Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос: Конституционно-правовой статус судей




Конституционно-правовой статус судей – это определяемое Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности.
Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе РФ», и находят развитие в Законе РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г.
Судья – это должностное лицо, наделенное полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны.

В соответствии со ст. 119 Конституции РФ к судьям предъявляются следующие требования:

1. судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ;

2. достижение 25 летнего возраста;

3. наличие высшего юридического образования;

4. стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. При этом под юридической профессией понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.

Для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – возраст – 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для судей Конституционного Суда РФ – возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, суда автономного округа, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет.

Наряду с этими требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий и во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе: быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Федеральное законодательство устанавливает порядок наделения судей полномочиями.
Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.
Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу, в которой клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастными и справедливыми. Закон о статусе судей предусматривает еще одно специфическое требование, предъявляемое к кандидату в судьи: сдачу им квалификационного экзамена, который принимается комиссией.
Полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. (ст. 11 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в РФ»)
Основания прекращения полномочий судей предусматриваются федеральным законодательством. Такими основаниями могут выступать: 1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) прекращение гражданства РФ;
6) занятие деятельностью не совместимой с должностью судьи;
7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
8) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
9) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;
10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
1) признании судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого;
3) участие судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;
4) избрание судьи в состав органа законодательной власти РФ или органа законодательной власти субъекта РФ.
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

И последний элемент конституционно-правового статуса судьи – это гарантии независимости судей.
К числу средств обеспечения независимости судей относятся:
а) наличие предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия;
б) установление под угрозой ответственности запрета чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
г) право судьи на отставку;
д) неприкосновенность судьи;
е) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
ж) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

4 вопрос: Конституционный Суд РФ:
порядок формирования,состав, компетенция

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный контроль – это проверка законов и других нормативных правовых актов, принимаемых органами публичной власти, с точки зрения их соответствия Конституции.
Правовым последствием признания закона неконституционным является то, что он теряет юридическую силу и перестает применяться.
Субъекты конституционного контроля могут быть специализированными и неспециализированными.
К специализированным органам конституционного контроля относят – Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
К неспециализированным органам конституционного контроля относятся органы и физические лица, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта. В России к ним относятся: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
К объектам конституционного контроля относятся:
1) федеральные конституционные законы;
2) федеральные законы;
3) внутригосударственные договоры;
4) акты палат Федерального Собрания;
5) нормативные акты Президента РФ;
6) нормативные правовые акты Правительства РФ;
7) конституции республик, уставы конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов;
8) не вступившие в силу международные договоры РФ.
Конституция РФ 1993 г. посвящает Конституционному Суду РФ много внимания: определяет численный состав Суда, порядок их назначения, определяет их компетенцию. Правовое регулирование Конституционного Суда осуществляется также на основе Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ».
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием (большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации).
Законом устанавливаются требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи – гражданин РФ, достигший не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющей высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет.
Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда считается вступившем в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет.
Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Персональный состав определяется путем жеребьевки. В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда РФ.
ФКЗ «О Конституционном Суде» перечисляет вопросы, которые могут рассматриваться исключительно в пленарных заседаниях (ст. 21), и вопросы, рассматриваемые в заседаниях палат Конституционного Суда РФ (ст. 22).
Конституционный Суд РФ обладает значительными полномочиями, которые закреплены в ст. 125 Конституции РФ, хотя Суд может быть полномочен осуществлять иные функции.
Полномочия Конституционного Суда делятся на:
1) полномочия по проверке соответствия Конституции РФ законов и иных актов как РФ, так и ее субъектов;
2) полномочия по разрешению споров о компетенции между органами государственной власти;
3) полномочия по проверке по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) полномочия по толкованию Конституции РФ;
5) другие полномочия (например, право давать заключение в связи с выдвижением обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления).

Следует обратить внимание на ряд особенностей подачи жалоб гражданами в Конституционный Суд:
а) гражданин имеет право обратится в Конституционный Суд за защитой не всех нарушенных прав, а только предусмотренных Конституцией;
б) не каждый гражданин имеет право на подачу жалобы, а тот, который является стороной в гражданском деле или участником в уголовном или административном процессе;
в) объектом рассмотрения Конституционным Судом является не конкретное дело, а закон на предмет соответствия его Конституции РФ;
г) жалоба может быть подана гражданином в Суд на любой стадии рассмотрения дела в органе, применяющем оспариваемый закон.

Итогом работы Конституционного Суда РФ по рассмотрению дела в рамках его полномочий является принятие правового акта.
Конституционный Суд принимает различные виды решений, которые обладают общими чертами:

1. они выносятся от имени государства;

2. решения Конституционного Суда действуют непосредственно на всей территории РФ, они обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, граждан и их организаций;

3. решения Суда окончательны и обжалованию не подлежат.

