Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Абсолютные и относительные погрешности




Оглавление

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ЛЕКЦИЯ 1. Понятие погрешности решения систем алгебраических уравнений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
1.1. Точные и приближенные числа, источники погрешностей, классификация погрешностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
1.2. Абсолютные и относительные погрешности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
1.3. Понятие о системе линейных уравнений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
1.4. Матричные уравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Лекция 2. Точные и приближенные методы решения систем линейных алгебраических уравнений (слау)  
2.1. Формулы Крамера для решения системы линейных уравнений  
2.2. Решение системы линейных уравнений методом последовательного исключения неизвестных (метод Гаусса)  
Лекция 3. Приближенные методы решения слау  
3.1. Понятие предела для векторов и матриц  
3.2. Метод простой итерации  
Условия сходимости итерационного процесса  
3.4. Оценка погрешности приближенного процесса методом итерации  
Лекция 4. Метод Зейделя  
   
4.1. Условия сходимости процесса Зейделя  
4.2. Оценка погрешности процесса Зейделя  
4.3. Приведение системы линейных уравнений к виду, удобному для итераций  
Лекция 5. Методы решения нелинейных уравнений  
5.1. Итерационные методы решения нелинейных уравнений  
5.2. Метод Рыбакова  
5.3. Метод наискорейшего спуска  
Лекция 6. Интерполирование и экстраполирование  
6.1. Интерполяционный многочлен лагранжа  
6.2. Оценка погрешности интерполяционного многочлена лагранжа  
Лекция 7. Конечные разности  
7.1. Первая интерполяционная формула ньютона для равноотстоящих узлов интерполяции  
7.2. Вторая интерполяционная формула ньютона  
7.3. Оценка погрешностей интерполяционных формул ньютона  
Лекция 8. Линейное интерполирование  
8.1. Интерполирование по Эйткину  
8.2. Интерполяция и приближение сплайном  
Лекция 9. Численное интегрирование функций  
9.1. Постановка задачи  
9.2. Формула прямоугольников  
9.3. Формула трапеций.  
9.4. Формула парабол (формула симпсона).  
Лекция 10. Численные методы решения задачи коши для обыкновенных дифференциальных уравнений  
10.1. Задача коши. Общие замечания. Постановка задачи  
10.2. Метод Эйлера  
10.3. Модифицированный метод Эйлера  
10.4. Метод Рунге-Кутта  
Лекция 11. Разностный метод решения уравнений математической физики (метод сеток)  
11.1. Метод сеток для уравнения параболического типа  
Лекция 12. Метод сеток для уравнения гиперболического типа  
12.2. Метод сеток для уравнений пуассона и лапласа  
Образцы выполнения контрольных работ  
   
Контрольная работа № 5  
Контрольная работа № 6  
Контрольная работа №7  
Контрольная работа №8  
Примеры заданий для самостоятельной работы  
Задание 1  
Задание 2  
Задание 3  
Задание 4  
Задание 5  
Задание 6  
Задание 7  
Задание 8  
Вопросы для самостоятельной подготовки  
Библиографический список  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прогресс вычислительной техники и методов программирования позволяет точнее моделировать физические и технические процессы для оптимизации и эффективности производственной деятельности человека, позволяет прогнозировать протекание исследуемых процессов в других условиях и при других параметрах. Как известно, существует всего 8 физических задач, которые решаются точно, остальные решаются лишь приближенно.

Кроме того, данные экспериментов, необходимые для решения практических задач, тоже даны в виде приближенных чисел. Поэтому каждый инженер, который по роду своей деятельности постоянно сталкивается с вычислительными задачами, возникающими при исследовании физических и технических проблем, должен иметь твердые навыки работы с приближенными числами и стандартными численными методами.

В данном учебном пособии рассматриваются численные методы решения задач наиболее часто встречающихся в инженерной и научно-технической практике, а именно: приближенное решение систем линейных алгебраических уравнений и приближенное решение нелинейных уравнений.

Рассматриваются различные методы интерполяции и экстраполяции для приближенного вычисления значений функций. Дан метод интерполяции сплайнами. Авторы планируют продолжить рассмотрение численных методов дифференциального и интегрального исчисления.

Лекции содержат достаточно полное изложение основных вопросов курса вычислительной математики, соответствующих требованиям к минимуму обязательной программы по подготовке дипломированных специалистов.

