между своими запасами золота и внутренним предложением денег;

 -не препятствует свободному экспорту и импорту золота.

Золотой стандарт может функционировать только до тех пор, пока один из участников не исчерпает свои золотые запасы. Таким образом, если США не были бы производителями золота, они были бы вынуждены на каком-то этапе отказаться от золотого стандарта.

Охватившая весь мир "великая депрессия 30-х годов" оповестила о крахе золотого стандарта.

Межгосударственное регулирование валютных отношений в мировом хозяйстве осуществляется международными валютно-финансовыми учреждениями. Ведущая роль среди них принадлежит Международному валютному фонду (МВФ) и «Мировому банку», т.е. Международному банку реконструкции и развития (МБРР). Оба учреждения возникли в соответствии с решениями бреттон-вудской валютной конференции. При банке позже возникли Международная ассоциация развития (МАР) и Международная финансовая корпорация (МФК).

В настоящее время членами МВФ являются 169 государств. Основными пайщиками фонда являются США, Германия, Англия, Франция и Япония.

МВФ призван, с одной стороны, регулировать мировые валютные отношения, с другой – проводить непосредственное кредитование участников фонда с целью стабилизации состояния их платежных балансов.

Золотые паритеты были отменены, 1/6 часть золотых взносов стран-членов МВФ – была возвращена владельцам, еще 1/6 – распродана с аукциона. Отменена официальная цена золота.

В ходе Ямайской конференции 1976 г. было объявлено, что в перспективе центром валютной системы капитализма должно стать новое международное ликвидное средство – СДР.

Стоимостное содержание единицы СДР определяется на основе «корзины» пяти ведущих валют в следующей пропорции: доллар США – 42%, марка Германии – 19%, японская йена – 15%, английский фунт стерлингов – 12%, французский франк – 12%.

Использование СДР возможно только внутри расчетов самого МВФ.

 ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

Международный обмен товаров, услуг, капиталов вовлекает в свою орбиту валютный рынок.

Валютный курс оказывает большое влияние на многие макроэкономические процессы, происходящие в обществе. От уровня валютного курса зависит конкурентоспособность национальных товаров на мировых рынках, объемы экспорта и импорта, а следовательно, состояние баланса текущих операций.

Валютный курс, наряду с процентной ставкой, сам по себе выступает ценой актива.

Валютный рынок – это рынок, на котором осуществляются валютные сделки, т.е. обмен валюты одной страны на валюту другой страны по определенному номинальному валютному курсу.

Номинальный валютный (обменный) курс – это относительная цена валют двух стран, или валюта одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Когда используется термин «валютный курс», то речь идет о номинальном обменном курсе.

Участниками валютного рынка выступают коммерческие и центральные банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные корпорации.

Основные участники валютного рынка – это коммерческие банки. Валютные сделки по экспорту и импорту товаров и услуг каждой страны составляют основу определения стоимости национальной валюты.

Валютный рынок прежде всего обеспечивает валютно-кредитное и расчетное обслуживание экспортно-импортных операций, а также валютные операции, связанные с инвестированием капитала за пределы национальной экономики. Кроме того, валютный рынок предоставляет возможности хеджирования, т.е. страхования валютных рисков. При хеджировании экономические агенты, желая уменьшить риск, связанный с колебаниями валютного курса, которые могут оказать негативное воздействие на их капитал, стремятся избавиться от чистых обязательств в иностранной валюте, т.е. достичь баланса между активами и пассивами в данной валюте.

Валютный рынок позволяет осуществлять валютные спекуляции, то есть играть на будущей цене валюты.

Одним из самых больших валютных рынков выступает рынок SPOT, или рынок немедленной поставки валюты (в течение 2 рабочих дней).

Экономические отчеты также могут воспользоваться услугами срочного (форвардного) валютного рынка. Если участнику валютного рынка требуется купить иностранную валюту через определенный период времени, он может заключить так называемый срочный контракт на покупку этой валюты. К срочным валютным контрактам относятся форвардные контракты, фьючерные операции.

Как форвардный, так и фьючерный контракт представляют собой соглашение между двумя сторонами об обмене фиксированного количества валюты на определенную дату в будущем, по заранее оговоренному валютному курсу. Оба контракта обязательны к исполнению. Различие между ними состоит в том, что форвардный контракт заключается вне биржи, а фьючерный контракт приобретается только на валютной бирже с соблюдением определенных правил посредством открытого предложения цены валюты голосом.

Валютный опцион – это контракт, который предоставляет право (но не обязательство) одному из участников сделки купить или продать определенное количество иностранной валюты по фиксированной цене в течение некоторого периода времени. Покупатель опциона выплачивает премию его продавцу взамен его обязательств реализовать вышеуказанное право.

35.МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ В ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

 созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

МВФ и группа МБРР имеют общие черты.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

- содействие сбалансированному росту международной торговли;

- предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса; 

- отмена валютных ограничений;

- межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.

Новым явлением с середины 80-х годов стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР – долгосрочные (15-20 лет).

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов.

Международная ассоциация развития (МАР создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР

Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

МБРР совместно с его тремя филиалами неофициально называют Всемирным или Мировым банком.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР создан в 1990 г.), местонахождение – Лондон. Главная цель – способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в пределах 15-150 млн.долл.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий..

Региональные банки развитиясозданы в 60-е г.г. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития(МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.), Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений.

К основным региональным организациям ЕС относится:

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург), предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам – до сорока лет. Цель ЕИБ – развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших регионов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже чем в 25 наиболее процветающих;

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г. – это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран-членов.

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк Международных расчетов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...