Все решения Конституционного Суда подразделяются на итоговые и иные.
Итоговое решение Суда по существу вопросов о проверке конституционности правовых актов, по разрешению споров о компетенции, по жалобам граждан, по толкованию Конституции РФ принимаются виде постановления.
Итоговое решение Суда по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуются заключением.
Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определением.
Что касается юридической силы решений Конституционного Суда РФ, то Закон (ст. 79) устанавливает, что его решение окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

5 вопрос: Конституционно-правовой статус Верховного Суда РФ и
Высшего Арбитражного Суда РФ

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, дает разъяснения по вопросам их практики.
Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем судам общей юрисдикции.
Состав Верховного Суда РФ:
? Пленум Верховного Суда РФ – рассматривает и разрешает вопросы о внесении представлений в порядок осуществления законодательной инициативы, о толковании законов.
? Президиум Верховного Суда РФ – рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.
? Кассационная коллегия – рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления по этим делам, а также дела по вновь открывшимся в пределах своих полномочий.
? Судебная коллегия по гражданским делам и уголовным делам и военная коллегия рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам в пределах своих полномочий.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд РФ является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ (ст. 23 ФКЗ «О судебной системе РФ». Все арбитражные суды являются органами федеральными.
Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ устанавливаются ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» 1995 г. и «О судебной системе РФ» 1996 г., Арбитражно-процессуальным кодексом РФ от 2002 г.

6 вопрос: Конституционные (уставные) суды
субъектов РФ, мировые судьи

В соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» от 26 декабря 1996 г. конституционные (уставные) суды создаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования данной конституции (уставу).
Конституционный (уставной) суд субъекта Федерации, может создаваться субъектом РФ за счет собственных бюджетных средств. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не образуют единой с Конституционным Судом системы, каждый из них независим от другого, действует в своем правовом поле.
Если проанализировать компетенцию действующих сегодня конституционных (уставных) судов, то можно выделить дополнительные направления их деятельности, закрепленные в их конституциях (уставах) и законах:

1. проверка конституционности правоприменительной практики;

2. рассмотрение жалоб граждан на нарушение конституционных прав и свобод;

3. участие в процедуре отрешения от должности главы исполнительной власти субъекта Федерации;

4. разрешение споров о законности проведения выборов и референдума.

Другой элемент судебной системы субъектов системы субъектов РФ – институт мировых судей. Его основной задачей является освобождение федеральных судов от массы незначительных дел.
На сегодняшний день принят Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» от 11 ноября 1998 года, который является рамочным. Согласно федеральному законодательству закон субъекта Федерации должен устанавливать полномочия и порядок деятельности мирового судьи.
Специфика статуса мировых судов заключается в том, что они, с одной стороны, определяются Законом как суды субъектов Федерации, с другой – как составная часть единой федеральной судебной системы, что и предполагает их финансирование из федерального бюджета и именно это является важнейшей гарантией независимости мировых судей от местных властей.
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему.
К мировым судьям предъявляются общие требования, сформулированные в ст. 119 Конституции.
В соответствии с федеральным законом мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ сроком до 5 лет ( конкретный порядок избрания мирового судьи будет регламентироваться законом субъекта Федерации).
В качестве суда первой инстанции мировой судья рассматривает:
1) уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы;
2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
5) трудовые споры, за исключением дел о восстановлении на работе;
6) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
7) дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи Кодексом об административных правонарушениях. Мировой судья рассматривает дела единолично, осуществляет свою деятельность в пределах территории закрепленного за ним судебного участка.

7 вопрос: Конституционные основы
деятельности прокуратуры РФ

Ст. 129 Конституции РФ из главы «Судебная власть» посвящена прокуратуре, что может создать впечатление о вхождении прокуратуры в число органов, осуществляющих судебную власть. Но такое впечатление ошибочно, т.к. прокуратура и суд абсолютно независимы друг от друга и представляют собой системы с различными функциями, хотя прокуратура оказывает существенное содействие осуществлению судебной власти. Включение статьи о прокуратуре в главу о судебной власти следует скорее объяснить данью традиции.
Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Правовой основой деятельности прокуратуры РФ является: Конституция РФ, Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ», и другие федеральные законы.
Прокуратура РФ действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 5 лет.
Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором по согласованию с ее субъектами сроком на 5 лет. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.
Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия по определенным направлениям прокурорской деятельности:

1. прокурорский надзор;

2. осуществление уголовного преследования;

3. участие прокурора в рассмотрении дел судами;

4. координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

5) международное сотрудничество (Генеральная прокуратура РФ в пределах свое компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ).
Одно из направлений деятельности прокуратуры – прокурорский надзор. Это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории РФ.
Выделяют 4 направления прокурорского надзора:

1. Надзор за исполнением законов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также в местах содержания задержанных и заключенных под стражу.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...