 

 


ЛЕКЦИЯ 1.  ПОНЯТИЕ ПОГРЕШНОСТИ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ

Точные и приближенные числа, источники погрешностей, классификация погрешностей

 

Приближенным числом a называется число, незначительно отличающееся от точного числа A и заменяющее последнее в вычислениях. При решении задач вручную или на компьютере, мы получаем числовой результат, который не является точным, так как при постановке задачи и в ходе вычислений возникают погрешности. Поэтому любая задача, связанная с массовыми действиями над числами, может быть решена с той или иной степенью точности. Поэтому при постановке задачи должна быть указана точность ее решения, т.е. задана погрешность, максимально допустимая в процессе всех вычислений.

Источники погрешностей

1. Неточное отображение реальных процессов с помощью математики, когда рассматривается не сам процесс, а его математическая идеализация. Поэтому не всегда реальные условия могут быть хорошо описаны математически.

2. Приближенные значения величин, входящих в условия задачи (погрешности исходных данных).

3. Замена бесконечных процессов, пределами которых являются искомые величины, конечной последовательностью действий.

4. Округление исходных данных, промежуточных или окончательных результатов из-за малой разрядности машины.

5. Кроме указанных выше случаев, погрешности могут появляться в результате действий над приближенными числами. Полная погрешность является результатом сложного взаимодействия всех видов погрешности. При решении конкретных задач те или иные погрешности могут отсутствовать или мало влиять на образование полной погрешности. Однако для полного анализа необходимо учитывать все их виды.

 

Погрешности можно подразделить на три большие группы:

 

1. Исходные (или неустранимые) погрешности, к которым относятся погрешности, возникающие в результате приближенного описания реальных процессов и неточного задания исходных данных. Эти погрешности проходят через все вычисления и являются неустранимыми.

2. Погрешности округления, которые появляются в результате округления исходных данных, промежуточных и окончательных результатов.

3. Остаточные погрешности возникают в результате замены бесконечных процессов конечной последовательностью действий.

Оценка погрешности может быть произведена с помощью абсолютной погрешности, с помощью относительной погрешности, с помощью остаточного члена, с помощью статических оценок.

 

При работе с приближенными величинами, вычислитель должен уметь:

 

- давать математические характеристики точности приближенных величин;

- зная степень точности исходных данных, оценивать степень точности результатов;

- брать исходные данные с такой степенью точности, чтобы обеспечить заданную точность результата;

- правильно организовать вычислительный процесс, чтобы избавить его от тех выкладок, которые не окажут влияния на точные цифры результатов.

 

Абсолютные и относительные погрешности

 

Принципиальная трудность работы с вещественными числами заключается в том, что любая переменная в памяти ЭВМ может принимать лишь конечное число значений, поэтому вещественные числа не могут быть представлены в компьютере точно. Числа записываются в форме с плавающей запятой.

При этом отдельно хранится мантисса М. Число М по абсолютной величине не превосходит 1 и порядок P, значит, пара (Р,М) задает вещественное число

 

В ЭВМ, как правило, а = 2  или  a = 16. Для записи мантиссы используется фиксированное число k, т.е.

 ,

 

где ММ – целое число и

 .

Диапазон изменения порядка тоже ограничен:

 

 .

 

Значит, представление чисел в компьютере обладает следующими свойствами:

 

1. Абсолютная погрешность равна абсолютной величине разности точного числа и приближенного  .

2. Относительная погрешность равна отношению абсолютной погрешности к точным значениям  .

3. Невозможно представить очень большие по модулю и очень малые («нулевые») числа. Произвольное вещественное число, попадающее в допустимый интервал, может быть написано с некоторой погрешностью. Относительная погрешность в этом случае примерно постоянна и равна .

Рассмотрим ошибки вычислений, связанных с вычитанием близких чисел – действие, приводящее к потере точности

 

 

 

 ,

 

      или

 

 .

 

Следующий источник ошибок – суммирование слагаемых с различным порядком сложения:

55,55 + 0,001 + 0,001 + … + 0,001 .

 

Мы не можем хранить пятую цифру, т.е. результат будет 55,55, следовательно, останется без изменений. А если сначала сложить 100 х 0,001 = 0,1 получим 55,61. Поэтому суммирование чисел необходимо производить в порядке возрастания слагаемых.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...